Шрикант Верма
Портрет Раджива Ганди
В мире, особенно в странах с демократической формой правления, найдется не так уж много семей, которые могли бы сравниться с семьей Раджива, где представитель вот уже третьего поколения в результате демократических выборов становится - главой правительства. Первым премьер-министром независимой Индии был дед Раджива по материнской линии - Джавахарлал Неру. Вторым представителем семейного клана, ставшим премьер-министром, была дочь Неру и мать Раджива - Индира Ганди. А представителем третьего поколения является, естественно, сам Раджив Ганди.
Конечно, во времена, когда в большинстве стран правили монархи, передача власти от отца сыну или дочери была естественной нормой политической жизни. Но означает ли факт избрания представителей трех поколений семьи Неру на пост премьер-министра, что они добивались этого с помощью неких нарушений установленных демократических процедур? Ни в коей мере. Напротив, их успех приобретает еще большую значимость именно благодаря тому, что они всегда действовали в соответствии с демократическими принципами. Индиру Ганди не раз обвиняли в том, что она пытается увековечить «династическое правление». Но ведь она всегда вела открытую борьбу против политических соперников; да и власть она не унаследовала. После смерти Джавахарлала Неру в мае 1964 года премьер-министром был избран Лал Бахадур Шастри(1). Два года спустя он умер, и партия рекомендовала Индиру Ганди на этот важнейший государственный пост. К тому же именно она смогла выдвинуть альтернативу, способствовавшую объединению страны, которому был нанесен серьезный ущерб в результате продолжительных волнений на юге.
Характерной чертой психологии индийцев является то, что они избирают премьер-министрами только тех политических лидеров, в ком видят гарантию единства и территориальной целостности страны.
Любой человек, от мала до велика, должен практически показывать, на что он способен. За 18 лет, минувших с тех пор, как Индира Ганди приняла присягу на посту премьер-министра, она не на словах, а на деле доказала, что выбор индийского народа оказался правильным. Она не только жила, но и погибла во имя единства Индии. Поэтому далеко не случайно индийцы, для которых вселенная заселена богами и богинями, отождествляли Индиру Ганди с богиней Дургой - победительницей демонов,— любя и почитая ее больше, чем кого-либо из индийских политических лидеров недавнего прошлого.
Семья Неру обязана Мотилалу Неру(2), прадеду Рад-жива по материнской линии, своим приобщением к современной политической деятельности; он же привил ей дух секуляризма и антисектантства, которые с тех пор стали отличительными чертами семьи, позволив ее членам приобрести общенациональный статус, не имеющий параллелей в индийской политической жизни. Мотилал родился в скромной семье кашмирских Брахма(3) 6 мая 1861 года, то есть через четыре года после тетания сипаев 1857 года(4). Выучив в раннем возрасте оду персидский и арабский языки, он затем завершил образование на английском языке в Муирском колледже города Аллахабада (штат Уттар-Прадеш) и начал готовиться к экзаменам на звание вакилса (адвоката). Мотилал выбрал сферой своей деятельности юриспруденцию и открыл практику в городе Канпуре в том же штате. Три года спустя он вернулся в Аллахабад и очень скоро стал известным, преуспевающим адвокатом. Вскоре он приобрел там большой дом, которому дал название «Ананд бхаван» («Обитель радости»). Дом этот со временем превратился в штаб-квартиру не только для будущих семей Неру, но и для всего национально-освободительного движения Индии(5).
Являя собой тип сильно европеизированного индуса с нетрадиционным мировоззренческим подходом, Мотилал отвергал многие ограничения индуизма в отношении касты, вероисповедания, пищи и т. д., считавшиеся в то время незыблемыми. Он даже осмелился направить своего сына в Англию, хотя это расценивалось ортодоксальными индусами как в высшей степени кощунственный поступок, поскольку они опасались, что молодые люди начнут есть говядину(6) или возьмут в жены «мемсахиб», то есть инородок и к тому же представительниц клана господ-англичан, чем опозорят свои семьи.
Мотилал был настолько сильно привязан к своему единственному сыну Джавахарлалу, что позже по его примеру отказался от прозападного образа жизни и примкнул к движению «Свадеши»(7). Конечно, в 50 лет нелегко изменять своим привычкам, однако решение его не было беспрецедентным. В индуистских сказаниях о королях и аристократах достаточно примеров, когда те отказывались от мирской роскоши либо по настоянию детей, либо внезапно осознав, что светская жизнь сама по себе есть не что иное, как пустое времяпровождение. Поняв это, они пускались в «путешествие», название которому — «поиски смысла жизни».
Родившись и воспитываясь в богатой семье, Джава-харлал Неру тем не менее не превратился в праздного мечтателя. Он постоянно был в курсе событий внутренней и международной политической жизни. До 16 лет он занимался с домашними учителями, а затем был отправлен в Англию, чтобы получить там высшее образование. Общение с миром еще больше укрепило его секулярист-ское мировоззрение. Завершив свое образование в Харроу (8) и Кембриджском университете (9), Джавахарлал Неру поступает в Иннер-Темпл (10), после окончания которого получает право на адвокатскую практику и возвращается на родину. Здесь его воображение поражает Махатма Ганди, только что вернувшийся в Индию из Южной Африки, чтобы начать кампанию гражданского неповиновения в стране и направить в нужное русло борьбу народных масс за свободу. Он-то и стал впоследствии наставником и учителем Джавахарлала Неру.
В 1916 году, 27 лет от роду, Джавахарлал женился на Камале Кауль, 17-летней девушке из семьи кашмирского пандита, проживавшей в Дели. Свадьба состоялась 8 февраля, то есть в день «Васант Панчами» — индуистский праздник, знаменующий приход весны (11). У них родился всего один ребенок — дочь, которую назвали Индирой Прийядаршини (12).
Политическая деятельность Джавахарлала Неру часто сопровождалась арестами и тюремными заключениями, к которым его приговаривало английское правительство. Однако будучи человеком интеллектуального склада ума, он и в английских тюрьмах прочитал немало произведений научного, исторического, философского, религиозного, политического и художественного содержания. Диапазон его читательских интересов был весьма обширен: от буддистских текстов в подлиннике до самых современных изданий. В каждом письме отцу он просил присылать ему книжные новинки, особенно по литературоведению, истории, социологии. Именно в годы заточения Джавахарлал Неру создал большинство своих фундаментальных работ, таких, как «Открытие Индии» и «Взгляд на всемирную историю». Он написал также огромное число писем Индире, которые впоследствии были изданы под названием «Письма отца дочери».
Великолепный оратор, умевший держать аудиторию в постоянном напряжении, Джавахарлал пользовался непререкаемым авторитетом и в Конгрессе, и среди простых людей. Задолго до того, как стать премьер-министром, он завоевал в народе репутацию легендарного героя. Не удивительно, что именно он был избран первым главой правительства независимой Индии.
Вторая мировая война значительно ослабила позиции Англии на мировой арене. Медленно, но верно до сознания британских колонизаторов стало доходить, что они больше не в состоянии удерживать Индию под своим господством. 15 августа 1947 года народам Индостана была предоставлена свобода. Но какой ценой! Он уже не представлял собой единое политическое целое, а был разделен на Индию и Пакистан.
Переход к независимости в Индии происходил бурно и сопровождался массовыми волнениями; он был отмечен как счастливыми, так и горестными событиями, как радостью, так и печалью. Раздел субконтинента привел к широкомасштабной миграции мусульман в Пакистан и индусов в Индию. Несмотря на усилия Махатмы Ганди, Джавахарлала Неру и других государственных деятелей, направленные на то, чтобы убедить людей не поддаваться нездоровым настроениям, огромное число представителей обеих религиозных общин подверглись избиениям и гонениям, когда они, покинув насиженные места, направились в свою новую страну. Сохранилось немало душераздирающих свидетельств тех трагических событий, записанных со слов очевидцев, которым удалось остаться в живых и потом рассказать все, как было. Глубоко опечаленный этой человеческой трагедией, Джавахарлал Неру в ночь с 14 на 15 августа 1947 года произнес свою знаменитую речь:
«Много лет тому назад мы избрали свою судьбу, и теперь настал момент вспомнить свою клятву, если не целиком и не в полной мере, то, во всяком случае, в значительной ее части. Когда часы пробьют полночь и весь мир погрузится в сон, Индия проснется к жизни и свободе. Наступает момент, что случается в истории еще слишком редко, когда старое уступает место новому, когда в прошлое уходит целая эпоха, когда душа нации, столь долго угнетенная, наконец-то найдет свое самовыражение. И вполне закономерно, что в этот торжественный момент мы клянемся посвятить себя служению Индии, ее народу и, что еще важнее, великому делу всего человечества.
На заре своей истории Индия вступила на путь вечного поиска; величием ее успехов и неудач наполнены столетия на этом пути. Ни в добрые, ни в тяжелые времена она никогда не упускала из виду цели этого поиска и не предавала забвению идеалы, придававшие ей силы. Сегодня мы оставляем позади трудные времена. Индия вновь открывает самое себя. Событие, которое мы и празднуем сегодня,— это всего лишь шаг, всего лишь прелюдия к достижению еще больших побед, ожидающих нас впереди. Так хватит ли у нас мужества и мудрости, чтобы воспользоваться этой возможностью и принять на себя вызов судьбы?
Свобода и власть налагают обязанности. Они ложатся на это Собрание — суверенный орган, представляющий суверенный народ Индии. Новое всегда рождается в муках. Мы полностью выстрадали нашу свободу, сердца наши до сих пор хранят боль этих страданий. Тем не менее с прошлым покончено, и сейчас все наши помыслы направлены только в будущее. Но будущее это будет нелегким. Оно не сулит нам отдыха. Напротив, оно означает нескончаемый поиск, направленный на то, чтобы мы смогли выполнить и те клятвы, которые мы так часто давали, и ту, которую мы даем сейчас. Служение Индии означает служение миллионам страждущих и несчастных. Оно означает стремление положить конец вековой нищете, невежеству, болезням и неравным возможностям. Величайшие представители нашего поколения стремились и стремятся к тому, чтобы осушить слезы каждого плачущего. Возможно, это выше наших сил, но до тех пор, пока будут слезы и страдания, до тех пор мы не сможем считать свою работу завершенной. Вот почему мы должны страдать в родовых муках и работать, причем работать не покладая рук, чтобы претворить в жизнь наши мечты. Сейчас мы мечтаем не только о будущем Индии, но и о будущем всего мира, ибо народы и страны нашей планеты слишком тесно связаны друг с другом, чтобы вообразить, будто смогут прожить отдельно. Говорят, мир неделим. Но сегодня неделимы в равной мере и свобода, и процветание, и несчастье...
Мы обращаемся к народу Индии, чьими представителями мы являемся, с призывом присоединиться к нам с верой и доверием в этом великом деле. Сейчас не время для мелочного и вредоносного критиканства, не время для недоброжелательства и осуждения других. Мы должны построить новый, величественный дом свободной Индии,— дом, в котором смогут жить все ее дети».
Еще не успели зажить раны межобщинной розни, как Махатма Ганди пал жертвой выстрелов индуистского фанатика, считавшего, что Махатма стремится ублажить мусульман и Пакистан. В действительности же Махатма не шел на компромисс ни с индусами, ни с мусульманами. Он лишь пытался быть справедливым. Получив трагическую весть о смерти Махатмы Ганди, Джавахарлал Неру, находившийся всего в нескольких километрах от места покушения, горестно воскликнул: «Из нашей жизни ушел свет!»
К моменту достижения независимости в рядах Индийского национального конгресса было немало выдающихся лидеров. Однако ни один из них не мог сравниться по популярности с Джавахарлалом Неру. Его положение как премьер-министра и лидера Конгресса было непоколебимым. Когда вступила в силу Конституция (13) и на ее основе состоялись в 1952 году первые всеобщие выборы, он получил массовую поддержку.
Успех сопутствовал Джавахарлалу Неру и на последующих выборах в 1957 и 1962 годах. К 1964 году, году смерти, срок его непрерывного пребывания на посту премьер-министра Индии достиг 17 лет.
Джавахарлал Неру был всесторонне одаренной личностью: писатель и ученый, мечтатель и в то же время человек действия, он обладал темпераментом западного мыслителя и мудростью восточного человека; он не боялся рискованных шагов, но в то же время точно рассчитывал свои действия.
Получив образование в Англии и обладая видением современного человека, Неру полностью осознавал, что Индия, если она хочет стать современным государством, должна вступить в соревнование с Западом и не отставать от него в области научно-технического прогресса. Он последовательно выступал против экономических доктрин, в которых основной акцент делался на развитии сельского хозяйства и которые главным образом были нацелены на обеспечение работой сельского населения. Джавахарлал Неру понимал: если Индия не возьмет на вооружение модель развития, служащую ускорению ее индустриального роста, ей никогда не стать сильной страной. Джавахарлала Неру часто причисляют к последователям как фабианского социализма (14), так и либерального марксизма. Глубоко в душе, однако, Джавахарлал Неру оставался гандистом. Сильное влияние на его взгляды оказало также учение Будды. Еще одним из его идеалов был знаменитый воитель Ашока (15), добровольно отказавшийся от военных действий, увидев, как много страданий они приносят людям.
Джавахарлал Неру, безусловно, стал одним из крупнейших борцов за мир в период после второй мировой войны: мало кто в XX столетии сделал столько для прекращения как больших, так и малых войн, возникавших в различных точках земного шара. Его эмиссаром был В. К. Кришна Менон (16), незаурядный политический деятель, который в зените своей славы доставил немало неприятных минут многим западным дипломатам. Это о нем рассказывают, что однажды он вызвал неудовольствие западного мира всего лишь тем, что, прогуливаясь по коридорам ООН и рассматривая прекрасные картины на стенах, он с улыбкой раскланивался и обменивался рукопожатиями с дипломатами из социалистических стран. Со временем Кришна Менон из-за своего острого языка и нелицеприятных манер потерял популярность и в конце концов после китайско-индийского пограничного конфликта 1962 года был вынужден уйти в отставку. Ведь не кто иной, как он, убеждал Неру в том, что социалистическое государство никогда не нападет на Индию и что она должна остерегаться прежде всего Пакистана. Убежденные в миролюбивых намерениях Китая, руководство страны и министерство обороны при Кришне Меноне оказались практически неподготовленными к возникшему конфликту.
Кришна Менон умер через несколько лет после смерти Джавахарлала Неру. Вскоре после его кончины Индира Ганди рассказала мне о таком эпизоде. Когда она навестила больного Кришну Менона в одной из делийских больниц, тот, как обычно, попросил слугу принести чашку чая и сказал: «Инду, это, возможно, моя последняя чашка чая». Через несколько часов после этого разговора Кришна Менон скончался, оплакиваемый друзьями и почитателями во всем мире. Это был один из самых блестящих, эксцентричных и... непопулярных государственных деятелей в независимой Индии.
Джавахарлал Неру в содружестве с Кришной Мено-ном и доктором Сарвапалли Радхакришнаном (17) создали так называемую философию «Панча шила» (18), нацеленную на прекращение войн и установление мира во всем мире. Именно приверженность этим принципам, совершенно не случайно восходящим к древнеиндийским философским трактатам, и стала причиной того, что Джавахарлал Неру вырос в признанного лидера Движения неприсоединения.
Однако Джавахарлал Неру был не просто интернационалистом, каким его пытаются изобразить противники, наиболее известным из которых является Рам Мано-хар Лохия (19). Он увлекся международными проблемами прежде всего потому, что это были годы, когда в памяти человечества еще были свежи ужасы второй мировой войны. Джавахарлал Неру считал своей миссией предупредить мир о том, что в новых условиях война сделает невозможным существование самого человечества. Под его руководством Индия выступала миротворцем почти в каждом случае, когда возникала опасность войны между тем или иным государством. Но одновременно это стало причиной отчуждения от него Запада, и особенно Соединенных Штатов, поскольку руководители США, в частности Джон Фостер Даллес (20), считали, что именно Неру склоняет чашу весов в пользу социалистического блока. Конечно, это было далеко от истины, однако вопрос об установлении истины тогда не стоял на повестке дня.
Именно Неру, будучи глубоко озабоченным настоящим и будущим Индии, указал путь индийскому народу и привил ему стремление добиваться самообеспеченности; именно он научил сограждан считать себя детьми XX столетия и придавать огромнейшее значение развитию науки и техники.
Джавахарлал Неру был секуляристом и оставался верен этому принципу до конца своей жизни. Лютой ненавистью ненавидели его индусские фанатики, так и не простившие ему того, что он провозгласил Индию светским государством. В дрожь бросает от одной лишь мысли о том, какой могла бы стать Индия, если бы власть после англичан перешла в руки не Неру, а кого-либо другого. И если сегодня Индия входит в десятку самых развитых в промышленном отношении государств мира, заслуга в этом одного человека — Джава-харлала Неру.
Преемником Джавахарлала Неру стал Лал Бахадур Шастри, один из представителей «старой гвардии» Конгресса. Ему пришлось преодолеть сопротивление оппозиции со стороны другой группировки старшего поколения конгрессистов во главе с Морарджи Десаи (21), также претендовавшего на роль преемника Неру. Не пользуясь популярностью из-за своих консервативных взглядов и реакционного политико-экономического курса, М. Десаи являлся вместе с тем исключительно надменным, самовлюбленным и весьма злопамятным человеком, никогда не забывавшим обид и не прощавшим противников.
Будучи невысокого роста, «Пал Бахадур Шастри, однако, возвышался над Морарджи Десаи в политическом смысле этого слова. И он поставил Десаи на место, не позволив ему рядиться в тогу спасителя страны. Лишь после смерти Лала Бахадура Шастри Морарджи Десаи смог с помощью группы промышленников и ряда газет выдвинуться в качестве одного из основных претендентов на пост премьер-министра. Следует отметить, что во времена правления Лала Бахадура Шастри председатель Конгресса южанин Камарадж (22) не находил общего языка с Морарджи Десаи. Лишь в 1969 году он оказал ему поддержку, да и то только в пику Индире Ганди.
Пребывание Лала Бахадура Шастри на посту премьер-министра было, к величайшему сожалению, очень кратким. В 1965 году Индия вновь оказалась втянутой в войну с Пакистаном. Советский Союз пригласил руководителей обеих стран в Ташкент для подписания мирного соглашения. Во время пребывания в Ташкенте в январе 1966 года с Шастри случился сердечный приступ и он скончался от инфаркта. Партия Конгресс осталась временно без лидера.
Если учесть ту обстановку, в которой воспитывалась Индира Ганди, то не удивительно, что она с ранних лет проявляла интерес к политике — занятию, которое в те времена считалось синонимом борьбы за свободу. Как писала сама Индира Ганди, еще в детские годы она активно участвовала в деятельности организации «Ванар Сена» («Бригады обезьян»), выступавшей против англичан, правивших в Индии. Единственный ребенок в семье, к тому же лишенный родительской заботы, так как и мать и отец часто подвергались тюремным заключениям, Индира Ганди была прирожденным бойцом, каким и оставалась до самой смерти. Она принимала в штыки любые действия, если считала, что они идут в ущерб интересам страны. Трудно представить более бескомпромиссного деятеля в индийской политической жизни, чем Индира Ганди. Другие, достигнув власти, обычно могут идти на самые различные компромиссы. Другие, но только не Индира Ганди.
Индира Ганди была секуляристом не в западном смысле этого слова, а в том, что верила в равенство всех религий. Однажды она спросила меня, является ли понятие «дхарма-нирапекша» точным эквивалентом слова «секуляристский». Вопрос был вызван тем, что в переводе индийской Конституции на язык хинди Индия определяется как «дхарма-нирапекша раштра» (т.е. «нерелигиозное государство»). Похоже, Индира Ганди была не согласна с этим определением. В ответ я сказал ей, что вряд ли стоит придавать столь большое значение переводу, поскольку в санскрите есть более подходящие слова, характеризующие отличительную черту индийского общества, а именно «сарва-дхарма самбхав», что означает «одинаковое уважение к любой религии» или «равенство всех религий». Индира Ганди сказала мне, что именно так она хотела бы охарактеризовать свою веру, хотя и родилась в семье индусов.
Годы спустя, увидев, как она не пропускает ни одного храма и падает там ниц перед изображениями индуистских богов и богинь, я спросил у нее, действительно ли она верит в них или делает это для того, чтобы поднять свою репутацию в глазах народа. Она сухо ответила: «Не все, что я делаю, должно становиться достоянием публики». Поскольку мне все же хотелось уточнить ее позицию, я продолжал: «Но ведь Ваш отец не считал обязательными ни молитвы, ни посещение храмов». Индира Ганди в ответ сказала: «Я не вижу никакого противоречия между религиозной верой и научным мировоззрением. Печальный парадокс нашего века заключается в том, что нам не удалось примирить духовное с материальным, древнюю мудрость с современными знаниями». Индира Ганди глубоко верила в индуизм. Она хорошо разбиралась в индуистской философии, особенно в Веданте (23). Ее любимым философом был Шанка-рачарья (24).
Личная жизнь Индиры Ганди также служит убедительным подтверждением ее секуляристских воззрений. В 1942 году она вышла замуж за Фероза Ганди, парса (25) по происхождению. (Ганди — очень распространенная фамилия среди как гуджаратцев, так и парсов. Фероз Ганди не был родственником Махатмы Ганди.)
С семьей Неру Фероза свел его интерес к национально-освободительной борьбе. Он был частым гостем в «Ананд бхаване», резиденции семьи Неру в Аллахабаде. Индира Ганди в своих воспоминаниях описала, как ее встречи с Ферозом Ганди завершились в конце концов женитьбой. По ее словам, в юности она часто видела возле их дома молодого человека, который при встрече не сводил с нее глаз. Однажды он спросил ее, не согласится ли она стать его женой...
Индира и Фероз поженились, преодолев кастовые и религиозные барьеры и явив тем самым пример будущим поколениям. В те времена межкастовые браки считались индусами святотатством по отношению к «Манусмрити» (своду правил общественного поведения для индусов).
Вскоре после женитьбы Фероз стал управляющим компанией «Ассошиейтед джорналз лимитед», которой принадлежали такие влиятельные газеты, как «Нэшнл геральд». Являясь страстным поборником свободы печати, Фероз, после того как его избрали в Лок сабху (членом Нижней палаты парламента он оставался вплоть до самой смерти в 1961 году), сумел провести законопроект, дававший прессе право, не опасаясь вмешательства правительства, свободно освещать все, что происходит в парламенте.
Фероз был очень независимым человеком. Он отказался жить в доме своего тестя, считая, что может создаться впечатление, будто он желает воспользоваться покровительством Джавахарлала Неру, к тому времени уже ставшего премьер-министром Индии.
У Фероза и Индиры родились два сына: старший, Раджив,— 20 августа 1944 года, и младший, Санджай,— спустя немногим более двух лет — 14 декабря 1946 года. Дети росли главным образом под присмотром матери и деда; последний оказал на Раджива особенно большое влияние, причем влияние это остается сильным и сейчас, более чем 20 лет спустя после его смерти. С именем Джавахарлала Неру у Раджива связаны многие светлые воспоминания и образы. От своего деда он унаследовал не только безукоризненно чистое «кхади» (26), но и безупречно чистую душу. Раджив может терпеть все что угодно и кого угодно, но только не человека, замешанного в коррупции. Западная пресса совершенно справедливо присвоила ему титул «мистер Незапятнанный».
Раджив рос впечатлительным, вежливым в обращении, застенчивым ребенком с тихим голосом. Он никогда не позволял себе грубость по отношению к кому бы то ни было. Таким он остается и по сей день. Он редко теряет самообладание, еще реже повышает голос. Наоборот, его речь во время обычного разговора больше похожа на шепот. Он четко излагает свои мысли. Речи его всегда глубоки по смыслу. Он говорит с толпой, словно обращается к отдельному человеку. За последние три года он добился полного взаимопонимания с аудиторией, на которую оказывает большое влияние его мягкая, спокойная манера выступлений. Даже видавшие виды дипломаты и государственные деятели считают Раджива уникальной личностью: несмотря на свое высокое положение премьер-министра, он остается скромным человеком — истинным приверженцем древней индийской традиции, обязывающей королей кланяться своим подданным.
После местной подготовительной школы Раджива и Санджая направили на учебу в школу в Дехрадуне — среднее учебное заведение по образцу английских «публичных школ» (27), через которое прошло немало людей, ставших впоследствии крупными административными служащими, бизнесменами и политическими деятелями.
Неприязнь к чинопочитательству и низкопоклонству проявлялась в Радживе Ганди с раннего детства. С годами же это чувство становилось все более острым по мере того, как он видел, что люди нередко достигали власти либо за счет слепого, бездумного подчинения, либо выслуживаясь, либо клевеща на других. Ненависть Раджива Ганди к этим отвратительным проявлениям человеческого характера остается столь же сильной и по сей день. В 1981 году, когда он принял решение баллотироваться на дополнительных выборах в парламент от избирательного округа Аметхи, я услышал от него вопрос, который заставил меня уважать его еще больше. Он спросил меня: «Как мне вести себя с любителями вешать на руководителей гирлянды с цветами, когда я приеду в Аметхи, чтобы выставить свою кандидатуру?» Я ответил, что не всякий, кто вешает гирлянды руководителю на шею, является подхалимом. Ведь украшать гирляндами руководителей и гостей — старинный народный обычай, особенно тщательно соблюдаемый в небольших городках и деревнях.
Раджив Ганди отправился в Аметхи для регистрации в окружном суде Султанпура в качестве официального кандидата, и в аэропорту Лакхнау (28) я лично видел, как он старательно избегал всех тех, кто выкрикивал лозунги в его честь.
В другой раз он осадил главного министра, приехавшего заблаговременно в аэропорт, специально чтобы встретить Раджива. Он задал ему всего один вопрос, который звучал примерно так: почему главный министр приезжает в аэропорт для встречи простого члена парламента?
И Раджив, и Санджай были посланы для дальнейшего обучения в Англию. Именно там Раджив познакомился со своей будущей женой — Соней Майно из Италии.
Санджай также был в тот период занят своей профессиональной и личной жизнью. По возвращении в Индию он построил автозавод «Марути», а также сконструировал автомобиль, который впоследствии был принят к производству. В настоящее время «Марути удьёг», как сейчас называется это предприятие, совместно с японской фирмой «Судзуки» производит автомобили.
Санджай не виноват, что проект «Марути» стал своего рода «яблоком раздора», которое использовали в качестве предлога, чтобы навредить Индире Ганди. Ежедневно по этому поводу в парламенте звучали запросы, а позднее, в 1977 году, когда Индира Ганди потерпела поражение на выборах, было назначено несколько комиссий для расследования ее дел, и одна из них — по так называемому «делу Марути». В 1980 году, после поражения Джана-та парти, автомобильный завод «Марути» был переведен в государственный сектор. Мечта Санджая — создать массовый автомобиль «марути» — осуществилась в 1983/84 финансовом году (29), однако к этому времени человека, который выпестовал этот проект, уже не было в живых. Санджай погиб в 1980 году, когда пилотируемый им самолет потерял управление и разбился.
У Санджая было много друзей и сторонников, но немало и врагов. Ему хотелось, чтобы все делалось быстрее, но у него не было полной ясности в том, что же в первую очередь отвечает интересам партии и страны.
Мое основное впечатление о Санджае можно кратко сформулировать следующим образом: это был честный, прямолинейный человек, позволивший, к сожалению, окружить себя беспринципными или бездарными людьми. Проживи он подольше, его добрые начала возобладали бы и он, несомненно, сумел бы избавиться от всех этих случайных попутчиков. Ведь он фактически уже начал этот процесс, когда в 1979—1980 годах предал забвению некоторых «героев» чрезвычайного положения.
В конце 1979 года, во время проводимой мной предвыборной кампании, я представил Санджаю на утверждение список возможных кандидатов, на что он прореагировал крайне резко, сказав, что в списке имеются люди, из-за которых ему пришлось предстать перед судом после поражения на выборах в 1977 году. Выбросьте их вон!
Санджай был женат на Манеке Ананд, дочери сикхского полковника. В начале 1980 года она родила сына, которого назвали Варуном. Когда Санджай погиб, Манека, взбалмошная дочь богатых родителей, тут же затеяла склоку с Индирой Ганди. Причем это не было обычной ссорой между свекровью и снохой. Это было нечто из ряда вон выходящее: Манека захотела стать преемницей Индиры Ганди! Шарлатаны и злоумышленники убедили ее в том, что она обладает всеми качествами, необходимыми главе правительства. В то время Раджив Ганди еще был далек от политической деятельности. И тем не менее уже тогда Манека с помощью различного рода писак пыталась опорочить Раджива Ганди. Ее приспешники начали против него кампанию травли.
Не довольствуясь словесными выпадами против Индиры Ганди, Манека продала еженедельник «Сурья», издателем которого являлась, отъявленным коммуналистам (30) и ярым противникам Индиры Ганди. Говорят, именно она снабжала информацией многих политических недругов Индиры Ганди, всячески настраивая их против нее.
Индира Ганди была на редкость милосердной женщиной и, как истинная индуска, питала искреннее отвращение к любым домашним склокам, особенно если они становились достоянием улицы.
У Манеки Ганди не было таких сдерживающих побуждений. Однажды вечером, прежде чем навсегда покинуть резиденцию премьер-министра в доме № 1 по улице Сафдарджанг-роуд и переехать в другой дом, расположенный в фешенебельном районе Дели, она, не стесняясь в выражениях, жестоко оскорбила Индиру Ганди. Сразу же после этого Манека провела пресс-конференцию, во время которой постаралась опорочить Индиру Ганди, Соню и Раджива. Она фактически перестала быть членом семьи Ганди, хотя продолжала везде пользоваться именем Санджая. Более того, она пошла даже на то, чтобы создать «Национальный форум Санджая» («Санджай раштрия манч»), который предполагала использовать в качестве орудия в борьбе за власть против Раджива и Индиры Ганди.
Смерть Санджая была для Индиры Ганди тяжелым ударом. Уход Манеки, конечно же, ее сильно огорчил, однако несравненно большие страдания ей причинил тот факт, что невестка не разрешала ей видеться с Варуном. Индира Ганди была чрезвычайно привязана к внуку, который напоминал ей Санджая.
Как-то Индира Ганди сказала мне, что по складу характера и поведению ее старшая сноха итальянка Соня, больше индианка, чем Манека. И это не было преувеличением: когда бы Индира Ганди ни возвращалась домой из утомительных поездок по стране, во время которых ей в течение одного дня приходилось побывать, например, в Тривандраме на юге, затем в Варанаси на севере, а потом в Чандигархе на северо-западе, Соня всегда встречала ее — даже если это случалось за полночь — доброй улыбкой и чашкой горячего чая. Усталость Индиры Ганди мгновенно улетучивалась при одном только виде Сони.
Манека Ганди вылила на Раджива и Соню столько ядовитых упреков и обвинений, что от частого повторения они вызывали лишь чувство досады. Соня же и Раджив не сказали ни единого злого слова в адрес невестки. Они хранили доброе имя семьи Неру. Во время выборов 1984 года народ по заслугам воздал многим политическим деятелям, и в первую очередь Манеке Ганди, которая потерпела сокрушительное поражение.
Индира Ганди никогда не стремилась создать себе особый «политический статус», хотя отец ее и был премьер-министром. Она продолжала оставаться такой же скромной, будучи министром информации и радиовещания во времена премьерства Шастри, за что даже получила прозвище «гунги гудия» («безмолвная кукла»), автором которого был лидер индийских социалистов Рам Манохар Ло-хия. Последующие события показали, как сильно он ошибался!
После смерти Лала Бахадура Шастри лидером парламентской фракции ИНК была избрана Индира Ганди; она же стала и премьер-министром. С тех пор ее сила и влияние постоянно росли. Она дважды шла на раскол Конгресса: сначала в 1969, а затем в 1978 году, причем не только в целях освобождения от балласта, но и для того, чтобы, реорганизовав партию, сделать ее действенным инструментом преобразований. За время своего правления Индира Ганди провела ряд важнейших социально-экономических реформ. В 1969 году она национализировала банки, в результате чего заметно выиграли бедные и наиболее угнетенные слои населения. Несколько лет спустя она отменила пенсии и привилегии бывших князей. В 1975 году наряду с введением чрезвычайного положения она приступила к осуществлению программы из 20 пунктов (31), результатом которой явилось дальнейшее улучшение жизни беднейших слоев населения, особенно сельских жителей. Наконец, всего за несколько лет до своей гибели она разработала новую программу из 20 пунктов (32), нацеленную на то, чтобы повысить благосостояние средних слоев и облегчить положение городских и сельских бедняков. Хотя в самом начале своего правления Индира Ганди вызывала гнев национальных промышленных кругов, впоследствии они же оказывали ей всяческую поддержку; именно за годы ее пребывания у власти начала проводиться политика, ориентированная на рост производства, которая помогла Индии занять 10-е место в мире по объему промышленного производства. Именно благодаря этой экономической политике Индия достигла самообеспечиваемости не только в продовольственной, но и в других областях экономики.
Индира Ганди продолжила политику неприсоединения, которой следовал ее отец. Мало того, будучи более прагматическим политиком, она способствовала вовлечению в это движение стран Африки и Латинской Америки. Благодаря усилиям Индиры Ганди Индия превратилась в современное государство, пользующееся уважением практически во всем мире. Еще два десятка лет назад индийцы стыдились называть себя таковыми. Сегодня индиец может идти по земле с высоко поднятой головой. Заслуга в этом, несомненно, принадлежит Индире Ганди, которая заставила мир понять, что Индия обладает достаточной внутренней силой и что она не пойдет на компромисс в ущерб своим интересам. Индира Ганди превратила ранее отсталую страну в современное национальное государство, способное достойно отразить любую угрозу как изнутри, так и извне. Именно в годы ее правления произошли изменения, благодаря которым наша наука в настоящее время располагает третьей по численности армией технических специалистов и ученых в мире. По злой иронии судьбы, Индира Ганди погибла как раз в то время, когда Индия, образно говоря, оторвалась от земли и была готова к высокому полету.
Индира Ганди была женщиной беспримерной храбрости и отваги. Подумать только, на ее долю в жизни выпало так много страданий, что она потеряла способность плакать даже в самых тяжелых обстоятельствах. Сразу же после того, как Санджай разбился, она бросилась в больницу, находившуюся неподалеку от дома, где она тогда жила. Там я увидел совсем другую Индиру Ганди, которая пыталась скрыть слезы за темными стеклами очков. Случилось самое страшное в ее жизни. Любая другая, менее сильная женщина на ее месте пала бы духом. Но Индира Ганди держала себя в руках, понимая: прояви она слабость, и народ может потерять веру в дело, которому она отдавала всю себя без остатка. Санджай был ей чрезвычайно дорог. В течение долгого времени он был для нее не только сыном, но и советчиком практически по каждому вопросу. Она не могла представить свою дальнейшую жизнь без Санджая. Однако коварная судьба отняла его у нее!
Для большинства из нас не было удивительным, что Индира Ганди и на этот раз сумела сохранить самообладание. В свое время мы имели достаточно возможностей восхищаться ее собранностью и невозмутимостью в сложнейших ситуациях, когда противники после ее поражения в 1977 году назначали комиссию за комиссией для расследования возбужденных против нее дел. В тот день, когда объявили результаты голосования (33), я пришел к ней рано утром. Дом имел необитаемый вид: политические прихлебатели и «попутчики», подобно крысам, покинули тонущий корабль. Индира Ганди вышла некоторое время спустя. Хотя она выглядела одинокой и печальной, все говорило за то, что воля ее отнюдь не сломлена. Она попросила меня передать товарищам, чтобы они сохраняли партию сильной и единой. А несколько дней спустя Индира Ганди сказала: «Думаю, что «эти» (34) будут травить Санджая, а «наши» постараются выдворить меня из партии». Оба ее опасения оказались верными.
Мало кто знает, что после поражения в 1977 году Индира Ганди намеревалась полностью отойти от политической деятельности. Буквально за несколько дней до голосования она прислала мне проект обращения к народу, написанный ее собственной рукой, чтобы я перевел его на хинди. Это было своеобразное прощание с народом. В нем Индира Ганди проникновенно, ярким образным языком поведала людям о том, кем она хотела быть и кем в конечном итоге стала. Ведь она мечтала быть танцовщицей или мастером по интерьеру, хотела бродить по лесам или жить в горах, но судьбе было угодно приобщить ее к политической деятельности. Она предчувствовала свое поражение и разгром Конгресса. Ее послание было фактически элегией в стиле Индиры.
В поисках выхода из состояния глубокой депрессии Индира Ганди обратилась к религии, метафизике и литературе. Большой книголюб, она засела за чтение, погрузившись в изучение великих индусских трактатов. Однако молчание львицы страшнее, чем ее рык. В правительстве Джаната парти (35) хватало ограниченных людей, поверивших в то, что Индира Ганди понесла заслуженное наказание за акты жестокости в период чрезвычайного положения. Однако народ не праздновал победу Джаната парти: его любовь к Индире оставалась столь же крепкой, как и прежде.
Если бы лидеры Джаната не занимались травлей Индиры Ганди, а еще больше — ее сына Санджая, я полагаю, она действительно отказалась бы от политической деятельности навсегда. По крайней мере два или три раза Индира Ганди делилась со мной своим страстным желанием посвятить остаток своих дней чтению, писательскому творчеству и жизни в уединении. Я навещал ее почти ежедневно, а порой дважды в день. Чаще всего она беседовала со мной об искусстве. Индира Ганди высказывала также неудовлетворение по поводу книг, написанных о ней, так как считала, что в них даны неправдоподобные портреты ее и как личности, и как политического деятеля. Мы обсуждали с ней возможность написания ее биографии. Однако для этого требовалось по меньшей мере несколько встреч с ней, но прежде, чем нам удалось провести хотя бы одну такую встречу, она была посажена в тюрьму по приказу завистников из Джаната, которые потеряли покой и сон от одной только мысли, что она может вернуться к власти. Индире Ганди пришлось вести бой против несправедливостей, допущенных в отношении ее самой, ее сторонников и Санджая. И в этой борьбе ее поддержал народ Индии, вручивший ей мандат с правом создать сильное правительство и восстановить экономику, пошатнувшуюся в результате правления «бхисти»-султанов из Джаната парти (Байрам Хан Бхисти был,по преданию,водовозом, который после избрания его королем провел в жизнь пагубную реформу, заменив кожаные деньги золотыми).
(1) Лал Бахадур Шастри (1904—1966 гг.) —активный участник национально-освободительной борьбы в Индии. Неоднократно был министром в центральном правительстве в 1952—1963 гг. После смерти Дж. Неру в 1964 г. стал лидером парламентской фракции ИНК, премьер-министром.
(2) Мотилал Неру (1861 — 1931 гг.) —один из лидеров ИНК и партии свараджистов (с санскрита — «свое правление», один из лозунгов национально-освободительного движения в колониальной Индии.
(3) Брахманы — высшее кастовое сословие в индуистской религии, служители культа.
(4) Индийское народное восстание 1857—1859 гг. против английского колониального господства.
(5) Впоследствии Мотилал подарит этот особняк партии ИНК и здание получит новое название — «Сварадж бхаван» («Обитель свободы»).
(6) Согласно индуистским канонам, корова является священным животным, а есть говядину — смертный грех.
(7) «Свадеши» (с хинди — «отечественный») — движение за бойкот иностранных товаров, за развитие национальной промышленности. Движение «Свадеши» возникло во время революционного подъема в Индии в 1905— 1910 гг. Участники его носили национальную одежду ручной работы. Видную роль в этом движении играл классик индийской литературы, выдающийся мыслитель и общественный деятель Рабиндранат Тагор.
(8) Харроу — школа-пансионат закрытого типа, основанная в 1572 г. для детей английской знати.
(9) В Кембридже Дж. Неру учился на отделении естественных наук, специализировался по химии, геологии и ботанике.
(10) Иннер-Темпл — адвокатская школа в Лондоне.
(11) Согласно древней традиции, этот день, посвященный богине мудрости и красноречия Сарасвати, является наиболее благоприятным для свершения брачных обрядов и приносит счастье молодоженам.
(12) Прийядаршини — в буквальном переводе означает «милая взору».
(13) Конституция вступила в силу 26 января 1950 г., когда Индия была официально провозглашена республикой.
(14) Фабианский социализм — от «Фабианского общества» (организация английской буржуазной интеллигенции, созданная в 1884 г. и пропагандировавшая реформистские идеи постепенного преобразования капиталистического общества в социалистическое путем реформ). Названо по имени римского полководца Фабия Максима.
(15) Правитель из династии Маурья древнеиндийской Магадхской империи в 268—232 гг. до н. э.; покровительствовал буддизму.
(16) В. К. Кришна Менон (1896—1974 гг.) — один из ближайших друзей Дж. Неру и его советник по внешней политике. В 1947—1952 гг. был верховным комиссаром (послом) Индии в Великобритании, затем представителем Индии при ООН. В 1958—1962 гг.— министр обороны Индии. С 1971 г.— один из почетных председателей Всемирного Совета Мира.
(17) Сарвапалли Радхакришнан (1888—1975 гг.) —ученый-философ, в 1952—1962 гг.— вице-президент, а в 1962—1967 гг.— президент Индии. Был послом Индии в СССР (1949—1952 гг.).
(18) «Панча шила» (хинди) — пять принципов мирного сосуществования.
(19) Рам Монохор Лохия — один из лидеров Социалистической партии Индии.
(20) Джон Фостер Даллес (1888—1959 гг.) — государственный секретарь США в 1953—1959 гг., вдохновитель и проповедник политики «с позиции силы» и «балансирования на грани войны».
(21) Морарджи Десаи (р. 1896 г.) — участник национально-освободительного движения, в 1958—1963 и 1967—1969 гг.— министр финансов, в 1977— 1979 гг.— премьер-министр Индии, один из лидеров партии Организации Конгресса (образовалась после раскола ИНК в 1969 г.), в 1977—1979 гг.— лидер правящей Джаната парти.
(22) Кумарасвами Камарадж — председатель ИНК в 1964—1967 гг.. Он поддержал Индиру Ганди при избрании ее премьер-министром, полагая, что женщина не сможет справиться со столь ответственной миссией и всегда будет нуждаться в его ценных советах Индира Ганди, однако, постепенно укрепляла свои позиции в партии, в парламенте ив стране, и настал день, когда она сумела освободиться от «опекуна». Камарадж не был избран председателем партии на следующий срок.
(23) Веданта — религиозно-философское учение, проповедующее единение человеческой души с божеством, мировым духом.
(24) Шанкарачарья (предполож. 788—820 гг.) — религиозный философ средневековой Индии, реформатор индуизма, синтезировал все предшествовавшие ортодоксальные, т. е. признающие авторитет вед, системы, развил учение Адвайта — Веданта.
(25) Парсы — группа населения Гуджарата и Махараштры. Выходцы из Персии, покинувшие ее в период раннего средневековья и исповедующие религию зороастризма. Занимаются главным образом торговлей и ростовщичеством.
(26) Кхади — домотканое полотно. Ганди призывал изготовлять хлопчатобумажные ткани в самой Индии с помощью ручной прялки (чаркхи) и бойкотировать иностранные текстильные товары. Пропаганда кхади рассматривалась сторонниками Ганди как часть программы борьбы против английского господства. Члены ИНК обязаны были носить одежду из кхади.
(27) Так называемые «публичные школы» в Англии представляют собой закрытые частные учебные заведения для детей правящих классов.
(28) Лакхнау — главный город штата Уттар-Прадеш.
(29) Финансовый год в Индии начинается 1 апреля и кончается 31 марта следующего года.
(30) Коммунализм — религиозно-общинная рознь, явление, характерное не только для колониальной, но и современной Индии. События в Пенджабе — одно из проявлений коммунализма.
(31) В частности, этой программой намечалось: определить «потолок» на землепользование, увеличить ирригационный потенциал, ускорить программу развития зарегистрированных каст и племен, ввести минимум заработной платы для сельскохозяйственных рабочих, обеспечить деревни питьевой водой, ввести строгие меры против спекулянтов и неплательщиков налогов, а также осуществить ряд мероприятий по расширению общественной системы продажи товаров по твердым ценам, добиться введения всеобщего начального образования детей до 14-летнего возраста и др.
(32) Новая программа была провозглашена в январе 1982 г. и в значительной своей части повторяла предыдущую (1975 г.).
(33) Имеются в виду результаты голосования в Народную палату в марте 1977 г., когда даже сама Индира Ганди не была избрана в парламент.
(34) Имеются в виду ее политические противники, пришедшие к власти.
(35) Джаната парти создана в мае 1977 г. рядом партий и группировок на коалиционной основе. В 1977—1979 гг. была правящей партией. Пережила ряд расколов, в результате которых ее влияние в стране сведено практически на нет.
По книге: Верма Ш. Портрет Раджива Ганди: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1988. Перевод с английского С.В. Кибирского.
Внимание! При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Советика.ру обязательна! При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно! Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов, художников, фотографов и т.д. Желательно, при использовании материалов сайта уведомлять авторов сайта!