Шрикант Верма
Портрет Раджива Ганди
Индийский народ решительно поддержал Раджива Ганди в вопросе национального единства и целостности страны. Впрочем, еще раньше и конгрессисты, и избиратели своими голосами выразили ему полное доверие, считая, что только он, Раджив Ганди, способен сформировать стабильное правительство и уберечь страну от раскола. И Раджив оправдал эти ожидания: его государственная деятельность после смерти Индиры Ганди произвела на всех глубокое впечатление.
Поистине потрясающим был успех Раджива на общенациональных выборах: его партия получила рекордное количество депутатских мандатов — свыше четырехсот, сделав молодого премьера самым влиятельным политическим лидером одной из крупнейших демократий мира. Однако Раджив понимал (он неоднократно высказывался об этом и в кругу друзей, и в своих публичных выступлениях), что неограниченная концентрация власти в руках одной личности неизбежно ведет к автоматизации правления, а затем, как прямое следствие этого процесса, к ослаблению демократических основ общества. Он также убежден в неприемлемости конфронтации как способа решения проблем Индии: решать их, какими бы сложными они ни были, можно только на основе общего согласия. Став премьер-министром Индии и официальным лидером фракции ИНК (И) в парламенте, Раджив приступил к подготовке своего первого обращения к нации в качестве главы правительства. В секретариате премьера имеется немало высокопрофессиональных советников; из них следует особо выделить X. Шарада Прасада — блестяще образованного специалиста, хорошо знающего не только национальную литературу как раннего, так и более поздних периодов, но и литературное наследие западных культур, человека, около двух десятилетий проработавшего в аппарате Индиры Ганди.
По мнению Раджива Ганди, которое полностью разделяли работники его секретариата, в обращении необходимо было как-то успокоить оппозицию, понесшую серьезное поражение на выборах в Лок сабху, когда большинство ее наиболее видных лидеров, включая председателя Бхаратия джаната парти (1) Атала Бехари Ваджпаи, Джорджа Фернандеса из Джаната парти, председателя Джаната парти Чандра Шекхара и видного экс-конгрессиста, считающегося сейчас «человеком № 2» в партии Лок дал, Чарана Сингха, были вынуждены расстаться со своими депутатскими мандатами. Как я уже упоминал, индийцы утратили к ним доверие в основном из-за того, что они либо заигрывали с Акали дал, либо намеренно закрывали глаза на события в Пенджабе, либо вводили общественность в заблуждение, говоря о Пакистане как о якобы миролюбивой стране. Таким образом, поражение на выборах стало для оппозиции наказанием, которое определил ей не кто иной, как народ Индии.
Однако, не желая подвергать ее лидеров дальнейшим унижениям, ибо это несовместимо с его натурой, Раджив Ганди заявил о готовности консультироваться с представителями оппозиции по основным вопросам. Более того, он сказал, что если бы в парламенте и не было оппозиции, то Конгресс сам бы ее создал. В этом наглядно проявилась приверженность Раджива Ганди демократии и уважение к политическим соперникам.
Следует особо отметить, что большинство лидеров оппозиции, за исключением одного-двух из них, в различные периоды своей политической деятельности воздавали должное порядочности Раджива, то есть довольно редкому в современной политике качеству, которое наряду со стремлением к истине нередко приносилось в жертву политическим интригам периода после завоевания Индией независимости.
Став во главе правительства, Раджив призвал к проведению политики согласия и незамедлительно возобновил процесс примирения с лидерами оппозиции, начав с раунда совместных — как на индивидуальном, так и на коллективном уровнях — консультаций по пенджабскому вопросу. Такой подход успокоил оппозицию и восстановил в ее среде чувство уверенности в том, что власть, данная молодому премьеру народом, не будет обращена против них.
Для такой страны, как Индия, где кастовые, мировоззренческие, территориальные, языковые, религиозные и иные различия нередко вызывают остроконфликтные ситуации, формирование кабинета министров — одна из наиболее ответственных задач для любого главы правительства вообще — являет собой особенно сложную проблему, как правило вынуждая премьер-министров искать компромиссные решения. Раджив Ганди отказался следовать этой «традиции». Состав его правительства шокировал и привел в смятение представителей некоторых политических группировок, но зато вызвал чувство удовлетворения у большей части населения страны. В частности, в состав нового кабинета не вошли несколько человек, представлявших наиболее влиятельную группу в правительстве Индиры Ганди,— их заменили более молодые партийные лидеры. Все это, однако, совсем не означало каких-либо гонений на старые, испытанные кадры. В новом правительстве важные посты получили, например, такие ветераны государственной деятельности, как П. В. Нарасимха Рао, С. Б. Чаухан и Вишванатх Пратап Сингх. Ряду представителей более молодого поколения была предоставлена возможность проявить себя в ранге государственных министров, причем многие из них проходят, так сказать, длительный «испытательный срок».
Деятельность нового кабинета уже в первые шесть месяцев после избрания наглядно показала, что в выборе членов правительства Раджив Ганди исходил не из личных симпатий или антипатий, а исключительно из их деловых качеств. Наконец-то власть в стране перешла в руки людей, ориентированных прежде всего на эффективность государственного управления. Являясь, подобно своей матери, убежденным сторонником активных действий, Раджив вместе с тем всячески избегает «работы ради работы», стремясь к тому, чтобы каждое действие с максимальной эффективностью приводило к поставленной цели. Именно поэтому он не жалеет времени на консультации не только со своими единомышленниками в правительстве и в партии, но и, как уже упоминалось ранее, с представителями оппозиции.
Верный своему обещанию «очистить индийскую политику», данному в ходе предвыборной кампании 1984 года, Раджив Ганди предпринял вполне определенные шаги в этом направлении. В частности, по его инициативе в повестку дня первой сессии нового парламента было включено обсуждение законопроекта, запрещающего переход из одной политической партии в другую по конъюнктурным соображениям. Основная цель предложенного законопроекта заключалась в том, чтобы положить конец коррупции в правительственных органах и продажности в политике. Разговоры о необходимости принятия законодательных мер против политических перебежчиков велись на протяжении по меньшей мере последних 20 лет. Однако, несмотря на неоднократные конкретные предложения по этому вопросу, включая законопроект, выдвинутый на обсуждение несколько лет тому назад еще в период правления Джаната парти, отсутствие единства мнений — даже относительно формального определения этого явления — так и не позволило перейти от слов к делу. Не говоря уж об объективных сложностях, связанных с подготовкой и принятием законодательных мер против партийных перебежчиков, в стране сформировался и процветал определенный климат политического оппортунизма, который еще больше стимулировал подобный образ действий. Индийскую политическую арену буквально наводнили деятели, называемые в народе «Айя рам гайя рам» («Пришел сюда, ушел туда»),— явление, означавшее фактическое узаконивание смены партийной принадлежности в корыстных целях.
Индия впервые на личном опыте столкнулась с подобной практикой в 1954 году. Тогда Конгресс, не имея большинства в законодательном собрании только что образованного штата Андхра (2), предложил членам других партий присоединиться к нему, чтобы сделать возможным формирование правительства штата. А после 1967 -года это явление приобрело форму тяжелого хронического недуга. Известен даже, можно сказать, «классический» случай, когда один член законодательного собрания четыре раза сменил свою партийную принадлежность в течение одного только дня.
В 1973 году Индира Ганди, будучи премьер-министром страны, попыталась провести законопроект, запрещающий практику политических перебежек. Но ее постигла неудача: законопроект просто затерялся в бурном водовороте политических страстей, приведших в 1975 году к чрезвычайному положению, а затем, два года спустя, и к ее собственному поражению на выборах. Наиболее наглядно зло феномена политических перебежек проявилось в июле 1979 года, когда Джаната парти сама стала жертвой этой порочной практики. Если ранее перебежчики ограничивали свою «деятельность» в основном законодательными собраниями штатов, практически не затрагивая центральный парламент, то в указанный период социалистическая фракция Джаната парти организовала массовый «побег» из собственной партии с целью возвести Чарана Сингха на пост премьер-министра. В результате этой акции правительство Морарджи Десаи осталось в меньшинстве и 5 июля 1979 года было вынуждено уйти в отставку. Впервые в истории Индии жертвой политических перебежчиков стало центральное правительство. По иронии судьбы, внутрипартийные раздоры и разногласия свели на нет все попытки лидеров Джаната парти, которая сама пришла к власти благодаря перебежчикам, провести в парламенте законопроект, запрещающий смену партийности по конъюнктурным соображениям, в период ее пребывания у власти с 1977 по 1979 год.
В соответствии с законопроектом, предложенным правительством Раджива Ганди, член любой из палат парламента или законодательного собрания штата перестает быть таковым, если он отказывается подчиняться решениям парламентского партийного организатора. Вместе с тем за любым политическим деятелем сохраняется полная свобода критиковать свою партию и ее руководство, но... только вне органов законодательной власти. В результате длительных дебатов законопроект претерпел ряд изменений, внесенных с тем, чтобы свести к минимуму возможность его использования в узкокорыстных политических целях.
Новый закон, единодушно одобренный обеими палатами парламента, был с удовлетворением встречен в стране; люди искренне надеялись, что он не только укрепит дисциплину в политических партиях, но и послужит очищению всей политической жизни в Индии.
За выборами в Лок сабху последовали выборы в 11 законодательных собраний штатов. Более 50 тыс. человек изъявили желание баллотироваться на приблизительно 2,5 тыс. мест в этих органах власти — такова была притягательная сила политики, проводимой Радживом Ганди. После того как назначенные им мандатные комиссии детально ознакомились с личными делами всех действовавших законодателей, Раджив сам принимал решение по каждому из них. Главная цель столь тщательного отбора заключалась в том, чтобы «пропуск» на выборы получили молодые, способные, честные и трудолюбивые люди; 20% мандатов было зарезервировано для женщин. В результате сегодня руководящие посты занимают в основном молодые люди и женщины, которые с пониманием и ответственностью относятся к доверенному им делу.
Раджив Ганди в значительной мере очистил парламент и законодательные собрания штатов от людей, не пользующихся уважением народа. Конечно, сейчас еще рано говорить о чистоте политического аппарата Индии. Это было бы явным преувеличением. Процесс очищения должен быть непрерывным и охватывать все звенья системы сверху донизу. Раджив Ганди сделал конкретный шаг в этом направлении. И хотя от полного очищения нас, возможно, отделяют целые десятилетия, он уже положил этому начало, каким бы скромным оно ни казалось.
Сделать предстоит еще немало. Необходимо положить конец «черному рынку», достигшему уже такого размаха, что он функционирует чуть ли не как вторая экономика страны: по одной из имеющихся оценок, количество «черных денег», находящихся в денежном обращении Индии, достигает суммы в 370 млрд. рупий. Но для ликвидации такой «экономики» требуется прежде всего перекрыть незаконные источники получения доходов, то есть осуществить ряд крупных законодательных реформ. Судя по всему, Раджив Ганди и его коллеги уже разрабатывают конкретные мероприятия, нацеленные на то, чтобы обуздать порочную практику коррупции в ходе избирательных кампаний.
Раджив Ганди также обещал избирателям создать добросовестный и эффективно функционирующий управленческий аппарат. Насколько серьезны его намерения в данном отношении, свидетельствует тот факт, что он создал отдельное ведомство по кадровым вопросам и административным реформам, во главе которого поставил государственного министра. Новое министерство уже приступило к работе, и его первые шаги — создание так называемых административных трибуналов — вселяют радостные надежды. Ожидается, что эти трибуналы не только ускорят и облегчат процесс улаживания конфликтных вопросов в сфере управления, но и разгрузят судебно-правовые учреждения, ныне задыхающиеся под бременем собственных срочных и просроченных дел.
В правильности курса, проводимого премьер-министром, многих убедила его директива партийным функционерам — не вмешиваться в дела администрации и не подменять ее в решении вопросов, находящихся в ее компетенции. Раджив уже в первом выступления по национальному радиовещанию недвусмысленно дал понять, что, неустанно борясь с неэффективностью и бюрократизмом административного аппарата, он вместе с тем не потерпит вмешательства политиков в работу этого аппарата.
Не избежал перестроек и партийный аппарат Конгресса. За последние несколько месяцев Раджив реорганизовал ВИКК, введя в него новых руководящих работников, а также значительно обновил партийные структуры на уровне штатов — сменил там ряд председателей и генеральных секретарей. Но процесс этот нельзя считать завершенным. Раджив Ганди выдвигает людей на высокие посты, руководствуясь только их деловыми качествами. В «радже Раджива» (3) нет места погоне за голосами.
У Раджива Ганди сильно развито чувство справедливости. Он никогда не забывает тех, кто честно трудится на благо партии. Подтверждением тому может служить мой собственный пример. В Конгрессе я занимаюсь вопросами пропаганды с 1969 года, но за все это время меня ни разу не повысили, так как я просто работал, а не занимался для этого никакой закулисной деятельностью. Как только в 1984 году были объявлены очередные выборы в Лок сабху, Раджив пригласил меня и попросил в дополнение к моим основным обязанностям в партии взять на себя труд ежедневно информировать прессу о ходе нашей избирательной кампании. Так я стал официальным представителем Конгресса. Когда выборы закончились, он публично выразил мне признательность за проделанную работу. Я стоял в толпе людей, ожидавшей Раджива с поздравлениями в коридоре парламента. Он заметил меня и сказал: «Вы отлично поработали». На его месте политический деятель меньшего масштаба постарался бы скрыть свою признательность. Раджив умеет открыто радоваться и выражать восхищение успехами других. Несколько дней спустя я был назначен генеральным секретарем партии Конгресс. При этом Раджив Ганди даже намеком не дал мне понять, что своим повышением я обязан именно ему. О назначении я узнал из сообщения информационного агентства Пресс Траст оф Индия.
Пенджабский вопрос по-прежнему остается проблемой № 1 в списке приоритетов молодого премьера. Но Раджив уже предпринял ряд конкретных шагов по смягчению напряженности в самом Пенджабе и соседних с ним штатах. По его распоряжению были освобождены арестованные лидеры Акали дал, снят запрет на Федерацию сикхских студентов и начато расследование причин ноябрьских беспорядков в Дели. Цель этих мероприятий заключалась в том, чтобы успокоить сикхскую общину и вселить в нее уверенность в завтрашнем дне. Кроме того, он предложил лидерам Акали дал начать конструктивные переговоры, а также создал правительственную комиссию из трех человек (туда вошли Ш. Б. Чаван, П. В. Нарасимха Рао и К- С. Пант) для детального ознакомления с пенджабской ситуацией и определения путей ее скорейшего решения.
Подписание соглашения по Пенджабу знаменует собой не только окончание затянувшегося периода конфронтации, но и бесспорный триумф Раджива Ганди как государственного деятеля — убежденного поборника дела мира и национального согласия. Премьер-министр сдержал слово — сделать пенджабскую проблему важнейшим политическим приоритетом нового правительства. Этим Раджив Ганди также доказал, что он, вне всякого сомнения, вырос в зрелого политического лидера, который хочет и может вести Индию к неведомым ранее высотам стабильности, единства и процветания.
Важнейшей отличительной чертой упомянутого соглашения является его всеобъемлющий характер и отсутствие лазеек для потенциальных возмутителей спокойствия. Мудрая предусмотрительность молодого премьера проявилась и в том, что все уступки центрального правительства направлены на примирение с сикхами, на создание атмосферы прочного согласия между ними и индусами.
Исходя из чисто гуманных соображений, родственникам погибших и тем, чья собственность пострадала во время беспорядков, была выплачена соответствующая материальная компенсация. Центральное правительство официально подтвердило право каждого гражданина Индии служить в вооруженных силах страны; это, как ожидается, развеет опасения сикхов в том, что к ним относятся как к изгоям общества. Поскольку для расследования причин ноябрьских беспорядков в Дели была создана специальная правительственная комиссия, вполне логично, что ее юрисдикция должна быть распространена и на другие районы волнений, такие, как Бокаро и Канпур.
Удачным следует считать решение о передаче города Чандигарха штату Пенджаб, а хиндиязычных районов — штату Харьяна. То же можно сказать и о создании комиссии по разбору взаимных претензий и пограничных споров с тем условием, что в соответствии с достигнутым соглашением ее постановления будут обязательны для обоих штатов.
Достигнуто приемлемое соглашение по анандпурской резолюции относительно взаимоотношений между центром и штатами; по мнению Акали дал, эта резолюция находится в полном соответствии с требованиями Конституции. Вряд ли найдется много желающих отрицать тот факт, что упомянутое соглашение в своей основе разумно и справедливо для заинтересованных сторон.
Индия, без сомнения, вступает в новую эру своей жизни.
Высокой оценки заслуживает также Сант Харчанд Сингх Лонговал (4), чей патриотизм и целеустремленность в деле постепенного ослабления напряженности во многом способствовали заключению соглашения. Его стремление к сотрудничеству, безусловно, принесет пользу не только штату Пенджаб, но и стране в целом.
Немало сделал для мирного разрешения конфликта и бывший губернатор Пенджаба Арджун Сингх, действовавший целеустремленно, невзирая на сложные ситуации. Многие скептически усмехались, когда его перевели из штата Мадхья-Прадеш в Пенджаб, но сейчас, в ретроспективе, ясно видно, что это был наиболее удачный выбор.
Когда Раджив Ганди стал главой правительства, ему пришлось столкнуться с такими трудностями, каких не испытывал ни один из его предшественников. Ноябрьские беспорядки, рост терроризма, трагический взрыв на химическом комбинате в Бхопале, скандал с разоблачением шпионов в секретариате премьер-министра — все эти кризисные события произошли одно за другим в течение нескольких месяцев.
18 января 1985 года премьер-министр кратко информировал парламент об аресте ряда высокопоставленных чиновников по обвинению в государственном шпионаже. Это сообщение было сделано в целях предотвращения политических спекуляций и панических слухов, а также потому, что подобная откровенность соответствует здоровой практике выражения полного доверия народному парламенту. Сам факт того, что шпионы смогли внедриться в секретариат главы правительства, наглядно доказывает несостоятельность разведывательной службы, кстати, подвергавшейся серьезной критике и раннее, в связи с событиями в Пенджабе, а затем — с убийством Индиры Ганди. Новый премьер уже предпринял определенные меры по реорганизации и укреплению этой и других, связанных с государственной безопасностью служб, которые были значительно ослаблены в период правления Морарджи Десаи из-за его прихотей и предвзятого отношения к этим службам.
В отставку ушел начальник личной канцелярии премьер-министра, человек с большой буквы — П. Ч. Александер: он сделал это по моральным соображениям, поскольку один из работников его собственного аппарата передал секретную информацию исключительной внешнеполитической важности некоему дипломату из французского посольства в Дели. Впоследствии П. Ч. Александер был реабилитирован и назначен Верховным комиссаром Индии (5) в Англии.
Ежегодная бюджетная сессия парламента (февраль—март) всегда порождает у индийцев широчайшую гамму чувств — от надежды до отчаяния — и, конечно же, самые противоречивые предположения. Бюджет 1985 года вызвал еще и острое любопытство — ведь это был первый бюджет правительства Раджива Ганди. Бюджет молодого премьера отличался прежде всего прагматическим подходом, а также ориентацией на выполнение призыва Раджива Ганди к согражданам Индии достойно встретить вызов XXI века. Когда Джа-вахарлал Неру пришел к власти, он как-то заметил, что Индия находится на пороге века велосипедов. Рад-жив Ганди полон решимости в кратчайшие исторические сроки ввести Индию в век компьютеров.
Внимание людей привлекло также и то, как Раджив ведет себя в парламенте. Во время сессий он обычно проводит там весь день. В этом проявляется не только его уважение к парламенту, но и стремление молодого премьера глубже понять весь круг проблем, стоящих перед страной, ближе познакомиться с теми, кому народ доверил свою судьбу.
За последние три года Раджив Ганди выработал свой собственный стиль. Его искренность очевидна из тона его выступлений. Являя собой новый тип политического лидера, Раджив вместе с тем питает глубокое уважение к прошлому. По его инициативе было принято решение о торжественном праздновании столетия партии Конгресс, чтобы не дать угаснуть в памяти ценным традициям борьбы за независимость. Сейчас он продолжает работать в этом направлении. Иными словами, Раджив Ганди являет собой прекрасное сочетание традиции и современности.
Наглядное подтверждение все это получило во время зарубежных поездок Раджива в мае—июне 1985 года. Свое турне он начал с визита в Советский Союз, во время которого его сопровождала группа советников и министров, а также супруга Соня с детьми Рахулом и Приянкой. Поездка была отнюдь не увеселительной прогулкой. Сразу же после обнародования бюджета на 1985 год и коммунисты, и антикоммунисты, по-своему трактуя возможные последствия, пришли практически к одному и тому же выводу: Раджив Ганди намерен урезать государственный сектор и приступить к широкому импорту современной техники и технологии из западных стран. Следовательно, он отвернется от Советского Союза.
Вот тут-то Раджив Ганди и проявил свои дипломатические способности. Люди забывают, что лучшая дипломатия в мире — это отсутствие всякой «дипломатии». Раджив является одним из немногих политиков, которые не признают в дипломатии ни интриганства, ни лжи. Он заявил, сначала в Москве, а затем в Вашингтоне, что в своей основе индийская внешняя политика не претерпит изменений, то есть, иными словами, отношения Индии с Советским Союзом останутся такими же, какими они были при Индире Ганди.
Откровенность всегда действенна. Вашингтонские политики также признали позицию Индии по отношению к СССР и больше не настаивают на ее изменении, во всяком случае до тех пор, пока она не чревата отрицательными последствиями для интересов Соединенных Штатов Америки.
Раджив Ганди в одном из своих выступлений во время июньского визита в США сказал, что Индия стремится поддерживать дружественные отношения со всеми государствами мира, включая своих соседей. Индия не поощряет слепой приверженности любого рода. Раджив также подчеркнул, что его страна всегда судила и будет продолжать судить обо всем по тому, чего это стоит на самом деле, и не собирается связывать себя ни с одной из сверхдержав.
Радживу был оказан исключительно теплый прием как в Соединенных Штатах, так и в Советском Союзе. Его обаятельность, искренность, динамизм, умение глядеть вперед и душевная теплота покорили миллионы американских сердец — старых и молодых, женских и мужских. По словам американских газет, за последние десятилетия ни один высокопоставленный гость из-за рубежа не удостаивался такого приема, как Раджив Ганди в течение своего пребывания в США. Можно без преувеличения считать: «ураганное» турне молодого индийского премьера по шести странам (СССР, Франция, Египет, Алжир, США и Швейцария) показало всему миру, что Раджив Ганди — человек XXI века, что он руководитель международного масштаба.
Раджив Ганди по-прежнему остается скромным, хорошо воспитанным человеком. Некогда, за несколько лет до своей смерти, Александр Великий сказал философу: разница между тобой и мной заключается в том, что я— герой, а ты — славослов. Александр любил окружать себя славословами. Раджив Ганди — тоже герой, но он не любит окружать себя славословами. Сразу же по возвращении в Дели он отправился домой, провел день в кругу семьи, а затем, как обычно, приступил к работе.
(1) Бхаратия джаната парти — политическая партия, основанная в 1980 г. в результате раскола Джаната парти.
(2) Через два года он стал частью штата Андхра-Прадеш.
(3) «Радж» (хинди)—государство.
(4) Убит сикхскими экстремистами в 1985 г.
(5) Во всех странах бывшего Британского содружества наций (ныне Содружество наций) послы называются Верховными комиссарами.
По книге: Верма Ш. Портрет Раджива Ганди: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1988. Перевод с английского С.В. Кибирского.
Внимание! При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Советика.ру обязательна! При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно! Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов, художников, фотографов и т.д. Желательно, при использовании материалов сайта уведомлять авторов сайта!