Шрикант Верма
Портрет Раджива Ганди
Большинство индийских политиков не ведет нормальной семейной жизни. Поскольку дневное время у них уходит в основном на интриги и сплетни, остальные дела нередко задерживают их до позднего вечера.
Совершенно иной тип политического деятеля являет собой Раджив Ганди, по-настоящему преданный семьянин, уделяющий жене Соне и детям Рахулу и Приянке все свободное время. До своего прихода в большую политику он жил вместе с матерью Индирой Ганди и братом Санджаем на Сафдарджанг-роуд, дом № 1, и большую часть времени проводил с детьми. И сейчас, когда его возможности в этом отношении намного более ограничены, он все равно не забывает о семье. Раджив -идеальный отец, полный любви и заботы о своих детях. Подобно своему деду Джавахарлалу Неру, славившемуся большой любовью к детям, Раджив также с отеческой любовью и добротой относится не только к своим детям, но и ко всем детям вообще. Джавахарлал Неру ценил искренность детской души. Ценит ее и Раджив Ганди; отсюда и его большая любовь к детям.
Несмотря на свою, мягко "говоря, исключительную занятость, Раджив по-прежнему старается отдавать максимально возможное время детям и семье. Когда он был пилотом, ему удавалось регулярно вывозить свою семью за город, на пикники, к друзьям и т. п. Теперь же, после злодейского покушения на Индиру Ганди, жизнь Раджива и его детей находится под постоянной угрозой, а значит, приходится принимать множество мер безопасности, что значительно затрудняет его возможности отдохнуть вместе с семьей.
Соня, жена Раджива,— очень непритязательный человек. Итальянка по происхождению, она целиком адаптировалась не только в своей семье, но и в индийской социально-культурной среде. Женщины иностранного происхождения, вышедшие замуж за индийцев, нередко испытывают чувство отчужденности, поскольку индийская система ценностей принципиально отлична от таковой на их родине. Соня Ганди стала индианкой в полном смысле этого слова. Как я уже упоминал ранее, Индира Ганди очень любила Соню за ее преданность и заботу о семье. Соня Ганди тоже была весьма привязана к своей свекрови, которую она по-женски очень хорошо понимала. Когда в Институте медицинских наук родным и близким объявили о смерти Индиры Ганди, Соня рыдала, как ребенок. Именно благодаря ей были приняты все меры для того, чтобы похоронный обряд Индиры Ганди проводился в полном соответствии со священным индусским обычаем. Все это, однако, не помешало Манеке Ганди попытаться опорочить Раджива и Соню накануне выборов в Лок сабху: она заставила своего маленького сына Варуна публично сказать, что душа его бабушки не знает покоя, так как ее похоронный обряд не был проведен по всем правилам священного индусского обычая, то есть без хавана (1). Обвинение глубоко расстроило Соню Ганди. Причем ее волновали не столько возможные негативные последствия этого выпада для предвыборной кампании мужа, сколько тот факт, что в качестве политического инструмента использовался Варун, еще совсем ребенок. Желая установить истину, я на следующий же день связался с Госвами Гирдха-рилалом, который отвечал за организацию церемонии кремации Индиры Ганди и в соответствии с индусскими обычаями сотворил хаван после ее смерти. Он вручил мне документ, написанный его рукой, и назвал имена свидетелей, включая нескольких высокопоставленных лиц, лично присутствовавших при церемонии хавана.
Соня Ганди ведет скромный образ жизни. Она просто одевается, свободно говорит на хинди, старается как можно реже давать интервью. Вместе с тем ей нравится заниматься общественной работой, а также реставрировать картины; несколько лет тому назад она занималась реставраторской работой в Национальной галерее современных искусств в Дели.
Соня Ганди принципиально отличается от большинства жен индийских политиков, славящихся тем, что, пользуясь положением своих мужей, они вмешиваются в дела администрации и даже навязывают свои решения служащим. Имеется целый ряд главных министров, чьи жены, при ближайшем рассмотрении, практически руководят администрацией штата. Я до сих пор хорошо помню, как невольно стал свидетелем неприятной сцены, когда жена одного из главных министров диктовала его личному секретарю, что ему делать. Сам же главный министр при этом сидел как побитый пес у ног своей хозяйки.
Насколько же выгодно отличается от них Соня Ганди! Она никогда не звонит по личным делам министрам, никогда не стремится попасть на официальные мероприятия, кроме, конечно, тех, где она должна присутствовать по протоколу в качестве жены премьер-министра. Соня Ганди не вызывает ни благоговейного страха, ни трепета; наоборот, она вызывает чувства уважения и симпатии. Однажды я прочитал в газете интересное сообщение о ее визите в Аметхи за несколько дней до выборов. В одной деревне ее сразу же окружила толпа местных жителей, в которой были старые и молодые, мужчины и женщины. Они буквально пожирали ее глазами, как будто намеревались устроить ей перекрестный допрос.
Несмотря на это, Соня сохраняла выдержку и спокойствие. Затем все как один начали дружно скандировать: «Да здравствует Соня Ганди!»
Раджив Ганди всегда был и остается очень организованным человеком. После скромного завтрака и беглого знакомства с газетными новостями он принимает посетителей со всех концов Индии. Начало этой традиции положила его мать Индира Ганди, став премьер-министром в 1966 году. Джавахарлал Неру тоже принимал множество людей, но делал это обычно в середине дня. Раджив, как и его мать, предпочитает встречаться с людьми в начале трудового дня. Выслушав их просьбы, жалобы, претензии или предложения, он, как правило, принимает решение на месте и просит кого-либо из своих помощников немедленно заняться этим делом.
Ровно в 10 часов утра он уже в офисе премьер-министра, где сотрудники секретариата или парламентский секретарь прежде всего информируют его о вопросах, которые ему предстоит решать, и напоминают о том, с кем ему предстоит встречаться в этот день. Раджив Ганди лично знаком с большинством своих сотрудников. Он также получает ежедневные отчеты из Министерства иностранных дел Индии и изучает их с исключительной тщательностью и вниманием.
В этом же офисе Раджив Ганди принимает главных министров, ведущих работников ВИКК и ответственных чиновников из различных министерств. С депутатами парламента он обычно встречается во время сессий в своем кабинете в здании парламента. Там ему помогают два парламентских секретаря — Оскар Фернандез и Ахмед Патель.
Раджив Ганди отличается исключительным трудолюбием. Он редко покидает свой офис раньше восьми-девяти часов вечера, а иногда засиживается там еще позже. Так же работает весь его секретариат, составленный из способных, знающих специалистов, не жалеющих времени и усилий для оказания помощи премьер-министру в решении проблем, стоящих перед страной. Точнее всего их было бы назвать скромными тружениками, которые в свое время беззаветно служили Индире Ганди, а сейчас не менее преданно служат ее сыну Рад-живу Ганди.
Раджив не любит изображать из себя «босса». Он никогда не грубит подчиненным, никогда не «тыкает носом» менее опытных работников. Этим он во многом напоминает Джавахарлала Неру, который умел сохранять достоинство и выдержку в самые напряженные моменты. Неру славился своим дружелюбием и тем, что не стремился «держать дистанцию» в отношениях со своими коллегами и сотрудниками. Не менее дружелюбным человеком является и Раджив. Он заразительно, от души смеется, не проявляет ни малейшего высокомерия в отношениях с коллегами и подчиненными.
Раджив Ганди настолько учтив и благовоспитан, что, даже сидя в кресле премьер-министра, встает с него каждый раз, когда в кабинет заходит кто-нибудь старше его по возрасту. Его уважение к опыту и возрасту очевидно.
После злодейского покушения на Индиру Ганди в Дели собрались крупнейшие политические деятели всего мира, чтобы отдать последнюю дань глубокого уважения покойному премьер-министру Индии. Выдержка, достоинство и учтивость Раджива Ганди произвели на них настолько большое впечатление, что многие из них увидели в нем будущего крупного государственного деятеля. За короткое время Раджив завоевал сердца миллионов людей как в своей собственной стране, так и за рубежом.
У Раджива Ганди установились теплые, сердечные взаимоотношения с прессой, со стороны которой он встречает столь же благожелательный прием, как в свое время и его дед Джавахарлал Неру. Объясняется это прежде всего глубокой убежденностью самого Раджива в необходимости свободной прессы. Он никогда не вмешивался в ее дела, хотя индийские газеты далеко не столь невинны, как они пытаются себя изобразить. Во время пресс-конференции Раджива в Национальном пресс-клубе в Вашингтоне представители прессы аплодировали ему «на каждом шагу» — поистине редкое зрелище для наших дней. Но и Раджив с пониманием относится к нуждам прессы. Сразу же после парламентских выборов ко мне обратился парижский корреспондент журнала «Ньюсуик» Эдвард Бэр с просьбой помочь ему взять интервью у нового премьер-министра. Бэр находился в довольно-таки щекотливом положении, поскольку материал был уже запланирован в номер, а премьер-министр был слишком занят. В ответ на его просьбу я в письменном виде информировал Раджива и его советника по печати Шарада Прасада о проблеме Эдварда Бэра. Неделю спустя я получил из Парижа благодарственное письмо от Бэра, а на следующий день экземпляр «Ньюсуика» с большой статьей об Индии и Радживе Ганди.
То же самое можно сказать и об отношении Раджива к судебно-правовым органам. Его приверженность принципу свободы законоотправления абсолютна. Рад-жив Ганди — убежденный демократ. Когда при обсуждении одного из положений законопроекта, запрещающего смену партийной принадлежности по конъюнктурным соображениям, возникли противоречия, он созвал собрание членов парламентской фракции Конгресса, чтобы ознакомиться с их точкой зрения по данному вопросу. Большинство конгрессистов в парламенте высказались против упомянутого пункта, в результате чего он был полностью изъят из законопроекта. И это не единственное подтверждение приверженности Раджива внутрипартийной демократии. В частности, на заседании рабочего комитета он всегда старается поддерживать такую атмосферу, которая позволяла бы его членам и давать выход своим эмоциям, и вести свободный обмен мнениями. Раджив не только терпеливый, но и очень внимательный слушатель: когда дискуссия достигает чрезмерной остроты, он активно вмешивается и наводит порядок, не давая возможности спорящим «потерять лицо».
Раджив Ганди — человек непоколебимых убеждений. Никто не в состоянии удержать его от высказывания своей точки зрения таким образом и в такой форме, как он сам того желает. Еще будучи генеральным секретарем Конгресса, он неоднократно выражал свое несогласие с мнением высшего партийного руководства, включая Индиру Ганди.
В 1981 году в одном из своих интервью Раджив позволил себе довольно много откровенных высказываний. Через несколько дней после публикации его выступления этот вопрос возник в разговоре между мной и Индирой Ганди, которой я, как обычно, нанес визит рано утром. «Раджив — искренний человек,— сказала она.— Он говорит только правду. Таким он был с раннего детства».
Круг интересов Раджива Ганди чрезвычайно широк. В число его увлечений входит музыка — как национальная, так и западная, кино, литература и искусство. Он питает явную слабость к бытовой электронной технике, фотоаппаратам (их у него целый набор, и он с удовольствием делает снимки при любой удобной возможности), видеомагнитофонам, компьютерам и лингвистическим процессорам, в которых он разбирается, пожалуй, лучше, чем средний инженер-электронщик. Кроме того, он коллекционирует авторучки и любит время от времени дарить их друзьям. В 1982 году он подарил мне авторучку знаменитой фирмы «Шеффер», шутливо добавив: «Пусть она поможет вам чеканить еще более яркие и доходчивые лозунги». Я храню ее в ящике своего письменного стола как память об истинном ценителе всего хорошего в жизни, не исключая хорошей кухни. Впрочем, ни он сам, ни члены его семьи не имеют предубеждений против какой-либо определенной кухни: им в равной мере нравится и индийская, и европейская, и китайская кухня.
Раджив следует традициям своего деда Джавахарлала Неру во многих отношениях. Например, не являясь истинным приверженцем индуизма, он тем не менее не отказывается от посещения храмов, когда его приглашают туда жители тех или иных районов страны. Объясняется это его глубоким уважением к религиозным убеждениям других людей. Во время одного из своих турне по штату Керала он по просьбе партийных функционеров штата посетил храм Гурувайюра — религиозную святыню штата — и вошел туда, как того требовала традиция, в лунги (2) и босиком. Раджив часто участвует в собраниях других религиозных общин.
Вряд ли есть особая необходимость говорить о том, что Раджива Ганди не волнует принадлежность людей к какой-либо определенной касте или религиозной общине. Его убеждения абсолютно секулярны. Он верит не в карму-канду, что означает ритуал, а в карму, то есть в действие.
Раджив Ганди никогда не позволяет друзьям или членам семьи оказывать воздействие на свою политическую деятельность. Это — довольно необычный феномен для Индии, где самый незначительный политический деятель старается использовать малейшую возможность, чтобы с помощью своих друзей или членов семьи оказать давление на тех, кто находится в сфере его непосредственного влияния.
Пожалуй, наилучшее выражение точка зрения самого Раджива Ганди на его новый статус нашла в его интервью журналу «Ньюсуик». На вопрос корреспондента: «Оказалась ли ваша неопытность недостатком или преимуществом?» — Раджив ответил: «Думаю, что в целом это оказалось преимуществом. Конечно, у меня не было досконального понимания того, как работает государственная машина, и мне потребовалось определенное время, чтобы разобраться во всем этом. Но, с другой стороны, это оказалось и преимуществом, поскольку свежим глазом лучше замечаешь, как быстрее двигаться вперед».
Раджив Ганди — обстоятельный человек, и, наверное, именно поэтому он стремится к тому, чтобы Индия вступила в XXI век более подготовленной, более уверенной в собственных силах. К сожалению, многие из тех, кто анализирует политику Раджива Ганди, не сумели увидеть в нем мечтателя-реалиста. Все, что он делает сейчас, возможно, не принесет немедленных плодов. Для того чтобы понять, к чему он стремится и каким образом он намеревается улучшить условия жизни народа Индии, вероятно, потребуется определенное время.
(1) Религиозный индуистский обряд, связанный с отданием долга усопшему.
(2) Лунги — белая мужская юбка из цельного куска ткани.
По книге: Верма Ш. Портрет Раджива Ганди: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1988. Перевод с английского С.В. Кибирского.
Внимание! При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Советика.ру обязательна! При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно! Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов, художников, фотографов и т.д. Желательно, при использовании материалов сайта уведомлять авторов сайта!