Шрикант Верма
Портрет Раджива Ганди
Аметхи (штат Уттар-Прадеш) — избирательный округ, в котором баллотировался покойный Санджай Ганди, младший брат Раджива. Санджай потерял свое место в парламенте в 1977 году в результате «утки», распространенной по всей стране, согласно которой будто бы в период чрезвычайного положения даже маленькие дети подвергались принудительной стерилизации. Эта ложь распространялась членами РСС (1) и другими элементами, заинтересованными в падении Конгресса. Они прекрасно понимали, что в деле дискредитации партии ничто так хорошо не сработает, как слухи о подобных «извращениях» в осуществлении программы по планированию семьи.
Тем не менее к 1980 году Конгресс восстановил свои позиции по всей стране. Индира Ганди победила в двух избирательных округах — в Рае Барейли (штат Уттар-Прадеш) и в Медхаке (штат Андхра-Прадеш),— а Санджай одержал убедительную победу в Аметхи, набрав 186 ООО голосов, что составило более 57 процентов от числа избирателей. Через несколько месяцев жизнь Санджая трагически оборвалась, и его место в парламенте оказалось вакантным. Индира Ганди отказалась от своего депутатского мандата, данного ей избирателями округа Рае Барейли. Это место занял ее близкий родственник Арун Неру. Вакансия от округа Аметхи оставалась свободной до лета 1981 года, когда Раджив наконец принял решение выставить свою кандидатуру на дополнительных выборах в Лок сабху (2) от этого округа.
Многие журналисты характеризуют Раджива Ганди как «политика поневоле». Точнее было бы сказать, что ему просто понадобилось время, чтобы прийти к этому решению. Он к любой проблеме подходит весьма серьезно: сначала глубоко анализирует различные ее аспекты, а затем, приняв решение, объявляет об этом в свойственной только ему манере.
Сразу же после смерти Санджая в июне 1980 года в прессе стали появляться самые различные догадки и предположения о возможном привлечении Раджива к политической деятельности. Раджив, конечно, был в курсе ожесточенной полемики о «династическом» правлении, но сам никогда не помышлял стать премьер-министром, и, согласившись помочь матери в 1980 году после смерти Санджая, он действительно намеревался ограничиться только этим. Раджив помогал Индире Ганди, давая советы по тем или иным вопросам, только в свободное время, поскольку он не оставил работу в «Индиан эйрлайнз» (в зависимости от графика ему приходилось совершать полеты и утром, и во второй половине дня). В то время он пилотировал небольшие самолеты типа «авро» и хотел пройти спецкурс в Хайдарабадском институте для того, чтобы получить право на управление «боингами». Не обращая внимания на всякого рода истории, распространяемые по поводу его участия в политической деятельности, он все-таки завершил летную подготовку, дававшую ему право пилотировать самолеты типа «боинг».
Несколько месяцев спустя Раджив попросил меня зайти в дом № 1 по улице Акбар-роуд, где он занимал небольшую квартиру. Он спросил меня, сколько времени понадобится на то, чтобы подготовить все необходимое для начала кампании по выдвижению его кандидатуры от округа Аметхи. Предложения, сделанные мной, удовлетворили и его, и Индиру Ганди. Было условлено, что я никому не скажу о том, что через несколько недель он собирается выдвинуть свою кандидатуру на дополнительных выборах в парламент от округа Аметхи.
Я понял, что Раджив наконецто — после целого года раздумий — решил заняться активной политической деятельностью. Однако это держалось в глубокой тайне вплоть до того дня, когда он заполнил необходимые документы в суде Султанпура, являющегося центром избирательного округа. Пресса узнала об этом только во время поездки Раджива в Лакхнау и Султанпур.
Жарким летним днем 1981 года Раджив Ганди подписал документы для выдвижения своей кандидатуры. При этом присутствовала Соня, близкие друзья и тогдашний главный министр штата Уттар-Прадеш Вишванатх Пратап Сингх (3).
На следующее утро он возвратился в Дели, а затем сразу же отправился в Аметхи для участия в предвыборной кампании, которая продлилась целый месяц; в поездке его сопровождало несколько надежных друзей и членов парламента, взявших на себя задачу подготовить общественное мнение в различных слоях населения этого избирательного округа.
Аметхи — это исключительно отсталый район, жители которого крайне бедны и страдают от болезней, вызванных недоеданием. Лишь некоторые из них проживают в относительно приличных домах; большинство же ютится в глинобитных хижинах.
Когда я впервые побывал в Аметхи, мне было невдомек, как Раджив Ганди решился остановить свой выбор на таком отсталом избирательном округе, где «процветали»... невежество, болезни и бедность. Ответ на свой вопрос я получил после избрания Раджива и после того, как он приступил к осуществлению ряда конкретных программ по улучшению условий жизни населения Аметхи.
Люди, не знающие Раджива Ганди, ошибочно считают его защитником интересов имущих классов. Напротив, Раджив Ганди печется прежде всего об улучшении положения бедняков. Он не занимается саморекламой, не в пример многим другим индийским политическим деятелям, которые на деле стоят на реакционных позициях, но не упускают возможности заявить о своей приверженности, например, социализму и марксизму.
Наблюдать за тем, как Раджив Ганди проводит свою собственную избирательную кампанию, было и интересно, и весьма поучительно. Остановившись в Аметхи в доме Санджая Сингха — местного члена законодательного собрания штата Уттар-Прадеш и одного из отпрысков бывшего раджи Аметхи,— он обычно начинал рабочий день в одной из отдаленных деревень. Часто ему приходилось выступать на митинге, где присуствовало 20—30 человек (по числу домов во всей деревне). Раджив не говорил о себе. Ровным, спокойным голосом он как бы беседовал с жителями Аметхи об их насущных проблемах. Раджив Ганди не сулил им «золотых гор», не давал заманчивых обещаний. Он говорил о том, что улучшение положения людей — трудная задача, что впереди долгий и трудный путь, что только половина этого пути может быть преодолена правительством: другую половину придется преодолевать им самим. Голос его выражал озабоченность и искреннее стремление улучшить условия жизни в Аметхи. Уже после нескольких таких встреч местные жители убедились в том, что Раджив — их человек. Эта весть разнеслась повсюду, и, хотя Раджив уже мог не сомневаться в своей победе, он тем не менее продолжал усердно работать, не в пример многим политическим деятелям в нашей стране. Он не ограничивался выступлениями на митингах в более крупных городах, таких, как Джайсе и Гауригандж. Раджив заходил в дома, беседовал с жителями, при этом ведя себя исключительно скромно. Он относился к избирателям не просто как к людям, обладающим правом голоса, а как к согражданам, в чьих руках находится судьба страны. Как правило, он покидал свою «штаб-квартиру» рано утром, когда кругом еще царила темнота (4), и возвращался лишь поздно ночью. С каждым днем температура воздуха в Северной Индии поднималась. В Аметхи жара ощущалась еще сильнее, так как зеленые насаждения здесь — редкое явление. Однако Раджив ни разу не пожаловался на неудобства, с которыми ему пришлось столкнуться во время кампании в Аметхи. Казалось, он полностью подчинился доктрине экзистенциализма (5), согласно которой человек должен сам для себя решить, что за собственные страдания он должен винить только самого себя.
Раджив понимал также и то, что в Аметхи излишнее славословие может произвести совершенно противоположный результат. Ведь обычно кандидаты готовы на все, лишь бы уговорить кого-либо из центрального руководства или главных министров штатов приехать в их избирательный округ и сказать несколько слов в их пользу. Раджив же не позволил ни главному министру, ни другим членам центрального руководства побывать в этом округе и выступить хотя бы на одном из его митингов. Индира Ганди также держалась в стороне. Она побывала в Аметхи лишь однажды — чтобы представить Раджива Ганди и сказать несколько слов о том, что он вполне соответствует требованиям, предъявляемым к кандидату от партии Конгресс.
Я ни разу не видел, чтобы кандидат так усердно трудился, как это изо дня в день делал Раджив Ганди в течение трех недель своей избирательной кампании. Выборы состоялись 14 июня 1981 года. Через несколько дней были обнародованы результаты, и мы узнали: Раджив набрал 258 884 голоса. В процентном отношении это была потрясающая цифра — 84,18% от всех принявших участие в голосовании. Раджив находился в Султанпуре, когда получил это известие. Партийные функционеры ИНК (И) и другие сторонники Раджива бросились его поздравлять, но он, отказавшись от гирлянд, которые по традиции вручаются победителю, ограничился лишь несколькими словами благодарности. Вместо того чтобы праздновать победу, он решил побывать в нескольких деревнях своего избирательного округа и выразить признательность людям, отдавшим за него свои голоса.
На следующий день в сопровождении своей небольшой «команды» Раджив возвратился в Дели. А там уже огромная толпа людей собралась в аэропорту Палам, чтобы приветствовать его и одарить гирляндами из цветов. Раздвинув толпу, он направился прямиком к себе в резиденцию. С этого времени Раджив Ганди начинает свое политическое «путешествие», которое и привело его в конце концов на пост премьер-министра Индии.
После того как Раджив Ганди был приведен к присяге в качестве депутата Лок сабхи, он начал активно участвовать в сессиях парламента. Причем делал он это с тем же старанием, с каким верующий молится в храме божьем. Он находился там весь день и не только внимательно наблюдал за действиями других членов и министров, но и пытался досконально разобраться в механизме всей деятельности парламента. Будучи весьма усердным и старательным человеком вообще, он буквально за несколько недель постиг все сложности парламентских процедур. Иногда он покидал Палату и проводил некоторое время в Центральном зале. В этой связи мне на память приходит его отец Фероз Ганди, который занимал в Центральном зале «свой» уголок. Обладая исключительной притягательной силой, Фероз Ганди всегда находился в центре внимания: нередко можно было видеть, как он проводил там целые часы, обсуждая с обступившими его членами парламента и журналистами самые различные вопросы. В те времена именно в Центральном зале делались или рушились политические карьеры, принимались или отвергались важные решения. Когда Раджив Ганди стал депутатом Лок сабхи, лоббистская роль Центрального зала значительно снизилась.
Фероз Ганди был выдающимся деятелем, которого называли ниспровергателем гигантов. Министры испытывали страх перед ним не потому, что он был зятем премьер-министра. Он был бесстрашным человеком, не щадившим никого, кто был виновен или замешан в коррупции, даже если это касалось его товарищей по партии. Смерть Фероза Ганди была большой утратой для парламента. Его до сих пор помнят и чтят за тот вклад, который он внес в деятельность Лок сабхи.
Первую речь в парламенте, произнесенную через несколько месяцев после выборов, Раджив Ганди посвятил серьезнейшему анализу различных аспектов экономического и политического положения в стране. Это была речь либерала, которую по достоинству оценили все фракции парламента. На лидеров оппозиции она произвела большое впечатление тем, что Раджив, несмотря на свою принадлежность к правящей партии, не побоялся в довольно резких тонах указать на упущения правительства в определенных областях. И вновь речь Раджива Ганди напомнила членам парламента о его отце — Ферозе Ганди.
Существенная часть времени у Раджива уходила на решение различных административных вопросов. Он, Соня и их дети Рахул и Приянка жили вместе с Индирой Ганди в доме № 1 по улице Сафдарджанг-роуд. Как член парламента, Раджив имел также и отдельный дом по адресу: улица Мотилала Неру, № 2, который он превратил в свой офис. Это было небольшое бунгало с четырьмя небольшими комнатами и холлом: угловую комнату занимал Раджив, стенографисты и клерки разместились в холле, а три другие комнаты были отданы в распоряжение Виджая Дхара, Аруна Сингха и других лиц из непосредственного окружения Раджива, оказывавших ему помощь в работе.
Арун Сингх — спокойный, деловой человек. Немногословен и предпочитает работать молча. Очень старателен и организован. Имеет ученую степень по английской литературе, полученную им в Кембридже.
Арун Неру — родственник Раджива Ганди. Оказывал помощь партии в подборе кандидатов на различных выборах. В 1984 году был избран генеральным секретарем ИНК (И). После выборов в Лок сабху стал членом кабинета министров в правительстве Раджива Ганди.
Макханлал Фотедар — в прошлом советник Индиры Ганди по политическим вопросам (одновременно он держал Раджива Ганди в курсе политических событий, происходивших в стране и за рубежом). Бывший министр в правительстве штата Джамму и Кашмир, которого Ин-дира Ганди вовлекла в свою политическую орбиту. Будучи кашмирцем по происхождению, Фотедар всегда оставался верен семье Неру. Каждый вечер он информировал Инди-ру Ганди о результатах встреч и о телефонных переговорах. Позднее был избран членом Раджья сабхи от штата Уттар-Прадеш.
Капитан Сатиш Шарма — пилот и давний коллега Раджива Ганди. Друг семьи Ганди. Оказывал помощь Радживу в решении вопросов личного плана. В 1983 году ушел в отставку из «Индиан эйрлайнз» и стал помогать Радживу. Кроме того, он поддерживает контакты с жителями округа Аметхи, оказывает содействие в решении их проблем.
Роми Чопра — друг детства Раджива Ганди. Консультант по вопросам пропаганды. Помогает ИНК (И) в этих и связанных с выборными кампаниями вопросах начиная с 1980 года. Вместе с Радживом участвовал в организации «Кисан саммелан» («Собрание фермеров») в 1981 году. Автор многих зажигательных лозунгов и плакатов, использованных партией в ходе предвыборных кампаний.
Раджив Ганди организует свой каждый рабочий день, обращая особое внимание на детали. Он один из немногих индийских парламентариев, которые регулярно посещают свои избирательные округа. После избрания в Лок сабху он предпринял ряд шагов для улучшения условий жизни своих избирателей, организовал несколько лагерей помощи в Аметхи, в которых беднякам предоставлялось бесплатное медицинское обслуживание. Врачи из соответствующего отдела Всеиндийского комитета Конгресса выезжали из Дели в Аметхи для организации там лагерей здоровья, в которых проводилось лечение всевозможных заболеваний, начиная от катаракты и глаукомы и кончая дизентерией. Для людей, на протяжении десятилетий страдавших от недоедания и отсутствия медицинской помощи, это было даром небесным. Раджив Ганди открыл там больницу. В Аметхи было создано несколько мастерских и небольших фабрик, что позволило частично обеспечить работой местных жителей и улучшить условия жизни населения округа.
Раджив Ганди всегда проявлял исключительную чуткость к нуждам простых людей. Он заботится о них. Он встречается с ними. Он выслушивает их и предпринимает конкретные меры для улучшения условий их жизни. Как правило, большинство индийских парламентариев «забывают» о своих избирателях сразу же после выборов. Ведь они побеждают или терпят поражение не в силу волеизъявления народа, а в результате конъюнктурной волны либо в пользу Конгресса, либо против него. В случае своей победы на выборах они приписывают заслугу самим себе, в случае поражения винят в этом партийное руководство.
На всех большое впечатление произвело то, как Рад-жив дебютировал в качестве парламентария и политического деятеля. В тот период Индира Ганди приняла решение «перетряхнуть» всю партию и повысить роль ВИКК. Раджив Ганди был назначен одним из генеральных секретарей партии, хотя многие выдвигали требование назначить его председателем ИНК (И). Это предложение было отклонено самим Радживом Ганди.
Прежде всего Раджив Ганди очистил штаб-квартиру от подхалимов и корыстолюбцев и создал там деловую атмосферу. Были также очищены и заново покрашены стены, которые не мылись и не ремонтировались в течение долгих лет. Это был незначительный акт, но он наглядно показывал, что «благочестивая душа должна быть облачена в чистое тело».
За последние десять лет этот руководящий орган стал почти безжизненным. Партийные организации в штатах, равно как и в округах, фактически перестали функционировать. У почтальона частенько возникали трудности с отысканием адресата, если какое-либо официальное письмо посылалось местному партийному должностному лицу. В партийных центрах в штатах засели клерки или пожилые люди, ищущие покоя и уединения. Местные партийные чиновники редко появлялись в своих партийных центрах или совершали длительные поездки по штатам. Индийский национальный конгресс каждый раз возвращался к власти в основном благодаря личной популярности Индиры Ганди, а не потому, что партия пользовалась значительным влиянием у избирателей.
На Раджива Ганди, динамичного молодого человека, не привыкшего к такого рода безразличию в делах и бездушному отношению к людям, все это произвело удручающее впечатление. Чтобы поставить диагноз столь запущенной болезни, он провел серию обсуждений с коллегами, партийными руководителями и чиновниками на уровне штатов и в окружных партийных центрах, а также созвал два совещания председателей штатовских организаций ИНК (И) — 18 марта и 24 июня 1983 года. В ходе этих встреч анализировались насущные проблемы, стоящие перед партией, велась разработка долгосрочного плана реорганизации отделений штатов и окружных подразделений ИНК (И). С течением времени «Сева дал конгресс» (т.е. корпус добровольцев) (6) превратился в малоэффективную организацию, деятельность которой вызывала только чувства жалости и сожаления. Партийные боссы смотрели с презрением на добровольцев, игравших важную роль в период борьбы за независимость и в первые годы после ее завоевания. Объясняется это тем, что после смерти Гандиджи (7) само понятие этой службы было предано забвению. Раджив Ганди организовал для членов «Сева дал» общенациональный учебный лагерь, который работал с 20 июля по 5 августа 1983 года. Это подняло моральный дух добровольцев, впервые в истории независимой Индии приобретших определенный статус. Конечно, было бы преувеличением утверждать, что в результате этих мероприятий они полностью восстановили свои позиции или получили право голоса в решении организационных вопросов. Однако их положение заметно улучшилось благодаря поддержке и покровительству Раджива Ганди; по его же указанию была проведена еще одна встреча «Сева дал», состоявшаяся в Патне (столица штата Бихар) 17—18 октября того же года. Перед ее участниками выступил с речью генеральный секретарь ВИКК Раджив Ганди.
Молодежь, студенты, женщины — этим трем категориям населения Раджив Ганди уделил особое внимание. Он реорганизовал Молодежный конгресс (8), одновременно очистив его от деклассированных элементов, внес в него свежую струю, стремление к активному действию. В результате этих усилий Молодежный конгресс вновь стал живым, динамичным движением, которое сегодня действует даже более активно, чем сама партия. Сколько раз мне приходилось наблюдать такую картину: партийные отделения в округах практически бездействуют, в то время как Молодежный конгресс повсеместно полон сил и энергии, проводя политическую и общественную работу от имени ИНК (И).
Раджив Ганди реорганизовал и студенческое крыло партии, известное как Национальный студенческий союз Индии (НССИ). 12—13 сентября 1983 года состоялась студенческая конференция. Положение в НССИ постепенно выправляется, хотя и не так быстро, как ожидалось. Его руководители проявляют уже большую дисциплинированность и активность, чем раньше.
Надо сказать, что больше всего процесс «омоложения» с приходом Раджива Ганди на пост генерального секретаря ВИКК коснулся женского крыла Конгресса. Женщины занимают особое место в организации ИНК (И). В свое время еще Махатма Ганди привлек многих из них в Конгресс. Женщин сажали в тюрьмы за участие в борьбе за национальное освобождение. Они покидали семейный очаг во имя Конгресса. Некоторые из них отказывались от всех жизненных благ и присоединялись к Ганди в его ашраме (9) в Севаграме неподалеку от Вардхи в Центральных провинциях и Бераре.
Верил в эмансипацию женщин и Джавахарлал Неру, после достижения независимости Индии назначавший их министрами, главными министрами, губернаторами и послами.
Подлинным выразителем интересов индийских женщин была также Индира Ганди, много сделавшая для облегчения их судьбы, особенно женщин, проживающих в деревнях. Эту линию продолжил и Раджив Ганди, предпринявший конкретные шаги, чтобы вдохнуть жизнь в женскую секцию. Он ввел туда нескольких выдающихся женщин (членов парламента и общественных деятельниц) и обратился с призывом провести женскую конференцию 15—16 сентября 1983 года. В настоящее время женские организации Конгресса перестали быть прибежищем для жен немногих отставных государственных деятелей. Ныне во главе организации идет молодое поколение, полное по-настоящему молодого задора. Чтобы по достоинству оценить то уважение, с которым Раджив относится к женщинам, достаточно сказать, например, что две их представительницы — Маргарет Алва и Наджма Хептулла — занимают два исключительно важных поста в правительстве: государственного министра по парламентским делам и заместителя секретаря Раджья сабха.
Раджив Ганди также активизировал деятельность различных отделений Конгресса, занимающихся проблемами адвокатов, фермеров, врачей и других слоев населения. По его инициативе были проведены заседания отделений Конгресса, занимающиеся делами так называемых списочных каст и племен (10); это было сделано для того, чтобы глубже ознакомиться со всеми их проблемами. Нет нужды говорить о том, что, хотя Конституция страны и гарантирует списочным кастам и племенам определенный статус, в небольших городах и деревнях они по-прежнему продолжают подвергаться эксплуатации со стороны землевладельцев и ростовщиков.
Раджив Ганди созвал в Дели две конференции штатовских и окружных комитетов Конгресса: первая состоялась 1—2 июня 1984 года, а вторая— 11 —12 июня того же года. Это была, так сказать, «предварительная проба сил» перед окончательным составлением списка кандидатов на предстоявшие выборы в центральный парламент и законодательные собрания штатов. Партийные руководители провели тщательный анализ деятельности и вскрыли политическое лицо каждого действовавшего в то время парламентария или законодателя — членов партии Конгресса. Они также проанализировали конкретное положение дел во всех слоях избирателей. Во время пребывания на посту генерального секретаря ИНК (И) Раджив Ганди объехал всю страну. Цель его поездок заключалась в том, чтобы оценить степень практического влияния Конгресса в стране и найти пути для превращения его в действенный инструмент преобразований. Изучить топографию Индии — дело, не представляющее особого труда. Это Раджив мог сделать гораздо лучше, еще будучи пилотом. Но он хотел узнать живую Индию, живых людей, которые ее населяют, чей голос никогда не достигает Дели, каким бы громким ни был их протест. Между Радживом Ганди и этими людьми установилось тесное взаимопонимание. Он также лично убедился в том, что истинным стремлением подавляющего большинства законодателей является не народное благосостояние, а личное обогащение.
Поняв это, Раджив в 1985 году коренным образом изменил лицо законодательных собраний. Большому числу конгрессистских членов законодательных собраний было отказано в назначении кандидатами на выборы в эти собрания. В их число входили партийные боссы в штатах, председатели окружных комитетов Конгресса и другие известные политические деятели, наиболее значительным из которых являлся бывший главный министр одного из штатов, сохраняющий членство в нынешнем Рабочем комитете ВИКК. Ему не только было отказано в «пропуске» на баллотировку, но и настоятельно рекомендовано не участвовать в кампании за Конгресс, так как руководство партии считало, что его поддержка принесет Конгрессу больше вреда, чем его оппозиция.
(1) «Раштрия сваямсевак сангх» (РСС) — «Союз служителей нации» — военизированная организация профашистского толка, близкая в свое время к партии Хинду махасабха («Великий союз индусов»), а с 1951 г. примкнувшая к партии воинствующего индуизма Джан сангх («Союз народа»).
(2) Законодательный орган Союза, или парламент, состоит из двух палат: Раджья сабха (.Верхняя палата парламента) и Лок сабха (Народная палата). Количество членов Верхней палаты не превышает 250, из которых 12 назначаются президентом, а остальные избираются. Верхняя палата не подлежит роспуску, в конце каждого второго года она обновляется на одну треть. Выборы в Верхнюю палату—непрямые (многостепенные). Председателем ее является вице-президент. В Народную палату входят 544 члена. Из них 525 человек избираются на основе прямых выборов из 25 штатов и 17 — от семи союзных территорий. Два члена назначаются президентом в качестве представителей англо-индийского населения. Члены палаты избираются на пять лет, начиная со дня первого заседания, при условии, что палату не распускают по истечении этого срока. Лок сабха сама избирает своего председателя — спикера.
(3) Бывший министр обороны в центральном правительстве Индии.
(4) В Индии продолжительность светового дня зимой и летом колеблется незначительно, поэтому даже летом солнце встает относительно поздно, приблизительно около шести часов утра.
(5) Экзистенциализм — направление современной буржуазной философии, возникшее на Западе накануне первой мировой войны.
(6) «Сева дал Конгресс» («Общество служения Конгрессу») — организация, руководившая деятельностью добровольцев Конгресса. Члены этой организации выполняли задания руководящих органов ИНК. Добровольцами Конгресса называли лиц — членов этой партии или сочувствующих ей, которые входили в специальные отряды, поддерживавшие порядок и дисциплину во время массовых собраний, демонстраций, кампании бойкота иностранных товаров и т. п. Перед вступлением в такой отряд человек обязан был дать клятву, что будет пользоваться только ненасильственными методами борьбы. На сессии в Нагпуре (1920 г.) Конгресс принял решение создать 150-тысячный корпус добровольцев для организации и проведения кампании несотрудничества с английскими колониальными властями.
(7) Имеется в виду Махатма Ганди. «Джи» — уважительная приставка к имени или фамилии почитаемого человека.
(8) К ИНК (И) примыкает ряд организаций, в том числе Индийский национальный конгресс молодежи, являющийся мощным источником пополнения партии за счет молодого поколения, и Индийский национальный союз студентов, выполняющий аналогичные функции среди учащейся молодежи.
(9) Ашрам — «убежище», «обитель». Ганди и его последователи называли ашрамами основанные ими трудовые общины, члены которых придерживались принципов и методов гандизма. Наиболее известной «обителью» такого рода является Сабармати-ашрам — главная резиденция М. Ганди и его последователей, основанная им в мае 1915 г. на реке Сабармати близ г. Ахмадабада. Сабармати-ашрам был своеобразным центром, где проповедовались религиозно-философские и этические воззрения Ганди.
(10) Зарегистрированные, или списочные, касты и племена — группы населения Индии, внесенные английской колониальной администрацией в список угнетенных каст. Этот список, составленный в конце XIX века, был затем дополнен в соответствии с переписями населения 1901, 1911, 1921 и 1931 гг. По переписи населения 1931 г. было, например, зафиксировано более 3,5 тыс. каст, охватывающих почти две трети населения страны, в том числе 429 угнетенных каст, численность которых составляла около 60 млн. человек.
По книге: Верма Ш. Портрет Раджива Ганди: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1988. Перевод с английского С.В. Кибирского.
Внимание! При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Советика.ру обязательна! При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно! Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов, художников, фотографов и т.д. Желательно, при использовании материалов сайта уведомлять авторов сайта!