Поиск по сайту


+16
Издание предназначено для лиц старше 16-ти лет.

Культурно-просветительское издание о советской истории "Советика". Свидетельство о регистрации средства массовой информации - Эл№ ФС77-50088.

е-мейл сайта: sovetika@mail.ru

(Дмитрий Ластов)



Посмотрите еще..


Нонна Мордюкова. Завтра, доченька, ты пойдешь в школу


Анна Герман (фотографии)




СФРЮ, Конституция СФРЮ 1974 г.


Предисловие.
Доклад Председателя Союзной Скупщины, Председателя совместной комиссии всех веч союзной скупщины по конституционным вопросам, Миялко Тодоровича, о проекте Конституции СФРЮ, зачитанный на заседании Веча Национальностей 22 января 1974 г.
ВВОДНЫЙ РАЗДЕЛ ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
Раздел Первый СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ФЕДЕРАТИВНАЯ РЕСПУБЛИКА ЮГОСЛАВИЯ
Раздел Второй ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ
Глава I Общественно-экономической устройство
Глава II Основы общественно-политической системы
Глава III Свободы, права и обязанности человека и гражданина
Глава IV Конституционность и законность
Глава V Суд и общественная прокуратура
Глава VI Народная оборона
Раздел Третий ОТНОШЕНИЯ В ФЕДЕРАЦИИ И ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ФЕДЕРАЦИИ
Глава I Отношения в Федерации
Глава II Права и обязанности Федерации
Раздел Четвертый ОРГАНИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЦИИ
Глава I Скупщина Социалистической Федеративной Республики Югославии
Глава II Президиум Социалистической Федеративной Республики Югославии
Глава III Президент Республики
Глава IV Союзное исполнительное Вече
Глава V Союзные органы управления
Глава VI Союзный суд, Союзная прокуратура и Союзный общественный правозащитник самоуправления

 

РАЗДЕЛ ЧЕТВЁРТЫЙ

ОРГАНИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЦИИ

Глава VII

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД ЮГОСЛАВИИ

 

Статья 375

Конституционный суд Югославии:

1) устанавливает соответствие закона Конституции СФРЮ;

2) устанавливает расхождение республиканского или краевого закона с союзным законом;

3) устанавливает соответствие постановлений и других общих актов союзных органов Конституция СФРЮ и союзному закону;

4) устанавливает соответствие постановлений и других общих актов органов общественно-политических содружеств и общих актов в сфере самоуправления Конституции СФРЮ, или их расхождение с союзным законом, за выполнение которого ответственны союзные органы;

5) разрешает споры о правах и обязанностях между федерацией и республикой, между федерацией и автономным краем, между республиками, между республиками и автономными краями и между другими общественно-политическими содружествами, находящимися на территории разных республик, в тех случаях, когда разрешение таких споров не относится к компетенции другого суда;

6) разрешает конфликты, связанные с компетенцией, между республиканскими, а также краевыми конституционными судами, между судами и союзными органами управления, между союзными органами и республиканскими, а также краевыми органами, между судами и другими государственными органами, находящимися на территории двух или нескольких республик, или на территории республик и автономных краев.

Конституционный суд Югославии может устанавливать конституционность законов и соответствие конституции и законам постановлений и общих актов, принимаемых органами общественно-политических содружеств, а также основанных на самоуправлении общих актов, действие которых истекло, если со дня прекращения их действия до возбуждения дела не прошло больше года.

Статья 376

Конституционный суд Югославии следит за явлениями, представляющими интерес для осуществления конституционности и законности, информирует Скупщину СФРЮ о состоянии и проблемах в области охраны конституционности и законности, вносит в Скупщину СФРЮ свои заключения и предложения о принятии и изменении законов и других мерах, обеспечивающих конституционность и законность, защиту прав в области самоуправления и прочих прав и свобод граждан, самоуправляемых организаций и содружеств.

Статья 377

Установив, что компетентный орган не выполнил своей обязанности и не принял постановления во исполнение Конституции СФРЮ, союзных законов, других законоположений и общих актов, Конституционный суд Югославии обязан поставить об этом в известность Скупщину СФРЮ.

Статья 378

Конституционный суд Югославии дает Скупщине СФРЮ свои заключения по вопросу о расхождении положений республиканской или краевой конституций с Конституцией СФРЮ.

Статья 379

В процессе установления конституционности или законности законоположений, постановлений и других актов органов общественно-политического содружества или основанного на самоуправлении общего акта. Конституционный суд Югославии может пока продолжается рассмотрение, до вынесения окончательного решения, распорядиться о приостановлении исполнения акта или меры, принятых на основании указанных постановлений, если считает, что их дальнейшее исполнение могло бы вызвать вредные последствия.

Статья 380

Деятельность Конституционного суда Югославии открытая.

Статья 381

Конституционный суд Югославии состоит из председателя и 13 судей, избираемых Скупщиной СФРЮ. В Конституционный суд Югославии избираются по два члена от каждой республики и по одному от каждого автономного края.

Председатель и судьи Конституционного суда Югославии избираются на 8 лет и не могут быть снова избраны на должности председателя или судей указанного суда.

Председатель и судьи Конституционного суда Югославии не могут в то же время выполнять другую функцию в государственных или самоуправляемых органах.

Председатель и судьи Конституционного суда Югославии пользуются, как и делегаты Скупщины СФРЮ, правом неприкосновенности.

Статья 382

Председатель и судьи Конституционного суда Югославии могут быть освобождены от должности до истечения их полномочий лишь по собственному желанию, а также в случае, если будут приговорены за уголовное преступление к лишению свободы, или в случае длительной утраты трудоспособности, необходимой для выполнения их функций.

Причины освобождения от должности председателя и судей Конституционного суда Югославии до истечения их полномочий устанавливает Конституционный суд и ставит об этом в известность Скупщину СФРЮ.

В тех случаях, когда председатель или судья Конституционного суда Югославии ставят вопрос об освобождении от должности по собственному желанию, а Скупщина не примет решения по этой просьбе в течение трех месяцев, Конституционный суд, на основании представления председателя или суды, устанавливает прекращение исполнения его обязанностей в Конституционном суде и ставит об этом в известность Скупщину СФРЮ.

Решением Конституционного суда Югославии председатель или судья, против которого возбуждено уголовное дело, отстраняется от должности в Конституционном суде до окончания процесса.

Статья 383

До приступления к исполнению своих обязанностей председатель и судьи Конституционного суда Югославши дают в присутствии председателя Президиума СФРЮ торжественное заявление.

Статья 384

Конституционный суд Югославии выносит решения о несоответствии союзного, республиканского или краевого закона Конституции СФРЮ, о расхождении республиканского или краевого законов с союзным законом и направляет их компетентной скупщине.

Компетентная скупщина обязана не позже, чем через 6 месяцев со дна получения решения Конституционного суда Югославии, привести закон в соответствие с Конституцией СФРЮ или устранить расхождение республиканского или краевого закона с союзным законом.

По требованию компетентной скупщины Конституционный суд Югославии может продлить срок приведения закона в соответствие, но не больше чем на 6 месяцев.

Если компетентная скупщина в установленный срок не приведет закон в соответствие с Конституцией СФРЮ, или не устранит расхождение республиканского или краевого закона с союзным законом, действие положений закона, не приведенных в соответствие с Конституцией, а также положений республиканского или краевого закона, расходящихся с союзным законом, прекращается, а Конституционный суд подтверждает это своим решением.

Статья 385

Конституционный суд Югославии аннулирует или отменяет постановление и общий акт органа общественно-политического содружества, или общий акт самоуправляемых органов, несоответствующие Конституции СФРЮ или расходящиеся с союзным законом, за выполнение которого ответственны союзные органы управления, а также постановление и другой акт союзного органа, несоответствующие союзному закону, или отдельные их положения, несоответствующие Конституции СФРЮ и союзному закону, или расходящиеся с союзным законом.

Статья 386

Законы, действие которых прекращено, другие законоположения и общие акты органов общественно-политических содружеств и акты органов самоуправления, которые аннулированы или отменены, не применяются к отношениям, возникшим до дня объявления решения Конституционного суда Югославии, если они не были до этого момента правомочно решены.

Постановления и другие акты, принятые во исполнение законоположений и общих актов органов самоуправления, которые не могут больше применяться, не подлежат выполнению со дня объявления решения Конституционного суда Югославии, если из его решения явствует несоответствие указанных постановлений и актов Конституции СФРЮ или союзному закону.

Выполнение отдельных правомочных актов, принятых на основании постановлений, которые не могут больше применяться, не разрешается, а если их применение началось — прекращается.

Статья 387

С инициативой по возбуждению делопроизводства об установлении конституционности и законности может выступить каждый.

Делопроизводство в Конституционном суде Югославии могут возбудить:

1) Скупщина СФРЮ, республиканская скупщина, краевая скупщина и скупщина другого общественно-политического содружества;

2) Президиум СФРЮ, президиум республики и президиум автономного края;

3) Союзное Исполнительное Вече, республиканское исполнительное вече и краевое исполнительное вече, за исключением установления конституционности и законности постановлений, принимаемых скупщинами соответствующих общественно-политических содружеств;

4) республиканский конституционный суд или краевой конституционный суд;

5) суд, если вопрос конституционности и законности возникает в процессе судебного разбирательства;

6) союзный, республиканский или краевой общественный прокурор и соответствующий военный прокурор, если вопрос о конституционности и законности возникает в процессе работы данного прокурора;

7) общественный правозащитник самоуправления;

8) организация объединенного труда, местное содружество, самоуправляемое объединение, основанное на общности интересов, или другая самоуправляемая организация, если нарушено ее право, установленное Конституцией СФРЮ или союзным законом;

9) союзный, республиканский и краевой секретарь или другой руководитель союзного, республиканского и краевого органа управления, союзный, республиканский и краевой орган управления в рамках своей компетенции, за исключением установления конституционности закона, расхождения республиканского и краевого закона с союзным, а также установления конституционности и законности постановлений исполнительного веча общественно-политического содружества, органов которого он является;

10) орган управления, который на основании конституции и закона уполномочен приостановить выполнение постановления и другого акта органа общественно-политического содружества, а также акта самоуправляемой организации вследствии его несоответствия Конституции СФРЮ;

11) Служба общественного учета федерации, республики или автономного края.

Конституционный суд Югославии может сам начать делопроизводство по установлению конституционности и законности.

Статья 388

Каждый имеет право требовать от компетентного органа изменения окончательного или правомочного акта, принятого на основании закона, другого законоположения или общего акта органа общественно-политического содружества, а также акта самоуправляемой организации, который на основании решения Конституционного суда Югославии признан несоответствующим Конституции СФРЮ и союзному закону, или противоречащим союзному закону, — если этим нарушено его право.

Предложение об изменении окончательного или правомочного акта, принятого на основании закона, другого законоположения, общего акта органа общественно-политического содружества и акта самоуправляемой организации, который на основании решения Конституционного суда Югославии признан несоответствующим Конституции СФРЮ или противоречащим союзному закону, может быть внесено в течение шести месяцев со дня опубликования решения в службеных ведомостях Социалистической Федеративной Республики Югославии, если со дня вручения акта до принятия решения Конституционным судом не прошло больше года. Если суд правомочным решением отклоняет применение постановления и общего акта органа общественно-политического содружества или акта самоуправляемой организации, вследствии их несоответствия Конституции СФРЮ и союзному закону, или расхождения с союзным законом, а Конституционный суд Югославии признает, что такого несоответствия или расхождения не существу е г, каждый чье право нарушено, может требовать изменения правомочного решения суда в течение года со дня объявления решения Конституционного суда Югославии.

Когда изменением соответствующего акта не могут быть устранены последствия применения постановления и другого общего акта, не соответствующего Конституции СФРЮ и союзному закону или расходящегося с союзным законом, Конституционный суд Югославии может вынести решение об устранении указанных последствий путем возвращения к прежнему состоянию, возмещения ущерба или каким-либо иным способом.

Статья 389

Если возбужденное делопроизводство по установлению конституционности и законности постановления или другого общего акта органа общественно-политического содружества или акта самоуправляемой организации, который одновременно противоречит Конституции СФРЮ и союзному закону, республиканской или краевой конституции, республиканскому или краевому закону, делопроизводство ведется республиканским или краевым конституционным судом, причем устанавливается только соответствие указанного постановления или акта республиканской или краевой конституциям, республиканским или краевым законам, а также союзному закону, за выполнение которых ответственны органы управления республик и автономных краев.

Если республиканский или краевой конституционные суды установят соответствие постановления или акта республиканской или краевой конституции, союзному закону, за выполнение которого ответственны органы управления республик и автономных краев, дело передается Конституционному суду Югославии ради установления соответствия постановления или акта Конституции СФРЮ, или расхождения указанного постановления и акта с союзным законом, за выполнение которого ответственны союзные органы.

Статья 390

Государственные органы, организации объединенного труда и другие самоуправляемые организации 11 объединения, а также носители функций самоуправления, общественных и других функций обязаны по запросу Конституционного суда Югославии давать сведения и информацию, необходимую для его работы, а также по поручению Конституционного суда принимать меры, представляющие интерес для делопроизводства.

Статья 391

Конституционный суд Югославии принимает решения большинством голосов всех членов Конституционного суда.

Член Конституционного суда, высказавший особое мнение, вправе и обязан изложить и обосновать его письменно.

Статья 392

Конституционный суд Югославии принимает решения, как правило, в процессе открытого рассмотрения дела.

Статья 393

После того как закон, другое законоположение и общий акт органа общественно-политического содружества или общий акт на основах самоуправ леиия приведен в соответствие с Конституцией СФРЮ или с союзным законом и еще не устранены последствия неконституционности и незаконности, Конституционный суд Югославии можег своим решением утвердить, что закон, другое законоположение и общий акт не соответствовали Конституции СФРЮ и союзному закону, или расходились с союзным законом. Это решение Конституционного суда Югославии имеет такое же действие, как и решение, которым! закон объявляется недействительным, которым аннулируется или отменяется другое законоположение или общий акт.

Статья 394

Решения Конституционного суда Югославии имеют обязательный характер и подлежат выполнению.

В случае необходимости выполнение решений Конституционного суда Югославии обеспечивается Союзным Исполнительным вечем.

Конституционный суд Югославии может потребовать принятия мер против лица, которое несет ответственность за невыполнение решения Конституционного суда.

Статья 395

Решения Конституционного суда Югославии публикуются в служебных ведомостях Социалистической Федеративной Республики Югославии, а также в служебных ведомостях, в которых был опубликован закон, другое законоположение или общий акт органа общественно-политического содружества, или в таком же порядке как был опубликован общий акт на основах самоуправления, о котором Конституционный суд выносил свое решение.

Статья 396

Делопроизводство Конституционного суда Югославии и его организация регулируются самим Конституционным судом Югославии.

 

Глава VIII Торжественное заявление
Раздел Пятый ИЗМЕНЕНИЕ КОНСТИТУЦИИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКИ ЮГОСЛАВИИ
Раздел Шестой ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Объяснение отдельных терминов и понятий используемых в Коституции СФРЮ

 

Публикуется с издания: Конституция Социалистической Федеративной Республики Югославия. Белград, "Борба", 1974.



НАВЕРХ

 

Внимание! При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Советика.ру обязательна! При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно! Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов, художников, фотографов и т.д. Желательно, при использовании материалов сайта уведомлять авторов сайта!

 

 

 



СФРЮ


Интересное

Фруктовые воды. Советский Общепит


Анна Герман (фотографии)


Новое на сайте

26.03. новости - Соня Тимофеева. Вспоминаем яркую актрису советской эпохи и ее исключительный талант

24.03. новости - "Русские приключения Синерамы" - уникальный советско-американский панорамный документальный фильм, разное - Какие плюсы можно получить вместе с образованием в режиме онлайн

21.03. новости - Борис Сичкин. Тернистый путь и невообразимая харизма

19.03. новости - Выдающийся пианист и талантливый дирижер Святослав Рихтер, разное - Хозтовары и сантехника онлайн

18.03. новости - «Ромео и Джульетта» - советский балетный шедевр на экране

09.03. новости - Валентин Черных. Мастер сценария, сотворивший шедевры советского и российского кино

08.03. новости - Георгий Георгиу. Харизматичный и невероятно талантливый актер советского кино

07.03. новости - «Иллюзион». История легендарного кинотеатра

27.02. новости - «Широка страна моя...» - инновационный фильм советской эпохи

20.02. новости - Вспоминаем советскую военную драму «Повесть пламенных лет»

 


 

© Sovetika.ru 2004 - 2024. Сайт о советском времени - книги, статьи, очерки, фотографии, открытки.

Flag Counter

Top.Mail.Ru