Поиск по сайту


+16
Издание предназначено для лиц старше 16-ти лет.

Культурно-просветительское издание о советской истории "Советика". Свидетельство о регистрации средства массовой информации - Эл№ ФС77-50088.

е-мейл сайта: sovetika@mail.ru

(Дмитрий Ластов)



Посмотрите еще..


Блюда украинской кухни (Советский ОБЩЕПИТ)


Бриджит Бардо. Звезды и фильмы. Статья 1966-го года.




СОВЕТСКИЕ ЖУРНАЛЫ, Советский экран (журнал №01 за 1957 год), Великий образ: «Человек с ружьём» — 20 лет спустя (Штраух М.)

Великий образ: «Человек с ружьём» — 20 лет спустя (Штраух М.)

 

Советский экран (журнал №01 за 1957 год)

На мою долю выпала большая честь и творческое счастье первому работать над образом В. И. Ленина на московской сцене. Это было в 1937 году, когда в Театре Революции шла пьеса А. Корнейчука «Правда». Вскоре С. Юткевич предложил мне сниматься у него в фильме «Человек с ружьем» по сценарию К. Погодина. Я с большой радостью принял предложение. Работа над ролью таила неимоверные трудности. Мне казалось, что все против меня: и мои внешние данные, и срок постановки, и выжидательное молчание окружающих. Мне было особенно трудно потому, что я никогда не видел и не слышал Ленина. Пришлось мобилизовать себе в помощь все: литературу, живопись, скульптуру, грамзапись. фотографии. Я изучал биографии революционеров, читал Ленина и о Ленине, искал живых свидетелей и мучил их расспросами». Без конца бродил по чудесным залам Ленинского музея, впитывая в себя все, как губка. Изучал кинохронику кадр за кадром и до боли досадовал — как мало, непростительно мало, запечатлен на пленке Ленин. Ловил тембр его голоса и не успокаивался до тех пор, пока трудно было отличить звучание подлинной грампластинки от записи того же текста, но произнесенного мной.

В воспоминаниях о Ленине я часто встречал фразу: «Ленин стал меня расспрашивать». Это показалось мне значительным и не случайным. Очень хорошо объяснил интерес Владимира Ильича к расспросам один крестьянин-сибиряк. В своих воспоминаниях он пишет; «Не меня, конечно, слушал товарищ Ленин, как какую-то персону, а через .меня он слушал, что говорят и думают крестьяне во всей массе».

Характерное для Ленина умение слушать я стремился передать в сцене, когда он встречает одного из действующих лиц фильма солдата Шадрина и охотно заговаривает с ним.

В работе над ролью особенности образа Ленина складывались у меня из разнообразных штрихов и деталей.

Я вчитывался в текст его известного письма членам ЦК 6 ноября 1917 года. Какая динамика в построении фраз, в их ритме, в расстановке знаков препинания! Это письмо вызывало во мне зрительные ощущения колоссальной динамической устремленности.

Я раскладывал фотографии Ленина в ряд и присматривался к ним. На каждой Владимир Ильич выглядел по-разному — он обладал подвижным лицом, живой мимикой…

Вот фотография: политэмигранты на улице Стокгольма в 1917 году. Тут большая группа. Но одна фигура выделяется своей стремительностью, своим шагом, поворотом головы. Это, конечно, Ленин. Вот кадр из кинохроники. Ленин в кремлевском кабинете сидит за столом, на колене покоится его рука, сжатая в кулак. Какая творческая воля, какая энергия!

Ленина, вероятно, трудно было видеть в состоянии покоя. Ленин — человек, обладавший темпераментом борца-революционера. Это — темперамент его образа.

Доминирующей чертой образа в тех ситуациях, которые мне пришлось воплощать, было волевое начало: Ленин — вождь. Все его действия, все интонации глубоко осмысленны, четки и определенны. Все пронизано инициативой.

В то же время хотелось передать ленинскую человечность, скромность и простоту, его огромное обаяние, умение подойти к человеку.

Трудно давалось освоение внешней, пластической стороны образа. Важно было создать облик таким, каким он живет в сознании масс. В каждой фотографии я искал какую-нибудь новую ценную черту или деталь: в одной — линию рта, в другой — изгиб бровей, в третьей — улыбку и прищуренный глаз, в четвертой — складки на жилете…

Несмотря на все трудности и волнения, — а может быть бладаря им — я вспоминаю об этих днях напряженного труда и подъема, как об очень счастливом для себя времени.

Не забыть один из самых ответственных для меня спектаклей,— когда среди зрителей находилась Н. Крупская. Она представлялась мне самым строгим судьей …

И вот спектакль окончен. Надежда Константиновна долго сидела в задумчивости, склонившись над барьером. А потом сказала, что ей не хочется уезжать из театра… Это была лучшая для меня награда. Надежда Константиновна оставалась с нами до глубокой ночи. Ее спутница тревожилась, торопила домом, желая уберечь от излишней усталости и волнений. Но это не так-то легко было сделать. Говорили о многом. Крупская призналась, что до сих пор сомневалась в возможности и целесообразности воплощения образа Ленина на сцене, но сегодня, воочию видя горячий отклик зрительного зала, начинает убеждаться в обратном. Она обещала посмотреть постановку у вахтанговцев и написать о двух спектаклях сразу. Свое обещание она сдержала, и вскоре статья Крупской появилась в «Правде»…

Тема Ленина в искусстве настолько велика и содержательна, что она не дает покоя художнику, коль скоро он к ней однажды прикоснулся. Она все время будет тревожить, как бы пронизывать его творческую жизнь. Ничто не может остановить этот внутренний процесс. И я невольно продолжаю работать над ленинской темой до сих пор.

Штраух М., народный артист РСФСР

Советский экран (журнал №01 за 1957 год)



НАВЕРХ

Внимание! При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Советика.ру обязательна! При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно! Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов, художников, фотографов и т.д. Желательно, при использовании материалов сайта уведомлять авторов сайта!


Мы в соц. сетях
reddit telegram vkontakte facebook twitter odnoklassniki pinterest tumblr


Советские журналы


Интересное

Металлургический завод в Фёльклингене - 1962 г. - фотографии


1001 день в Рио-де-Жанейро


Новое на сайте

26.09. новые пластинки - Журнал Колобок № 7 за 1990 г., Журнал Колобок № 11 за 1991 год, Журнал «Кругозор» № 3 за 1967 г. (5-6), Журнал «Кругозор» № 3 за 1967 г. (7-8), Журнал «Кругозор» № 3 за 1967 г. (9-10), Журнал «Кругозор» № 3 за 1967 г. (11-12), Сочи 67 - Международный фестиваль молодежной песни

26.08. новые пластинки - Забытые мелодии, ЗИМА - сборник, Мария Кодряну, Заяц и волк - Звуковые страницы детского журнала «Колобок», Сказка Осьминожки, Журнал Колобок № 2 за 1986 г., Журнал Колобок № 4 за 1986 г., Журнал Колобок № 9 за 1989 г.

22.08. новые пластинки - ВИА Веселые ребята, Анне Вески, Музыкальная сказка «Лесной выдумщик», ГОСТИ МОСКВЫ, 1966, Арсен Дедич (Югославия), Журнал «КРУГОЗОР» за 1969 г. № 9. Песенные премьеры, СЕРГЕЙ ЕСЕНИН (Буклет-сувенир (1970 г.))

15.08. новости - За свободную и процветающую Белоруссию!

01.08. новости - История виниловых пластинок и проигрывателей

23.07. Преимущества переводческого агентства и особенности его услуг

15.07. новые пластинки - Двенадцать слонов - Югославская сказка, Музыка из к/ф «БРИЛЛИАНТОВАЯ РУКА», Нани Брегвадзе - старинные романсы, группа «Аракс», Сказка Виталия Бианки «Колобок — колючий бок», В городе Калинине у огня вечной славы

07.07. новые пластинки - Маша и Витя против против Диких Гитар, Голубой вагон, Яак Йоала (Эстонская ССР), АББА (Швеция), Вокально-инструментальный ансамбль ЯЛЛА (Узбекская ССР)

22.06. новые пластинки - Гибкая грампластинка

18.06. новые пластинки - Песни Александра Зацепина


 

© Sovetika.ru 2004 - 2020. Сайт о советском времени - книги, статьи, очерки, фотографии, открытки.

Free counters!

Top.Mail.Ru