Множество замечательных кинолент снял талантливый советский кинорежиссер, сценарист и педагог Станислав Ростоцкий, родившийся 21 апреля 1922-го года в семье врача. Это и любимая миллионами телезрителей военная драма «…А зори здесь тихие», и трогательная лирическая киноповесть «Белый Бим, черное ухо», и приключенческий фильм-легенда по первой части повести Юрия Вронского «Необычайные приключения Кукши из Домовичей» - «И на камнях растут деревья», и многие-многие другие. Дважды его проекты номинировались на престижную награду «Оскар» и получали государственные премии. Интересно, что несмотря на такое разнообразие фильмов, все их отличает одна общая черта - точкой отсчета, самым центром творчества Станислава Иосифовича является человек. Сам кинорежиссер был убежден, что оживить и сделать интересным для зрителя можно любой образ. «Самое главное для меня — и в жизни, и в искусстве — можно сформулировать фразой, которая звучит в картине «Доживем до понедельника». Это когда Мельников говорит о лейтенанте Шмидте, что «главный его дар — ощущать чужое страдание более остро, чем свое; именно этот дар рождает бунтарей и поэтов» - рассказывал Ростоцкий. Именно таким бесценным даром обладал сам режиссер, судьбу которого легкой назвать нельзя.
Во время Великой Отечественной войны Станислав Ростоцкий отправился на фронт, несмотря на болезнь позвоночника. Закончил же он войну в Праге, получив в феврале 1944-го года тяжелое ранение. Вот, что вспоминал об этом страшном дне сам режиссер: «Еще раз вспыхнули ракеты. Вырвали из темноты Дубно. Я увидел стены крепости, церковь, возвышавшуюся над городом, танки, нескольких бойцов и вдруг рядом с собой, несмотря на окружающий грохот, ясно услышал: «Танк!» - и сразу вслед за этим из канонады и рева ночного танкового боя ясно выделился нарастающий звук мотора. Я хотел вскочить, но в это время что-то крепко схватило меня за пятку и потащило назад. Что-то огромное, неумолимое и жесткое навалилось на меня, сжало грудную клетку, обдало жаром и запахом бензина и жженого металла, стало на мгновение очень страшно, именно из-за полной беспомощности и невозможности бороться. «Готов парень. Отвоевался...» - громко и ясно сказал кто-то рядом. Стало обидно и страшно, что бросят. А я ведь жив. Жив или нет? Только дышать очень трудно, и рука не шевелится, и нога. Но надо встать. Встать во что бы то ни стало. Я с трудом оторвался от весенней слякоти, простоял, как мне показалось, очень долго и начал падать, но чьи-то руки подхватили меня»…. С поля боя его, чудом выжившего, вытащила медсестра, которой спустя много лет режиссер посвятил картину «…А зори здесь тихие».
Военная тематика в работах Станислава Ростоцкого встречается нередко, как дань погибшим на поле боя и дань всем тем, кто живым прошел через тяжелые испытания.
Среди прочих фильмов мастера, кроме вышеупомянутых, можно выделить такие, как «Дело было в Пенькове», «Герой нашего времени», «Эскадрон гусар летучих», «Доживем до понедельника», «Из жизни Федора Кузькина» и другие. Он является автором и соавтором большинства сценариев собственных фильмов. По опросам журнала «Советский экран» три фильма Станислава Ростоцкого были признаны лучшими фильмами года — «Доживем до понедельника», «…А зори здесь тихие», «Белый Бим Черное ухо».
Светлана Кравцова
Архив новостей за 2024 год (кликните для открытия)
Внимание! При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Советика.ру обязательна! При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно! Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов, художников, фотографов и т.д. Желательно, при использовании материалов сайта уведомлять авторов сайта!