Поиск по сайту


+16
Издание предназначено для лиц старше 16-ти лет.

Культурно-просветительское издание о советской истории "Советика". Свидетельство о регистрации средства массовой информации - Эл№ ФС77-50088.

е-мейл сайта: sovetika@mail.ru

(Дмитрий Ластов)



Посмотрите еще..


Кристель Боденштейн. Звезды и фильмы. Статья 1966-го года.


РОДНОЕ СЛОВО - 2 Учебник по чтению для учащихся 2-го класса четырёхлетней школы (1987 г.)




ЧССР, о конституции ЧССР

О конституции ЧССР 1960 г.

 

1. Первые ростки народной государственности Чехословакии возникли еще в период второй мировой войны. Сначала это были глубоко законспирированные центры движения Сопротивления, затем они стали местными руководящими органами национальной и демократической революции и приняли повсеместно название «Национальные комитеты».

В конце августа 1944 года в Словакии вспыхнуло вооруженное восстание, которое возглавил Словацкий Национальный Совет. В марте 1945 года между лондонским эмигрантским правительством и КПЧ, а также представителями Словацкого Национального Совета была достигнута договоренность об образовании Национального фронта чехов и словаков, сформировании правительства и его программе. 4 апреля 1945 г. в словацком городе Кошице президент Э. Бенеш назначил правительство Национального фронта, которое на следующий день опубликовало историческую Кошицкую программу. Это была программа национальной и демократической революции, создававшая определенные предпосылки для последующего перерастания ее в революцию социалистическую.

5 мая 1945 г. началось народное восстание в Праге, которым руководил Чешский Национальный Совет. Советские войска пришли на помощь восставшим, столица была освобождена, и 10 мая сюда прибыло правительство.

Формально в стране восстанавливалось действие буржуазно-демократической Конституции 1920 года, однако оно корректировалось рядом последующих актов, прежде всего Кошицкой программой. Демократические преобразования проводились в условиях острой политической борьбы между левыми силами во главе с КПЧ и буржуазной реакцией.

Одной из главных политических проблем было установление государственно-правовых отношений между чехами и словаками. Дело в том, что в домюнхенской Чехословакии чешская буржуазия отрицала национальную самобытность словаков. Кошицкая программа ее признала, как признала и словацкие национальные органы, и принцип отношений чехов и словаков, охарактеризованный формулой «равный с равным». Позднее,  в 1945—1946 годах, степень самостоятельности словацких национальных " органов была ограничена. Это было вызвано усилением в Словакии позиций буржуазно-националистических сил. В итоге сложилось так называемое асимметричное национально-государственное устройство: чешская на^ ция не имела своих национально-государственных органов, а словацкая  имела, что означало определенную степень национально-территориальной автономии для Словакии.

В феврале 1948 года буржуазия спровоцировала правительственный кризис, рассчитывая удалить коммунистов из правительства. Однако мощные выступления народных масс сорвали эти планы. Президент был вынужден назначить правительство вновь под руководством Председателя КПЧ К. Готвальда с участием представителей левых сил. Это означало победу социалистической революции, установление диктатуры рабочего класса.

2. Конституционный режим, действовавший в стране после освобождения, всеми политическими силами признавался временным. В мае 1946 года состоялись выборы в Учредительное Национальное Собрание, на которых победу одержали левые силы. Разработка будущей Конституции в Учредительном Национальном Собрании проходила в обстановке острой политической борьбы. Конституция была принята 9 мая 1948 г. — в третью годовщину освобождения страны и спустя два с половиной месяца после победоносного Февраля. Принятием этого основного закона были конституционно оформлены политические и социально-экономические завоевания социалистической революции, что нашло свое отражение в ряде основополагающих конституционных принципов. Вместе с тем на форму и содержание Конституции 1948 года наложил известный отпечаток и предшествующий период ее разработки.

Конституция состояла из трех частей: Провозглашения, в котором характеризовалась история борьбы чехов и словаков за национальное освобождение и социальный прогресс и определялись социалистические цели развития, 12 Основных статей и Подробных постановлений (178 параграфов, объединенных в 10 глав).

В Основных статьях Чехословакия характеризовалась как народно-демократическая республика, в которой народ является единственным источником всей власти, как единое государство двух равноправных славянских наций — чехов и словаков, территория которого едина и неделима.

Устанавливались основы положения личности — непризнание привилегий, всеобщая обязанность трудиться и защищать государство, свобода личности и ее проявления, равенство возможностей, всеобщие права — на образование, на труд, на его справедливую оплату, на отдых, национальное страхование на случай потери трудоспособности.

Закреплялись представительная форма осуществления государственной власти и право народа на создание добровольных организаций.

Высшим органом законодательной власти провозглашалось однопалатное Национальное Собрание, состоявшее из 300 депутатов и избиравшееся на 6 лет. Главой государства являлся Президент, избираемый Национальным Собранием на 7 лет. Он назначал и отзывал Правительство, которое несло ответственность перед Национальным Собранием.

Словацкие национальные органы характеризовались как носители с исполнители государственной власти в Словакии и как представители самобытности словацкой нации. Этими органами являлись Словацкий Национальный Совет из 100 депутатов, избиравшийся в Словакии на 6 лет, и Коллегия Уполномоченных, назначавшаяся Правительством Республики и ответственная перед ним и Словацким Национальным Советом.

На местах предусматривались Национальные комитеты в качестве носителей и исполнителей государственной власти и защитников прав и свобод народа.

Судебная власть осуществлялась, согласно Конституции, независимыми судами, в состав которых входили профессиональные судьи и судьи из народа, равноправные при разрешении дел.

Устанавливалось, что экономический строй базируется на национализации минеральных богатств, промышленности, оптовой торговли и денежного обращения, на земельной собственности по принципу: «земля принадлежит тому, кто ее обрабатывает», на охране деятельности мелких и средних предпринимателей и неприкосновенности личного имущества. Исходя из того, что все народное хозяйство должно служить народу, Конституция закрепила единое государственное народнохозяйственное планирование.

В Подробных постановлениях эти основные принципы конкретизировались. Здесь сначала определялись основные права и обязанности граждан, причем провозглашаемые права и свободы обеспечивались, по примеру Конституции СССР, материальными и иными гарантиями, затем регулировался статус государственных органов — Национального Собрания и его Президиума, Президента Республики, Правительства, словацких национальных органов. Национальных комитетов, судов. Далее регулировался экономический строй, после чего в Конституции были помещены некоторые общие предписания (о гражданстве, границах, символах и др.) и, наконец, заключительные и временные предписания.

Отражая начальный этап социалистического развития, Конституция исходила из наличия в экономике страны многоукладности, создавая в то же время правовые основания для ее преодоления. В системе государственных органов не была предусмотрена прокуратура; военная и административная юстиция образовывали особые системы наряду с системой общих судов. Что касается государственно-правовых отношений чехов и словаков, то Конституция сохранила сложившееся ко времени ее принятия асимметричное национально-государственное устройство, хотя политическая обстановка в Словакии после Февраля уже коренным образом изменилась.

3. В период действия Конституции 1948 года в стране были осуществлены крупные социально-экономические преобразования, прежде всего ликвидирована многоукладность: социалистический сектор экономики стал безраздельно господствующим. Совершенствовалась на социалистических принципах и политическая система, хотя процесс этот не был свободен от трудностей и ошибок.

Конституция 1948 года неоднократно подвергалась частичным изменениям, которые коснулись только системы государственных органов. Следует отметить особенность порядка изменения чехословацкой Конституции: это изменение производится конституционными законами, которые в период действия Конституции 1948 года не вносили выраженных поправок в ее текст, а действовали наряду с ним. Если конституционные законы вводили регулирование иное, чем то, которое содержалось в ранее изданных конституционных нормах, применению подлежало именно новое регулирование, несмотря на отсутствие прямого указания на то, какие из прежних норм перестают действовать.

Первый конституционный закон такого рода был принят 18 мая 1950 г. Это был Конституционный закон № 47 об урегулировании организации государственной администрации, наделивший Правительство некоторыми полномочиями в отношении министерств, словацких ведомств и иных органов государственной администрации. Для реализации этих полномочий требовалось согласие Президента.

30 октября 1952г. был принят Конституционный закон №64 о судах и прокуратуре. Этот закон учредил единую судебную систему и упразднил административную юстицию. Создавалась также прокуратура во главе с Генеральным прокурором, назначаемым по предложению Правительства Президентом Республики и ответственным перед Правительством.

Конституционным законом № 81 от 16 сентября 1953г. общее руководство Национальными комитетами было изъято из компетенции Министра внутренних дел и передано Правительству.

Конституционный закон № 12 от 3 марта 1954г. о Национальных комитетах заново целостным образом урегулировал их статус. Было, в частности, установлено, что в Словакии полномочия Правительства в отношении Национальных комитетов и их советов осуществляются Коллегией Уполномоченных.

В соответствии с Конституционным законом № 26 от 26 мая 1954 г. о выборах в Национальное Собрание и в Словацкий Национальный Совет была изменена система избрания этих органов: вместо прежних многомандатных избирательных округов были введены одномандатные с единой нормой представительства. Отменялся также институт резервных депутатов.

31 июля 1956г. с учетом успехов, достигнутых в ускоренном развитии Словакии как более отсталой части страны, был принят Конституционный закон № 33 о словацких национальных органах. Этим актом их компетенция была существенно расширена. В частности, формирование Коллегии Уполномоченных перешло в ведение Словацкого Национального Совета, и исключительно перед ним Коллегия Уполномоченных стала нести ответственность.

Наконец, 9 апреля 1960г. Конституционным законом №35 были изменены Конституционный закон о выборах в Национальное Собрание и Словацкий Национальный Совет и Конституционный закон о Национальных комитетах. Конституционный закон № 35/1960 впервые содержал указание на то, какие конкретно положения действующего конституционного законодательства изменяются, но в текст предшествующих конституционных законов поправок по-прежнему не вносил.

4. Построение в стране основ социализма привело к существенному изменению экономического и социально-политического положения. Ликвидация многоукладное™ экономики и эксплуататорских классов означала, что дальнейшее развитие будет происходить уже полностью на социалистической базе. Эти новые условия требовали соответствующего конституционного регулирования.

Избирательная кампания в апреле — июне 1960 года сопровождалась всенародным обсуждением проекта новой Конституции, которая была принята вновь избранным Национальным Собранием 11 июля 1960г. как Конституционный закон № 100. В ходе всенародного обсуждения было проведено 47,4 тыс. собраний с участием свыше 4 млн. граждан, из которых выступили около 733 тыс. Замечания и предложения по проекту, высказанные на собраниях и присланные гражданами по почте, были учтены при окончательном редактировании проекта. С принятием новой Конституции изменилось название государства, которое стало именоваться Чехословацкой Социалистической Республикой.

Конституция ЧССР 1960 года внесла важный вклад в теорию и практику социалистического конституционализма, показав, в частности, пример целостного конституционного регулирования социалистического общественного строя.

Конституция состояла из Провозглашения и 112 статей, объединенных в 9 глав.

В Провозглашении констатируется построение социализма в Чехословакии и ставится задача (как показал опыт, тогда еще преждевременно) перейти к строительству зрелого социалистического общества как этапа на пути к коммунизму.

В главе об общественном строе ЧССР была определена как социалистическое государство, основанное на прочном союзе рабочих, крестьян и интеллигенции во главе с рабочим классом, единое государство двух равноправных братских наций — чехов и словаков, принадлежащее к мировой социалистической системе.

Конституция ЧССР 1960 года стала первой социалистической конституцией, отразившей руководящую роль Коммунистической партии и функции массовых общественных организаций в главе об общественном строе, а не в связи с правом граждан на объединение, как было сделано в Конституции СССР 1936 года и в ряде конституций, принятых на начальном этапе социалистического строительства в других странах. В этой же главе отражена роль Национального фронта. Тем самым основной закон ЧССР впервые в истории социалистического конституционализма дал целостную, по представлениям того времени, конституционную модель политической системы социалистического общества.

Конституция охарактеризовала в качестве экономической основы ЧССР социалистическую систему хозяйства, предусмотрев две основные формы социалистической общественной собственности — государственную (национальное достояние) и кооперативную. Допускается мелкое частное хозяйство, исключающее эксплуатацию чужой рабочей силы. Особенность Конституции заключается в том, что она определила основные принципы организации народного хозяйства, а также цели и содержание экономической, социальной и культурной политики государства. Включен и принцип государственной охраны природы. В качестве основных начал социального управления Конституция закрепила принципы демократического централизма, социалистической законности, научности.

Перечень конституционных прав, свобод и обязанностей граждан по сравнению с Конституцией 1948 года изменился мало, однако конституционные формулы по этим вопросам, как правило, обновились, в частности благодаря тому, что успехи в строительстве социализма позволили усилить материальные и иные гарантии провозглашаемых прав и свобод. В данной главе основного закона также получили отражение цели и содержание социальной политики государства. Содержание многих конституционных норм по сравнению с предыдущим основным законом перегруппировано и уплотнено.

Ряд изменений внесла новая Конституция в положение высших государственных органов. Была повышена роль Национального Собрания, что выразилось, в частности, в установлении ответственности перед ним Президента Республики и Генерального прокурора, в отмене права Президента распускать Национальное Собрание. Срок полномочий всех представительных органов был установлен в четыре года; такой же срок полномочий был предусмотрен и для судов. Президент, согласно Конституции, избирался на пять лет. Особенность статуса Национальных комитетов заключается в том, что Конституция охарактеризовала их как органы госу

дарственной власти и государственной администрации на местах, а их комиссии — как инициативные, контрольные и исполнительные органы.

Что касается национально-государственного устройства, то Конституция 1960 года воспроизводила принцип единства и неделимости территории ЧССР. Полномочия же словацких национальных органов по сравнению с тем, как их определил Конституционный закон №33/1956, были сужены. Была упразднена Коллегия Уполномоченных, а ее функции большей частью перешли к Президиуму Словацкого Национального Совета.

5. Последующее развитие показало, что не все новые конституционные решения оказались оптимальными. Прежде всего это относилось к национально-государственному устройству Республики, а также в определенной мере к статусу Национальных комитетов.

Как отмечалось на XIV съезде КПЧ (1971 г.), с начала 60-х годов в руководстве партии проявлялось головокружение от успехов, ставшее одной из причин нарастания субъективизма и волюнтаризма в определении политических и экономических целей и их реализации. Эти ошибки были использованы антикоммунистическими центрами на Западе и противниками социализма внутри страны, что привело к кризису в партии и обществе. Он был преодолен здоровыми силами в партии с интернациональной помощью СССР и других братских стран. В апреле 1969 года ЦК КПЧ избрал новое руководство, сумевшее восстановить марксистско-ленинские принципы социалистического строя в ЧССР, отстоять завоевания социализма и постепенно решить накопившиеся проблемы. Все эти события получили известное отражение и в конституционном развитии Республики.

30 ноября 1967 г. в Конституцию 1960 года было внесено первое изменение: принят Конституционный закон №110 о Национальных комитетах, действующих в столице Праге. Хотя порядок изменения Конституции остался прежним, но указанный Конституционный закон дал новую редакцию одной из статей Конституции, положив начало практике внесения конституционными законами непосредственных поправок в ее текст. Однако данное изменение Конституции еще носило весьма частный характер. Таким было и дополнение той же статьи, внесенное Конституционным законом № 28 от 27 февраля 1968 г., а равно временное регулирование некоторых вопросов выборов судей, установленное  Конституционным  законом  № 81  от 25 июня 1968 г.

В период кризиса одной из главных проблем, вокруг которых развернулась политическая борьба, стал вопрос о федерализации ЧССР, ибо практика реализации асимметричного устройства породила серьезные проблемы в отношениях между чехами и словаками. Конституционный закон № 77 о подготовке федеративного устройства ЧССР был принят 24 июня 1968 г. Этим актом устанавливалось, что подготовка федеративного устройства ЧССР должна осуществляться вновь учрежденным Чешским Национальным Советом и Словацким Национальным Советом. Кроме того, для принятия конституционного закона о государственно-правовых отношениях между чешской и словацкой нациями предписывался новый порядок голосования в Национальном Собрании: депутаты, избранные в чешских краях, и депутаты, избранные в Словакии, должны были голосовать раздельно; для одобрения конституционного закона требова

лось согласие трех пятых общего числа депутатов в каждой из указанных их групп.

Федерализация была осуществлена Конституционным законом № 143 от 27 октября 1968 г. о Чехословацкой Федерации, вступившим в силу с 1 января 1969 г. Этот акт отменил все главы Конституции о высших органах ЧССР и словацких национальных органах, а также ряд других конституционных положений.

Исходя из права наций на самоопределение. Конституционный закон о Чехословацкой Федерации установил, что ЧССР есть федеративное государство двух равноправных братских наций — чехов и словаков, основанное на добровольном союзе их равноправных национальных государств — Чешской и Словацкой Социалистических Республик.

Конституционный закон подробно распределил компетенцию между федерацией и республиками и установил новую систему высших государственных органов. Верховным органом государственной власти стало двухпалатное Федеральное Собрание, состоящее из Палаты Народа, представляющей все население ЧССР, и Палаты Наций, избираемой на паритетной основе обеими республиками. Палаты равноправны. Обе палаты на паритетной основе избирают Президиум Федерального Собрания, который в периоды между сессиями Федерального Собрания может осуществлять ряд его полномочий. Важная особенность порядка принятия решений в Федеральном Собрании и его Президиуме заключается в том, что по ряду конституционно установленных вопросов действует запрещение майоризации, т. е. решение не может быть принято вопреки большинству представителей какой-либо из двух республик. По этим вопросам^ голосование в Палате Наций и в Президиуме проводится раздельно по группам представителей, избранным в каждой из республик.

Конституционный закон сохранил институт Президента ЧССР, избираемого Федеральным Собранием на пять лет и ответственного перед ним.

Конституционный статус Правительства изменился лишь в связи с федерализацией, а система его отношений с верховным органом государственной власти и с Президентом осталась прежней, если не считать того, что был восстановлен отмененный Конституцией 1960 года институт выражения доверия Правительству.

Система высших органов республик состоит из Национального Совета, его Президиума и Правительства. Ряд полномочий, осуществляемых в федерации Президентом, принадлежит в республиках Президиумам Национальных Советов.

Конституционный закон учредил в федерации и республиках Конституционные Суды, статус которых сходен со статусом аналогичных органов в Югославии. Однако на практике Конституционные Суды в ЧССР не созданы, хотя соответствующие нормы в Конституционном законе продолжают сохраняться.

Конституционный закон о Чехословацкой Федерации предусмотрел необходимость принятия новой Конституции ЧССР и одновременно конституций обеих республик.

Вместе с Конституционным законом о Чехословацкой Федерации был принят Конституционный закон № 144 о положении национальностей в ЧССР. Этим законом были урегулированы и гарантированы права национальностей—венгерской, немецкой, польской и украинской (русинской).

Определенные права национальностей конституционно гарантировались и ранее, однако перечень прав и гарантий теперь расширен, и, кроме того, впервые эти гарантии распространены на немецкую национальность, которая на практике уже пользовалась такими же правами, что и остальные национальности.

6. Конституционный закон о Чехословацкой Федерации не исчерпал всех проблем, связанных со строительством федерации. 19 декабря 1968 г. был принят Конституционный закон № 171 об учреждении федеральных министерств и федеральных комитетов (последние в отличие от министерств были коллегиальными органами и формировались на основе паритетного представительства обеих республик). 31 января 1969г. Конституционным законом № 10 о Совете обороны государства была учреждена система Советов обороны на федеральном, республиканском и местном уровнях. Конституционный закон № 57 от 5 июня 1969 г. внес изменения в Конституцию в связи с отнесением регулирования статуса Национальных комитетов к ведению республик, а также изменил и дополнил нормы, регулировавшие выборы судей. Новое целостное конституционное регулирование суда и прокуратуры было установлено Конституционным законом № 155 от 17 декабря 1969г., изменившим и дополнившим соответствующую главу Конституции (одновременно был отменен Конституционный закон №57/1969).

Первые два года существования федерации показали, что ее система была чрезмерно децентрализованной: повлияли весьма сложные политические условия, в которых разрабатывался Конституционный закон № 143/1968. Существенные изменения в этот акт внес Конституционный закон № 125 от 20 декабря 1970г., урегулировавший заново многие положения о распределении компетенции и ряд других. Одновременно был принят Конституционный закон № 126 о мероприятиях в системе федеральных центральных органов, во главе которых находятся члены Правительства ЧССР, определивший новую систему правительственных органов; этим актом упразднены федеральные комитеты и усилено единоначалие в руководстве центральными органами государственной администрации (этим Конституционным законом был отменен Конституционный закон № 171/1968). Конституционным законом № 127, принятым тогда же, были временно урегулированы выборы депутатов в восстановленные в Словацкой СР краевые Национальные комитеты.

Последующие конституционные законы регулируют отдельные частные вопросы. Конституционным законом № 43 от 6 июля 1971 г. срок полномочий всех представительных органов увеличен с четырех до пяти лет, а Конституционный закон № 50 от 28 мая 1975 г. установил, что в случае, когда Президент ЧССР в течение более года не может исполнять своих обязанностей. Федеральное Собрание может избрать нового Президента на новый срок. Наконец, три Конституционных закона — № 157 от 12 декабря 1973г., №147 от 12 декабря 1979г. и №114 от 26 октября 1983 г. — внесли изменения в систему федеральных центральных органов государственной администрации.

7. Таким образом, действующее чехословацкое конституционное законодательство охватывает целый ряд нормативных актов — Конституцию ЧССР с последующими изменениями и определенное число конституционных законов.

На состоявшемся в марте 1986 года XVII съезде КПЧ на эту проблему было обращено внимание. В Политическом докладе ЦК партии съезду сказано: «Когда мы говорим о социалистическом государстве, его федеративном устройстве, следует напомнить, что назрело время для выработки новой Конституции Чехословацкой Социалистической Республики. После ее принятия прошло четверть века. За это время наступили значительные изменения. Развитие вынудило осуществить ряд дополнений в форме конституционных законов, которые нужно объединить в одном конституционном документе». Правительство ЧССР, сформированное после выборов 1986 года, указало в своем программном заявлении, что будет в соответствующей мере участвовать в подготовке новой Конституции ЧССР с сознанием высокой значимости и важности этого политико-правового документа.

Б. А. Страшун

Конституции социалистических государств: Сборник. В 2-х томах. Т.2. М., 1987.



НАВЕРХ

Внимание! При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Советика.ру обязательна! При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно! Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов, художников, фотографов и т.д. Желательно, при использовании материалов сайта уведомлять авторов сайта!


Мы в соц. сетях
reddit telegram vkontakte facebook twitter odnoklassniki pinterest tumblr



Интересное

РОДНОЕ СЛОВО - 2 Учебник по чтению для учащихся 2-го класса четырёхлетней школы (1987 г.)


Фотографии коллекции летней женской одежды 1962-го года


Новое на сайте

27.09. новые пластинки - Сочи 67 - Международный фестиваль молодежной песни, Алла Баянова - старые песни и романсы, Hit Parada — хиты из Югославии, ПЕСНИ МАКСИМА ДУНАЕВСКОГО ИЗ К/Ф КАРНАВАЛ

26.09. новые пластинки - Журнал Колобок № 7 за 1990 г., Журнал Колобок № 11 за 1991 год, Журнал «Кругозор» № 3 за 1967 г. (5-6), Журнал «Кругозор» № 3 за 1967 г. (7-8), Журнал «Кругозор» № 3 за 1967 г. (9-10), Журнал «Кругозор» № 3 за 1967 г. (11-12), Сочи 67 - Международный фестиваль молодежной песни

26.08. новые пластинки - Забытые мелодии, ЗИМА - сборник, Мария Кодряну, Заяц и волк - Звуковые страницы детского журнала «Колобок», Сказка Осьминожки, Журнал Колобок № 2 за 1986 г., Журнал Колобок № 4 за 1986 г., Журнал Колобок № 9 за 1989 г.

22.08. новые пластинки - ВИА Веселые ребята, Анне Вески, Музыкальная сказка «Лесной выдумщик», ГОСТИ МОСКВЫ, 1966, Арсен Дедич (Югославия), Журнал «КРУГОЗОР» за 1969 г. № 9. Песенные премьеры, СЕРГЕЙ ЕСЕНИН (Буклет-сувенир (1970 г.))

15.08. новости - За свободную и процветающую Белоруссию!

01.08. новости - История виниловых пластинок и проигрывателей

23.07. Преимущества переводческого агентства и особенности его услуг

15.07. новые пластинки - Двенадцать слонов - Югославская сказка, Музыка из к/ф «БРИЛЛИАНТОВАЯ РУКА», Нани Брегвадзе - старинные романсы, группа «Аракс», Сказка Виталия Бианки «Колобок — колючий бок», В городе Калинине у огня вечной славы

07.07. новые пластинки - Маша и Витя против против Диких Гитар, Голубой вагон, Яак Йоала (Эстонская ССР), АББА (Швеция), Вокально-инструментальный ансамбль ЯЛЛА (Узбекская ССР)

22.06. новые пластинки - Гибкая грампластинка


 

© Sovetika.ru 2004 - 2020. Сайт о советском времени - книги, статьи, очерки, фотографии, открытки.

Free counters!

Top.Mail.Ru