Поиск по сайту


+16
Издание предназначено для лиц старше 16-ти лет.

Культурно-просветительское издание о советской истории "Советика". Свидетельство о регистрации средства массовой информации - Эл№ ФС77-50088.

е-мейл сайта: sovetika@mail.ru

(Дмитрий Ластов)



Посмотрите еще..


Несколько слов о Снежной сказке Алексея Сахарова и Эльдара Шенгелая


Автор пронзительных киноповестей и романов Вера Панова




ЧССР, Конституция ЧССР, Конституционный закон № 143


Глава первая ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Глава вторая РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ МЕЖДУ ФЕДЕРАЦИЕЙ И РЕСПУБЛИКАМИ

Глава третья ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

 

Ст. 29.

 1. Верховным органом государственной власти и единственной законодательной коллегией Чехословацкой Социалистической Республики является Федеральное Собрание.

2. Федеральное Собрание образуют две палаты: Палата Народа и Палата Нацкй. Обе палаты равноправны.

3. Для действительности решений Федерального Собрания требуется согласное решение обеих палат, если настоящий Конституционный закон не устанавливает что-либо иное или если речь не идет о внутренних делах только одной палаты.

Ст. 30 (В редакции Конституционного закона N8 43 от 6 июля 1971 г., которым изменяются ст. 86 Конституции и ст. 30 и 103 Конституционного закона о Чехословацкой федерации).

1. В Палате Народа 200 депутатов, которые избираются во всей Чехословацкой Социалистической Республике прямыми выборами.

2. Депутат Палаты Народа не может быть одновременно депутатом Палаты Наций.

3. Палата Народа избирается сроком на пять лет.

4. Условия осуществления избирательного права по выборам в Палату Народа и порядок проведения выборов и отзыва депутатов устанавливаются законом Федерального Собрания.

Ст.31.

1. Палата Наций представляет равное государственно-правовое положение обеих республик.

2. В Палате Наций 150 депутатов, из которых 75 избираются прямыми выборами в Чешской Социалистической Республике, а 75 — прямыми выборами в Словацкой Социалистической Республике.

3. Срок полномочий Палаты Наций оканчивается одновременно со сроком полномочий Палаты Народа.

Ст. 32.

1. Федеральное Собрание проводит сессии не менее двух раз в год (весенняя сессия и осенняя сессия).

2. Созывает Федеральное Собрание на сессии и объявляет его сессии оконченными Президент Чехословацкой Социалистической Республики.

3. Если же Президент Чехословацкой Социалистической Республики не созывает весеннюю сессию до конца апреля или осеннюю сессию до конца октября, ее созывает Президиум Федерального Собрания. Сессия Федерального Собрания объявляется в этом случае оконченной Президиумом Федерального Собрания.

Ст. 33.

1. Федеральное Собрание должно быть созвано Президентом Чехословацкой Социалистической Республики по требованию по крайней мере трети депутатов любой палаты.

2. Если же Президент Чехословацкой Социалистической Республики не созывает Федеральное Собрание в течение-14 дней или более длительного срока, указанного в требовании, его созывает Президиум Федерального Собрания. Сессия Федерального Собрания объявляется в этом случае оконченной Президиумом Федерального Собрания.

Ст. 34.

1. Палаты собираются на заседания на основании решения президиума соответствующей палаты.

2. На совместные заседания палаты собираются, если речь идет о выборах Президента Чехословацкой Социалистической Республики, о выборах Председателя и заместителей Председателя Федерального Собрания, об обсуждении программного заявления Правительства Чехословацкой Социалистической Республики и в иных случаях, когда о том решают палаты.

Ст. 35.

1. Заседания обеих палат, как правило, открытые. 2. Закрытые заседания могут проводиться только в случа! установленных Регламентом Федерального Собрания.

Ст. 36 (В редакции Конституционного закона N8 125/1970).

1. Ведению Федерального Собрания в частности, подлежат:

а) постановление о Конституции Чехословацкой Социалистиче-1 ской Республики и о конституционных и иных законах Федерального Собрания и проверка их проведения в жизнь,

б) рассмотрение принципиальных вопросов внешней политики,

в) рассмотрение принципиальных вопросов внутренней политики,

г) утверждение среднесрочного государственного плана развития народного хозяйства и государственного бюджета федерации, проверка их выполнения и утверждение государственного балансового отчета федерации,

д) выборы Президента Чехословацкой Социалистической Республики и рассмотрение его докладов,

е) рассмотрение программного заявления Правительства и контроль за его деятельностью и деятельностью его членов, а также рассмотрение вопроса о доверии Правительству,

ж) выборы и отзыв членов Конституционного Суда Чехословацкой Социалистической Республики,

з) учреждение конституционным законом федеральных министерств и учреждение законом иных федеральных органов государственной администрации.

2. Федеральное Собрание постановляет об объявлении войны, если Чехословацкая Социалистическая Республика подверглась нападению или если требуется выполнить международные договорные обязательства о совместной обороне от нападения.

3. Международные политические договоры и международные экономические договоры общего характера, а также международные договоры, для проведения в жизнь которых требуется закон Федерального Собрания, нуждаются до ратификации в согласии Федерального Собрания.

4. Федеральное Собрание может отменить постановление или решение Правительства либо общеобязательное правовое предписание федерального министерства или иного федерального центрального органа государственной администрации, если они противоречат Конституции или иному закону Федерального Собрания.

Ст. 37 (В редакции Конституционного закона № 125/1970).

1. Федеральное Собрание имеет законодательные правомочия в вопросах:

а) отнесенных настоящим Конституционным законом к исключительному ведению Чехословацкой Социалистической Республики (ст. 7),

б) подлежащих совместному ведению (ст. 8 и ст. 10—28 (Вопросы совместного ведения регулируются также ст. 28-а.), а именно в части, отнесенной к ведению Чехословацкой Социалистической Республики.

2. Федеральное Собрание принимает, далее, законы, исполнение которых, за исключениями, установленными конституционными законами, в полном объеме подлежит ведению органов республик, а именно Закон о семье, Гражданский кодекс. Гражданский процесс, Закон о международном частном и процессуальном праве, Уголовный закон, Уголовный процесс. Закон об исполнении наказания лишением свободы и об исполнении ареста, Закон, регулирующий общее производство в административных органах, Закон о высших школах, Закон об оружии и боеприпасах, Закон о геодезии и картографии. Производство Корпусом национальной безопасности уго-ловно-процессуальных действий в случае деяний против безопасности государства подлежит ведению органов федерации.

3. Поскольку этого требует единство правопорядка, Федеральное Собрание осуществляет принципиальное законодательное регулирование в вопросах заботы о здоровье народа, жилищ и создания жизненной среды, системы основных и средних общеобразовательных и профессиональных школ, в вопросах объединений и собраний, национальностей, авторского права, об отношениях церкви и религиозных общин и в вопросах лесного и водного хозяйства, разрешения жалоб и предложений трудящихся, а также в вопросах сберегательных и страховых касс.

Ст. 38.

1. Законом Федерального Собрания регулирование вопросов, указанных в ст. 37, абз. 1, п. «б», и в ст. 37, абз. 2, может быть поручено законодательству республик.

2. Пока вопросы, указанные в ст. 37, абз. 1, п. «б», и ст. 37, абз. 2, федеральное законодательство не урегулирует в полном объеме, Национальные Советы могут регулировать их собственным законодательством.

3. Пока Федеральное Собрание не издаст принципиального зако

нодательного регулирования вопросов, указанных в ст. 37, абз. 3, право регулирования их целиком принадлежит Национальным Советам.

Ст. 39.

Исполнение в вопросах, указанных в ст. 37, абз. 1, п. «б», распределяется между федеральными органами и органами республик, согласно соответствующим положениям настоящего Конституционного закона (ст. 10—28).

Ст. 40.

1. Палата Народа правомочна принимать решения, если присутствуют более половины ее депутатов.

2. Палата Наций правомочна принимать решения, если присутствуют более половины ее депутатов, избранных в Чешской Социалистической Республике, и более половины депутатов, избранных в Словацкой Социалистической Республике.

3. Для действительности решения требуется согласие более половины присутствующих депутатов в каждой палате, поскольку настоящий Конституционный закон не устанавливает что-либо иное (ст. 41—43).

Ст. 41.

Для принятия федеральной Конституции, конституционного закона Федерального Собрания, для избрания Президента Чехословацкой Социалистической Республики и для решения об объявлении войны требуется согласие трех пятых всех депутатов Палаты Народа, а также согласие трех пятых всех депутатов Палаты Наций, избранных в Чешской Социалистической Республике, и трех пятых всех депутатов Палаты Наций, избранных в Словацкой Социалистической Республике.

Ст. 42 (В редакции Конституционного закона № 125/1970).

1. В случае, когда, согласно настоящему Конституционному закону, действует запрещение майоризации, в Палате Наций депутаты, избранные в Чешской Социалистической Республике, и депутаты, избранные в Словацкой Социалистической Республике, голосуют раздельно. Решение считается принятым, когда за него голосует большинство всех депутатов, избранных в Чешской Социалистической Республике; и большинство всех депутатов, избранных в Словацкой Социалистической Республике, если настоящий Конституционный закон не требует квалифицированного большинства (ст.41).

2. Запрещение майоризации действует при утверждении:

а) проекта закона о приобретении и утрате чехословацкого гражданства,

б) среднесрочных государственных планов развития народного хозяйства Чехословацкой Социалистической Республики,

в) проектов законов, регулирующих вопросы, указанные в ст. 10, абз. 2,

г) проектов законов, которыми устанавливаются порядок обеспечения доходов государственного бюджета федерации, отношения между государственным бюджетом федерации и государственными бюджетами обеих республик, а также принципы ведения бюджетного хозяйства,

д) государственных бюджетов и балансовых отчетов федерации,

е) проектов законов, которыми учреждаются целевые фонды,   присоединяемые к государственному бюджету федерации,

ж) проектов законодательного регулирования в вопросах, указанных в ст.11, абз. 7,

з) проектов законов, которыми, согласно ст. 12, абз.2, устанавливаются налоги, отчисления или пошлины,

и) проектов законодательного регулирования в вопросах, указанных в ст.13, абз. 2,

к) проектов законов, которыми регулируется чехословацкая валюта, и законов, указанных в ст.14, абз. 2,

л) проектов законодательного регулирования в вопросах, указанных в ст.15,

м) проектов законов в области внешних экономических отношений,

н) проектов законов в вопросах, указанных в ст. 21, абз. 2, и в ст.22,

о) проектов законов, которыми регулируются учреждение, правовые отношения хозяйственных организаций и порядок руководства ими,

п) проектов законов, издаваемых, согласно ст. 27, абз. 2, ст. 28, а также ст. 28-а,

р) проектов законов, которыми учреждаются федеральные органы государственной администрации, за исключением министерств.

3. Запрещение майоризации действует также при утверждении программного заявления Правительства Чехословацкой Социалистической Республики и при голосовании предложения о выражении доверия Правительству.

Ст. 43.

1. Правительство Чехословацкой Социалистической Республики может просить любую палату о выражении доверия. Предложение о выражении недоверия Правительству Чехословацкой Социалистической Республики может внести по крайней мере одна пятая депутатов любой палаты.

2. Для выражения недоверия Правительству Чехословацкой Социалистической Республики требуется согласие более половины присутствующих депутатов Палаты Народа либо согласие более половины всех депутатов Палаты Наций, избранных в Чешской Социалистической Республике, или согласие более половины всех Депутатов Палаты Наций, избранных в Словацкой Социалистической Республике. В Палате Наций голосование поименное.

3. Положения абзацев 1 и 2 действуют и для выражения недоверия отдельному члену Правительства Чехословацкой Социалистической Республики.

Ст. 44.

1. Каждая палата должна принять решение по проекту, принятому другой палатой, не позднее 3 месяцев. Если в этот срок она решения по проекту не примет, проект считается принятым.

2. Если обе палаты не придут к одинаковому решению, они могут постановить о проведении согласительного производства. В таком случае каждая палата избирает из своих депутатов в совместный комитет для согласительного производства по 10 представителей, если палаты не договорятся об ином их числе.

3. Если обе палаты ни по рекомендации этого комитета, ни иным образом не примут одинакового решения по проекту закона в течение 5 месяцев после первого голосования, то этот же проект можно внести не ранее чем по истечении одного года после его отклонения.

4. Если обе палаты не придут к одинаковому решению по государственному бюджету федерации, то согласительное производство согласно абзацу 2, обязательно. Если соглашение по государственному бюджету не будет достигнуто до начала бюджетного года, хозяйство ведется согласно законоположениям о временном бюджетном состоянии.

5. Если согласительное производство не привело к одинаковому , решению обеих палат, Федеральное Собрание может быть распуще-1 но. Выборы назначаются Президиумом Федерального Собрания течение 60 дней.

Ст. 45.

1. Проекты законов Федерального Собрания могут вносить депутаты Федерального Собрания, комитеты обеих палат. Президент Чехословацкой Социалистической Республики, Правительство Чехословацкой Социалистической Республики, Чешский Национальный Совет и Словацкий Национальный Совет.

2. Законы Федерального Собрания подписываются Президентом Чехословацкой Социалистической Республики, Председателем Федерального Собрания и Председателем Правительства Чехословацкой Социалистической Республики.

3. Для того чтобы закон Федерального Собрания вступил в силу, он должен быть опубликован в порядке, который устанавливается законом Федерального Собрания. Законы Федерального Собрания публикуются Президиумом Федерального Собрания в течение 14 дней после их утверждения.

Ст. 46.

Принципы рассмотрения дел в Федеральном Собрании, взаимные отношения обеих палат, а также отношения с Правительством и вовне регулируются Законом о регламенте Федерального Собрания. Свои внутренние отношения каждая палата регулирует собственным решением.

Ст. 47.

Действительность выборов депутатов удостоверяется соответствующей палатой. Она это делает по предложению мандатно-иммунитетного комитета.

Ст. 48.

1. Депутат Федерального Собрания на заседании своей палаты, в котором впервые примет участие, приносит следующую присягу:

«Клянусь своей честью и совестью, что буду верен Чехословацкой Социалистической Республике и делу социализма. Буду блюсти волю и интересы народа, руководствоваться Конституцией и остальными законами и работать для того, чтобы они были претворены в жизнь».

2. Отказ от присяги или присяга с оговоркой имеют следствием утрату мандата.

Ст. 49.

1. Палата Народа и Палата Наций, а также отдельные депутаты имеют право вносить интерпелляции Правительству Чехословацкой Социалистической Республики и его членам и задавать им вопросы по предметам их компетенции. Правительство и его члены обязаны отвечать на интерпелляции и вопросы.

2. Председатель и остальные члены Правительства имеют право участвовать в заседаниях обеих палат Федерального Собрания, их комитетов и в заседаниях Президиума Федерального Собрания. Им предоставляется слово, как только они его потребуют.

3. Если этого потребует какая-либо палата, ее комитет или Президиум Федерального Собрания, то член Правительства обязан прибыть на заседание палаты, ее комитета или Президиума Федерального Собрания.

Ст. 50.

Депутата Федерального Собрания нельзя ни подвергать уголовному или дисциплинарному преследованию, ни брать под стражу без согласия палаты, членом которой он является. Если палата в согласии откажет, преследование навсегда исключается.

Ст. 51.

Депутата Федерального Собрания вообще нельзя преследовать за голосование в палате, в ее органах или в Президиуме Федерального Собрания. За высказывания при выполнении депутатской функции, произнесенные в какой-либо палате, в ее органе или в Президиуме Федерального Собрания, депутат подлежит только дисциплинарной юрисдикции своей палаты.

Ст. 52.

Если депутат Федерального Собрания застигнут и задержан при совершении преступления, то компетентный орган обязан немедленно известить Президиум Федерального Собрания. Если Президиум Федерального Собрания не даст согласия на задержание, депутат должен быть немедленно освобожден.

Ст. 53.

Депутат Федерального Собрания даже тогда, когда перестанет быть депутатом, может отказаться свидетельствовать о делах, о которых узнал при выполнении своей функции.

Ст. 54.

Каждая палата избирает свой президиум, который состоит из 3—6 депутатов.

Ст. 55.

Каждая палата учреждает комитеты в качестве своих инициативных и контрольных органов и избирает их председателей и остальных членов.

Ст. 56.

1. Обе палаты Федерального Собрания избирают из своего состава Президиум Федерального Собрания.

2. В Президиуме Федерального Собрания 40 членов, из которых 20 избираются Палатой Народа и 20 — Палатой Наций. Палата Наций избирает 10 членов из депутатов, избранных в Чешской Социалистической Республике, и 10 членов из депутатов, избранных в Словацкой Социалистической Республике.

3. Президиум Федерального Собрания продолжает выполнять свои функции и по истечении срока полномочий, пока вновь избранное Федеральное Собрание не изберет свой Президиум.

4. Члены Президиума Федерального Собрания ответственны перед палатой Федерального Собрания, которая их избрала. Палата может в любое время их отозвать.

5. Председателя и заместителей Председателя Федерального Собрания Палата Народа и Палата Наций избирают из числа членов Президиума Федерального Собрания. Если Председателем Федерального Собрания становится депутат, который является гражданином Чешской Социалистической Республики, то Первым заместителем Председателя избирается депутат, который является гражданином Словацкой Социалистической Республики, или наоборот.

Ст. 57.

1. Президиум Федерального Собрания принимает решения большинством, превышающим половину всех его членов,

2. Положения ст. 42 о запрещении майоризации действуют и для решений Президиума Федерального Собрания.

Ст. 58.

1. В период, когда Федеральное Собрание не находится на сессии либо потому, что сессия окончена, либо потому, что истек срок его полномочий, компетенцию Федерального Собрания осуществляет Президиум Федерального Собрания. Однако он не вправе избирать Президента Чехословацкой Социалистической Республики, принимать и изменять конституционные законы, принимать решения о государственном бюджете федерации, объявлять войну и выражать недоверие Правительству Чехословацкой Социалистической Республики или его члену.

2. В период, когда Федеральное Собрание не находится на сессии вследствие чрезвычайных причин. Президиум Федерального Собрания осуществляет всю его компетенцию, за исключением права изменять Конституцию Чехословацкой Социалистической Республики и избирать ее Президента.

3. Неотложные мероприятия, требующие издания закона, осуществляются Президиумом Федерального Собрания в форме законодательных актов, которые подписываются Президентом Чехословацкой Социалистической Республики, Председателем Федерального Собрания и Председателем Правительства Чехословацкой Социалистической Республики. Законодательные акты публикуются так же, как законы.

4. Акт Президиума Федерального Собрания, изданный согласно абзацам 1—3, должен быть утвержден на ближайшей сессии Федерального Собрания, иначе в дальнейшем он теряет силу.

5. Об объявлении войны Президиум Федерального Собрания может решить, только если проведение сессии Федерального Собрания оказалось невозможным вследствие чрезвычайных причин. Для действительности решения необходимо согласие трех пятых всех членов Президиума Федерального Собрания, которые являются гражданами Чешской Социалистической Республики, и согласие трех пятых всех членов Президиума Федерального Собрания, которые являются гражданами Словацкой Социалистической Республики.

6. Президиуму Федерального Собрания в период, когда Правительство Чехословацкой Социалистической Республики осуществляет функции Президента Чехословацкой Социалистической Республики, принадлежит право назначать и отзывать Правительство Чехословацкой Социалистической Республики и его членов и поручать им руководство министерствами и иными федеральными центральными органами.

Ст. 59.

Президиум Федерального Собрания назначает выборы в Федеральное Собрание.

 

Глава четвертая ПРЕЗИДЕНТ ЧЕХОСЛОВАЦКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Глава пятая ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧЕХОСЛОВАЦКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Глава шестая КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД ЧЕХОСЛОВАЦКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Глава седьмая ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРГАНЫ ЧЕШСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И СЛОВАЦКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Глава восьмая ОБЩИЕ, ПЕРЕХОДНЫЕ И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 



НАВЕРХ

 

Внимание! При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Советика.ру обязательна! При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно! Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов, художников, фотографов и т.д. Желательно, при использовании материалов сайта уведомлять авторов сайта!

 

 

 




Интересное

Игорь Владимиров - человек, который отдавал себя актерскому искусству целиком


советские женщины - Т.В. ФЕДОРОВА


Новое на сайте

23.04. новости - Фильм Каменный цветок. Развитие цветного кинематографа в Советском Союзе

17.04. новости - Первый советский цветной фильм Адмирал Ушаков - история создания

16.04. новости - В мире животных. Легендарная передача, объединившая поколения

15.04. новости - Кинотеатр "Москва". От грандиозного открытия до забвения и возможного возрождения

09.04. новости - “Синяя Птица”: удивительный мост между культурами и волшебством кинематографа

08.04. новости - Кинематографический взгляд на Великую Отечественную войну: «Иван Никулин – русский матрос»

28.03. разное - Российская ОС для компаний и организаций , Отечественная СУБД онлайн , Прогнозы на волейбол онлайн

26.03. новости - Соня Тимофеева. Вспоминаем яркую актрису советской эпохи и ее исключительный талант

24.03. новости - "Русские приключения Синерамы" - уникальный советско-американский панорамный документальный фильм, разное - Какие плюсы можно получить вместе с образованием в режиме онлайн

21.03. новости - Борис Сичкин. Тернистый путь и невообразимая харизма

 


 

Только для вас архивная обработка документов на лучших условиях.

© Sovetika.ru 2004 - 2024. Сайт о советском времени - книги, статьи, очерки, фотографии, открытки.

Flag Counter

Top.Mail.Ru