Звезды и фильмы, 1966 г.
(Ричард Дженкинс). Род. 10.XI.1925 г. в Понтрайдфен (Англия). Фильмы: 1949 (дебют) ПОСЛЕДНИЕ ДНИ ДЕЛЬВИНА — реж. Э. Уильяме; ПОБЕРЕЖЬЕ — реж. М. Андерсон; МОЯ КУЗИНА РЭЙГЕЛ — реж. Г. Костер; АЛЕКСАНДР ВЕЛИКИЙ — реж. Р. Россен; КРЫСЫ ПУСТЫНИ — реж. Р. Вайс; ТУНИКА — реж. Г. Костер; ГОРЬКАЯ ПОБЕДА — реж. Н. Рэй; ЛЮБОВЬ И ГНЕВ — реж. Т. Ричардсон; ТЕРНИСТЫЙ КУСТ — реж. Д. Петри; САМЫЙ ДЛИННЫЙ ДЕНЬ — реж. Д. Занук; КЛЕОПАТРА — реж. Дж. Манкевич; БЕККЕТ — реж. П. Гленвиль.
В английской кинематографии — этой наиболее конформистской кинематографии в мире — к концу пятидесятых годов начало происходить что-то неожиданное. В океане военных фильмов, прославляющих традиционные достоинства англичан, в половодье английских детективных и бытовых фильмов, поддерживающих непоколебимый авторитет власти, наряду с кинокомедиями и костюмированными фильмами, создаваемыми для поддержки „надежды на возрат старого, доброго времени" и для излечения англичан от национальной болезни „комплекса неполноценности", — появляются фильмы, представляющие собой открытый бунт. Бунт против мещанской морали и ханжества. Бунт против бессилия британской кинематографии, против ее интеллектуальной ограниченности и закостенения в устаревших формах, против подражания дурным примерам, особенно — американским, против ограждения британской кинематографии от новых, ценных источников вдохновения, против диктатуры в ней концерна Рэнка. Бунт, как мы увидим, меньший по своим масштабам и менее радикальный, чем французская „новая волна", с точки зрения эстетического новаторства, но зато не сторонящийся общественной тематики.
Этот бунт нельзя считать английским вариантом неореализма. В современной Англии иные условия, чем в Италии 40-годов, иной темперамент у кинохудожников. Однако точные до мелочности, почти документально воспроизведенные детали быта и среды не мешают англичанам создавать крайне индивидуализированные образы, тонкие этюды характеров. Обновлению британской кинематографии посвящают свои усилия люди, принадлежащие к самым различным творческим кругам. Это молодые литераторы из группы „разгневанных", возглавляемые Джоном Ос-борном; создатели документальной школы — Карэл РейшиЛиндсей Андерсон; несколько критиков и группа молодых режиссеров, стремящихся делать фильмы в „авангардном" духе. Английские представители „новой волны" создали немного фильмов, но каждый из них может быть назван выдающимся. Тони Ричардсон утверждает, что у англичан „нет кинематографии в крови". Может быть, это и правда, но зато уже несомненно у англичан в крови — литература и театр. И это отразилось на английском фильме. Не избавилась до конца от этого „порока" и „новая волна". И для ее представителей книга-„бестселлер" или пьеса, пользующаяся успехом на театральной сцене, не перестают быть гарантией успеха при их экранизации. Но тот факт, что при этом они пользуются социально обоснованным критерием при выборе темы, является их заслугой. Конечно и им не удается избежать некоторых грехов, частично объясняемых теми условиями, в которых им приходится творить, — грехов декларативности и компромиссности.
ГОРЬКАЯ ПОБЕДА
Однако в самом начале был лишь чистый „гнев", выраженный Джоном Осборном в одной из его программных деклараций, где он желает закостенелой Англии „всех несчастий вместе с атомной бомбой". Его программную пьесу „Любовь и гнев" в 1956 г. поставил на сцене Ройаль Курт Театра молодой режиссер Тони Ричардсон, который сделал ее известной всему миру, перенеся ее на экран два года спустя. Роль Джимми Портера была поручена Ричарду Бертону, к этом^ времени успешно сыгравшему главную роль в фильме ГОРЬКАЯ ПОБЕДА. Фильмы, в которых играл Бертон до этого времени, демонстрировали прежде всего его атлетическое телосложение. О его игре, полной экспрессии, имели представление скорее театралы, нежели кинозрители. Бертон, как мы уже могли заметить, — дитя сцены, воспитанник театра Олд Вик и сэра Лоуренса Оливье, умеющего сочетать технику сценического актерского мастерства с требованиями кино. „Английское произношение Бертона — самое чистое и самое великолепное" — говорили о нем, одном из самых лучших Гамлетов и Ричардов V. К этим качествам следует прибавить опыт, приобретенный у режиссера ГОРЬКОЙ ПОБЕДЫ Николаса Рэя, бывшего сотрудника Элии Казана, последователя методов „Акторе Студио" и создателя БУНТОВЩИКА БЕЗ ПРИЧИНЫ с Джеймсом Дином. Влияние Рэя на модернизацию актерского мастерства Бертона не требует доказательств. Но еще один факт мог повлиять на Осборна и Ричардсона при выборе актера на главную роль. Бертон был двенадцатым ребенком в семье бедного шахтера. Его путь к славе не был устлан розами. Именно поэтому ему легче было перевоплотиться в образ не желающего мириться с установившимися традициями Джимми Портера, молодого интеллигента, возненавидевшего все то, что напоминало ему „добрую старую Англию". Ему легче было грозить кулаками церковным колоколам, заглушая их звон звуками своего джазового саксофона, легче даже в мелочах заметить проявление мещанских нравов, обрушиваясь с проклятиями на окружающих. И хотя бунт против всех и всего до некоторой степени превращается в пустую декларацию, приобретая оттенки патологии, однако он все же остается исходной точкой для дальнейшей критики молодыми „разгневанными" мира условностей и лицемерия.
Дебют Ричардсона в кинематографии значительно расширил брешь, которую пробил, фильм Джека Клейтона ПУТЬ В ВЫСШЕЕ ОБЩЕСТВО, где впервые за многие годы выступает герой, находящийся в конфликте с обществом.
ГОРЬКАЯ ПОБЕДА. Ричард Бертон и Курт Юргенс
В ЛЮБВИ И ГНЕВЕ Ричард Бертон сочетает свой театральный опыт с чисто кинематографическими средствами выразительности. Пафос и стихийность в приступах гнева, приглушенные интонации в сценах внутренней тревоги и размышлений, циничное равнодушие и любовный пыл, отчаянные скачки из одного настроения в другое позволили ему создать этот психологически убедительный образ. Тонкая работа режиссера усилила жизненность этого наиболее острого во всей послевоенной английской кинематографии образа героя-бунтовщика.
Обогатив отечественную кинематографию, Бертон снова выступает в фильмах американского производства. Тут его поджидала экзотика и древность. Фамилия
ЛЮБОВЬ И ГНЕВ. Ричард Бертон и Клер Блюм
Бертона рядом с именами Елизабет Тэйлор и Рекса Гаррисона должны были убедить публику, что фильм-гигант КЛЕОПАТРА будет интереснее предыдущих благодаря индивидуализированным характерам глубоко переживающих свои драмы героев. Шумная реклама романа Бертона, отца двух детей, с Тэйлор представляла собой всего-навсего еще одно средство спасения от финансовой катастрофы. А тем временем Ричардсон и Осборн, следуя своей идейно-художественной программе, возвращаются к современности. Они открывают свою собственную (основанную на капиталах, поступающих по авторскому праву от постановки пьес Осборна) студию, в которой будут в дальнейшем созданы такие известные, награжденные на многих фестивалах фильмы, как МЮЗИК-ХОЛЛ, В СУББОТУ ВЕЧЕРОМ — В ВОСКРЕСЕНЬЕ УТРОМ, ВКУС МЕДА, ТОМ ДЖОНС... В них зазвучат отголоски бунта Джимми Портера, и поэтому к этим фильмам мы еще вернемся, представляя читателям Ширли Энн Фильд, Альберта Финни и Риту Тэшингем.
Артур Кальтбаум "Звёзды и фильмы", Лодзь, 1966 г.
Внимание! При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Советика.ру обязательна! При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно! Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов, художников, фотографов и т.д. Желательно, при использовании материалов сайта уведомлять авторов сайта!