Народное хозяйство Югославии — это социалистическое хозяйство, строящееся на планово-рыночных основах и самоуправлении. Более 82% ее общест-| венного продукта создается общественным сектором, а менее 18% приходится на частный сектор. Удельный вес частного сектора довольно велик в сельском хозяйстве и, в меньшей степени, в кустарных промыслах и ресторанном обслуживании.
За исключением 1967 года, который отличался определенным застоем, народное хозяйство Югославии неизменно и довольно быстро развивается из года в год. За последних четыре года его объем увеличился ровно на одну треть.
В 1972 году в стране насчитывалось 4,2 миллиона занятых — рабочих и служащих, в том числе в народном хозяйстве 3,5 миллиона человек или 83%, тогда как остальных 17% было занято вне народного хозяйства (в системе народного образования, социального обеспечения, в общественных и государственных учреждениях и пр.).
Число занятых в народном хозяйстве
— в тыс. человек — |
|
|
|
|
|
|
|
1968 |
1970 |
1972 |
По народному хо- |
|
|
|
зяйству в целом |
2 984 |
3198 |
3 490 |
в том числе: |
|
|
|
— промышленность |
1349 |
1454 |
1611 |
— сельское хозяйство* |
255 |
243 |
247 |
— строительство |
323 |
355 |
369 |
— транспорт и связь |
255 |
269 |
289 |
— торговля и гостинич- |
|
|
|
но-ресторанное |
|
|
|
обслуживание |
379 |
439 |
512 |
— остальное |
423 |
428 |
462 |
|
|
|
|
* Только общественный сектор
Наблюдается тенденция сокращения численности предприятий. Если в 1965 году, т.е. накануне экономической реформы, насчитывалось 15 359 предприятий, то уже три года спустя их число сократилось до 13 729, а в 1971 году в стране насчитывалось 12 491 предприятие. Это — результат интеграционных процессов, рассчитанных на укрупнение, т.е. на создание более крупных, мощных и более современно оснащенных предприятий. Структура югославской экономики все больше приобретает промышленный характер. Если в 1953 году удельный вес промышленности, вместе со строительством, составлял лишь 30,1% в создании национального продукта в целом, то в 1971 году он возрос до 45 с лишним процентов.
ПРЕДПРИЯТИЕ. Предприятие является организацией объединенного труда, которая осуществляет хозяйственную деятельность. Оно может учреждаться общинами, республиками, краями, федерацией, другими предприятиями, банками и группами граждан. Оно может возникнуть и в результате разъединения или объединения существующих предприятий, причем соответствующее решение принимается трудовым коллективом (трудовой организацией). Учредитель обязан обеспечить необходимый капитал, под чем подразумевается и обеспечение кредитов в стране или за границей.
Как только предприятие учреждено и зарегистрировано в суде, оно приобретает самостоятельность, а работающие на предприятии рабочие наделяются правом на самоуправление. Руководствуясь хозяйственными интересами, сходством технологических процессов, общностью производства, интересами в плане сбыта товаров и принадлежностью к соответствующей отрасли хозяйства, — предприятия вступают в различные формы сотрудничества — от создания объединенных предприятий, которые решают общие проблемы производства, сбыта и развития, строительства капитальных объектов, научных исследований и кооперации, вплоть до хозяйственных объединений и хозяйственных палат.
Предприятие прекращает свою деятельность на основании решения государственного органа вследствие невыполнения предписанных условий, или же, если перестанут существовать хозяйственные условия или реальные возможности для его работы, а также если оно будет присоединено к другому предприятию или в результате банкротства. Процедура ликвидации предприятия вследствие банкротства не может быть начата прежде, чем будут предприняты попытки его оздоровления путем регулярных мер или же принудительного соглашения о ликвидации спора.
Критерием хозяйственного успеха и экономической обоснованности существования предприятия является осуществляемый им доход. Предприятие совершенно самостоятельно определяет и проводит хозяйственную политику и политику развития. Оно планирует и организует производство, сбыт и обслуживание в соответствии со своими финансовыми возможностями или интересами. Оно самостоятельно определяет объем и ассортимент производства, учитывая сложившуюся конъюнктуру, поступление заказов для нужд внутреннего рынка, а также экспортные сделки. Точно также, предприятие самостоятельно проводит политику цен. Предприятия и ассоциации согласовывают свои планы с политикой развития общественно-политических содружеств (общин, республик, краев и федерации), а также с планами своих кооперантов и покупателей их продукции. Путем заключения общественных договоров* и взаимосогласования на основании самоуправления** обеспечивается разработка и соблюдение некоторых основных пропорций плана и экономических показателей, к числу которых относятся, скажем, заработная плата рабочих, уровень цен и пр.
* Между соотвествующими трудовыми организациями, хозяйственной палатой, профсоюзом и правительственным органом.
** Между заинтересованными производственными и другими хозяйственными организациями.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДА. Совокупный доход предприятия — это сумма реализованных товаров и услуг. Если из этой суммы вычесть общую сумму хозяйственных затрат (без затрат на рабочую силу), то оставшаяся сумма явится доходом предприятия. К хозяйственным расходам относятся расходы на материалы, амортизация, накладные расходы, затраты по текущему ремонту, по научно-исследовательской работе, страхованию, годовые проценты от средств предприятий и членские взносы в хозяйственные палаты и производственно-коммерческие объединения.
Общественный продукт и национальный доход
— в миллионах динаров — |
1971 |
1970 |
1972 |
Общественный продукт |
157 207 |
204 476 |
248 000 |
Национальный доход |
142 835 |
186138 |
225 000 |
С личных брутто доходов производятся отчисления в бюджеты и на социальное страхование. Отчисления в бюджеты определяются общественно-политическими содружествами.
Отчисления с личных доходов на социальное страхование, пенсионное обеспечение и надбавки на детей определяются выборными органами социального страхования.
Общая сумма средств, складывающаяся из отчислений в бюджеты или на социальное обеспечение, может быть лимитирована республиканскими актами. Могут быть также установлены более низкие проценты для отчислений.
Часть чистого дохода распределяется органами самоуправления предприятия в хозяйственный фонд и фонд общего потребления. Хозяйственный фонд предназначен для увеличения основного и оборотного капитала предприятия. Фонд общего потребления используется для удовлетворения потребностей, связанных с жизненным уровнем членов трудового коллектива (строительство квартир, объектов для отдыха и оздоровления, оказания материальной помощи и предоставления субсидий отдельным лицам или организациям (спортивным, культурным, профсоюзным, и тл.).
КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЯ. Удельный вес брутто капиталовложений в структуре общественного продукта при его окончательном распределении составил в 1965 году 25%, а в 1970 году достиг уже 35%. В целях ограничения бесконтрольного роста капиталовложений и ликвидации очагов инфляции, в настоящее время проводится политика, направленная на ограничение капиталовложений, производимых без финансового покрытия. В 1972 году несколько замедлились темпы роста капиталовложений, которые в общественном секторе достигли суммы около 48 миллиардов динаров. Из каждых ста динаров капиталовложений, на хозяйственные объекты ассигновалось 69%, тогда как 31% шел на жилищное и коммунальное строительство, строительство школ, больниц, административных зданий и т.п.
В соответствии с политикой развития предприятия самостоятельно направляют средства на строительство новых и реконструкцию существующих объектов.
Инвеститором может быть и общественно-политическое содружество, которое использует для этой цели собственные средства или банковские кредиты. Общественно-политическое содружество чаще выступает инициатором, учредителем и финансистом. Это имеет место и в тех случаях, когда инвеститором является хозяйственный банк или какое-либо хозяйственное объединение.
Каждый третий динар направляется в виде капиталовложений в промышленность, а каждый пятый динар общественных средств направляется на жилищно-коммунальное строительство. Однако, если принять во внимание индивидуальное жилищное строительство и другие виды строительства в городе и на селе, объем которых не так уж и мал, то в этом случае удельный вес жилищного и коммунального строительства в общей структуре капиталовложений станет еще больше.
ЦЕНЫ. В принципе, предприятия самостоятельно проводят хозяйственную политику в области цен, применяясь к условиями рынка. Предприятия могут договариваться между собой о ценах, по которым они будут покупать и сбывать товары. Эти договоры не должны носить монопольный характер, поскольку они преследуют цель урегулирования отношений на рынке. Разрешено и заключение договоров между производителями о комиссионных процентах и других условях, на которых они будут сбывать товары в торговую сеть.
Свое влияние на процесс ценообразования государство осуществляет несколькими способами:
1. Определяет нижнюю границу, т.е. защитные цены на некоторые продукты сельскохозяйственного производства.
2. По отдельным видам товаров вводит режим контроля и учета цен, а также наценок в торговой сети. В зависимости от сложившейся ситуации в производстве и на рынке, общественно-политические содружества определяют те товары, на которые поставщики не вправе повышать цены, не заручившись соответствующим согласием. В порядке исключения может быть применено и „замораживание" цен на товары и обслуживание.
3. Согласование и регулирование цен и соотношения цен путем общественного договора и взаимосогласования на основах самоуправления по ценам и механизме ценообразования.
Система, источники и виды отчислений и налогов с граждан и предприятий утверждаются республиками и автономными краями. Федерация определяет лишь виды доходов и размер налога с оборота, за исключением тех случаев, когда на основании союзного закона это определяется другими общественно-политическими содружествами. Основы налоговой политики согласовываются между собой республиками и краями в целях обеспечения единства и устойчивости югославского рынка.
Федерация может установить обязательные меры и санкции в том случае, если надо предотвратить серьезные нарушения в народном хозяйстве, или же если этого требуют интересы народной обороны и другие исключительные причины.
Отчисления и налоги поступают в распоряжение того общественно-политического содружества, которое обспечивает обслуживание граждан и членов их семей. Каждая трудовая организация направляет отчисления и налоги в соответствии с правилами, действующими на территории, где она осуществляет свою деятельность.
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ. Промышленность является наиболее важной отраслью народного хозяйства, выступающей носителем процессов модернизации и подъема всего хозяйства.
В течение первых двух лет после окончания второй мировой войны (1945 и 1946 гг.) в основном восстанавливались и вводились в эксплуатацию те объекты, которые были разрушены во время войны. Послевоенное развитие промышленности можно разделить на три характерных периода. В первом, до 1956 года, была заложена база индустриализации, причем особый упор делался на горнорудное дело, электроэнергетику, металлургию и производство средств производства. Второй период — с 1957 по 1965 год — характеризовался очень бурным развитием перерабатывающей промышленности, в частности, производства товаров широкого потребления. Третий период начался с проведения экономической реформы в 1965 году, которая преследует цели интенсификации хозяйствования, усиления рыночных факторов, модернизации и более эффективного использования производственных мощностей.
Общий объем промышленного производства в 1972 году был на 8% выше, чем в предыдущем году и на 54% выше, чем пять лет назад, вернее он возрос в 2,3 раза по сравнению с объемом промышленного производства в 1962 году и в 12 раз по сравнению с 1939 годом.
Промышленное производство основных видов продукции
Изделия |
Единица |
1939 |
1968 |
1972 |
|
меры |
год |
год |
год |
Электроэнергия |
млн. квт-ч |
1 173 |
26 023 |
33145 |
Уголь |
тыс. тонн |
7 032 |
28 422 |
30 940 |
Добыча нефти |
тыс. тонн |
1 |
2 854 |
3 200 |
Переработка нефти |
тыс. тонн |
97 |
7 091 |
8 392 |
Железная руда |
тыс. тонн |
667 |
3 694 |
3 960 |
Сталь |
тыс. тонн |
235 |
2 229 |
2 588 |
Электролитическая медь |
тыс. тонн |
12 |
90 |
130 |
Свинец |
тыс. тонн |
11 |
98 |
88 |
Цинк |
тыс. тонн |
5 |
65 |
49 |
Ровное стекло |
млн. м 2 |
2 |
18 |
17 |
Дутое стекло |
тыс. тонн |
11 |
227 |
279 |
Станки |
тыс. тонн |
5 |
79 |
87 |
Сельскохозяйственные |
|
|
|
|
машины |
тыс. тонн |
2 |
27 |
45 |
Тракторы |
штук |
— |
12 047 |
18 394 |
Товарные вагоны |
штук |
— |
2 609 |
3 345 |
Грузовые автомобили |
штук |
— |
12 901 |
13 728 |
Автомобили |
штук |
— |
110 700 |
110 221 |
Радиоприемники |
тыс. штук |
— |
277 |
146 |
Телевизоры |
тыс. штук |
— |
320 |
350 |
Электронагревательные |
|
|
|
|
приборы |
тонн |
48 |
44 523 |
55 882 |
Серная кислота |
тыс. тонн |
23 |
746 |
849 |
Искусственные удобрения |
тыс. тонн |
71 |
1949 |
2180 |
Искусственное волокно |
тыс. тонн |
— |
40 |
77 |
Мыло и моющие вещества |
тыс. тонн |
13 |
125 |
160 |
Цемент |
тыс. тонн |
894 |
4 399 |
5 750 |
Мебель серийная |
тыс. гарнитуров |
14 |
342 |
443 |
Бумага |
тыс. тонн |
35 |
479 |
556 |
Картон и толь |
тыс. тонн |
13 |
106 |
107 |
Шерстяные ткани |
млн. м 2 |
12 |
57 |
60 |
Хлопчатобумажные ткани |
млн. м 3 |
11О |
388 |
375 |
|
|
|
|
Трикотаж |
тыс. тонн |
1,8 |
15,9 |
20,9 |
Белье |
млн. м 2 |
5 |
86 |
94 |
Готовое платье |
млн. м 2 |
1 |
52 |
75 |
Кожаная обувь |
млн. пар |
4,2 |
31 |
41 |
Автопокрышки |
тыс. штук |
8 |
2 762 |
3 756 |
Сахар |
тыс. тонн |
108 |
354 |
335 |
Консервированные овощи |
тыс. тонн |
1 |
79 |
101 |
Конфеты и шоколад |
тыс. тонн |
5 |
58 |
78 |
Пиво |
тыс. гл |
427 |
6 665 |
9 345 |
Сигареты и папиросы |
тыс. тонн |
6 |
32 |
35 |
Югославия относится к числу крупнейших в мире поставщиков некоторых видов сырья. Она занимает шестое место в мире по производству свинца и ртути, девятое по производству бокситов, четырнадцатое по производству меди и пиломатериалов и т.д.
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО. Несмотря на сильные колебания в объеме производства, сельское хозяйство все же добилось чувствительного подъема. В. 1972 году объем производства был на 89% выше среднего показателя за период с 1930 по 1939 год. Удельный вес сельскохозяйственного населения в общем населении страны составил в 1971 году 38,2% по сравнению с 80% в довоенный период. Наблюдается заметный процесс миграции населения из деревни в город, хотя в последние годы его темпы несколько замедлились.
В 1972 году в Югославии насчитывалось 2,6 миллиона единоличных крестьянских хозяйств, 813 хозяйств общественного сектора, в которых было занято 259 206 человек, включая и служащих. Среди сельскохозяйственных организаций общественного сектора насчитывалось 255 сельскохозяйственных комбинатов, имений и ферм, на которых работало 185 819 человек, 994 сельскохозяйственных кооператива, которые объединяли 63 433 человека. На остальные 564 общественных хозяйств приходилось около 10 000 занятых. В частности, было 40 рыбных хозяйств и 87 водохозяйственных организаций, в которых работали 29 383 человека.
Удельный вес наиболее развитого сельскохозяйственного района страны — Воеводины — в югославских заготовках пшеницы и ржи равен 60%, кукурузы — 61%, откормленного крупного рогатого скота — 27%, откормленных свиней — свыше 56%. Средний урожай пшеницы с 1 га составил в 1972 году свыше 25 центнеров по сравнению с 11 центнерами в 1939 году, кукурузы — 33 центнера по сравнению с 16 центнерами, сахарной свеклы — 410 центнеров по сравнению с 176 и т.д.
Максимальный размер единоличных наделов равен 10 га, а численность таковых достигает 190 тысяч хозяйств. Примерно 470 тысяч хозяйств обладают наделами в 2 га, 400 тысяч хозяйств — в 3 га, 550 тысяч хозяйств — от 3 до 5 га и 42 тысяч хозяйства обладают наделами в размере от 5 до 8 га.
Общий объем продукции в растениеводстве
— в тыс. тонн —
|
1930—1939 |
1971 |
1972 |
Пшеница |
2 430 |
5 610 |
4 840 |
Кукуруза |
4 300 |
7 433 |
7 906 |
Табак |
15 |
44 |
58 |
Сахарная свекла |
616 |
2 961 |
3 274 |
Картофель |
1650 |
2 952 |
2 406 |
Сливы |
505 |
817 |
1059 |
Яблоки |
141 |
327 |
316 |
Виноград |
749 |
1096 |
1138 |
Согласно данным переписи скота, в начале 1972 года насчитывалось 5 147 тыс. голов крупного рогатого окота, 6 216 тыс. свиней, 8 326 тыс. овец и 44,5 миллиона штук домашней птицы.
Объем продукции в животноводстве
Продукты |
1970 |
1971 |
Мясо — всего (в тыс. тонн). |
811 |
880 |
в том числе: |
|
|
— говядина |
233 |
242 |
— свинина |
338 |
384 |
— баранина |
47 |
50 |
— птица |
142 |
148 |
— остальное |
51 |
57 |
Молоко (в млн. литров) |
2 655 |
2 550 |
Яйца (в млн. штук) |
2 781 |
2 937 |
Шерсть (в тоннах) |
11953 |
11381 |
Рыба (в тоннах) |
46 211 |
49 294 |
Кооперирование — это производственное сотрудничество между общественными хозяйствами, особенно земледельческими кооперативами общего типа, и единоличными крестьянами. Кооператив обеспечивает крестьянам механизацию для обработки земли, семяна и удобрения в земледелии, продуктивный скот и корма в животноводстве. Кооператив предоставляет это крестьянам в виде аванса, кредита или сбывает за наличные деньги. Впоследствии, крестьяне сдают кооперативу предусмотренное договором количество продукции, а также имеющиеся у них излишки сельскохозяйственных продуктов.
Кооперирование развивается на базе взаимных экономических интересов партнеров. Крестьяне, поддерживающие в течение многих лет отношения кооперирования, участвуют и в распределении прибыли кооператива.
ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО. В Югославии леса занимают площадь в 8 847 тысяч гектаров, из которых 6,2 миллиона гектаров принадлежат общественному сектору, а остальные 2,6 миллиона находятся в частной собственности. Преобладающую часть лесных массивов — свыше 6,4 миллиона гектаров — составляют лиственные леса.
В 1971 году произведено 17 850 тыс. м8 древесины, тогда как за этот же год была проведена посадка хвойных лесов на площади 10 603 гектара и лиственных на площади 5 606 гектаров.
В югославских лесах обитает много дичи. В охотничий сезон 1971/72 года было убито 2 925 оленей, 21 714 серн, 1 323 диких коз, 134 медведя, 4 372 кабана и 298 000 зайцев.
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ. Югославские хозяйствен- ники поддерживают экономические связи с 110 странами, при этом договорные отношения поддерживаются с 82 государствами. Этими, главным образом, двусторонними договорами предусмотрены как товарообмен, так и разные формы экономического и научно-технического сотрудничества.
В 1972 году экспорт значительно увеличился (на 18%), тогда как импорт сократился на 5% по сравнению с 1971 годом. Преобладающая часть югославского товарообмена с заграницей осуществлялась со странами обратимой валюты: более 61% от общего объема экспорта и 72% от общего объема импорта. Половину стоимости югославского экспорта составляют материалы, тогда как в структуре импорта их удельный вес значительно выше — более 63%. Машины и другое капитальное оборудование составляют 14% по экспорту и 21% по импорту. Что касается потребительских товаров, то югославский экспорт выше импорта как в абсолютном, так и в процентном выражении. Фактически, 35% товаров, сбываемых на иностранных рынках, составляют потребительские товары, тогда как их удельный вес в импорте равен 16%.
Основными отраслями промышленности, работающими на экспорт (удельный вес промышленных товаров в югославском экспорте 85%) являются металлообрабатывающая промышленность, цветная металлургия, текстильная, лесная и деревообрабатывающая, химическая, электротехническая, обувная и судостроительная промышленность. Основные статьи импорта составляют машины, продукция электротехнической промышленности, средства транспорта, переработанные изделия, нефтепродукты и продовольственные товары.
Более ста югославских строительных и других организаций добились значительных результатов в Европе, Африке, Азии и Северной Америке. Стоимость выполненных ими работ составила свыше 327 миллионов американских долларов.
Крупнейшими внешнеторговыми партнерами Югославии как по экспорту, так и по импорту являются Федеративная Республика Германия, Италия, СССР, Чехословакия, США и другие страны.
ТУРИЗМ. Югославия все больше становится туристической страной. Если в 1939 году в ней побывало лишь 276 тысяч иностранных туристов, то в 1972 году их численность достигла нескольким более 5,1 миллиона.
Число иностранных туристов и ночевок
— в тысячах —
|
Туристы |
Ночевки |
1939 год |
276 |
1453 |
1961 год |
1080 |
4 523 |
1964 год |
2 227 |
10 085 |
1966 год |
3 437 |
14 320 |
1968 год |
3 887 |
17 210 |
1970 год |
4 748 |
22 560 |
1971 год |
5 239 |
25 849 |
1972 год |
5 134 |
25 815 |
Строительство новых современых гостиниц, мотелей, кампингов, домов альпинистов и других туристических объектов, наряду с девальвацией динара, содействовало значительному усилению конкурентноспособности югославского туризма. Больше всего туристов приезжает из ФРГ (свыше 10 милионов ночевок), Австрии (3,4 миллиона ночевок), Италии (2,7 миллиона), Англии (1,7 миллиона), затем следуют Франция, Нидерланды, Венгрия, скандинавские страны и т.п.
В 1972 году были получены инвалютные поступления в сумме 461 миллион долларов, что на 21% больше, чем в предыдущем году.
ЛИЧНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ. Заработная плата югославских рабочих непрерывно возрастает. Если в 1967 году средний нетто заработок рабочего составлял 787 динаров, то два года спустя он вырос до 990 динаров, в 1971 до 1 432 и в прошлом году до 1 676 динаров.
Индексы номинального и реального заработка
|
Номинальный |
Стоимость |
Реальный |
Год |
заработок |
жизни |
заработок |
1968 к 1967 |
11О |
105 |
105 |
1969 к 1968 |
115 |
108 |
109 |
1970 к 1969 |
119 |
111 |
107 |
1971 к 1970 |
122 |
116 |
105 |
1972 к 1971 |
118 |
117 |
101 |
Типичная югославская городская семья в составе четырех человек, из которых один работает, тратила в в 1968 году на питание 32,9% своего заработка, а три года спустя — лишь 31,0%. На напитки и табак расходовалось 4,3% и соответственно 4,1%. Расходы на одежду и обувь составили в 1971 году 10,3%, рассходы на жилье (т.е. квартирная плата, коммунальные услуги и покупка мебели) — 12,4%, на поддержание чистоты и здоровья — 2,7%, на транспорт и т.п. — 6,6% и т.д.
Непрерывно, притом заметно увеличиваются сбережения населения, тогда как потребительские кредиты, предоставляемые главным образом для приобретения дорогостоящих предметов длительного пользования возрастают несколько медленнее.
Сбережения и потребительские кредиты (в миллионах динаров)
Год |
Сбережения |
Потребительские |
|
|
кредиты |
1968 |
9 697 |
4 266 |
1969 |
12 927 |
4 989 |
1970 |
16 819 |
6 938 |
1971 |
21 150 |
6 971 |
1972 |
24 971 |
6 307 |
В 1972 году сбережения 9,5 миллиона югославов составили 25 тыс. миллионов динаров, что почти в два раза больше, чем три года назад. Граждане Югославии содержат на валютных счетах в югославских банках немалую сумму сбережений в обратимой и другой иностранной валюте.
Издательство Секретариата Союзного исполнительного веча по информациям.
Редакция Югославия - Газетное издательство "Борба".
Печатает "Культура", Белград, Македонска 4.