Б.А. Архангельский, Г.Н. Сперанский
Мать и дитя (Школа молодой матери) 1955 г.
Обстановка комнаты - Проветривание - Температура комнаты - Освещение - Постель ребенка - Уход за кожей - Ванна - Подмывание - Туалет ребенка - Уход за полостью рта - Одежда ребенка - Теплая одежда - Стирка белья - Прогулка - Закаливание ребенка - Воздушные ванны - Сухие обтирания - Влажное обтирание - Ванны, обливания - Физкультура - Показатели здоровья ребенка - Вес ребенка - Рост ребенка - Температура тела - Развитие движений у ребенка - Недоношенный ребенок - Почему матери недонашивают детей - Уход за недоношенным ребенком - Вскармливание недоношенного ребенка - Воспитание ребенка - Сон - Укачивание - Распорядок дня - Высаживание на горшок - Игра и игрушки - Навыки еды - Речь - Общение с другими детьми - Запугивание и наказания - Обман - Прогулка как воспитательное средство
Самое важное и при сознательном отношении к де-лу вполне выполнимое правило ухода за новорож-денным и грудным ребенком — строгая чи-с т о т а. Ухаживая за ребенком, мать должна тщательно следить за чистотой собственной одежды и рук и одежды тех, кто ей помогает.
Обстановка комнаты. Когда мать с ребенком возвращаются из родильного дома, для них должно быть приготовлено помещение и все, что требуется для ухода за ребенком (рис. 27).
Из комнаты по возможности надо вынести все, что не нужно для матери и для ухода за ребенком. Чем меньше лишних вещей в комнате, тем легче поддерживать чистоту и порядок.
В комнате должны быть следующие предметы: кровать матери, кроватка или корзинка на подставке для ребенка, пеленальный стол со шкафчиком, полочка или шкафчик для предметов ухода, умывальник, ведро с крышкой для грязных пеленок, 1—2 стула и скамеечка для ног.
Проветривание. В окне обязательно должна быть форточка или фрамуга (открывающаяся кверху часть рамы), чтобы можно было хорошо проветривать комнату. В помещении должно быть сухо, но при центральном отоплении воздух иногда бывает слишком сухим, что плохо отражается на ребенке: в носу у него образуются корочки, на губах появляются трещины.
Частое проветривание, цветы на окнах, сосуды с водой уменьшают чрезмерную сухость воздуха.
С сыростью бороться гораздо труднее. Керосиновые лампы, поставленные на пол у стены, где имеется сырость, правда, несколько уменьшают сырость, но портят воздух. С ребенком, живущим в сырой комнате, надо побольше гулять, а комнату получше проветривать.
Вообще при проветривании комнаты ребенка обычно выносят из нее, а если это невозможно, то ребенка надо тепло одеть, как для прогулки, и, загородив от холодной струи воздуха, проветривать комнату при нем.
Рис 27. Уголок ребенка.
Проветривание необходимо для удаления не только испорченного воздуха, но и пыли. С этой же целью всю мебель и пол в комнате надо ежедневно протирать влажной тряпкой (рис. 28). Подметать комнату, где живет ребенок, щеткой не следует: щетка поднимает пыль, а в пыли содержится масса микробов, которые попадают в рот, дыхательные пути, глаза и на кожу ребенка, где могут вызвать воспаление.
Температура комнаты. В первые 2—3 месяца жизни ребенка в комнате должно быть около 20—18°; в дальнейшем температуру можно снизить до 17° и даже до 16°.
Освещение. Лучшее освещение, конечно, электрическое. Лампы надо накрывать абажурами, чтобы на ребенка не падал резкий свет. Электрическое освещение не портит воздуха и только слегка нагревает комнату; кроме того, оно безопаснее в пожарном отношении.
Постель ребенка. Железная кровать лучше деревянной или плетеной, так как ее легче мыть. Для ребенка первых двух месяцев жизни можно использовать бельевую корзину, на дно которой положен матрац. Матрац лучше всего набивать конским волосом или морской травой, в крайнем случае матрац можно набить тонкой, хорошо промытой мочалой или стружкой, или же соломой, которую надо чаще менять. Пуховики и сенники ребенку вредны: первые слишком мягки, ребенок, погружаясь в них, перегревается, а вторые дают много пыли. Подушку надо сделать плоскую и тоже набить конским волосом, а еще лучше обходиться совсем без подушки.
Чтобы матрац не загрязнялся, на него кладут клеенку, но не следует закрывать ею весь матрац. Края клеенки должны доходить только до середины груди ребенка и до колен. Никаких пологов над детской кроваткой устраивать не следует: в нее должен свободно проникать воздух; надо помнить, что в первый год ребенок большую часть жизни проводит в постели.
По мере того как ребенок растет, обстановка комнаты пополняется специальной детской мебелью. Это вовсе не роскошь и не забава. Правильно сделанная детская мебель ребенку необходима: он сидит на подходящем для него стуле, за столом, приспособленным к высоте его туловища (рис. 29 и 30); при этом не приходится сгибать спину, иначе нередко образуются искривления позвоночника, сутулость и т. д.
Рис. 28. Пол ежедневно протирают влажной тряпкой.
Если вся семья живет в одной комнате, то кровать ребенка надо поставить в самую лучшую, самую светлую часть комнаты. Нельзя ставить кровать у печки, так как ребенок будет перегреваться, потеть, хуже есть и спать. Надо раз навсегда отказаться от вредной привычки класть детей спать с собой в постель; в чужой постели ребенок дышит воздухом, загрязненным испарениями человеческого тела.
Иные родители из боязни простудить ребенка готовы никогда не открывать окна или форточки и держать ребенка в спертом, наполненном всякими испарениями воздухе. Если в комнате, где живет ребенок, приходится готовить пищу и стирать белье, то надо как можно чаще выносить ребенка на воздух и возвращаться в комнату только тогда, когда стирка окончена и комната проветрена. Надо вызвать из консультации патронажную сестру и при ее совете создать дома по возможности подходящую для ребенка обстановку.
Уход за кожей. Правильный уход за кожей необходим для здоровья ребенка. Чем меньше ребенок, тем больше надо следить за его кожей. После отпадения пуповины и заживления ранки ребенка начинают ежедневно купать. Конечно, очень полезно, если ребенок и более старшего возраста будет ежедневно принимать ванну. Говорят, что частые ванны ослабляют ребенка, но это предрассудок. Надо только, чтобы ванны не были слишком теплыми и продолжительными; ванна (в 34—35°) продолжительностью в 5—7 минут с последующим обливанием водой (33—34°) доставляет ребенку большое удовольствие и вызывает у него хорошее настроение. Первые 3 недели ребенку нужно делать ванну потеплее (36—37°), а затем постепенно снижать температуру как ванны, так и воды для обливания, температура которой должна быть на один градус ниже, чем температура воды в ванне.
Рис. 29. Ребенок лучше себя чувствует, когда он пользуется специальной детской мебелью.
Ванна. Перед тем, как делать ванну, мать должна подстричь себе ногти и чисто вымыть руки с мылом и щеткой. Затем надо таким же способом вымыть ванночку или корыто, налить туда горячей воды и разбавлять ее холодной, измеряя температуру водным градусником, пока вода в ванне не станет на один градус выше той, которая нужна. Пока ребенка раздевают и готовят все для вытирания и одевания, вода успевает остыть на один градус. Измерять температуру надо всегда градусником, а не локтем, так как при этом способе легко ошибиться и сделать ванну или слишком горячей, или слишком холодной. Ребенка первых 3—4 недель жизни лучше купать в кипяченой воде и наливать ее столько, чтобы тело ребенка было почти все покрыто водой. Ванна или корыто должны быть из оцинкованного железа и ни для чего другого их употреблять не следует; например, нельзя в корыте, предназначенном для купания, стирать белье, даже детское. После употребления ванну или корыто надо вымыть и повесить на стенку дном наружу.
Мыть ребенка мылом достаточно один раз в 2—3 дня. Кусок гигроскопической ваты, мягкую тряпочку или рукавичку намыливают специальным детским мылом и осторожно протирают ребенку шею, подмышками, в паху, за ушами; намылив себе руку, мать моет ребенку голову. После этого тело и голову обмывают водой из ванны, а лицо — кипяченой водой из отдельной чашки; затем окатывают ребенка водой из кувшина, температура которой, как указано, должна быть на один градус ниже, чем в ванне, и завертывают с головой в простынку. Положив ребенка на стол, тщательно, но осторожно обсушивают ему кожу, не растирая, а только прикладывая простынку и поглаживая рукой поверх нее. Насухо вытирают также волосы (рис. 31).
Затем смазывают кожу в паху, подмышками, на шее и во всех складках вазелиновым или растительным маслом (прованским, подсолнечным) или припудривают тальком. Масло надо раз в неделю кипятить в течение 10—15 минут, поставив бутылочку в кастрюльку с водой и слегка выдвинув пробку. Кипятят масло для того, чтобы убить микробов, которые могут в нем находиться. Попав с маслом на кожу ребенка, эти микробы могут вызвать гнойную сыпь и другие кожные заболевания. Тальк тоже надо предварительно прокалить на чистой сковороде, горячем виде пересыпать в баночку, а баночку завязать марлей. Через марлю и припудривают ребенка. Присыпка служит как бы смазкой между двумя поверхностями кожи, уменьшающей трение между ними. Она должна быть очень мелкой и нежной, чтобы не раздражать кожу. Поэтому крахмал, пудра, мука для присыпки не годятся, так как легко подвергаются брожению. Никаких мазей без разрешения врача применять нельзя.
Подмывание. Кроме ванны, ребенку делают также частичные обмывания, когда он мочится или испражняется. Подмывать ребенка надо тепловатой водой и куском ваты; лучше всего это делать под умывальником, поливая ребенка струей теплой воды. Девочек нужно подмывать по направлению к заднему проходу (спереди назад), чтобы не занести грязь и инфекцию в половые органы. После подмывания надо обсушить кожу, смазать или припудрить ее тальком, как после ванны.
Детям, которые хорошо стоят, можно вместо ванны делать душ, обливание с плеч теплой водой (34—35°), а ванну с мылом делать один раз в 3—5 дней.
Рис. 30. Во время игры ребенок пользуется специальной детской мебелью.
Туалет ребенка. Ежедневно утром совершается туалет ребенка. Сначала моют лицо тепловатой водой (немного теплее комнатной температуры). Для умывания пользуются чашкой, которая должна служить только для этой цели. Глаза промывают (каждый отдельно) гигроскопической ватой, смоченной кипяченой водой или водой с борной кислотой, от наружного угла глаза к внутреннему, т. е. по направлению движения слез.
Затем ребенку моют с мылом руки. Если на руках (или на ногах) отросли ногти, их осторожно обрезают ножницами. Стричь ногти и содержать их в чистоте очень важно, так как под ними легко скопляется грязь, а у детей постарше — и яйца глистов, которыми они заражаются сами и заражают других детей.
Ушную раковину и слуховой проход прочищают ватным фитильком, смоченным, водой или маслом. Прочищать ребенку уши чем-либо твердым нельзя, даже если там скопилась ушная сера. Надо пойти в консультацию, где серу удалит опытная сестра. Нос ребенка тоже прочищают ватными фитильками, смоченными маслом (рис. 32, 33 и 34).
Желтые или темные корки, которые образуются у некоторых детей на голове, смазывают маслом часа за четыре до ванны, а затем смывают их теплой водой с мылом.
Рис. 31. Вытирание ребенка после ванны.
Уход за полостью рта. Ни до, ни после кормления не следует протирать ребенку рот, так как подобное протирание абсолютно ничего не дает, поранить же нежную слизистую оболочку очень легко; в самые маленькие, незаметные для глаза ранки могут попасть микробы и вызвать воспаление слизистой оболочки.
Что касается пустой резиновой соски, соски-пустыш-ки, то, конечно, ни одного слова не может быть сказано в ее защиту. Кроме вреда, она ничего не приносит. К пустышке обычно прибегают нетерпеливые матери, у которых дети страдают диспепсией и коликами. Они суют ребенку соску, чтобы хотя на время его успокоить, но ведь надо узнать, что болит у ребенка, а не затыкать ему рот, чтобы не слышать крика.
Существует и другая вредная привычка — целовать детей в губы. Этого делать не следует. Микробы, которые имеются у взрослого человека, попадая в организм ребенка при поцелуе, могут вызвать у него тяжелое заболевание.
Рис. 32. Мать приготовляет фитильки, чтобы прочистить уши и нос ребенка.
Одежда ребенка. Первое требование к одежде — она не должна стеснять движений ребенка. Потребность в движениях у него очень велика; если он не спит, то все время двигается. Это имеет большое значение для развития его мышц, костей и нервной системы. Значит, всякая одежда, которая ограничивает движения ребенка, приносит ему вред. В первую очередь это относится к свивальникам, которые стягивают ребенку руки и ноги, превращая его в какую-то куклу. Точно так же вредно для ребенка тугое пеленание и пеленание с руками. Ребенка надо завертывать так, чтобы тело его было вполне закрыто, но дыхание и движения конечностей были свободными.
Второе требование к одежде,—чтобы она свободно пропускала воздух и испарения, поэтому завертывать ребенка в клеенку, чтобы уберечь от загрязнения белье, очень вредно. Клеенку можно класть только на матрац. Надевать ребенку в комнате чепчик, хотя бы самый легкий, совершенно не нужно, а если голова у ребенка потеет, то даже вредно. Лишь во время прогулки можно надеть чепчик под теплый капор.
Рис. 33. Мать прочищает уши ребенка ватным фитильком.
Одежда грудного ребенка состоит из тонкой рубашки или распашонки, запахивающейся на спине, и кофточки такого же покроя, застегивающейся спереди. Кофточка должна быть вязаная или бумазейная. Нижнюю половину туловища ребенка завертывают в подгузник, представляющий собой треугольную пеленку из бумажной материи или обыкновенную пеленку, сложенную углом. Подгузник подкладывают длинной стороной под поясницу ребенка; нижний угол загибают вперед между ножками ребенка, а двумя другими углами обхватывают с боков таз и соединяют их на животе. Таким образом, получаются своего рода штанишки. Затем ребенка завертывают в тонкую пеленку почти до подмышек, а нижнюю часть пеленки подгибают; наконец, завертывают ребенка в бумазейную теплую пеленку и нижней ее частью закутывают ноги (рис. 35). Ребенок при этом хорошо закрыт, но движения ног у него не стеснены, а руки свободны. Подгузники и пеленки можно делать из марли, сложив ее в два слоя. Марля дает достаточно тепла, хорошо впитывает влагу, мягка и хорошо стирается. Окрашенных тканей лучше избегать — на них не так заметна грязь. Раньше принято было бинтовать ребенку живот в течение 6 недель после рождения; теперь это признано совершенно ненужным, так как грыжи это не предупреждает, а бинт постоянно пачкается, грязнит кожу и мешает подмыванию.
Рис. 34. Мать прочищает нос ребенка ватным фитильком.
Нижнюю часть туловища ребенка покрывают байковым или тканьевым одеялом. Для прогулок необходимо еще ватное или мягкое байковое одеяло.
Даже при ежедневной стирке надо иметь большое количество детского белья. Дети раннего возраста часто мараются и мочатся, поэтому белье необходимо часто менять. Если употреблять нестиранные высушенные пеленки, у ребенка на коже появляются опрелости, сыпи, и тут уже не помогает ни тальк, ни масло.
Необходимо иметь при ежедневной стирке 8 распашонок, 6 кофточек, 20 тонких пеленок (при наличии штанишек достаточно 10) и 10 бумазейных.
С 3 месяцев ребенка можно не завертывать в пеленки, а надевать особые штанишки — зимние или летние. Это особенно удобно тогда, когда ребенок не спит. Зимние штанишки делают с длинными, зашитыми на концах штанинами, которые заменяют чулки. Штанишки держатся на бретельках, пристегивающихся спереди. Они не имеют шва в шагу, поэтому не беспокоят ребенка, не рвутся и не стесняют движений ног, когда ребенок лежит на спине или переворачивается на живот. В прохладном помещении можно надевать ребенку бумажные или шерстяные носки.
Летние штанишки делают из прямого куска ткани (ширина 32 сантиметра, длина 55 сантиметров), подшитого прямой полоской (ширина 3 сантиметра). Они также держатся на бретельках, пристегивающихся спереди. Эти штанишки прикрывают только ягодицы, половые органы и живот ребенка, а ноги остаются открытыми. При таких штанишках можно почти вдвое сократить число пеленок, в которые ребенка завертывают главным образом ночью.
Когда ребенок начинает ползать и становиться на ноги, его костюм должен состоять из нижней рубашки, теплой кофточки со вшивными рукавами, лифчика и штанишек. Костюм этот не должен стеснять движений ребенка; особенно это касается штанишек. Длина шага и пояса должна несколько превышать Соответствующие размеры тела ребенка: длина шага — на 2—3 пальца, а пояс — не меньше чем на 10 сантиметров. Зимой делают штанишки до щиколоток, летом — до колен. Особое внимание надо обратить на длину лифчика, к которому пристегиваются штанишки. Объем лифчика должен быть тоже на 10 сантиметров шире окружности живота. Когда дети начинают ходить, надо следить за их чулками, носками и обувью. Короткий след у чулка и тесная, узконосая, плохо сшитая обувь уродуют ногу ребенка и заставляют его ходить неправильно.
Для маленьких детей надо им.еть в запасе 2—3 пары туфель, так как их часто приходится сушить. Детскую обувь можно делать из плотной материи.
Теплая одежда. Одевать детей надо так, чтобы они на прогулке не зябли, но и не потели. Перед прогулкой ребенку надевают теплую вязаную шапочку и завертывают его с головой в ватное одеяло, но лицо всегда оставляют открытым. Для детей первых лет жизни очень удобны спальные мешки, стеганные на вате и покрытые байкой, фланелью или какой-либо другой теплой материей. Мешок служит как бы конвертом и состоит из длинной центральной части и двух боковых. Нижний конец центральной части, загибаясь наверх, покрывает ребенка от ног до шеи и пристегивается к планкам, вшитым в плечики. Поверх центральной части застегиваются боковые. Мешок имеет шлем с пелеринкой; шлем закрывает не только голову ребенка, но и лоб, щеки и подбородок; пелеринка закрывает шею и верхнюю часть груди. В таком мешке ребенок может спокойно спать на открытом воздухе зимой при температуре не ниже 15° мороза.
Стирка белья. Детское белье надо стирать отдельно от белья взрослых и старших детей. Можно рекомендовать следующий способ стирки детского белья: белье замачивают в холодной воде, а затем в течение 3—4 часов кипятят в котле или в баке, положив на каждое ведро воды 400 г мыла, 50 г соды и 2—3 столовые ложки керосина. После этого белье несколько раз прополаскивают в холодной воде и просушивают. Сушить белье лучше всего на открытом воздухе. Высушенное и прокатанное белье гладят горячим утюгом с обеих сторон, что является для белья хорошей дезинфекцией.
Прогулка. Если ребенок родился летом или весной, когда днем температура наружного воздуха не ниже 10°, его можно выносить на прогулку на другой же день после рождения; сначала на 10—15 минут, а затем на более продолжительное время. Зимой, в зависимости от погоды, ребенка можно вынести уже недели через три после рождения, закрыв ему .голову и лицо краем одеяла; если же не закрыть ему от ветра лицо, он будет задыхаться. Дети раннего возраста обычно тотчас же засыпают, как только их выносят зимой на воздух. Летом дети могут проводить весь день под открытым небом. Купать и подмывать их тоже можно на воздухе, в защищенном от ветра месте.
Опыт показывает, что дети, родившиеся весной или летом, благодаря постоянному пребыванию на свежем воздухе, лучше развиваются и реже страдают рахитом, который иногда приходится наблюдать у детей, живущих в очень хороших условиях, но родившихся осенью и зимой. Ребенок, приученный к пребыванию на воздухе в различную погоду, может гулять зимой при морозе до 15°, если только нет сильного ветра.
Перед тем, как выносить ребенка на мороз, надо смазать ему лицо каким-либо чистым жиром, свиным или гусиным салом или несоленым сливочным маслом, чтобы оно не обморозилось. Не следует также туго затягивать завязки у капора или у шапки: это вызывает задержку кровообращения, вследствие чего дети легко обмораживают щеки и подбородок даже при 2—3° мороза. В этих случаях ребенок, вернувшись с прогулки, без видимой причины начинает плакать, и только через 1—2 дня мать замечает у него на лице уплотненные участки кожи, слегка покрасневшие или синеватые. Через несколько дней все проходит.
Гулять с ребенком следует как можно больше и летом, и зимой, во всякую погоду, если только нет сильного дождя, резкого ветра и большого мороза. Если же гулять нельзя, надо одеть ребенка, как для прогулки, и возможно дольше и лучше проветривать комнату в его присутствии.
ЗАКАЛИВАНИЕ РЕБЕНКА
Прежде всего не следует слишком тепло одевать (кутать) ребенка, не следует поддерживать в комнате температуру выше 18°. Не рекомендуется также делать ванны выше 35°. Кроме того, для закаливания ребенка можно применять специальные приемы.
Воздушные ванны. Ребенка раздевают и оставляют голым на 1—2 минуты, а затем снова одевают его. Если такую воздушную ванну повторить несколько дней подряд, то ребенок сможет оставаться голым и дольще без всякого для себя вреда (рис. 36). Воздушные ванны — самый нежный способ закаливания. Их можно делать с 2—3 месяцев жизни ребенка, зимой в комнате, а летом на открытом воздухе при температуре не ниже 15°. Постепенно удлиняя продолжительность такой ванны, можно довести ее к концу года до получаса, причем надо класть ребенка то на спину, то на живот. С более старшими детьми проводят легкие гимнастические упражнения (рис. 37).
Рис. 37. Гимнастика детей старшего возраста на воздухе.
Сухие обтирания. Раздевают ребенка, лежащего на пеленальном столе, и куском чистой фланели или мягкой шерстяной материи быстро растирают по частям все его тело, пока не появится легкая краснота. Если делать это несколько дней подряд, то краснота кожи вызывается гораздо быстрее. Примерно через 2 недели переходят к влажному обтиранию.
Влажное обтирание. Фланель или мохнатую рукавичку смачивают водой с водкой (1 часть водки на 2 части воды). Воду предварительно подогревают до 32—33°. Обтирают тело по частям: грудь, живот, спину, ягодицы, руки и ноги, причем для обтирания обнажают лишь одну часть, а все остальное тело остается прикрытым одеялом; смоченную часть тотчас же насухо вытирают мягким мохнатым полотенцем так, чтобы появилась небольшая краснота; после этого вытертую часть покрывают одеялом и приступают к обтиранию другой части тела. Вся процедура продолжается 5—6 минут. Обычно такое обтирание делают утром, как только ребенок проснулся. Постепенно понижая температуру воды через каждые 4—5 дней на 1°, можно довести ее до 25°. Необходимо следить за тем, как реагирует на обтирание кожа (легко ли она краснеет и нет ли признаков резкого охлаждения — гусиной кожи, синеватого оттенка пальцев и пр.), как себя чувствует ребенок после обтирания: излишние капризы, плач, раздражительность, которых не было раньше, заставят прекратить обтирания или делать их более теплыми. Сухие и влажные обтирания можно начинать с 6 месяцев.
В распорядок дня ребенка надо ввести умывание прохладной водой (постепенно можно дойти до 18°), причем ребенку старше 1 1/2 лет моют не только руки и лицо, но также шею и верхнюю часть груди, тотчас же насухо вытирая их полотенцем. Очень полезно детям этого возраста ежедневно утром обливать ступни ног прохладной водой и тотчас насухо вытирать их. Воду для ног следует брать, начиная с 25°, постепенно снижая ее температуру на 1° (через 4—5 дней) и довести до 15°.
Ванны, обливания. Ванны как средство закаливания применяются редко — главным образом в тех случаях, когда ванна предназначена для другой цели, например, соленые ванны при рахите, диатезах. Постепенно снижая температуру ванны, стараются приучить организм к колебаниям температуры окружающей среды. После ванны делают обливания с плеч водой, температура которой должна быть на 1—2° ниже температуры воды в ванне. Обливания могут применяться также после обычной ванны или после солнечных ванн. Купание в реке и море в возрасте менее 2 лет не рекомендуется.
Физкультура имеет большое значение для воспитания здорового ребенка. Существует специально разработанная система гимнастики для детей, начиная с 2-месячного возраста(*) Систематическое проведение такой гимнастики оказывает очень хорошее влияние на развитие ребенка и на закаливание его организма.
Для детей старше 1 года можно уже применять для гимнастики кое-какие приборы.
Все эти меры закаливания ребенка требуют соблюдения некоторых важных условий, а именно:
1. Проводимые процедуры — ванны, обтирания, обливания — не должны вызывать у ребенка плача или беспокойства.
2. После процедуры у ребенка должно быть хорошее, бодрое настроение.
3. Ребенок должен получать полноценное питание; вес у него не должен останавливаться, а тем более падать.
4. Снижать температуру при водных процедурах и удлинять их продолжительность надо постепенно и очень осторожно.
5. Необходимо внимательно следить за влиянием этих процедур на нервную систему (возбудимость, сон и пр.).
6. Закаливающие процедуры противопоказаны при острых заболеваниях, плохом настроении ребенка, при склонности к потере веса, при повышении температуры (хотя бы на 1°).
ПОКАЗАТЕЛИ ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА
Вес ребенка. Доношенный новорожденный ребенок весит в среднем около 3000 граммов, часто несколько больше. Последние данные указывают, что средний вес новорожденных в нашей стране повысился до 3600 граммов, что является следствием и показателем улучшения общего благосостояния населения и результатом заботы о женщине в период беременности. Недоношенные дети весят меньше 2500 граммов. За первые 2—4 дня после рождения вес ребенка уменьшается на 150—300 граммов; чем крупнее ребенок, тем больше он теряет в весе. Потеря эта связана с переходом ребенка от утробной жизни к внеутробной. Ребенок в это время тратит больше, чем получает. Когда налаживается кормление, ребенок начинает прибавлять в весе, и к 10—12-му, самое позднее к 21-му дню вес его восстанавливается. У матерей, которые рожают не первый раз, вес детей восстанавливается быстрее, так как у матери скорее прибывает молоко и, стало быть, скорее налаживается кормление. Восстановив свой вес, ребенок начинает прибавлять в весе более или менее правильно, как это видно из приведенной выше таблицы, так что к 5 месяцам он удваивает свой первоначальный вес, а к году утраивает его.
У детей, вскармливаемых грудью, вес обычно колеблется меньше, чем у детей, вскармливаемых искусственно. Грипп, понос, всякое, даже незначительное, заболевание особенно сильно отзывается на весе детей, вскармливаемых коровьим молоком. Однако надо помнить, что чрезмерная прибавка в весе отнюдь не указывает на хорошее здоровье ребенка. Наоборот, перекормленные дети медленнее развиваются, позже начинают ходить и хуже переносят болезни.
Поэтому наша задача — кормить и воспитывать ребенка так, чтобы вес прибавлялся нормально. Как малая, так и слишком большая прибавка в весе нежелательна.
Рост ребенка. В раннем детском возрасте рост не имеет такого большого значения для определения здоровья ребенка.
Как измерить рост грудного ребенка? В консультациях эти измерения производят с помощью особого прибора — ростомера, а в домашней обстановке это можно сделать так: ребенка, одетого в распашонку и кофточку, кладут на стол, стоящий у стены и покрытый байковым одеялом; голова ребенка должна касаться стены. Затем, вытянув ноги ребенка и прижав его к одеялу, ставят ступни так, чтобы к ним можно было приложить книгу,— как будто ребенок стоит на книге.
Затем ребенка снимают со стола, а расстояние между книгой и стеной измеряют сантиметровой лентой. Вес и рост ребенка, его точный возраст и дату измерения надо записывать. Изменение роста ребенка с возрастом показано выше (см. таблицу).
Температура тела. Нормальной для ребенка считают температуру тела от 36° до 37,2°. У разных детей и даже у одного и того же ребенка в разные часы дня температура бывает неодинаковой, поэтому надо составить табличку температуры ребенка. Для этого вполне здоровому ребенку в течение 10 дней измеряют температуру утром (в 7 часов), днем (в 13 часов) и вечером (в 18 часов), а полученные цифры записывают. Такая табличка может оказаться полезной, если у ребенка почему-либо температура будет выше его нормы. Эту табличку надо показать в консультации, куда мать носит ребенка.
Температуру измеряют обыкновенным термометром, который перед измерением надо встряхнуть, чтобы столбик ртути показывал не больше 35°. Детям до 6 месяцев можно измерять температуру в заднем проходе. Кончик термометра смазывают вазелином и вставляют ребенку в задний проход на глубину 3 см. Ребенок в это время лежит на боку, а мать одной рукой придерживает ребенку бедро, чтобы он не двигался, другой же рукой осторожно держит термометр. Через 2—3 минуты термометр вынимают и записывают его показания, а также день и час измерения температуры. Термометр обмывают водой с мылом или обтирают спиртом. Детям старше полугода обычно измеряют температуру подмышкой. Ребенка берут на руки, аккуратно вкладывают ему конец термометра в подмышечную ямку, прижимают его же рукой и держат так в течение 10 минут. Температура подмышкой считается более правильной, так как температура в заднем проходе может быть на 3—4 десятых выше температуры кожи.
Развитие движений у ребенка. При рождении ребенок в высшей степени беспомощен. Умение пользоваться своими мышцами, а следовательно, и управлять движениями развивается у ребенка постепенно и в известном порядке, что обусловлено развитием центральной нервной системы.
Время появления различных движений зависит от физического развития ребенка, но главным образом от окружающей среды, установленного режима и участия в нем взрослых.
Первые целенаправленные движения проявляются у ребенка в стремлении держать или приподнимать голову. Если двухмесячного ребенка положить на живот, можно заметить у него определенные попытки держать голову прямо и смотреть вперед. Голова беспомощно падает, ребенок тычется носом, но тут же снова пытается поднять голову. Через несколько дней он уже может дольше удерживать голову и, наконец, во второй половине 3-го месяца держит ее свободно. Если ребенка все время оставлять лежать на спине, то он долго не выучится держать голову; если же в возрасте 1 1/2—2 месяцев класть его на живот 2—3 раза в день, то способность держать голову разовьется у него скорее.
Умение останавливать глаза на предметах проявляется у детей еще раньше — в начале 2-го месяца. К концу 2-го месяца дети, бодрствуя, все время следят за предметами, стоящими или двигающимися у них перед глазами (рис. 38).
В это же время можно заметить первую улыбку ребенка, обычно он отвечает улыбкой на улыбку матери и на ласковый звук ее голоса.
К 3 месяцам ребенок уже постоянно улыбается, когда видит склоненное к нему лицо, а иногда даже издает при этом звуки, напоминающие смех.
Рис. 38. Ребенок двух месяцев следит глазами за находящимися перед ним предметами.
Еще раньше, пожалуй, дети начинают прислушиваться к звукам: в конце первого месяца можно заставить ребенка на мгновение прекратить крик, если произвести около него резкий шум.
После 3 месяцев число произвольных движений у ребенка значительно увеличивается. Появляются попытки повернуться на бок, а с боку перекатиться на живот, но обратные движения развиваются только к 6 месяцам. Сначала эти движения не удаются ребенку, но путем постоянного упражнения он очень скоро добивается успеха.
Постепенно развиваются и хватательные движения. Если у ребенка З 1/2—4 месяцев потрогать пальцем ладонь, то рука у него тотчас же задвигается и схватит палец. Постепенно ребенок начинает протягивать руку к предмету, висящему у него перед лицом, и сначала как бы случайно захватывает его, а потом делает это более уверенно. Разжимает он руку сначала как бы невольно, а затем уже начинает сознательно захватывать и отпускать подвешенную перед ним игрушку. Этой игрой он занимается все время, когда не ест и не спит.
Если трехмесячного ребенка взять подмышки, то он держит ноги согнутыми и поджатыми к животу; он как бы не чувствует своих ног. Ребенок 5 месяцев, как только коснется подошвами стола или постели, начинает выпрямлять ноги и, наконец, становится на ноги, опираясь чаще всего только на пальцы; при этом он, повидимому, испытывает удовольствие. Самостоятельно сидеть дети начинают между 7-м и 8-м месяцем. В это время движения ребенка уже очень разнообразны: он может перевертываться, садиться, начинает ползать; схватившись руками за спинку кровати, он встает, а затем, перебирая руками, начинает передвигаться. Переходить из стоячего положения в сидячее ребенок научается несколько позже
Все эти движения и новые предметы, до которых ребенок добирается при ползании и которые впервые видит с того места, куда приполз, вызывают у него большую радость. В эти месяцы он уже умеет произносить некоторые звуки: «а-а-а, да, па-ма»; иногда он повторяет их долго и настойчиво. С 5 месяцев ребенок уже отличает мать от остальных людей: он улыбается, смеется, радуется ей, размахивая при этом руками. Чужих людей он встречает с серьезным лицом, без улыбки.
Около 9 месяцев здоровые, крепкие дети начинают ходить в кроватке или когда их поддерживают за руки; они уже разбираются в игрушках, перекладывают их из одной руки в другую или много раз подряд бросают, ожидая, чтобы их подняли и снова им дали. Если прикрыть им лицо платком, они его сдергивают и громко смеются. В это время они начинают повторять за взрослыми отдельные слоги и слова: «да, на, папа, баба».
Около года ребенок начинает ходить самостоятельно, сначала от стула к стулу или от стула к кровати, а потом очень скоро и на большее расстояние. Иногда после неизбежного в этот период падения ребенок перестает самостоятельно ходить, но достаточно дать ему палец, чтобы он опять смело и быстро стал двигаться вперед. Так продолжается 1—2 месяца, пока ребенок вновь не приобретет уверенности в ходьбе. В 1 год 3 месяца — 1 год 6 месяцев дети очень любят взбираться на ступеньки, влезать на стулья, поднимать крупные предметы и т. д. В ребенке уже чувствуется потребность применять свои силы; он быстро крепнет, походка у него становится увереннее, он настойчиво добивается задуманного, по нескольку раз повторяя одно и то же движение.
НЕДОНОШЕННЫЙ РЕБЕНОК
Недоношенными называются дети, родившиеся до истечения нормального срока беременности. У таких детей организм недоразвит и слаб.
Недоношенный ребенок отличается низким весом при рождении (менее 2500 граммов), малым ростом (меньше 47 сантиметров) и сильной худобой; кожа у него сморщена, а конечности и туловище не имеют округлости, присущей доношенным детям. На коже лица и туловища имеются мелкие волоски — пушок. У недоношенных детей наблюдается недоразвитие половых органов — у мальчиков нет еще в мошонке яичек, а у девочек половая щель открыта, так как большие половые губы слабо развиты. Иногда отмечается недоразвитие ногтей.
Недоразвитость ребенка выражается еще в слабом голосе: он не кричит, а скорее пищит. Кроме того, недоношенный ребенок сонлив, вял, быстро синеет. Одна из главных особенностей недоношенных детей заключается в неспособности их организма регулировать температуру тела, которая повышается у них и понижается соответственно температуре окружающей среды.
Жизнеспособность недоношенных детей зависит от степени недоношенности и от веса ребенка. Дети, весящие более 2000 граммов, в громадном большинстве случаев (90%) выживают; чем ниже вес ребенка, тем меньше надежды на то, что он выживет, хотя иногда удается выходить детей в 1 килограмм весом и даже меньше.
Почему матери недонашивают детей? Главная причина преждевременных родов — это заболевания матери: грипп, тифы, воспаление легких, дизентерия, а также хронические болезни (сифилис, малярия, туберкулез, нефрит, женские болезни). Вторая причина — беременность двойнями, тройнями. И, наконец, третья причина — повторные аборты, которые приводят к заболеваниям и делают женщину неспособной сохранить беременность до конца.
Беременная женщина должна находиться под наблюдением женской консультации и выполнять все советы врача и акушерки. Благодаря постоянной заботе о беременной женщине в Советском Союзе недонашиваемость вдвое меньше, чем в капиталистических странах.
Уход за недоношенным ребенком. Прежде всего надо создать для ребенка такие условия, чтобы температура тела у него держалась в пределах нормы (36,5—37°), так как центральная нервная система у него еще недостаточно развита и его организм не может регулировать сам температуру тела.
Рис. 39. Обкладывание недоношенного ребенка грелками.
В комнате, где находится недоношенный ребенок, надо поддерживать температуру от 20° до 24°, но в то же время помещение необходимо проветривать. В постели у ребенка под одеялом температура должна быть около 30°. В детских учреждениях для поддержания соответствующей температуры пользуются различными приборами, а дома можно применить следующий простой способ: на ребенка надевают кофточку из мягкой ткани с капюшоном (чепчиком) и зашитыми рукавами; затем его завертывают в теплые пеленки и легкое шерстяное одеяло и кладут в теплый конверт. По бокам конверта и в ногах кладут грелки (рис. 39) или бутылки с теплой водой (крепко закупорить!) и конверт сверху покрывают еще одним одеялом. Налив и завинтив грелку, опрокидывают ее, чтобы определить, не течет ли она (рис. 40). Если грелка очень горяча, можно вложить ее в мешок (рис. 41). Около конверта надо положить градусник и, меняя грелки, поддерживать такую температуру, чтобы градусник показывал не более 30° и не менее 28°. Грелки меняют по очереди, одну за другой, примерно через час. Таким образом, под верхним одеялом всегда будет сохраняться постоянная температура, и температура тела ребенка тоже не будет колебаться.
По мере того как ребенок растет, его постепенно переводят в обычные условия.
Необходимо тщательно проводить ежедневный туалет недоношенного ребенка, помня при этом, что кожа у него отличается особенной нежностью и ранимостью.
За недоношенным ребенком обязательно должна наблюдать сестра из консультации; периодически его осматривает врач. В силу недоразвития центральной нервной системы недоношенный ребенок дышит неравномерно, дыхание у него часто прерывается; при этом появляется синева губ, пальцев рук и ног. Иногда такая остановка дыхания может повести к печальному исходу, если тотчас же не принять соответствующих мер.
Остановка дыхания наступает во многих случаях при охлаждении ребенка; случается она также во время пеленания, купания, а часто и при кормлении ребенка. В таких случаях надо дать ребенку немного подышать кислородом, для чего в течение первого месяца жизни недоношенного ребенка надо иметь подушку с кислородом (ее можно приобрести в аптеке). Если не приходится пользоваться ею, надо следить, не дает ли подушка утечки, и заменять в этом случае новой. Еще лучше, чтобы избежать остановки дыхания, в первые недели давать ребенку в небольших количествах кислород. Как это делать, научит сестра.
Надо еще раз напомнить, что необходимо тщательное и частое проветривание комнаты, где находится ребенок; если с помощью грелок поддерживать около ребенка постоянную температуру, то нечего бояться, что он дышит несколько более прохладным воздухом (даже ниже 20°).
Вскармливание недоношенного ребенка. Другую большую трудность при уходе за недоношенным ребенком представляет его вскармливание.
Недоношенные дети очень плохо сосут, быстро утомляются, а многие из них совсем не могут сосать.
Поэтому к кормлению недоношенного ребенка надо приспособиться. Самый простой способ — кормить с ложечки, давая сразу не больше половины чайной ложки; в других случаях приходится кормить ребенка из пипетки. Если он задерживает молоко во рту и не глотает, тогда с помощью пипетки ему впускают молоко каплями в нос.
Более крепких недоношенных детей обычно прикладывают к груди матери, которая, надавливая грудь, помогает ребенку сосать. После 2—5-минутного сосания чаще всего приходится докармливать ребенка с ложечки сцеженным грудным молоком.
Опыт показал, что недоношенного ребенка надо кормить 7—8 раз в сутки с шестичасовым ночным перерывом. Суточное количество молока должно равняться ]/5 веса ребенка, т. е. ребенку весом в 2000 граммов надо давать 400 граммов молока в сутки, следовательно, по 50—60 граммов в каждое кормление.
При тщательном уходе, осторожном кормлении и регулярном наблюдении со стороны врача и сестры недоношенный на 3—4 недели ребенок начинает крепнуть, лучше сосать и прибавляет в весе — сначала медленно, а затем очень быстро. К 3 месяцам такой ребенок обычно удваивает свой вес, а к 6 месяцам весит вчетверо больше, чем при рождении.
При малой прибавке в весе приходится добавлять к грудному молоку пахтанье, плазмон или творог, но делать это можно только с разрешения врача. Введение витаминов С и D, а также натуральных соков с 1 1/2—2 месяцев является обязательным.
В общем при хорошем уходе, питании и лечении недоношенные дети к 1 1/2—2 годам мало чем отличаются от доношенных детей, если только они не родились со слишком маленьким весом.
ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА
Кроме правильного питания и ухода, для воспитания ребенка имеет большое значение определенный распорядок дня. Поэтому прежде всего необходимо установить периоды кормления, сна, бодрствования и прогулок ребенка. Вторым важным воспитательным моментом является правильный подход матери к ребенку.
Сон. Первые 3—4 недели после рождения ребенок почти все время спит, просыпаясь только для еды или для испражнения, да и то не всегда. Если ребенок почему-либо не спит, то, вероятно, его что-то беспокоит.
Чем старше ребенок, тем больше он бодрствует и меньше спит. К 2—2 1/2 месяцам ребенок обычно спит 3 раза днем по 2 часа и 10 часов ночью, в общей сложности он спит не менее 16 часов. К 9 месяцам ребенок спит днем все еще 3 раза, но в общей сложности днем уже только 4 1/2—5 часов, а всего за сутки около 15 часов. К году дети спят обычно 2 раза днем — 2 и 1 1/2 часа — и ночью 10 часов, а всего за сутки 13 1/2 часов (рис. 42).
Лучше и крепче всего дети спят на воздухе. Поэтому для дневного сна ребенка во всякое время года надо выносить на воздух. Маленьких обычно выносят на руках, детей постарше укладывают в коляску. Если ребенок тепло одет и сыт, он быстро засыпает и крепко спит до следующего кормления. Если почему-либо нельзя вынести ребенка на воздух, надо уложить его в комнате, тепло укрыть, надеть на голову вязаную шапочку и открыть форточку. Если это невозможно из-за других детей или взрослых, то перед тем, как укладывать ребенка, надо очень хорошо проветрить комнату,— тогда ребенок скорее заснет и будет спать крепче.
Укачивание. Существует очень вредный пережиток старого времени — укачивать детей.
Качание вызывает у ребенка головокружение. Ребенок приучается засыпать только с ощущением этого головокружения; он становится очень нервным. Если ребенок не спит и плачет, надо найти причину этого и устранить ее, а не одурманивать его укачиванием. Здоровый ребенок засыпает потому, что его нервная система требует отдыха. Очень часто ухаживающие за ребенком сами виноваты в том, что он плохо засыпает: чем- нибудь взволновали его перед сном, грубо обошлись с ним, насильно его кормили; возможно, в комнате слишком жарко или, наоборот, ребенку холодно, а может быть, он и болен. Есть много причин, мешающих ребенку хорошо заснуть, и ни одна из них не дает оснований укачивать его.
Распорядок дня. На основании большого опыта наших учреждений для детей установлено, что распорядок дня должен быть таким: сначала сон, потом еда. Когда ребенок выспался и сыт, у него бодрое, радостное настроение, он играет, а наигравшись, снова хочет спать.
Противоположный порядок, т. е. сначала еда, а потом сон, тоже возможен. В конечном результате важен порядок.
Недопустим в режиме ребенка разнобой, например, сегодня одно, завтра другое.
Промежуток между кормлением и сном, т. е. период бодрствования, становится все больше по мере роста ребенка и сокращения часов дневного сна. В этот период ребенок приобретает различные навыки, знакомится с окружающим,— словом, физически и умственно развивается. Задача воспитания сводится к тому, чтобы и здесь создать ребенку наилучшие условия. Мать должна не только кормить своего ребенка, купать и пеленать его, но и заниматься с ним.
Высаживание на горшок. Один из навыков, который должен приобрести ребенок, это привычка проситься, когда ему нужно помочиться или помараться. С этой целью ребенка с пятимесячного возраста надо несколько раз в день в течение 2—3 минут держать над горшком, поощряя его звуками «а-а» или «пи-пи». Для этого лучше выбирать время вскоре после кормления или после сна, если ребенок проснулся сухим. Постепенно ребенок все легче усваивает новую привычку.
Рис. 43 Игрушки
Игра и игрушки. Здоровый ребенок при правильном воспитании во время бодрствования, особенно после еды, чувствует себя хорошо. Двухмесячные дети рассматривают находящиеся перед их глазами предметы и лица, позже начинают чему-то улыбаться, радоваться. Дети постарше издают разные звуки, хватают находящиеся возле них предметы и т. д.
Когда ребенок может уже вставать или ползать, он все время находится в движении, играет. Чтобы занять ребенка, надо давать ему игрушки, разговаривать с ним. Подвешенные над кроватью яркие деревянные шары, кольца, погремушки радуют ребенка и дают ему возможность упражняться в движениях (рис. 43). Надо помнить, что игрушки быстро загрязняются, поэтому их надо часто мыть.
Мать обычно охотно занимается с ребенком, берет его на руки, ставит на постель или к себе на колени, чтобы ребенок в возрасте 4—5 месяцев уже приучался вытягивать ноги и даже опираться на них. Все эти движения, сопровождаемые ласковым разговором матери, вызывают у ребенка радость, улыбку и даже громкий смех. Надо видеть, как радостно меняется лицо ребенка 5—6 месяцев, когда его поднимают за руки и сажают, и каким серьезным оно опять становится, когда его опускают. Дети очень рано начинают понимать речь и даже поворачивают голову к называемому предмету: «Где лампа?», «Где часы?».
Навыки еды. После года ребенка можно уже приучать к самостоятельной еде. Сначала ему дают в руки ложку, а в это время кормят его с другой. Понемногу он начинает брать ложку в рот, тогда ему кладут на кончик ложки немного каши. К 1 1/2 годам некоторые дети уже недурно справляются с кашей и при небольшой помощи съедают почти всю порцию.
Речь. В возрасте около 1 1/2 лет у ребенка уже начинает налаживаться речь, поэтому мать должна с ним побольше разговаривать. Мать называет разные предметы, показывает и просит назвать ту или иную игрушку или картинку, иногда прячет вещи и отыскивает их вместе с ребенком. Эти разговоры очень полезны для развития речи ребенка и доставляют ему большое удовольствие.
Не следует взрослым коверкать слова, подражая речи ребенка, это вовсе не помогает последнему лучше понимать и разговаривать. Если так заниматься с ребенком, никогда не будет ни криков, ни капризов.
Общение с другими детьми. Если ребенок в возрасте после года воспитывается дома, он должен встречаться с другими детьми. Дети вдвоем играют веселее (рис. 44); если же они начинают ссориться, то при спокойном, умелом подходе такую ссору всегда можно прекратить, направив внимание детей на что-либо другое. Ребенок, которого воспитывают в одиночестве, часто становится требовательным, жадным, завистливым, он считает, что все существует только для него. Коллективное воспитание в яслях очень полезно: оно приучает ребенка хорошо относиться к другим детям.
Запугивание и наказания. Если ребенку хотят что-либо запретить, надо спокойно и настойчиво этого добиваться. Никогда не следует его запугивать «чужим дядей», «черным человеком», «медведем» и т. д.: страх — плохой помощник в воспитании. Лучше пусть ребенок сам испытает неприятность от того, что сделал запрещенное, чем запугивать его какими-нибудь словами. Ребенок тянется к горячему чайнику, ему говорят, что чайник трогать нельзя, но он не слушается, плачет, требует. Ну и пусть дотронется, если чайник не особенно горяч. Отдернув руку, испытав неприятное ощущение, ребенок надолго запомнит его и больше не будет трогать чайника.
Никогда не следует наказывать ребенка, причиняя ему боль, так как шлепки не достигают цели. Если ребенок даже поймет, за что он наказан, то он становится от этого лживым, трусливым и скрытным, начинает делать непозволенное потихоньку. Не следует также ставить ребенка в угол, запирать одного в комнате. Обычно достаточно, если мать сделает сердитое лицо; это ребенку неприятно, он старается руками расправить лицо матери. Постепенно он приучается по лицу матери узнавать, что можно, а чего нельзя.
Лучший способ воздействия на ребенка — это отвлечь его внимание от того, чего нельзя делать, и похвалить его, если он не делает того, что запрещено.
Не следует, например, насильно отнимать у ребенка игрушку; от этого поднимается плач и крик; надо предложить ему самому уложить куклу спать или придумать еще что-нибудь в этом роде.
Обман. Никогда не надо обманывать ребенка, думая, что он этого не поймет, или давать ему обещания и не выполнять их: это делает ребенка лживым. Склонность к обману у детей появляется очень рано. Иногда семимесячный ребенок, приученный проситься на горшок, пользуется этим приемом, когда приходит врач, который заставил его раньше испытать неприятное чувство. Очень плохо, когда один из родителей что-нибудь запрещает ребенку, а другой тотчас же разрешает, или когда мать скажет «нельзя», даже шлепнет ребенка, а после того как он заплачет, она тотчас же удовлетворяет его требование. В следующий раз он уже будет сознательно кричать и плакать, чтобы добиться своего. А таких случаев каждый день бывает множество. Сказав ребенку «нельзя», надо лишить его возможности это делать и тотчас же отвлечь его внимание другим интересным для него предметом.
Прогулка как воспитательное средство. Прогулка на воздухе вносит много разнообразия в жизнь ребенка. Он больше двигается, придумывает для себя новые игры, знакомится с окружающей природой. Новые предметы — домашние животные, птицы, насекомые, цветы, трава, камни, песок — все это привлекает внимание ребенка, всему он радуется, всюду готов лезть: и на горку, и в ямку. Немудрено, что, получив столько впечатлений и утомившись от движения, ребенок хорошо засыпает и спит крепко, не просыпаясь.
(*) Рысс. Гимнастика для детей раннего возраста. Под ред. проф. А. Тура.
По книге: Б.А. Архангельский, Г.Н. Сперанский. Мать и дитя. М., 1955 г.
Внимание! При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Советика.ру обязательна! При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно! Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов, художников, фотографов и т.д. Желательно, при использовании материалов сайта уведомлять авторов сайта!