Вспоминая советский фильм «Разгром немецких войск под Москвой»
Советские киноленты, рассказывающие о трудных и страшных реалиях военных лет, о героических подвигах, совершаемых не только на фронте, но и в тылу, всегда смотрятся с особым трепетом. А если эти фильмы еще и документальные, как, например, картина режиссеров Леонида Варламова и Ильи Копалина «Разгром немецких войск под Москвой», то сильнейшие эмоции, которые не отпускают с первых и до последних кадров, трудно описать словами. Эта лента вышла на экраны 18 февраля 1942-го года, а спустя некоторое время - 4 марта 1943-го года, фильм получил первый в Советском Союзе «Оскар» в номинации «Лучший документальный фильм». Как сказал в свое время И. Сталин: «Один хороший фильм стоит нескольких дивизий», и эти слова имеют под собой железное основание, ведь если человек искренне всем сердцем верит в победу и ни на долю секунды не сомневается в ней, то его просто невозможно сломить. Именно тогда, когда прошли тяжелые и переломные бои, кинолента «Разгром немецких войск под Москвой» стала для многих ярким лучом надежды на победу, пусть не быструю и стремительную, но твердую и бескомпромиссную.
Вот что вспоминал режиссер Илья Копалин о тех нелегких съемках: «Это были суровые, но и радостные дни. Суровые, потому что мы создавали фильм в условиях прифронтового города. Подвальный этаж студии превратился в своеобразную квартиру, где мы жили, как в казарме. Ночами мы обсуждали с операторами задание на следующий день, а утром машины увозили операторов на фронт, чтобы вечером вернуться с отснятым материалом. Съемки были очень тяжелые. Тридцатиградусные морозы. Замерзал и забивался снегом механизм киноаппарата, окоченевшие руки отказывались действовать. Были случаи, когда в машине, вернувшейся с фронта, лежало тело погибшего товарища и разбитая аппаратура. Но сознание того, что враг откатывается от Москвы, что рушится миф о непобедимости фашистских армий, придавало силы.
Мы понимали, что фильм должен быть создан в кратчайший срок, что народ должен как можно быстрее увидеть на экране плоды первых побед своей армии. И сразу же из лаборатории материал шел на монтажный стол. Монтировали и днем, и ночью, в холодных монтажных комнатах, не уходя в убежище, даже при воздушных тревогах… В конце декабря 1941 года монтаж картины был закончен. В огромном холодном павильоне студии началось озвучивание. Наступила самая ответственная волнующая запись: «Пятая симфония» Чайковского. Светлая русская мелодия, гневный протест, рыдающие аккорды. А на экране сожженные города, виселицы, трупы, и на всем пути отступления фашистов следы насилия и варварства. Мы слушали музыку, смотрели на экран и плакали. Плакали оркестранты, с трудом игравшие замерзшими руками».
Фильм был снят буквально в рекордные сроки, которые съемочная команда провела на полях сражения. В некоторых эпизодах можно увидеть генерала армии Г.К. Жукова, генерала И.С. Конева, генерала И.В. Болдина, генерала Л.А. Говорова, генерала К.К. Рокоссовского, генерала Кузнецова, генерал-лейтенанта Арсеньева и др. Также в ленте прозвучали фрагменты речи И. Сталина.
Светлана Кравцова
Архив новостей за 2024 год (кликните для открытия)
Внимание! При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Советика.ру обязательна! При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно! Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов, художников, фотографов и т.д. Желательно, при использовании материалов сайта уведомлять авторов сайта!