Поэт отчуждения и некоммуникабельности Микеланджело Антониони
Мало кто мог поверить в то, насколько пророческими для современной реальности окажутся фильмы, созданные итальянским сценаристом и кинорежиссером Микеланджело Антониони. Его современникам не всегда были понятны глубинные идеи и посылы, вложенные в эти сложные авторские киноработы, за что Микеланджело с годами все чаще и чаще стали называть «поэтом отчуждения и некоммуникабельности». Но автор и не мыслил воспевать эти отталкивающие людей качества. В своих неореалистичных фильмах режиссер выступает этаким психологом, который вскрывает болячки общества, исследует скуку и рассматривает процесс опустошения человеческой личности. И мало кто догадывался на тот момент, что всего столетие спустя прогноз, заложенный в его детищах, сбудется. Татьяна Салахиева-Талал, являющаяся автором книги «Психология в кино», а также зарекомендовавшим себя психотерапевтом, однажды написала: «…. Фильмы Антониони, снятые шесть десятилетий назад, очень точно показывают основные симптомы человека XXI века: фрагментация социума, «заморозка» телесности, сложность распознавания и выражения собственных чувств. За глянцевым блеском успеха и независимости обнаружились пустота, одиночество и депрессивная бессмысленность. Отношения и близость с другими людьми — вот то, в чем нуждается современный человек».
Широкую известность Микеланджело Антониони обрел в 1950-1960-ее годы, когда одну за другой представил на суд зрителей киноленты «Крик», «Затмение», «Дама без камелий», «Приключение», «Подруги» и, конечно же, фильм «Ночь». Эти работы, в отличие от последующих, были черно-белыми и непривычно современными, даже в какой-то степени глубоко прогрессивными, но, к сожалению, не всегда понятыми другими. Кинокритик Антон Долин так охарактеризовал Микеланджело и его особый подход к киноискусству: «Возможно самый противоречивый из гениев итальянского кино 1950–1970-х, Микеланджело Антониони всегда держался особняком. Его стиль моментально опознаваем, хоть и не идентичен в картинах разных периодов. Его философия, о которой написаны десятки трактатов и исследований, никогда не была однозначно сформулирована им самим».
Неспроста итальянского режиссера называют одним из титанов зарубежного кинематографа, ведь далеко не каждому под силу создать киноленты, которые даже спустя десятилетия не потеряют своей остроты, но наоборот, со временем обретут еще большую актуальность.
В середине 80-х Микеланджело Антониони перенес инсульт, после которого более не мог говорить и остался прикованным к постели, но даже такой страшный недуг не стал препятствием в творчестве. Совместно с актером и режиссером Вимом Вендерсом в 1995-м году он закончил работу над своим последним фильмом, который назывался «За облаками».
Не стало гениального кинорежиссера 30 июля 2007-го года.
Светлана Кравцова
Архив новостей за 2024 год (кликните для открытия)
Внимание! При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Советика.ру обязательна! При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно! Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов, художников, фотографов и т.д. Желательно, при использовании материалов сайта уведомлять авторов сайта!