20 ноября исполнилось 90 лет со дня рождения культового актера и настоящего мастера художественного слова Алексея Баталова. Он, без тени преувеличения, был одним из любимейших советских актеров, а его киногерои стали гордостью отечественного кинематографа. Лицо целой эпохи, Алексей Баталов блистал на советских экранах с 1954-го года. Если постараться вспомнить все его многочисленные роли и подвести под них какую-то общую черту, то станет ясно, что в большинстве своем он играл людей, отличавшихся чистотой и душевностью, сдержанных и интеллигентных, каким и сам был в жизни - простым, надежным и очень порядочным человеком. Интересно, что благодаря этому талантливому актеру произошел крупный сдвиг в советском кино. Вспомним, хотя бы, образ интеллигента в довоенном советском искусстве. Это был всегда неискренний, изворотливый путаник, а подчас и откровенный неприятель, рушивший своим вредительством очередной промфинплан… С появлением Баталова на экране произошла удивительная реабилитация этого образа. Отныне интеллигент прочно занял подобающее ему почетное место среди советских людей.
Долгое время Алексей Баталов работал с режиссером Иосифом Хейфицем, который пригласил начинающего в ту пору актера на главную роль в фильме «Большая семья». Именно он первым увидел в Алексее тип современного героя, но не плакатного, а живого, реального. Благодаря их совместным усилиям советский зритель увидел такие замечательные картины, как «Дело Румянцева», «Дорогой мой человек», «Дама с собачкой» и «День счастья». Работал Алексей Владимирович также и у других режиссеров.
Так, Михаил Ильич Ромм снял фильм «Девять дней одного года» с Баталовым в роли физика Гусева. Известно, что эта кинолента была признана критиками и общественностью самой новаторской картиной того времени, а Ромм, Баталов и Смоктуновский — кумирами советской интеллигенции. В 1956-м году артист снялся у режиссера Марка Донского в известной картине «Мать», а годом позднее и у Михаила Константиновича Калатозова в фильме «Летят журавли», который вошел в золотой фонд отечественного и мирового кинематографа и принес множество призов престижных кинофестивалей.
Очень тепло относился Алексей Баталов к театру. Вот что он рассказал об этом в одном из интервью: «Театр — это моя судьба. Буквально на роду было написано. Я родился у актера и актрисы Московского Художественного Театра. Совсем молоденькие встретились мама Нина из Владимира и папа Володя — из Москвы. Жить им было негде. После моего рождения им дали комнатку, такой маленький закуточек в производственном дворе МХАТа. Ребенком я играл там, где сушатся костюмы, куда выносятся декорации, где все для сцены подготавливается. Там ни одного постороннего человека не было и быть не могло, потому что это «священная» часть театра. И вот там я родился. Первое, что я видел в своей жизни: декорации, загримированных актеров, которые в теплые дни гуляли, бегали во двор подышать воздухом. Мне тогда казалось, что все взрослые люди на свете работают в этом театре».
Не секрет, что Алексей Владимирович был весьма разборчив и требователен не только к режиссерам, но и к материалу, с которым ему приходилось работать. Один перечень этих картин доказывает его профессионализм и неординарность: «Живой труп», «Бег», «Чисто английское убийство», «Звезда пленительного счастья», «Москва слезам не верит», «Скорость», «Зонтик для новобрачных» и другие.
Не стало культового актера 15 июня 2017 года.
Светлана Кравцова
Архив новостей за 2024 год (кликните для открытия)
Внимание! При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Советика.ру обязательна! При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно! Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов, художников, фотографов и т.д. Желательно, при использовании материалов сайта уведомлять авторов сайта!