Поиск по сайту


+16
Издание предназначено для лиц старше 16-ти лет.

Культурно-просветительское издание о советской истории "Советика". Свидетельство о регистрации средства массовой информации - Эл№ ФС77-50088.

е-мейл сайта: sovetika@mail.ru

(Дмитрий Ластов)



Посмотрите еще..


Клавдия Шульженко. Фотографии


Анна Герман (фотографии)




Советская жизнь, Советские женщины, Е.М. Чухнюк

"ВСЯ МОЯ ЖИЗНЬ — ОТ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ"

Елена Мироновна Чухнюк — старший инженер технического отдела Главного управления локомотивного хозяйства Министерства путей сообщения СССР, Герой Социалистического Труда

Елена Чухнюк


Вспоминаю нашу большую семью: мать, отца и шестерых детей. Родители мои — крестьяне, много им приходилось работать, чтобы накормить нас, одеть и обуть. Мама моя была малограмотная, отец закончил четыре класса. Они и мечтать не могли, что их дочь, самая меньшая в семье, одной из первых получит звание Героя Социалистического Труда и будет членом советского парламента. И все это благодаря Советской власти. Мало самому любить труд. Надо еще, чтобы в государстве так, как это у нас, труд стоял бы на первом месте.

Помню, пришел первый трактор в деревню. И я с мальчиками бегала по полю за ним. А когда первый раз увидела паровоз, то трактор казался мне уже маленьким и не таким привлекательным.

Счастье мое в том, что не было преград овладеть такой сложной профессией, как паровозный машинист, и вдвойне счастье в том, что мне в возрасте 22 лет доверили управлять такой громадной машиной.

Начала осваивать технику вождения поездов и в зиму 1940/41 года уже самостоятельно водила грузовые поезда. Белорусская дорога почти вся в лесах и рощах, и водить поезда весом 2—3 тысячи тонн в любой период года по этой дороге мне очень нравилось. Зимой — белый снег. Весной — зелень трав и листвы, запах хвои и молодых берез придают силу и энергию, особенно когда знаешь, что доставлен поезд на станцию вовремя.

Но в мирных условиях я работала недолго. Началась война, и мне с моими товарищами с первых дней пришлось обслуживать прифронтовые железные дороги. У меня был хороший паровоз, молодежная бригада — помощник Саша Ганцов, кочегар Сергей Панчешный.

Мы выполняли все задания по перевозке грузов: фронту подвозили боеприпасы, из прифронтовых районов перемещали в глубь страны оборудование фабрик и заводов, эвакуировали раненых, стариков, женщин и детей. Вывозили все, что можно было, и спасали все, что можно было спасти от гитлеровских захватчиков.

В июле 41-го года на участке Гомель — Жлобин налетели на нас вражеские бомбардировщики. Загорелось несколько вагонов. Вот-вот будет взрыв. Поездная бригада расцепила состав, и мы успели отвести горевшие вагоны прочь. Потом благодарность от командования получили.

Шло время. Менялись люди. В 1942 году по решению Государственного Комитета Обороны были организованы паровозные колонны особого резерва. Наша четвертая колонна осуществляла перевозки на Сталинградском фронте. А потом Орловско-Курская дуга, Брянск, Киев, Жмеринка, Львов. И так до Перемышля дошел наш паровоз № 723-88, на котором я была старшим машинистом, помощником — Таня Латышева, а кочегаром 16-летний Вася Галего.

Для разгрома гитлеровских захватчиков нужно было огромное количество боевой техники, боеприпасов, нужно было продовольствие, горючее. Все необходимое для фронта мы, железнодорожники, перевозили в любых условиях. Машинист паровоза был воин, на плечах которого лежала огромная ответственность за порученный ему поезд, за сотни тонн груза. Оплошает машинист, струсит или растеряется — и погиб груз. Фронт это немедленно ощутит, так как отдельные участки останутся без боеприпасов. Бригады паровозных колонн часто вступали в единоборство с фашистскими стервятниками. На многих эшелонах устанавливались зенитные пулеметы, но они могли лишь заставить врага держаться в стороне или на большой высоте. Вождение поездов на фронт во многих случаях стоило крови и жизни товарищей.

Паровозные машинисты, помощники, кочегары — все труженики прифронтовых железных дорог не покидали своих постов, когда вражеские самолеты сбрасывали бомбы. Не щадя своей жизни, они тушили пожары, ликвидировали повреждения, обеспечивали беспрерывный пропуск и доставку поездов к пунктам назначения. Нередко приходилось работать, по нескольку суток не сходя с паровоза, и выдерживать до десяти и более налетов вражеской авиации.

После войны я закончила Институт инженеров железнодорожного транспорта. Больше 25 лет работаю в главке, занимаюсь вопросами новой техники в локо мотивном хозяйстве. Я уже оформила пенсию, могла бы уйти на заслуженный отдых, но, пока есть у меня силы, буду их отдавать труду, а свои знания — молодым железнодорожникам.

 

В СССР каждый третий инженер — женщина.
В рядах Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов около полутора миллиона женщин.


По книге: 100 интервью с советскими женщинами. М., 1975.



НАВЕРХ

Внимание! При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Советика.ру обязательна! При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно! Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов, художников, фотографов и т.д. Желательно, при использовании материалов сайта уведомлять авторов сайта!


Мы в соц. сетях
reddit telegram vkontakte facebook twitter odnoklassniki pinterest tumblr


На главную страницу раздела Советская жизнь


Интересное

1001 день в Рио-де-Жанейро


советские новогодние открытки 1988-го года


Новое на сайте

01.12. советская литература - Евгений Рябчиков "Герои среди героев" (1973 г.) Библиотечка журнала "Пограничник"

30.11.Евгений Коршунов Страницы Ливанской Трагедии - Из книги "Горячий треугольник", 1984 г.

28.11. наука - Эврика 74 - В мире галактик, Это волнует ученых, Присуще только молодым, Загадки Венеры, Три тайны Юпитера

23.11. разное - Как написать и защитить дипломную работу на «отлично»

22.11. новости - Королева комедии Тамара Носова, наука и космос - ГЛЕБ ЕВГЕНЬЕВИЧ КОТЕЛЬНИКОВ. разное - Ремонт и химчистка мебели: причины популярности услуг

17.11. П. Перминов "Улыбка Сфинкса" - "Японская" пирамида на плато Кафр ас-Самман, гостиная - 3 факта из жизни Андрея Миронова, Нонна Мордюкова. «Завтра, доченька, ты пойдешь в школу», Озвучил сцену в сорокаградусный мороз и потерял голос. Один случай из жизни Василия Ливанова, Олег Табаков разыграл Евгения Евстигнеева, но не тут-то было, Фатальная ошибка или как Спартак Мишулин стал артиллеристом, «….Вы же меня сварили!». Курьезные случаи на съемках фильма «Бумбараш», «Мне не нужны ни деньги, ни документы. Меня и так везде узнают и принимают». Как Фрунзик Мкртчян 20 лет жил без паспорта, «Не было счастья, да несчастье помогло». История знакомства Юрия Никулина с будущей женой

16.11. новости - Первая звуковая телепередача, как осуществление давней мечты всего человечества, наука и космос - ПАВЕЛ СЕРГЕЕВИЧ АЛЕКСАНДРОВ

11.11. СССР. 100 ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ -Что социализм дал человеку?, Как вы понимаете равенство?, Вы утверждаете, что строите социально однородное общество. Реально ли это, если уровни жизни и интересы социальных групп различны?, Вы утверждаете, что у вас все могут участвовать в управлении. Если все управляют, кто же тогда работает?, Какая тенденция преобладет в СССР — централизация власти или, напротив, ее децентрализация?

10.11. новости - Эраст Гарин. Звезда Государственного театра им. Всеволода Мейерхольда и выдающийся киноактер Советского Союза, наука и космос - МИХАИЛ ТИМОФЕЕВИЧ КАЛАШНИКОВ

05.11. новости - Актерская судьба Евгения Урбанского, наука и космос - ЛЯПУНОВ АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ, гостиная - «Не могу я на Крамарова смотреть!». Как снималась сцена в «Джентльменах удачи»?

 


 

© Sovetika.ru 2004 - 2021. Сайт о советском времени - книги, статьи, очерки, фотографии, открытки.

Flag Counter

Top.Mail.Ru