Поиск по сайту


+16
Издание предназначено для лиц старше 16-ти лет.

Культурно-просветительское издание о советской истории "Советика". Свидетельство о регистрации средства массовой информации - Эл№ ФС77-50088.

е-мейл сайта: sovetika@mail.ru

(Дмитрий Ластов)



Посмотрите еще..


Вильнюс на открытках 1969-го года


Роман Кармен - Дыхание Мадрида - очерки об Испании 1936-1937 годах




Китай, о конституции КНР 1982 г.

О конституции Китайской Народной Республики 1982 г.

 

1. Первым конституционным документом Китайской Народной Республики явилась Общая программа Народного политического консультативного совета Китая (НПКСК), принятая пленарной сессией этой организации 29 сентября 1949 г., т. е. накануне провозглашения Китая народной республикой, состоявшегося 1 октября того же года. Пленарная сессия НПКСК — организации единого народного демократического фронта — приняла на себя функции Всекитайского Собрания Народных Представителей. В сущности эта сессия явилась учредительным собранием КНР.

Содержание Общей программы НПКСК выходило за рамки ее наименования, поскольку ею не только декларировались программные задачи, но и устанавливались права народа и обязанности граждан, принципы организации и деятельности государственных органов, принципы политики в области культуры и просвещения, принципы национальной политики и внешней политики КНР.

Вместе с Общей программой НПКСК, называвшейся временной конституцией КНР, конституционное значение имели и некоторые другие акты, принятые пленарной сессией НПКСК, а именно: Закон об организации Центрального Народного Правительства, постановления о государственном флаге, государственном гимне и новой столице страны.

Общая программа НПКСК опиралась на опыт разработки и действия таких важных документов китайской революции, как Основная конституционная программа Китайской Советской Республики 1931 —1934 гг., Политическая программа (1941 г.) и Конституционные принципы (1946 г.) Пограничного района Шэньси-Ганьсу-Нинся, Ведущие принципы политики Народного правительства Северного Китая 1948 г., и др.

Общая программа НПКСК провозгласила КНР «государством демократической диктатуры народа» («государством новой демократии, т. е. народной демократии»), ведущим «борьбу против империализма, феодализма, бюрократического капитала, за независимость, демократию, мир, единство и создание процветающего и сильного Китая».

О социализме как о цели государства в Общей программе не говорилось, однако указывалось на руководящую роль в экономике страны государственного сектора хозяйства, который является социалистическим по своему характеру. Вместе с тем определялись пути и перспективы развития кооперативного, мелкотоварного и частнокапиталистического секторов экономики.

Основным принципом организации государственного аппарата Общая программа объявляла демократический централизм, особо указывалось на подотчетность правительственных органов представительным и подчинение меньшинства большинству. Провозглашалось равноправие национальностей страны. В качестве основной формы разрешения национального вопроса была выдвинута местная национальная автономия в форме только административной автономии, т. е. создание автономных государств на территории страны не предусматривалось. Национальное самоопределение не провозглашалось. Заложенные Общей программой НПКСК основные принципы национальной политики в процессе дальнейшего конституционного развития страны изменений не претерпели.

Определяя международное положение государства, Общая программа устанавливала, что КНР, объединяясь со всеми миролюбивыми и свободолюбивыми государствами и народами всего мира — и прежде всего с Советским Союзом, странами народной демократии и угнетенными нациями, — находится в лагере международного мира и демократии.

Общая программа НПКСК явилась базой обширной нормотворческой деятельности государственных органов КНР в первое пятилетие ее существования. Нормативные акты тех лет в большинстве случаев назывались временными, и их должны были в дальнейшем (после принятия Конституции КНР) заменить более совершенные акты.

2. Решение о подготовке проекта Конституции КНР было принято по предложению ЦК КПК на 20-м заседании Центрального Народного Правительственного Совета (ЦНПС) в январе 1953 года. Тогда же для разработки проекта Конституции была создана Конституционная комиссия, в состав которой вошли представители КПК, других демократических партий и общественных организаций. 14 июня 1954 г. проект Конституции КНР был опубликован для всенародного обсуждения, в котором, согласно официальным данным, участвовало 150 млн. человек. 9 сентября ЦНПС утвердил представленный Конституционной комиссией окончательный проект, учитывавший результаты всенародного обсуждения. Наконец, 15 сентября 1954 г. проект был вынесен на обсуждение избранного путем всеобщих многостепенных выборов Всекитайского Собрания Народных Представителей (ВСНП). 20 сентября Конституция была принята.

3. Конституция строилась на основе широкого использования опыта конституционного строительства в СССР и других социалистических странах. В докладе заместителя Председателя Центрального Народного Правительства Лю Шаоци о проекте Конституции КНР было сказано: «Конституционная комиссия во время выработки проекта Конституции изучила несколько конституций Советского Союза разных периодов и конституции стран народной демократии. Несомненно, что опыт передовых социалистических государств, возглавляемых Советским Союзом, послужил для нас весьма большой помощью. В нашем проекте Конституции опыт Китая обобщен с международным опытом. Наш проект Конституции является не только результатом народно-революционного движения в нашей стране, но и результатом международного социалистического движения»*. Это определило в основных чертах социалистический характер Конституции 1954 года, провозгласившей КНР государством народной демократии, руководимым рабочим классом и основанным на союзе рабочих и крестьян. Закреплялись руководящая роль Коммунистической партии в государстве и ее руководство единым народно-демократическим фронтом. Ставилась задача мирным путем ликвидировать эксплуатацию и построить процветающее и счастливое социалистическое общество. Конституция определяла период от создания КНР до построения социалистического общества как переходный период, в который будут осуществлены социалистическая индустриализация и социалистические преобразования. Были намечены пути преобразования мелких крестьянских хозяйств в коллективные социалистические хозяйства, частной промышленности и торговли через государственный капитализм в социалистический сектор хозяйства. Четко определялась и международная ориентация КНР. В Конституции было записано: «Наша страна установила отношения нерушимой дружбы с великим Союзом Советских Социалистических Республик и со странами народной демократии; с каждым днем растет дружба народа нашей страны с миролюбивыми народами всего мира. Эта дружба будет и впредь развиваться и укрепляться».

Конституция провозглашала равенство граждан перед законом, гарантировались социально-экономические, политические и другие права граждан. И хотя гарантии гражданских прав были в основном сформулированы как программные положения, значение этих конституционных установлений было велико: они, как и Конституция в целом, были знаменем борьбы китайского народа за построение социалистического общества.

В основе устанавливаемой Конституцией системы органов власти лежали принципы демократического централизма, коллективного руководства, участия масс в управлении. В качестве органов государственной власти закреплялись массовые представительные органы типа Советов — Собрания народных представителей различных ступеней, которыми формировались местные органы государственного управления (народные правительства — народные комитеты) и органы суда.

Важнейшим изменением в правовом положении районов национальной автономии было их разделение на ступени — автономные области, автономные округа, автономные уезды. Кроме того, предусматривалось создание национальных волостей в качестве неавтономных административно-территориальных единиц. В Конституции закреплялись такие автономные права, как принятие автономными единицами отдельно действующих положений, т. е. местных законодательных актов, создание местных отрядов общественной безопасности, особые финансовые права.

4. Первые годы после принятия Конституции проходили под знаком проведения ее основных положений в жизнь: формируется новая система государственных органов, принимается ряд нормативных актов, которыми законодательство приводится в соответствие с Конституцией, вводятся и другие правовые акты, направленные на внедрение конституционных положений.

Во время «культурной революции», начавшейся в 1966 году, конституционная политическая система КНР была фактически ликвидирована. Принятая в 1975 году новая Конституция представляла собой попытку закрепить результаты «культурной революции». Она была заменена очередным основным законом в 1978 году. Однако и Конституция 1978 года тоже не могла стать сколько-нибудь долговременным документом, так как основывалась на политической конъюнктуре, пыталась примирить установки «культурной революции» с новым политическим курсом. Уже в 1980 году был официально поставлен вопрос о ее пересмотре. Обе упомянутые конституции принимались без предварительного опубликования проектов.

5. При подготовке действующей Конституции КНР 1982 года, публикуемой в настоящем сборнике, учитывалась потребность в стабильном основном законе, о чем прямо говорилось в докладе члена Политбюро ЦК КПК Пэн Чжэня на 5-й сессии ВСНП пятого созыва. Он отметил также, что в Конституции исправлены ошибки, связанные с наследием «культурной революции» и сама Конституция предполагает строительство социализма «с китайской спецификой».

На разработку этой Конституции ушло более двух лет. В отличие от предшествующих конституций 1975 и 1978 годов, ее проект прошел стадию всенародного обсуждения. Он был опубликован Постоянным Комитетом ВСНП 28 апреля 1982 г., и всенародное обсуждение продолжалось до ноября 1982 года, когда тот же орган постановил вынести проект на обсуждение сессии ВСНП. Сессия открылась 26 ноября, доклад о проекте Конституции был сделан Пэн Чжэнем в день ее открытия. Конституция была утверждена ВСНП 4 декабря 1982 г. и на следующий день опубликована в китайской печати.

6. Во Введении Конституции 1982 года, характеризующем итоги развития КНР, программные цели и основные принципы ее внутренней и внешней политики, указывается, что в дальнейшем коренная задача КНР состоит в том, чтобы собственными силами осуществить социалистическую модернизацию. В области внешней политики декларировано, что КНР будет придерживаться независимой и самостоятельной внешней политики, пяти принципов мирного сосуществования, что она прилагает усилия в интересах сохранения мира во всем мире и содействия делу прогресса человечества.

Власть в КНР была определена как руководимая рабочим классом и основанная на союзе рабочих и крестьян демократическая диктатура народа. Подобная характеристика государственной власти объяснялась в докладе о проекте Конституции тем, что в КНР существует широкая классовая основа власти, находящая выражение в сложившемся в ходе длительного процесса революционной борьбы и социалистического строительства широком едином фронте. При этом делалась ссылка на принятие такой формулы власти в ряде документов, относящихся к периоду, предшествовавшему социалистическим преобразованиям, в частности в Общей программе НПКСК, а также в Конституции КНР 1954 года, материалах VIII съезда КПК (1956 г.).

В Конституции 1982 года предусмотрено наличие многоукладной экономики: к двум социалистическим секторам и индивидуальному добавлен фактически государственно-капиталистический в лице совместных китайско-иностранных предприятий. Кроме того, на конституционном уровне легализована деятельность в КНР иностранных частнокапиталистических предприятий**. Зафиксирована незавершенность процесса территориальной интеграции КНР. Поэтому во Введении Конституции подчеркивается, что «завершение великого дела воссоединения Родины — священный долг всего китайского народа, в том числе и наших соотечественников на Тайване». Предусмотрена возможность образования особых административных районов, обладающих высокой степенью автономии; режим особых административных районов устанавливается с учетом конкретной обстановки законами, принимаемыми ВСНП. Как указал Пэн Чжэнь в докладе, такой статус мог бы быть предоставлен Тайваню, причем там сохранились бы существующие общественно-экономический строй, образ жизни, остались бы неизменными сложившиеся экономические и культурные связи с зарубежными странами и т. п.

В Конституции 1982 года значительно расширена глава о правах и обязанностях граждан (теперь она следует сразу же за гл. 1 «Общие положения»); в ней содержатся 24 статьи, тогда как в Конституции 1975 года правам и обязанностям граждан было посвящено 4 статьи, а в Конституции 1978 года — 16. Конституционной новеллой является статья, определяющая понятие гражданина КНР и устанавливающая равенство граждан перед законом. В самостоятельные выделены статьи о неприкосновенности свободы личности граждан и их жилища, введены статьи о неприкосновенности чести и достоинства граждан и о праве граждан критиковать любые государственные органы и любых государственных служащих, в особой статье предусмотрено положение об установлении государством согласно закону порядка ухода на пенсию и обеспечении государством и обществом пенсионеров. Отдельно зафиксировано право граждан на получение материальной помощи в старости, а также в случае болезни или потери трудоспособности. Право на труд и обязанность граждан трудиться закреплены в одной статье (ст. 42), то же относится к праву на образование и обязанности учиться (ст. 46). Провозглашаются гарантии прав граждан, в том числе материальные. Эти гарантии сформулированы в основном в виде программных положений.

Некоторыми особенностями отличается регулирование ст. 50 Конституции КНР отношений государства с зарубежными китайцами. Государство охраняет не только надлежащие права и интересы китайских граждан за границей (хуацяо), но и законные права и интересы китайских реэмигрантов (гуйцяо) и родственников зарубежных китайцев (цяоцзюань). К последней категории относятся родственники зарубежных китайцев, постоянно получающие материальную поддержку из-за рубежа. В настоящее время по всему миру насчитывается, по разным оценкам, от 24 до 30 млн. зарубежных китайцев, проживающих в основном в странах Юго-Восточной Азии. 80% из них приняли гражданство стран своего проживания. В самой КНР насчитывается около 1 млн. реэмигрантов, т. е.репатриировавшихся хуацяо, и более 20 млн. родственников зарубежных китайцев. Через них поддерживаются разнообразные связи с общинами зарубежных китайцев. В период «культурной революции» в отношении реэмигрантов и родственников зарубежных китайцев осуществлялись гонения и репрессии. В 1977 году Дэн Сяопин объявил такую политику реакционной и заявил, что Китаю необходимо как можно больше «заморских связей».

Конституция 1982 года внесла значительные изменения в государственную структуру КНР, выразившиеся в следующих главных моментах: 1) восстановлении упраздненного в ходе «культурной революции» института Председателя КНР; 2) предоставлении Постоянному Комитету ВСНП во многом тех же прав в области законодательства, что и самому Собранию; 3) создании Центрального военного совета КНР в качестве органа руководства всеми вооруженными силами государства; 4) восстановлении фактически упраздненного еще в 1958 году в связи с «коммуниза-цией» деревни волостного звена органов власти и управления и отделении его от народных коммун, оставшихся лишь в качестве одной из форм организации коллективного хозяйства на селе; 5) определении сроков, ограничивающих пребывание некоторых высших государственных должностных лиц на своих постах (Председателя и заместителя Председателя КНР, Председателя и заместителя Председателя Постоянного Комитета ВСНП, Премьера, заместителей Премьера и членов Государственного Совета, Председателя Верховного Народного Суда, Генерального прокурора Верховной Народной Прокуратуры); 6) установлении принципа несовместимости членства в постоянных комитетах Собраний народных представителей всех уровней с занятием административных, судебных и прокурорских должностей; 7) учреждении в составе государственных административных органов различных ступеней (т. е. Государственного Совета и местных народных правительств) системы ревизионных органов для усиления контроля за финансами и финансовой деятельностью.

В Конституции КНР 1982 года восстановлены основные автономные права районов национальной автономии, ранее провозглашавшиеся Конституцией 1954 года, в том числе: права на издание положений об автономии и отдельно действующих положений, на формирование местных отрядов общественной безопасности, на особые финансовые права. Вместе с тем Конституцией впервые зафиксировано правило занятия некоторых должностей в органах самоуправления районов национальной автономии гражданами тех национальностей, которые осуществляют районную автономию. Из таких граждан должны избираться главы правительств районов национальной автономии и председатели или заместители председателей постоянных комитетов Собраний народных представителей этих единиц. В действующей Конституции КНР, как и во всех предшествующих, не содержатся право наций на самоопределение и право на государственность неханьских народов.

Как заявил в своем докладе Пэн Чжэнь, после принятия Конституции ей должна быть придана «высшая сила закона» и «наибольшая сила авторитета». Контроль за проведением Конституции КНР в жизнь возложен непосредственно на ВСНП и его Постоянный Комитет. Соблюдение положений Конституции и ее осуществление на местах призваны обеспечивать местные Собрания народных представителей различных ступеней.

На XII съезде КПК (1982 г.) подчеркивалась необходимость соблюдения Конституции и законов всеми членами партии. В связи с этим особое звучание приобрело положение принятого этим съездом Устава КПК о том, что «партия осуществляет свою деятельность в рамках Конституции и законов»***.

7. Действующая Конституция КНР по своему тексту и закрепляемым ею основным государственно-правовым институтам ближе всего к первой Конституции КНР, хотя и имеет существенные от нее отличия. Прогрессивный характер многих ее положений несомненен.

8. В заключение необходимо оговорить уточнения в переводе некоторых терминов. Традиционный для советской литературы термин «автономный район» как вид районов национальной автономии провинциального уровня в настоящем издании переводится как «автономная область», что более точно соответствует смыслу данного термина. При уточнении перевода Конституции КНР решено отказаться и от традиционного наименования неханьских народов Китая «национальными меньшинствами».

Этот переводной термин не соответствует смыслу китайского термина и заменен точным переводом «малочисленные национальности». Разумеется, имеется в виду малочисленность по сравнению с ханьцами, так как некоторые из неханьских народов страны насчитывают миллионы людей.

 

* Народный Китай, 1954, № 19, с. 12.

** В конституциях 70-х годов говорилось только о социалистических секторах экономики и индивидуальном секторе (тружеников-единоличников несельскохозяйственной сферы).

*** Современное право КНР. М., 1985, с. 39.

 

 

Л. М. Гудошников
(Конституции социалистических государств. Т. 1. М., 1987.)

 



НАВЕРХ

Внимание! При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Советика.ру обязательна! При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно! Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов, художников, фотографов и т.д. Желательно, при использовании материалов сайта уведомлять авторов сайта!


Мы в соц. сетях
reddit telegram vkontakte facebook twitter odnoklassniki pinterest tumblr


На главную страницу раздела о Китае


Интересное

По эстонии - 37 маршрутов для туристов (1982 г.)


Павел Чухрай - советский кинорежиссер, получивший несколько десятков премий на кинофестивалях


Новое на сайте

18.01. новости - Фильму Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потемкин» 96 лет

11.01. наука и космос - ГЕОРГИЙ ЭРИХОВИЧ ЛАНГЕМАК

10.01. новости - Валентина Теличкина - детская мечта, воплощенная в жизнь

06.01. новости - Адриано Челентано - уникальное явление в кино и на эстраде

04.01. разное - Кофемашины: устройство, принцип работы и частые неисправности

31.12. новости - С Новым 2022-м годом!

25.12. разное - Число молодых инвесторов стремительно растет

21.12. новости - Вячеслав Шалевич - артист. чья слава выпала на рассвет советского кинематографа, гостиная - «Принуждаю сесть в Москве!». Владимир Этуш не опоздал на спектакль благодаря смекалке, Директор школы поймал врасплох с папиросой или как Лев Дуров избавился от пагубной привычки, Иннокентий Смоктуновский. Роль, которую актер играть не желал

16.12. новости - Классик при жизни Родион Щедрин

15.12. наука и космос - БОРИС ЕВСЕЕВИЧ ЧЕРТОК

 


 

© Sovetika.ru 2004 - 2021. Сайт о советском времени - книги, статьи, очерки, фотографии, открытки.

Flag Counter

Top.Mail.Ru