Поиск по сайту


+16
Издание предназначено для лиц старше 16-ти лет.

Культурно-просветительское издание о советской истории "Советика". Свидетельство о регистрации средства массовой информации - Эл№ ФС77-50088.

е-мейл сайта: sovetika@mail.ru

(Дмитрий Ластов)



Посмотрите еще..


Коллекия моделей ГУМА 1966 года


June Haver - открытки




ГДР, Вражда с первого дня, ПОХИЩЕННЫЙ РЕМБРАНДТ

ЭБЕРХАРД ХАЙНРИХ и КЛАУС УЛЬРИХ
Вражда с первого дня (Три десятилетия провокаций против ГДР)

ПОХИЩЕННЫЙ РЕМБРАНДТ

 

Время было бурное, и кое-кто не без успеха использовал неразбериху послевоенного периода. Некий д-р Крюгер-Рибов выдал себя за специалиста и обманным путем пробрался на пост заведующего отделом музыки Государственной библиотеки ГДР. Вскоре выяснилось, что он, во-первых, не имеет докторской степени и, во-вторых, у него другая фамилия. Обманщика звали просто Крюгер. В любом государстве мира Крюгера, преступление которого было доказано, осудили бы. Но прежде чем дело дошло до суда в столице ГДР, Крюгер покинул ее, воспользовавшись открытой границей. Купив за 20 пфеннигов билет, он прибыл в вагоне городской электрички на «свободный Запад», где ему сразу же отдали должные почести как «борцу за свободу». Здесь действовал принцип: тот, кто, прибыв из ГДР, мог доказать, что нанес ей ущерб, мог быть уверен во внимании к себе на страницах печати и мог рассчитывать на аплодисменты общественности.

Крюгер не только покинул ГДР, но и с целью нанесения ей ущерба и личного обогащения прихватил с собой ценные в историческом плане автографы выдающихся музыкантов, в том числе тетради с записями бесед Бетховена. Налицо было преступление — похищение предметов искусства. Государственная библиотека ГДР потребовала возвращения похищенных рукописей и наказания преступника, однако на эти требования не было дано никакого ответа.

Позднее, когда Крюгер продолжал совершать кражи уже в западногерманских университетах, ему пришлось все же предстать перед судом. По совету Федеральной разведывательной службы ФРГ Крюгер попросил у суда милосердия, объяснив свои действия желанием спасти ценности искусства от «увоза в Москву». Крюгер получил полтора года тюремного заключения, но срок отсиживать ему не пришлось.

К чести западноберлинской Академии искусств, следует сказать, что по настоянию некоторых ее членов рукописи Бетховена в 1961 году были возвращены ГДР.

Преступление Крюгера было не единственным.

Он шел уже проторенным путем. В 1942 году 1,8 млн. томов Государственной библиотеки были вывезены из книгохранилищ на Унтер-ден-Линден в штольни старой калийной шахты в Гессене. Оттуда в 1946 году они попали в боковой флигель старого замка ландграфа в Марбурге. В это собрание входили 2900 старинных книг, выпущенных до 1500 года, 29 700 рукописей, 17 тыс. автографов, философские произведения XVI века, архивы Гёрдера, Гегеля, Шопенгауэра, рукописи братьев Гримм, рукописный вариант произведения Гёте «Эгмонт», уникальная коллекция географических карт (250 тыс. отдельных карт и 20 тыс. географических атласов, выпущенных в разные века), рукопись «Песни о Нибелунгах», т. н. «Берлинская библия», напечатанная в типографии Гутенберга, рукописи сказок «Тысяча и одна ночь», рукопись Вергилия на пергаменте, рукописные ноты Баха к произведению «Месса х-моль» и многое другое. До сих пор ничего из перечисленного не возвращено.

В ФРГ нашли юридическую «отговорку», чтобы оправдать невиданное в истории похищение ценностей, стоивших миллиарды марок. Поскольку приказом союзнической военной администрации бывшее государство Пруссия ликвидировано, бывшая прусская государственная библиотека потеряла все права на свою собственность. Закон ФРГ от 1957 года и решение федерального конституционного суда 1959 года дополнительно позаботились о «законной основе» вышеназванной акции. «До воссоединения Германии,— говорилось в документах,— соответствующие произведения искусства должны находиться в ведении специального «фонда».

С международно-правовой точки зрения существо дела представляется совершенно однозначным. В течение продолжительного времени действует международный принцип: предметы культуры, которые в результате военных действий либо их последствий были перемещены с мест их нахождения, подлежат возврату.

14 мая 1954 года этот принцип в общении между народами был зафиксирован юридически в форме протокола к конвенции по защите культурных ценностей при вооруженных конфликтах. Это международное соглашение было ратифицировано также и Федеративной Республикой Германии, однако до сих пор она его не выполняет.

Ценные произведения искусства годами находятся в не приспособленном для хранения старом замке. Д-р Уно Вильерс, главный хранитель библиотеки королевства Швеции и председатель комиссии по Нобелевским премиям в области литературы, посетил Марбург, после чего заявил: «То, что я увидел, потрясло и ошеломило меня. По моей оценке, почти 200 тыс. томов частично или полностью разрушились от влаги, плесени и грязи».

Пустые полки библиотеки в столице ГДР, где ранее стояли строго по каталогу ценные книги, и эти же книги в сырых подвалах — такое несоответствие нельзя было бы объяснить, если бы оно не являлось частью похода против ГДР.

29 января 1977 года Карл Гайст, сторож музея в потсдамском дворце Сан-Суси, в 7 часов вечера при очередном осмотре помещений обнаружил, что две двери южной стороны дворцовой галереи были открыты, а дверь, ведущая к «малому кабинету», была взломана. Прибывшая немедленно бригада народной полиции установила, что взломщики похитили десять картин и сильно повредили еще три. Среди похищенных произведений была картина итальянского художника эпохи Возрождения Тинторетто «Портрет старика». Общий ущерб оценивался в миллион марок (речь шла только о совокупной стоимости картин по каталогу, подлинный ущерб не поддавался оценке, в результате хищения падало значение самой галереи Сан-Суси как хранилища ценностей).

В конце февраля того же года в федеральное ведомство уголовного розыска ФРГ поступило сообщение о том, что в западногерманском городе Касселе предполагается распродажа картин, похищенных в Потсдаме. В итоге проведенной акции в Касселе были арестованы два человека, в их автомашине было найдено четыре из десяти картин. Остальные шесть обнаружили позднее под ковриками другой автомашины, принадлежавшей преступникам.

Организатором этого преступления был некий Бернд Вуххольд. Уроженец Тюрингии, в 1951 году он переехал в Кассель, где жили его родители, выехавшие незадолго до этого из ГДР. В 1959 году он был призван в бундесвер. Прослужив два года, Вуххольд бежал в ГДР, где попросил убежище, и поселился у своих родственников. В 1969 году он впервые вошел в конфликт с уголовным кодексом и был приговорен к 20-месячному лишению свободы, но вскоре был выпущен. Вуххольд работал на заводе керамики, позднее — в управлении строительства и архитектуры города Эрфурт. В 1974 году он был приговорен к лишению свободы сроком на 3 года и вслед за этим выслан из ГДР. Вуххольд хорошо знал музеи ГДР, так как неоднократно бывал в них по долгу службы, поэтому ему было нетрудно организовать кражу картин в Сан-Суси. С этой целью он нанял двух турецких граждан из Западного Берлина. Во время процесса над ним во Франкфурте-на-Майне адвокат Вуххольда в своем протесте в ответ на заявление ГДР о возмещении преступником нанесенного ущерба сослался на следующее:

«1. Пострадавшая сторона является учреждением «советской зоны». По решению высшего административного суда ФРГ учреждения «советской зоны» не пользуются защитой органов правового государства, каковым является ФРГ.

2. Федеральный конституционный суд ФРГ в своем решении по поводу договора об основах отношений между ФРГ и ГДР констатировал, что «германская империя продолжает существовать», ее делами управляет на законном основании Федеративная Республика Гер-мании. Картины, о которых идет речь на процессе, незаконно захвачены «советской зоной» и незаконно отчуждены от подлинного их владельца — т.е. ФРГ. Поэтому истец не правомочен выставлять требование о возмещении ущерба».

Нельзя не видеть, что эти обоснования аналогичны аргументам, на основании которых книги Государственной библиотеки ГДР задерживаются в Марбурге.

Более того, в ходе судебного разбирательства Вуххольд заявил о следующем мотиве, побудившем его совершить кражу: «Я ненавидел это государство и стремился, где только можно, нанести ему вред. Как немец, я глубоко ненавижу режим «зоны»... Я хотел помочь нашим соотечественникам в «зоне», ценой шантажа купить им свободу. По плану, который мы разработали, находясь в Котбусской тюрьме, предусматривалось похищение из музеев «зоны» картин и старинного фарфора. Мы хотели их менять на разрешения о выезде из ГДР».

Таким образом, тайная война помогала уголовникам оправдывать свои преступления. Вуххольд, как было доказано на суде, имел намерение «реализовать» картины и уже вел переговоры о приобретении ресторана. Но когда он был схвачен, то встал в позу «идейного борца». Суд не остался безучастным к его судьбе. Он отметил, что «мотивы действий Вуххольда требуют понимания и находят его». Суд лишил его свободы сроком на два года... условно. Картины в конце концов были возвращены ГДР.

 

Вражда с первого дня (Три десятилетия провокаций против ГДР)
Вражда с первого дня (Три десятилетия провокаций против ГДР)

 

 

Э. Хайнрих, К. Ульрих - ВРАЖДА С ПЕРВОГО ДНЯ (Три десятилетия провокаций против ГДР). М., Прогресс, 1983.



НАВЕРХ

Внимание! При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Советика.ру обязательна! При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно! Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов, художников, фотографов и т.д. Желательно, при использовании материалов сайта уведомлять авторов сайта!


Мы в соц. сетях
reddit telegram vkontakte facebook twitter odnoklassniki pinterest tumblr


На главную страницу о ГДР


Интересное

Посетите Болгарию (информация для советского туриста)


советские новогодние открытки 1973-го года


Новое на сайте

26.09. новые пластинки - Журнал Колобок № 7 за 1990 г., Журнал Колобок № 11 за 1991 год, Журнал «Кругозор» № 3 за 1967 г. (5-6), Журнал «Кругозор» № 3 за 1967 г. (7-8), Журнал «Кругозор» № 3 за 1967 г. (9-10), Журнал «Кругозор» № 3 за 1967 г. (11-12), Сочи 67 - Международный фестиваль молодежной песни

26.08. новые пластинки - Забытые мелодии, ЗИМА - сборник, Мария Кодряну, Заяц и волк - Звуковые страницы детского журнала «Колобок», Сказка Осьминожки, Журнал Колобок № 2 за 1986 г., Журнал Колобок № 4 за 1986 г., Журнал Колобок № 9 за 1989 г.

22.08. новые пластинки - ВИА Веселые ребята, Анне Вески, Музыкальная сказка «Лесной выдумщик», ГОСТИ МОСКВЫ, 1966, Арсен Дедич (Югославия), Журнал «КРУГОЗОР» за 1969 г. № 9. Песенные премьеры, СЕРГЕЙ ЕСЕНИН (Буклет-сувенир (1970 г.))

15.08. новости - За свободную и процветающую Белоруссию!

01.08. новости - История виниловых пластинок и проигрывателей

23.07. Преимущества переводческого агентства и особенности его услуг

15.07. новые пластинки - Двенадцать слонов - Югославская сказка, Музыка из к/ф «БРИЛЛИАНТОВАЯ РУКА», Нани Брегвадзе - старинные романсы, группа «Аракс», Сказка Виталия Бианки «Колобок — колючий бок», В городе Калинине у огня вечной славы

07.07. новые пластинки - Маша и Витя против против Диких Гитар, Голубой вагон, Яак Йоала (Эстонская ССР), АББА (Швеция), Вокально-инструментальный ансамбль ЯЛЛА (Узбекская ССР)

22.06. новые пластинки - Гибкая грампластинка

18.06. новые пластинки - Песни Александра Зацепина


 

© Sovetika.ru 2004 - 2020. Сайт о советском времени - книги, статьи, очерки, фотографии, открытки.

Free counters!

Top.Mail.Ru