Сергей Зыков
О Фосе во Франции очень много пишут и говорят. Но что такое Фос? «Строительство века!», «Франция 2000 года!», «южные ворота Западной Европы!» — восторженно восклицают одни. «Вавилонская башня», «авантюра, угрожающая солнечному Провансу»,— мрачно утверждают другие. Вокруг строительства металлургического комбината около устья Роны, в полусотне километров от Марселя, разгорелись страсти задолго до того, как оно началось. И теперь, когда все признают важность и необходимость индустриализации юга Франции, существуют обоснованные опасения за будущее великолепного, прославленного своей красотой, историческими и художественными ценностями края...
На вершине утеса — квадратные башенки, остатки крепостных стен Цитадели, как ее называют, миниатюрная церковь в романском стиле. Чуть в стороне — кучка низких домиков под черепичными крышами, тесно прижавшихся друг к другу. Они точно схватились за руки, сопротивляясь порывам мистраля, этого вечного ветра Прованса. Вот, собственно, все, что напоминает о далеком прошлом крохотного городка Фос-сюр-Мер, само название которого свидетельствует о его почтенном возрасте. Оно происходит от латинского «Фос марьен» — канала, некогда соединявшего устье Роны с заливом, вырытым солдатами римского военачальника Мариуса... за сто лет до нашей эры!
Еще недавно туристы с высоты средневековых стен любовались спокойным, словно заснувшим пейзажем. Голубой залив с разноцветными парусами рыбачьих судов. Покрытые цепкой средиземноморской сосной возвышенности среди уходящих вдаль лугов, солончаков и болот. Стада пасущихся овец.
Ныне перед взором встает совершенно другая картина. Вышки электропередач, строительные и портовые краны. Пузатые нефтехранилища. Вереницы машин, грузовиков, механизмов на дорогах. И все это в тучах пыли и песка, гонимых неутомимым мистралем. Древняя Цитадель выглядит со стороны как причудливый бугорок, который почему-то еще не успели срезать бульдозеры...
Романтические руины на утесе, однако, не лучший наблюдательный пункт. Отправляемся в нефтяную гавань. Марсельский автономный порт — полновластный хозяин восьми тысяч гектаров побережья Фосского залива, отведенных для промышленного строительства.
С застекленной двухэтажной площадки на вершине высокой башни видны новые и строящиеся портовые сооружения, длинные молы, бассейны, каналы, врезающиеся в побережье.
Почему именно Фосский залив был избран для создания южных морских ворот и новой индустриальной зоны? Это объясняется географическим положением и природными условиями. Залив очень глубок, хорошо укрыт от штормов и не знает морских приливов и отливов.
Малопригодная для сельского хозяйства почва побережья отлично подходит для промышленных предприятий. На небольшой глубине твердый скалистый грунт — надежная опора для доменных печей и прокатных станов. Рона обеспечит в избытке нужную для металлургии пресную воду, а построенные на ней электростанции пополнят источники снабжения электроэнергией.
Добавьте ко всему этому «естественную вентиляцию»— дующий зимой и летом мистраль уносит в море дым и копоть заводских цехов — и вы получите представление о важных преимуществах залива Фос для уже имеющихся и строящихся предприятий, главное из которых — металлургический комбинат фирмы «Солмер». Самые крупные океанские суда могут подходить к молу. В момент нашего посещения в полукилометре от вышки разгружался танкер водоизмещением в 200 тысяч тонн. Со временем идущие отсюда в глубь Франции нефтепроводы будут расширены и, достигнув Страсбурга, протянутся в ФРГ.
Там, где проходят танкеры, открыта дорога и для гигантских сухогрузов. Построен специальный механизированный причал, где швартуются самоходные баржи с бокситами для треста «Пе-шинэ». Теперь на металлургический комбинат морским путем доставляются уголь и железная руда из Мавритании, Австралии, Бразилии. Без всяких перегрузок, прямо на его территорию, где высятся мощные краны. Комбинат, достигнув проектной мощности, будет ежедневно поглощать 50 тысяч тонн угля и руды. Заметим, что, как показал опыт комбината «Юзинор» в Дюнкерке, также построенного на морском берегу, богатая по содержанию железная руда, доставляемая за несколько тысяч километров морским путем, обходится дешевле, чем лотарингская, находящаяся гораздо ближе.
С блокнотом, заполненным множеством цифр и данных, вооруженные планами и схемами, изданными Марсельским автономным портом, мы отправились осматривать территорию стройки.
Ветер свистит, поднимая тучи пыли. Песок, камни, высохшие солончаки, а среди них — трубы, краны, причудливые конструкции. Из нефтяной гавани автобус доставляет нас в контейнерный порт, затем нам показывают место, где будет атомная электростанция, уже вступившие в строй приземистые цеха заводов компании «Южин-асье» и английской химической фирмы. Это «спутники» металлургического комбината, использующие часть его продукции.
Центр огромного строительного плацдарма — площадка металлургического комбината. Огромный цех горячего проката, «собор», как его прозвали строители. Еще не дождавшись пуска первой домны, он начал работать на литье, доставляемом из Лотарингии.
Высоко поднялась первая доменная печь на 2150 кубометров. Рядом готовится площадка для второй, такой же емкости.
Евгений Сергеевич Лебедев дает пояснения. Он руководитель группы советских специалистов, которые смонтировали закупленное фирмой «Солмер» в Советском Союзе оборудование охладительной системы домны — холодильные плиты общим весом в тысячу тонн, барабаны-сепараторы, машины для отбора проб газа.
Чтобы поговорить в спокойной обстановке, отправляемся в отель «Франкель». Укрывшийся в небольшой лощине, с садиком и бассейном, он кажется оазисом в пустыне. В прохладе холла Евгений Сергеевич чертит мне в блокноте схему испарительной системы охлаждения, установленной советскими специалистами: полсотней монтажников, десятком инженеров и техников.
— Наше участие в создании мощного современного металлургического комбината во Фран-ЦИИ—говорит Е. С. Лебедев,— плод соглашений о научно-техническом и производственном сотрудничестве СССР и Франции.
Не каждый год во Франции, да и вообще в Западной Европе, предпринимается такое огромное строительство. Десятки всемирно известных французских и иностранных фирм добивались заказов на поставки оборудования. Сама мысль о том, чтобы допустить советские организации к участию в оснащении такого комбината, создаваемого в сердце капиталистической Европы, была трудноприемлемой для владельцев фирмы. И если они все-таки заключили с нами контракт, то это потому, что их эксперты убедились в несравненном превосходстве системы испарительного охлаждения, изобретенной профессором С. М. Андониевым и разработанной научно-исследовательскими институтами в Харькове и Москве.
Заказ чрезвычайно ответственный. Речь идет о престиже нашей страны, ее индустрии, ее науки. Это отлично понимают советские инженеры и рабочие— тагильцы, харьковчане, москвичи, очутившиеся у берега Средиземного моря. В дирекции «Солмера» нам заявили, что здесь очень довольны их работой.
Каково значение строящегося в Фосе индустриального комплекса для экономики Франции, для Прованса и Марселя, для будущего всего юга страны?
Французская буржуазия, полтора века обогащавшаяся на эксплуатации колоний, не придавала большого значения развитию в стране тяжелой промышленности. И только лишившись своих колониальных владений, правящие круги Франции начали уделять этому серьезное внимание. В индустрию, в частности в металлургию, были сделаны крупные капиталовложения. Результаты не замедлили сказаться. Например, производство стали в стране удвоилось за семь лет.
Первая очередь «Солмера» выпускает 3,5 миллиона тонн стали в год (с пуском второй очереди производство достигнет 7,5—8 миллионов тонн). Оба комбината — в Дюнкерке и в Фосе — знаменуют собой радикальное изменение в принципах размещения металлургических предприятий. Если раньше они строились в районах добычи сырья, то использование руды, привозимой морским путем из дальних стран и более богатой железом, потребовало строительства предприятий на морском побережье.
Отсюда и огромная роль комбината в Фосе для промышленно слаборазвитого юга Франции. Он призван стать ядром, эпицентром совершенно нового индустриального района. Не случайно деловые круги Марселя первыми оценили исключительно благоприятные для создания индустриального комплекса условия побережья Фос-ского залива.
Однако есть в этом и теневые стороны. Во Франции национализированы некоторые отрасли промышленности, в частности добыча угля. В то же время металлургическое, химическое производства и ряд других важных его видов остаются в руках частных трестов и компаний. Корыстные интересы монополий сплошь и рядом вступают в противоречие с национальными. В погоне за сверхприбылями капиталисты меньше всего заботятся о судьбе трудящихся.
Старейшая лотарингская компания «Ванде-лей», убедившись в выгодах производства стали на привозной руде, первой ухватилась за проект строительства металлургического комбината в Фосе. «Солмер» поначалу был ее филиалом. И ради Фоса компания не остановилась перед тем, чтобы, закрыв ряд своих предприятий, нанести тяжелый удар по Лотарингии, уже сильно пострадавшей от сокращения добычи угля и руды.
В строительстве индустриального комплекса в Фосе, этой крупнейшей из всех когда-либо предпринимавшихся во Франции промышленных строек, участвуют американские, западногерманские, английские и другие иностранные фирмы. Но не это обстоятельство послужило поводом для печати прозвать Фос «Вавилонской башней», а огромное количество иностранных рабочих, иммигрантов из Алжира, Марокко, Испании, Португалии, Греции, Турции, Сенегала. «Иммигрантами», собственно, чувствуют себя и французы, съехавшиеся сюда из разных концов страны. Они живут здесь в нелегких условиях.
...Мэрия Пор-де-Бука находится на рыночной площади. В тени платанов идет бойкая торговля рыбой, овощами, фруктами. Чистенький, благоустроенный городок на берегу живописной бухты, со старинным фортом у входа в порт. Мэр городка, депутат Национального собрания коммунист Рене Риебон, рассказывает:
— У нас нынче появилось множество проблем. В зону стройки входят десять городков и коммун. Еще несколько лет назад мы, мэры-коммунисты Пор-де-Бука, Мартиги, Арля, Пор-Сен-Луи, предложили властям создать «межкоммун-ный» комитет, чтобы заранее продумать планы и скоординировать свои усилия. Ведь предстояло обеспечить жильем десятки тысяч людей, прибывших сюда. Но нашу инициативу не поддержали и, главное, не отпустили кредитов. Конечно, каждая коммуна делает то, что может. Мы в Пор-де-Буке сумели построить жилища для двух тысяч рабочих комбината. Но на большее у нас нет денег.
Пор-Сен-Луи в устье Роны, очаровательный городок... Его мэр, тоже депутат-коммунист, Вен-сэн Порелли говорил нам о другой проблеме: охране природы чудесного края. В частности, об опасности, нависшей над Камаргой, этим уникальным уголком Франции.
В треугольнике, образуемом двумя руслами Роны, соленые лагуны, болота, заросшие камышом. Тут зимуют миллионы перелетных птиц, водятся редкостные розовые фламинго. На фермах выращиваются бычки, вольно пасутся табуны белых коней. Советские зрители помнят, вероятно, короткометражный французский фильм «Белая лошадь». Он был снят здесь, в Камарге. Возвращаясь из Фоса, мы заглянули сюда.
— От района Фоса Камаргу отделяет лишь главное русло Роны,— сказал нам Порелли.— Если ограничить индустриальную зону территорией, отведенной для комбината, можно еще сохранить Камаргу, Арль и другие городки с их античными памятниками и пышной природой. Но уже возникли проекты застроить всю территорию между Фосом и Арлем, а это уничтожит самые живописные места Прованса...
В Марселе мы говорили с некоторыми члена-городского муниципалитета, заглянули в торгово-промышленную палату и редакции местных газет. Здесь господствовало разочарование и определенное раздражение. Фос обманул ожидания местных деловых кругов. Так, подряды на строительные работы захватили крупные парижские компании, а на долю местных предпринимателей пришлись лишь крохи.
Главный вопрос — обеспечение занятости местного населения. Новые предприятия в районе Фоса предельно механизированы. Марсельским «мыловарам» там делать нечего. К тому же индустриальная зона Фоса находится в полусотне километров от Марселя, немыслимо ежедневно ездить туда на работу.
Есть ли выход из создавшейся ситуации? Ответ мы получили в федерации компартии департамента Буш-дю-Рон. Ее первый секретарь, депутат Жорж Лазарино, заявил нам:
— Мы за Фос, за индустриализацию юга Франции. Но не за «дикую», подчиненную узкокорыстным замыслам металлургических и других монополий. И мы имеем по этому поводу свое мнение, свои конкретные предложения, за осуществление которых боремся здесь и в Национальном собрании при активной поддержке жителей.
Суть этих предложений — гармоничное развитие Буш-дю-Рон и соседних департаментов, создание перерабатывающей промышленности, машиностроительных и иных предприятий, которые использовали бы продукцию металлургического комбината.
— Мы не хотим, чтобы с Провансом произошло то, что случилось с долиной Рейна,— сказал редактор газеты «Марсельеза».— Влияние левых сил у нас большое. Почти все депутаты Национального собрания от нашего департамента коммунисты и социалисты. Наша задача — добиться, чтобы «стройка века» — Фосский индустриальный комплекс был поставлен на службу интересам страны, интересам жителей всего юга Франции...
Утро в Марсельском порту - Назад
Далее - Ферма у братьев Маркайу
Зыков С.П. О Франции и французах. Очерки и репортажи. М. Политиздат, 1978.
Внимание! При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Советика.ру обязательна! При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно! Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов, художников, фотографов и т.д. Желательно, при использовании материалов сайта уведомлять авторов сайта!