Речь перед выпускниками средних школ 17 мая 1962 года
Когда меня год тому назад попросили рассказать представителям английских деловых кругов о Финляндии, я отметил, что население Финляндии составляет лишь 0,15 процента населения земного шара, но эта страна расположена так далеко на севере, что финны составляют почти 40 процентов всего населения, проживающего севернее 60-й параллели. Далее я указал, что доля Финляндии в мировом экспорте газетной бумаги составляет 10 процентов, а в европейском экспорте — 40 процентов. Экспорт пиломатериалов составляет соответственно 14 и 30 процентов, а фанеры — 20 процентов и свыше 50 процентов. Сопоставляя местоположение нашей страны и ее малочисленное население с большим экспортом лесобумажной промышленности, я хотел наглядно показать наши экономические достижения.
Вышеприведенные данные о населении нашей страны были примерно такими же и сто лет назад. Но только в результате начавшейся в конце прошлого столетия и широко развернувшейся в период нащей независимости созидательной деятельности выросла та промышленная Финляндия, о которой мы, ссылаясь на показатели ее промышленного производства, можем говорить с определенным чувством достоинства. Предпосылки для создания промышленной и культурной страны, какой ныне является Финляндия, благами которой пользуется нынешнее поколение и за дальнейшее развитие которой оно несет ответственность, были созданы в процессе развития самосознания и понимания своего положения в мире.
Мы все помним, что Алексис Киви писал в 1870 году о младшем из братьев Юкола, Ээро*:
«Родина уже не была для него неопределенной частью неопределенного мира, неизвестно где находящаяся и вообще неизвестно какая. Теперь он знал, где находится эта страна, этот родной уголок мира, где живег, строит и борется финский народ и в земле которой покоится прах наших предков».
Превращение Ээро в мужчину, у которого появились «желание и стремление добиваться счастья и благополучия для нашей страны», показывает не только превращение этого жителя лесной глуши Финляндии в гражданина, но показывает также, как складывалась вся финская народность под воздействием Снеллмана и Ленрота**, пробуждавших национальное самосознание. И когда народ, движимый стремлением к государственности, был подготовлен с точки зрения своего культурного и экономического развития к тому, чтобы воспользоваться представившейся возможностью, это развитие, направленное па формирование народности, и расширение кругозора народа принесли ему также и независимость. Независимая Финляндия заняла свое место на карте мира, преисполненная решимости отстоять свое существование.
Многообразие создает богатство. Если посмотреть на двух гигантов — Соединенные Штаты и Советский Союз, которые в настоящее время оказывают наибольшее влияние на будущее мира, — то увидим, что это многонациональные, многоязычные государства со множеством различных культур. Финская культура также выросла на богатой, неоднородной почве.
У нас, например, есть многочисленная и одаренная часть населения, говорящая на шведском языке, которая живет в нашей стране десять веков и связывает нас органически и широко с языковым и культурным миром Скандинавии. У нас уже свыше пяти веков существуют присущие Северным странам правопорядок и общественный строй, которые связывают нас с западным миром бесчисленными и крепкими нитями. У нас многовековая западная церковь, через которую традиции христианской культуры идут сплошным духовным потоком от средневекового Рима.
Но, помимо всего этого, у нас есть свое ценное достояние, которого стыдились и которым пренебрегали. Я имею в виду нашу исконную карельскую православную церковь и воспринятые через нее элементы культуры, которые связывают нас с еще более древней, византийской культурой. В средние века и даже в XVI веке, когда наша восточная граница еще не установилась, именно византийское влияние дало племенам Карьяла и Саво, а также жителям северной Похьянмаа свою прекрасную восточнофинскую самобытность. Однако, борясь за политическое господство, западное направление особенно предосудительным и даже презираемым считало православие. Такое же отношение к нему наблюдается и в наши дни. Разрешите привести один пример. Прошлой осенью одна карельская художница по тканям рассказывала, что, когда она была школьницей, ей приходилось терпеть неблагожелательное отношение из-за ее православного происхождения. Дело дошло до того, что она наконец стала даже сама отрицать свое происхождение. Она пыталась считать себя «чистым продуктом западной культуры», что ей, однако, не очень удавалось. Лишь став взрослой, после многих горьких испытаний, она поняла, что не нужно и даже нельзя стыдиться своего происхождения, и с этого момента для нее начался новый период развития как художницы и человека.
Помимо византийского культурного наследия, мы имеем также свой язык и свои антропологические черты, которые налагают на нас особую, отличную от других, печать в семье малых народов Северных стран.
Я хотел вкратце указать на эти различные «строительные материалы» нашей культуры, чтобы напомнить вам, как обширна и богата у нас эта почва. Слишком часто мы забываем, что свою самостоятельную роль в мировой культуре мы имеем лишь постольку, поскольку обладаем самобытной почвой для развития культуры. А такая почва у нас есть. Наша культура сформировалась и сложилась из культурных и расовых элементов, которые в течение многих веков прибывали к нам с разных сторон. Теперь у нас появился новый источник национального развития благодаря тому общению, которое возникло в результате переселения в новые места карелов, потерявших свой родной край. Этот процесс формирования и слияния воедино только начинается, но я глубоко убежден, что со временем он обогатит нашу культурную жизнь своими особыми чертами. Прошу заметить, что, говоря о культуре, я имею в виду в данном случае, как и вообще, не книжные знания, а духовную культуру, свободную от какой-либо ограниченности.
Подчеркивая значение самобытности нашей культуры, я делаю это не для того, чтобы посоветовать вам замкнуться в ней. Нет, наоборот, мы должны развивать все, что у нас есть самобытного, чтобы таким путем наилучшим образом обогатить культурную сокровищницу всего человечества. Мы не должны оставлять неиспользованными никакие строительные материалы, предоставленные нам судьбой. Для того чтобы брать что-либо у других, мы должны иметь что-то свое, что можно было бы дать другим. И мы должны смело брать и смело давать. Если у нас не хватит смелости общаться со всеми народами и другими культурами, то мы окажемся в тине национального самодовольства, в которой задохнется всякое здоровое начало. К таким же последствиям мы придем, если будем стыдиться наших исконных ценностей или проявим недовольство нашим географическим положением. Парадоксально, но факт, что прочная национальная культура нигде не зарождается без самого оживленного международного контакта и общения. Но к этому необходимо добавить одно важное условие: надо уметь по-своему воспринимать влияния, превращать их в свое, соответствующее характеру страны культурное достояние, в ценность, которая не является результатом слепого подражания другим, а есть продукт творческой переработки и усвоения. Во всем новом должно быть видно то, о чем старые люди говорят, имея в виду неотвратимый процесс развития: «Страна преобразует все по-своему», то есть накладывает свою определенную печать. Лишь органически развивающееся является прочным, устойчивым.
В свободных от предвзятости поисках, которые я с большим удовлетворением наблюдаю сейчас в среде студенчества и молодой интеллигенции, я вижу обнадеживающий признак искреннего стремления найти для финской культуры и общественного мышления прочную национальную основу, соответствующую требованиям нового времени. Молодые, видимо, чувствуют лучше, чем старые, что мир вступил в новую историческую эпоху. Характерным для нашей эпохи является как открытие тайн ядерной физики и вызванное этим развитие техники, так и начало завоевания космоса, но столь же характерно и другое явление, которое я лично считаю очень важным в истории человечества: в наше время мы начинаем думать о человечестве как о едином целом. В школе в годы моей молодости преподавалась история главным образом западных стран. Это была история Европы и европеизма. Она развивала у нас одностороннее понятие о мире и народах, населяющих его. Ваши учебники, вероятно, охватывают более широкий материал. Но даже если объем материала и не был бы еще достаточно широк, то сама жизнь вокруг нас заставляет воспринимать и мир и человечество как единое целое. Я хотел бы, чтобы вы поднялись до того подлинного чувства братства людей и народов, которое не делает различий между цветом кожи, расой, образованием, культурным миром, общественным строем и мировоззрением. Это чувство должно быть не торжественной фразой, а основополагающим и незыблемым убеждением, что все люди составляют одно целое и что у них общая судьба.
У нас, однако, не появится этого чувства единства и мы не сможем использовать этот неиссякаемый источник энергии, если мы не умеем спокойно и беспристрастно рассматривать прошлое, ни на что не закрывая глаза. Наступление новой эпохи означает, что мы не можем не подвести черту под прошлым. Мы не можем двигаться вперед, пока не перестанем поклоняться утерянным или умершим богам. Мы хорошо знаем, что в поворотные моменты истории каждому народу грозит судьба жены библейского Лота — если оглянешься назад, превратишься в соляной столб. Самой большой ошибкой европейской послевоенной политики считают тот факт, что политические деятели заботились больше о своем прошлом, чем о будущем своих стран.
Смелость, которая должна быть проявлена при определении новых задач творческой деятельности в области культуры, необходима также, чтобы поставить эти задачи на должную высоту. «В науке у нас немало таких, кто много и даже хорошо пишет, но очень мало настоящих исследователей». Так заявил академик Пааво Равила зимой, при закрытии совещания по культурно-политическим вопросам. Далее он сказал: «Молодые исследователи тоже выбирают свои темы из безопасных областей, таких, в которых можно следовать авторитетам и в которых ожидаемый результат виден уже с самого начала. Такой дух непригоден для науки. Там требуется смелость, и исследователь в поисках нового не должен страшиться риска. Надо иметь смелость проникнуть в тьму, где никакой авторитет не освещает пути, по которому идет исследователь, и где единственным источником света является уверенность неустанного исследователя в своих силах. В науке нам нужен отважный дух исследователей неизведанных краев». Эти очерченные академиком Равила принципы применимы ко всем областям творческой деятельности человека, включая и экономическую. В своем докладе в апреле 1962 года главный директор Банка Финляндии Клаус Варис указал, что готовая продукция в нашем вывозе на свободные рынки все еще составляет — за исключением бумаги — меньше одной десятой. По его мнению, по структуре производства мы ближе к колониальным, чем к промышленным странам. Я понимаю эту критику следующим образом: в нашей стране хватает работы для людей как умственного, так и физического труда. Мои дорогие молодые друзья! Финляндия — страна больших возможностей. Ей нужен ваш труд. Готовьтесь усердно и вдохновенно служить своему народу!
Ровно сто лет назад Снеллман сказал: «Интересы нации должны совпадать с интересами человечества». Но эти слова стали актуальными только теперь. Поразительно, что одновременно с разделением мира на два огромных политических лагеря, которые вооружаются друг против друга ядерным оружием и ведут идеологическую борьбу в мировом масштабе, в народах пробуждается взаимная ответственность. Однако народы пробуждаются очень медленно и с большими муками. Напомню вам, что воздействие европейских колониальных держав на цветные континенты было двояким. С одной стороны, колониальиые державы без зазрения совести и мало думая о будущем эксплуатировали цветные народы, отставшие в своем развитии вследствие малого общения с другими народами, но, с другой стороны, получилось, что они освободили эти народы от страха первобытного шаманства и приобщили их к достижениям науки и техники. Теперь белым колониальным державам приходится пожинать то, что они сеяли в течение столетий. Благодаря достижениям своей культуры, в особенности технической, у белой расы легко появляется чувство превосходства перед цветными народами, но при этом она забывает, что сама прошла все фазы развития, начиная от людей каменного века и до людей нынешнего атомного века. Уместно также спросить, как может гордиться раса, уже дважды в течение этого столетия ввергнувшая себя в мировую войну?
Каково же наше отношение к так называемым малоразвитым странам и к их развивающейся культуре? Одна из наших важнейших задач будущего — это полнее осознать ответственность за судьбы этих стран, за ликвидацию страшной нищеты, за разрешение их трудных экономических, технических и общественных проблем. Я лично увидел все в совершенно ином свете, когда секретарь Международного союза юристов, находясь несколько лет назад в Финляндии, рассказал, что юристы Азии и Африки заявили ему: «Ваше государство с его правовыми нормами представляет большой интерес, по как мы, по вашему мнению, сможем осуществить их при нашей страшной нищете? Если вы скажете человеку, умирающему с голода, что он обладает всеми правами человека, например свободой слова, он воспримет это как издевательство».
Мы, финны, имеем хорошие предпосылки для общения с цветными народами по двум причинам. Во-первых, на наши плечи не давит моральное «бремя белого человека» — тяжелое наследие колониальных держав. Между прочим, президент Кеннеди указал на это, предлагая Финляндии шире участвовать в помощи малоразвитым странам.
Второе наше преимущество заключается в том, что у нас еще свежи в памяти все те уловки, к которым прибегает угнетатель, желая удержать свою власть в области экономики, политики и культуры. Не прошло еще и ста лет с тех пор, как к нам относились с тем же предубеждением, с каким теперь относятся к темнокожим. Тогда говорили о нашей незрелости, то есть неготовности пользоваться избирательным правом, о нашей неспособности развивать более высокую культуру, о примитивности финского языка и т. д. Властолюбие, алчность и честолюбие человека, видимо, всегда облачаются в предубеждения по отношению к тем, которые находятся вне «его круга». Человек ищет и находит в своем противнике свои же недостатки, свои же пороки. Однако история человека есть история расширения поля его деятельности. Поэтому мы должны подавлять предубеждения, которые легко зарождаются как в нас самих, так и в нашем классе и во всем народе. И если на нашем пути возникнет такое препятствие, как самодовольство, то уместно вспомнить, что Тацит писал в своем произведении «Германия» о фенах ***, живших в те времена в районе Балтийского моря: «Для фенов присущи поразительная примитивность и страшная нищета. У них нет ни оружия, ни лошадей, ни жилищ. Пищей у них служат растения, одеждой — шкуры, ложем — земля... И дети у них не имеют другой защиты против зверей и дождя, кроме какого-то сплетенного из ветвей навеса... В стороне от людей, в стороне от богов они достигли самой трудной цели, а именно: у них нет уже никаких желаний».
В европейском понимании мы очень поздно включились в культурное соревнование народов. Но если мы будем максимально широко развивать наши контакты с другими народами, то сможем догнать другие страны. Мир был бы беден, если бы существовали только одинаковые расы, народы, религии, воззрения и взгляды. Мы должны научиться любить жизнь, всю человеческую жизнь, во всем ее богатстве и многообразии.
О нашем внешнеполитическом положении скажу лишь несколько слов, отмечу только, что наша основная внешнеполитическая линия тесно связана с вышеизложенной позицией, которой присущи широта взглядов и гуманный дух. Мы живем на границе между Западом и Востоком. Наша национальная самобытность сохранится, если в основе нашего самосознания и взглядов на мир будет лежать понимание необходимости единства всего человечества и если мы сумеем связать наши национальные интересы с требованиями времени и международной жизни. Как-то в своем выступлении я сказал, что в силу географического положения нашей страны нам предназначена роль строителя моста между Западом и Востоком. Я отнюдь не хотел этим сказать, что мы должны навязываться великим державам в качестве примирителя их разногласий. Строительство моста означает для меня скорее моральную позицию, верность своей роли и основывающееся на этом сотрудничество, которое не ограничивается одним только соседством. Думаю, что, подчеркивая в своем выступлении в Копенгагене неделю тому назад важную роль малых государств в строительстве мостов между великими державами, Генеральный секретарь ООН У Тан предполагал, что для проводимой малыми государствами политики мира открываются практические возможности.
Выступая прошлой осенью на сессии Генеральной Ассамблеи ООН, я сказал: «Мы видим в ООН вызов тем слепым силам, которые называются то судьбой, то исторической неизбежностью». Эту мысль, несколько видоизменив, можно применить и к нашему международному положению. «Суровые повеления судьбы» были мистическим фактором в моральной ориентации в первые годы нашей независимости, а историческая неизбежность была как бы тяжелыми рыцарскими латами, облачаясь в которые мы испытывали горькое и дерзкое удовольствие крестоносца. Молодой поэт Ууно Кайлас выразил это в своих стихах:
За границей бездна разверзается,
Впереди — Азия, Восток,
За мною — Запад и Европа,
Ее я, стражник, защищаю!
Но это время давно позади. Новая Финляндия, в которой мы живем, бросила вызов тем слепым силам, которые мы в свое время, правда по весьма понятным причинам безопасности, накликали. Нет никакой неизбежности судьбы или требований прошлой истории, с которыми мы не смогли бы справиться. Но есть для этого одно необходимое условие: мы должны разорвать путы страха и ненависти. Уже из-за одного нашего географического положения, не говоря об общечеловеческой воле к миру, мы не должны позволить окутать себя атмосферой ненависти и страха, которая теперь охватывает так много народов на Востоке и Западе.
* Имеется в виду произведение Алексиса Киви «Семь братьев». — Прим. ред.
** Ленрот (1802—1884) — писатель, собиратель эпоса «Калевала». — Прим. ред.
*** Так древнеримский историк Тацит называл финнов. — Прим. ред.
По книге: Урхо Калева Кекконен. Финляндия и Советский Союз. М., 1975.
Внимание! При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Советика.ру обязательна! При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно! Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов, художников, фотографов и т.д. Желательно, при использовании материалов сайта уведомлять авторов сайта!