Поиск по сайту


+16
Издание предназначено для лиц старше 16-ти лет.

Культурно-просветительское издание о советской истории "Советика".

е-мейл сайта: sovetika@mail.ru



Посмотрите еще..


Посетите Болгарию (информация для советского туриста)


К 135-летию Николая Вавилова. Или следователь Хват и Вавилов - две жизни




СССР, СССР - из справочника Страны мира за 1985 год.


СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК (СССР)

из справочника "Страны мира, 1985 г."



СССР — первое в мире социалистическое государство рабочих и крестьян. Расположено в вост, части Европы, Северной и Средней Азии. Территория — 22,4 млн. км2 (почти 1/6 обитаемой суши). Св. 75% площади страны находится в Азии и ок. 25% — в Европе. Население— 276,3 млн. чел. (на 1.11985 г.). СССР населяют более 100 наций и народностей. Наиболее многочисленные (перепись 1979 г.): русские, украинцы, узбеки, белорусы, казахи, татары, азербайджанцы, армяне, грузины, молдаване, таджики, литовцы. Столица— Москва (8,5 млн. жит.). СССР — единое союзное многонациональное государство, образованное на основе принципа социалистического федерализма, в результате свободного самоопределения наций и добровольного объединения 15 равноправных советских социалистических республик.

7.XI 1917 г. рабочий класс России в союзе с трудовым крестьянством под руководством Коммунистической партии во главе с В. И. Лениным совершил Великую Октябрьскую социалистическую революцию, открывшую новую эпоху в истории человечества — эпоху перехода от капитализма к социализму, всеобщего революционного обновления мира.

Для успешной защиты завоеваний Великого Октября и быстрейшего продвижения к социализму трудящиеся советских нац. республик, объединенные общей борьбой за установление и упрочение диктатуры пролетариата, стремились и к гос. объединению. 30.XII 1922 г. I Всесоюзный съезд Советов утвердил документы, в к-рых воплотились ленинские принципы нац. политики,— Декларацию и Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик. Первая Конституция СССР (1924 г.) законодательно закрепила добровольный гос. союз равноправных советских республик. Сплочение в едином союзе создало благоприятные условия для развития их экономики и культуры, переустройства общественной жизни на социалистических началах. Динамичный рост экономики, современная пром-сть, сел. хоз-во, наука, подлинный расцвет культуры — все это характеризует сегодня любую из советских республик. В то же время они имеют свой неповторимый облик, национально-своеобразные черты.

Гос. строй в СССР основан на социалистических производственных отношениях. Социальную основу СССР составляет нерушимый союз рабочих, крестьян и интеллигенции. Основу экономической системы СССР составляет социалистическая собственность на средства произ-ва в форме гос. (общенародной) и колхозно-кооперативной собственности.

Хозяйственная жизнь СССР определяется и направляется гос. народнохозяйственным планом. Осн. принципы планирования народного хоз-ва были разработаны В. И. Лениным. В 1929 г. XVI конференция ВКП(б) одобрила, а V Всесоюзный съезд Советов утвердил первый пятилетний план развития народного хоз-ва СССР. Последовательное осуществление советских пятилеток явилось мощным фактором социального ускорения, эффективным инструментом глубокого качественного преобразования всех сторон общественной жизни, развития инициативы и творчества масс. В результате социалистической индустриализации и коллективизации сел. хоз-ва, культурной революции, справедливого решения нац. вопроса в СССР впервые в мире построено социалистическое общество, что нашло отражение в Конституции СССР, принятой в 1936 г. Чрезвычайным VIII съездом Советов.

Советское государство подверглось суровым испытаниям в годы Великой Отечественной войны 1941—45 гг. Победа в этой войне явилась убедительной демонстрацией преимуществ социализма, жизненности и несокрушимости нового общественного строя. Всемирно-историческая победа над германским фашизмом и японским милитаризмом укрепила международные позиции СССР, открыла новые благоприятные возможности для роста сил социализма, нац. освобождения, демократии и мира во всем мире. В 1985 г. советский народ торжественно отметил 40-летие Победы в Великой Отечественной войне.

Продолжая свою созидательную деятельность, советский народ обеспечил неуклонный социально-экономический прогресс, всестороннее развитие страны, совершенствование социалистического строя. Упрочились союз рабочего класса, колхозного крестьянства и народной интеллигенции, дружба наций и народностей СССР. Сложилось социально-политическое и идейное единство советского общества, ведущей силой к-рого выступает рабочий класс. Выполнив задачи диктатуры пролетариата, Советское государство стало общенародным. Решена в основном задача выравнивания уровней экономического развития советских республик. На основе сближения всех социальных слоев, юридического и фактического равенства всех наций и народностей возникла новая историческая общность людей — советский народ.

Напряженный, вдохновенный труд всех народов страны, сплотившихся под руководством Коммунистической партии в Союз ССР, их последовательная борьба за осуществление социалистических идеалов вывели советское общество на новый рубеж общественного прогресса — оно вступило в этап развитого социализма.

Развитой социализм — закономерный, объективно необходимый этап первой фазы коммунизма, на к-ром завершается перестройка всех общественных отношений на внутренне присущих новому строю коллективистских началах, социализм в полной мере раскрывает свои преимущества, создаются необходимые предпосылки для непосредственного решения задач высшей фазы коммунизма.
Историческим рубежом в развитии советского общества явилось принятие новой Конституции СССР (7.Х 1977 г.). В Конституции СССР, конституциях союзных и автономных республик нашли концентрированное выражение наиболее существенные изменения, происшедшие в экономической, социальной и духовной жизни советского общества, глубокий демократизм Советского государства. Вся власть в СССР принадлежит народу. Народ осуществляет гос. власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР. Высший орган гос. власти — Верховный Совет СССР, состоящий из 2 равноправных палат — Совета Союза и Совета Национальностей. Законы СССР принимаются Верховным Советом СССР или всенародным голосованием (референдумом), проводимым по решению Верховного Совета СССР. Верховный Совет избирает Президиум Верховного Совета СССР, подотчетный в своей деятельности Верховному Совету СССР. Председатель Президиума Верховного Совета СССР — А. А. Громыко.

4.III. 1984 г. состоялись выборы в Верховный Совет СССР. В выборах приняли участие 99,99% общего числа избирателей. Среди избранных депутатов 51,3% — рабочие и колхозники, 71,4%—члены и кандидаты в члены КПСС, 32,8%—женщины, 28,6%—беспартийные, 22% — молодежь до 30 лет.

Верховный Совет СССР образует высший исполнительный и распорядительный орган гос. власти — Совет Министров СССР. Председатель Совета Министров СССР — Н. И. Рыжков.

В феврале 1985 г. прошли выборы в Верховные Советы союзных и автономных республик, в местные Советы народных депутатов.

Советы народных депутатов — самые представительные органы народовластия. В составе местных Советов 2 304 830 депутатов, среди них рабочих — 44,5%, колхозников — 24,8, членов и кандидатов в члены КПСС—42,8, женщин — 50,3, беспартийных — 57,2, лиц в возрасте до 30 лет — 34,3%.

Созданная В. И. Лениным Коммунистическая партия Советского Союза (КПСС) — руководящая и направляющая сила советского общества, ядро его политической системы. Процесс образования партии завершился на II съезде РСДРП в 1903 г. КПСС —партия научного коммунизма, осуществляющая свою деятельность на идейных и организационных основах, нормах и принципах партийного руководства, выработанных В. И. Лениным. Она тесно связана с массами, строится на основе демократического централизма. КПСС — высшая форма общественно-политической организации, объединяющая на добровольных началах передовую, наиболее сознательную часть рабочего класса, колхозного крестьянства и интеллигенции. В ее рядах— 18,5 млн. коммунистов (на 1.IV 1984 г.).
Генеральный секретарь ЦК КПСС — М. С. Горбачев. Центральный печатный орган ЦК КПСС —газета «Правда», теоретический и политический журнал ЦК КПСС — «Коммунист».

Вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит всей созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный, научно обоснованный характер всестороннему совершенствованию развитого социализма.

Ныне в стране развернулась подготовка к XXVII съезду КПСС. На нем будет рассмотрена новая редакция Программы партии, определены перспективы развития страны на следующую пятилетку и до 2000 года.

Современный период характеризуется дальнейшим повышением руководящей роли партии в обществе, усилением ее теоретической, политической и организаторской деятельности, ее роли в углублении социалистической демократии.

Внеочередной мартовский (1985 г.) Пленум ЦК КПСС подтвердил неизменность стратегической линии, выработанной на XXVI съезде партии, последующих Пленумах ЦК КПСС, линии на ускорение социально-экономического развития страны, на совершенствование всех сторон жизни общества.

Пленум единодушно избрал Генеральным секретарем ЦК КПСС тов. Горбачева М. С.

Апрельский (1985 г.) Пленум ЦК КПСС определил дату созыва очередного XXVII съезда партии —25.11 1986 г., обозначил круг вопросов, к-рые будут обсуждены, наметил сроки проведения отчетно-выборной кампании, определил направления разносторонней работы — политической, экономической, организаторской, идейно-теоретической.

КПСС — партия интернационалистов, в ее рядах — представители более 100 национальностей. Она является неотъемлемой частью мирового коммунистического движения. Вместе с др. братскими партиями КПСС активно борется за укрепление единства мирового коммунистического движения на принципиальной основе марксизма-ленинизма, пролетарского интернационализма.

Самая массовая общественная организация трудящихся СССР — профессиональные союзы — более 133 млн. чел. (1983 г.). В центр своей деятельности профсоюзы ставят заботу о правах и интересах трудящихся, о подъеме произ-ва, участвуют в решении хозяйственных, социальных и культурных задач. Выступая надежной опорой партии в массах, мощным средством развития демократии, профсоюзы призваны активнее вовлекать трудящихся в решение многоплановых задач совершенствования развитого социализма, усиливать контроль за решением вопросов труда, жизни и быта людей. В марте 1982 г. состоялся XVII съезд профсоюзов СССР.

Передовая молодежь объединена во Всесоюзном Ленинском Коммунистическом Союзе Молодежи (ВЛКСМ) —42 млн. чел. (1984 г.). Комсомол — надежный помощник партии, ее боевой резерв, из к-рого она постоянно пополняет свои ряды. В 1982 г. состоялся XIX съезд комсомола.

СССР последовательно проводит активную и конструктивную внешнюю политику во имя укрепления мира, выступает за упрочение безопасности народов и широкое международное сотрудничество. Внешняя политика СССР направлена на обеспечение благоприятных международных условий для решения стоящих перед советским народом созидательных задач, защиту гос. интересов СССР, укрепление позиций мирового социализма, поддержку борьбы народов за нац. освобождение и социальный прогресс, на предотвращение агрессивных войн, достижение всеобщего и полного разоружения и последовательное осуществление принципа мирного сосуществования государств с различным социальным строем. XXVI съезд партии выдвинул внешнеполитическую программу — программу продолжения и углубления разрядки, борьбы за прекращение гонки вооружений, за радикальное оздоровление международной обстановки.

Внеочередной мартовский и апрельский (1985 г.) Пленумы ЦК КПСС подтвердили верность СССР ленинскому курсу мира и мирного сосуществования, к-рый определяется советским общественным строем.

СССР как составная часть мировой системы социализма строит свои отношения со странами социалистического содружества на принципах справедливости, равноправия и братства, активно участвует в экономической интеграции и в международном социалистическом разделении труда. Советский Союз — член СЭВ и участник Варшавского Договора.

Беречь и всемерно укреплять братскую дружбу с ближайшими соратниками и союзниками — странами великого социалистического содружества — первая заповедь КПСС и Советского государства во внешней политике. Все более важной задачей становится всемерное совершенствование и обогащение сотрудничества, развитие всесторонних связей с братскими странами социализма, обеспечение их тесного взаимодействия в политической, экономической, идеологической, оборонной и др. областях, отмечалось на апрельском (1985 г.) Пленуме ЦК КПСС.

Огромную роль в упрочении социалистического содружества играют постоянное взаимодействие братских коммунистических партий, глубокое взаимопонимание, доверие и согласие между руководством партий. Регулярно проводятся встречи на высшем уровне, обмен партийно-правительственными делегациями, совещания секретарей ЦК. Общая решимость и впредь совершенствовать всестороннее политическое взаимодействие, экономическое, идеологическое и иное сотрудничество была выражена в ходе встречи (13.III 1985 г.) Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева с главами партийно-государственных делегаций государств — участников Варшавского Договора. Было подчеркнуто, что в условиях сложной международной обстановки укрепление единства и сплоченности братских стран, усиление координации их действий на международной арене приобретают особое значение.

СССР развивает свои отношения и с социалистическими странами, не входящими в Варшавский Договор и СЭВ; выступает за повышение роли и влияния на международной арене мировой социалистической системы в целом. В этой связи СССР придает важное значение нормализации отношений с Китайской Народной Республикой, считает, что улучшение отношений с КНР возможно при наличии взаимности.

Одной из основ внешней политики КПСС и Советского государства была и будет солидарность с народами, сбросившими ярмо колониальной зависимости и вступившими на путь самостоятельного развития, и особенно с народами, отражающими «необъявленные войны» и неоколониалистский натиск империализма. Как подчеркивалось на внеочередном мартовском (1985 г.) Пленуме ЦК КПСС, «и сегодня наши симпатии — на стороне стран Азии, Африки и Латинской Америки, которые идут по пути укрепления независимости и социального обновления. Они для нас — друзья и партнеры в борьбе за прочный мир, за лучшие, справедливые отношения между народами».

На укрепление международной безопасности в целом направлены Предложения Советского Союза по ближневосточному урегулированию (июль 1984 г.), в к-рых изложены принципы ближневосточного урегулирования, а также пути его достижения.

За последние годы связи с освободившимися странами упрочились, обогатилось их политическое содержание. Интересам народов, делу мира хорошо служат договоры о дружбе и сотрудничестве, заключенные СССР с Анголой, Эфиопией, Мозамбиком, Афганистаном, НДРЙ, Сирией. Большое место во взаимоотношениях СССР с освободившимися странами занимает сотрудничество с Индией. Создавая обширную зону мира и стабильности на азиатском континенте, советско-индийские отношения позволяют обеим странам успешно взаимодействовать на международной арене в целях сохранения и упрочения мира, развития мирного сотрудничества между народами.

СССР и впредь будет проводить курс на взаимовыгодное сотрудничество с этими государствами, глубоко уважая их суверенитет и не вмешиваясь во внутренние дела.

СССР твердо следует ленинским курсом мирного сосуществования и взаимовыгодного сотрудничества с капиталистическими государствами, твердого отпора агрессивным проискам империализма. Растут экономические, научно-технические, культурные связи с многими капиталистическими государствами Европы.

СССР исходит из того, что межгосударственные документы периода разрядки напряженности, включая хельсинкский Заключительный акт, не потеряли своего значения. Они представляют собой пример того, как можно строить международные отношения, если руководствоваться принципами равенства и одинаковой безопасности, сложившимися в мире реальностями, если не стремиться к каким-либо преимуществам, а искать взаимоприемлемые решения и договоренности, отмечалось на апрельском (1985 г.) Пленуме ЦК КПСС. Это полностью относится и к отношениям СССР с США, в к-рых, несмотря на нек-рые сдвиги последнего времени, наблюдается что-то вроде ледникового периода. Причина этому — взятый Вашингтоном курс на создание превосходящей военной силы, к-рая подчинила бы США весь мир. Особенно грозную опасность для планеты представляют объявленные вашингтонской администрацией планы «звездных войн», чего не в состоянии скрыть никакой камуфляж, никакие обманные заверения. Говоря об обороне, США в действительности готовятся к нападению. Рекламируя «космический щит», они куют космический меч, обещая ликвидировать ядерное оружие,—на практике наращивают и совершенствуют его. Точно так же, обещая стабильность миру, США стремятся переломить сложившееся военно-стратегическое равновесие. Все это еще больше усложняет международную обстановку и не может не сказываться на советско-американских отношениях, доводя их временами до грани острой напряженности.

Улучшение отношений между СССР и США, придание им более стабильного и конструктивного характера не только крайне необходимы, но и возможны, конечно, при условии взаимности.

Стержень советской внешней политики сегодня — это борьба за прекращение навязанной империализмом гонки вооружений, за устранение угрозы мировой ядерной войны. СССР выступал и выступает за мирное решение международных проблем, за мирные переговоры, за поиск реалистических решений, к-рые не усугубляли бы, а ослабляли напряженность в мире, помогали бы перекрыть пути гонки вооружений. СССР по-прежнему за то, чтобы Европа была свободна от ядерного оружия — и средней дальности, и тактического. Свою готовность к конструктивному диалогу СССР продемонстрировал и на стокгольмской Конференции по мерам укрепления доверия, безопасности и разоружению в Европе (январь 1984 г.).

Позиция СССР, советские конструктивные предложения по международным проблемам получают одобрение все большего числа стран в мире, в то время как позиция США получает все большее осуждение. Пример тому — итоги 38-й сессии ГА ООН. Советская инициатива составила сердцевину резолюции о необходимости принятия эффективных мер для предотвращения гонки вооружений в космосе. США выступили против. Подавляющее большинство стран — членов ООН поддержали СССР в таких вопросах, как решительное осуждение ядерной войны и объявление ее преступлением против народов, а также о замораживании ядерных вооружений, их существенных ограничениях и радикальных сокращениях. США и в этих вопросах противопоставили себя мировому сообществу народов, проголосовав против.

На конференции в Стокгольме СССР вновь подтвердил свою готовность к конструктивному рассмотрению широкого спектра мер по укреплению доверия и безопасности. Прежде всего, укреплению доверия могло бы служить принятие на себя обязательств не применять первыми ядерного оружия всеми государствами, владеющими им. СССР в одностороннем порядке уже взял такое обязательство.

Др. важным начинанием в укреплении доверия могли быть взаимные обязательства государств не применять друг против друга ни ядерных, ни обычных вооружений. СССР вместе с др. странами — участницами Варшавского Договора еще в январе 1983 г. выдвинул предложение заключить договор о взаимном неприменении военной силы и поддержании отношений мира. В договоре можно было бы зафиксировать обязательство его участников действовать в духе доброй воли в направлении прекращения гонки вооружений и разоружения.

Еще одна важная мера доверия, с инициативой осуществления к-рой выступает СССР,— сокращение военных расходов. Задаче преодоления недоверия между государствами отвечает и предложение Советской страны очистить Европу от такого вида оружия массового уничтожения, как химическое.

СССР поддерживает предложение о создании в различных р-нах Европы, в т. ч. в ее северной части, зон, свободных от ядерного оружия.

Что касается мер укрепления доверия в военной области, то и здесь СССР выступает с рядом конструктивных предложений, включая такие, как предварительное уведомление о крупных военных учениях и ограничение их масштабов; предварительное уведомление о крупных передвижениях и перебросках вооруженных сил и др.

Выдвигая такие предложения, СССР придерживается мнения, что меры укрепления доверия и безопасности должны охватывать широкий комплекс вопросов, не ограничиваясь каким-либо одним направлением, и, разумеется, они не должны давать какой-либо стране односторонних преимуществ.

Огромный интерес во всех концах планеты вызвали советские предложения о том, чтобы отношения между державами, располагающими ядерным оружием, подчинялись определенным нормам и принципам. СССР положил эти миролюбивые принципы в основу своей внешней политики. Он готов в любое время договориться с др. ядерными державами о совместном признании норм такого рода и придании им обязательного характера.

Летом 1984 г. СССР заявил о необходимости принятия срочных мер по недопущению милитаризации космического пространства и предложил США начать советско-американские переговоры по предотвращению милитаризации космического пространства, в рамках к-рых должен быть решен и вопрос о взаимном полном отказе от противоспутниковых систем.

В марте 1985 г. в Женеве в соответствии с ранее достигнутой договоренностью встречей глав делегаций начались советско-американские переговоры по ядерным и космическим вооружениям, совместно определенными предметом и целью к-рых является; не начинать гонки вооружений в космосе, прекратить ее на Земле, приступить к радикальному сокращению ядерных вооружений, имея в качестве конечной цели полную их ликвидацию.

Обнадеживающие перспективы на путях к обузданию гонки вооружений и уменьшению международной напряженности открывают новые мирные инициативы СССР, о к-рых сообщил М. С. Горбачев в беседе с редактором газеты «Правда», подтвердив их и в беседе со спикером палаты представителей конгресса США. СССР предложил, чтобы СССР и США ввели на весь период женевских переговоров мораторий на создание, включая научно-исследовательские работы, на испытания и развертывание ударных космических вооружений, заморозили свои стратегические наступательные вооружения. Одновременно должны быть прекращены развертывание американских ракет средней дальности в Европе и, соответственно, наращивание советских ответных мер. При этом СССР, демонстрируя добрую волю, вводит мораторий на развертывание своих ракет средней дальности и приостанавливает осуществление др. ответных мер в Европе. Срок такого, односторонне введенного моратория — до ноября 1985 г. Какое решение будет принято СССР после этого, зависит от того, последуют ли США поданному им примеру: остановят они или нет развертывание своих ракет средней дальности в Европе, Подкрепляя этой конкретной акцией свое новое мирное предложение, СССР стремится создать благоприятную атмосферу для советско-американских переговоров в Женеве. Важность их определяется тем, что от их исхода зависит, в каком направлении пойдет дальнейшее развитие не только советско-американских отношений, но и обстановки в мире в целом.

В августе 1985 г. СССР принял практические меры с целью остановить наращивание ядерного оружия, его дальнейшее совершенствование: с 6.VIII 1985 г. он объявил в одностороннем порядке мораторий на любые ядерные взрывы. Этот акт создает наиболее благоприятные условия для достижения соглашения о прекращении ядерных испытаний, для продвижения к ликвидации ядерного оружия вообще. СССР предложил также включить в повестку дня 40-й сессии ГА ООН вопрос «О международном сотрудничестве и мирном освоении космического пространства в условиях его не-милитаризации».

СССР выступает на международной арене в тесном един,ении с братскими странами социализма. Убедительным доказательством йх непреклонной решимости защитить мир в интересах всего человечества стала Политическая декларация государств — участников Варшавского Договора, принятая в Праге (январь 1983 г.). Решимость социалистических стран всемерно содействовать укреплению международного мира и безопасности, улучшению политического климата в Европе и во всем мире нашла новое проявление в выдвинутом предложении государств — участников Варшавского Договора государствам — членам НАТО относительно переговоров по вопросу о неувеличении и сокращении военных расходов (март 1984 г.).

Состоявшееся в июне 1984 г. в Москве Экономическое совещание стран — членов СЭВ на высшем уровне подтвердило общность оценок и взглядов по ключевым проблемам жизни социалистического содружества и международного положения, призвало широкую международную общественность, все страны, их парламенты и правительства объединить усилия в целях сохранения и упрочения мира, обуздания гонки вооружений. Были подписаны важные программные документы — Заявление об основных направлениях дальнейшего развития и углубления экономического и научно-технического сотрудничества стран — членов СЭВ и Декларация стран — членов Совета Экономической Взаимопомощи «Сохранение мира и международное экономическое сотрудничество».

Усилению военной угрозы страны — члены СЭВ предлагают свою альтернативу: курс на упрочение мира и ослабление международной напряженности, на конструктивное сотрудничество всех суверенных стран, в т. ч. и в экономической области.

Знаменательной вехой на пути дальнейшего укрепления единства и сплоченности стран социалистического содружества явилась встреча в Варшаве высших партийных и гос. деятелей стран Варшавского Договора (апрель 1985 г.). Главы делегаций НРБ, ВНР, ГДР, ПНР, СРР, СССР и ЧССР подписали протокол о продлении срока действия Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, заключенного в Варшаве 14.V 1955 г., на 20 лет с последующей пролонгацией еще на 10 лет. Встреча в Варшаве продемонстрировала твердую решимость государств содружества и впредь неуклонно следовать ленинским курсом мира и мирного сосуществования.

Выступая за последовательное развитие разрядки, прекращение гонки вооружений и разоружение, Советский Союз в то же время проявляет постоянную заботу о том, чтобы оборонный потенциал страны надежно защищал мирный труд советских людей от любых посягательств агрессора. Одновременно он делает все, чтобы отвести угрозу войны, сохранить мир для нынешних и грядущих поколений, чтобы в международных делах восторжествовал разум.

СССР — могучая индустриальная держава с высокомеханизированным сел. хоз-вом, передовой наукой и культурой.

Экономика СССР составляет единый народнохозяйственный комплекс, каждая часть к-рого вносит незаменимый вклад в общий подъем экономики и культуры страны. Нац. богатство СССР достигло 3,4 трлн. руб. (без стоимости земли, недр и лесов).

За 1984 г. введены в действие осн. фонды на сумму 170,1 млрд, руб., что на 3,6 млрд. руб. больше, чем в 1983 г. Нац. доход, использованный на потребление и накопление, увеличился на 12 млрд. руб. и составил 496 млрд. руб. (в сопоставимых ценах). Весь его прирост направлен на повышение благосостояния советских людей. С учетом затрат на жилищное и социально-культурное строит-во непосредственно на народное благосостояние направлено 4/5 нац. дохода. За счет роста производительности общественного труда обеспечено 94% прироста нац. дохода. Получена экономия труда 3 млн. чел.

В своем развитии СССР опирается на собственные природные ресурсы — полезные ископаемые, лесные и водные запасы. На территории Советского Союза располагаются месторождения угля, газа, нефти, железных и полиметаллических руд и др.

Топливно-энергетический комплекс является прочным фундаментом экономики страны. С целью его дальнейшего укрепления разработана и осуществляется Энергетическая программа СССР. Продолжается развитие Единой энергосистемы страны, охватывающей ныне территорию с населением более 220 млн. чел. Образована Единая газоснабжающая система страны. Энергетическая программа СССР предусматривает ускоренное развитие газовой пром-сти, а также расширение произ-ва электроэнергии на атомных и тепловых электростанциях, использующих энергию дешевых углей, более широкое проведение работ по поиску новых источников энергии. Добыча газа и нефти в Западной Сибири, их транспортировка в европейскую часть страны — важнейшие звенья Энергетической программы.

СССР располагает мощным трудовым потенциалом. В 1984 г. среднегодовая численность рабочих и служащих в народном хоз-ве составила 116,7 млн. чел., численность колхозников, занятых в общественном хоз-ве колхозов,— 12,6 млн. чел. Как и в предыдущие годы, обеспечена полная занятость трудоспособного населения.

Научный потенциал СССР обеспечивает непрерывный фронт фундаментальных и прикладных исследований. Число научных работников в стране выросло за последние 25 лет более чем в 6 раз. В 1984 г. их численность достигла 1,5 млн. чел., на научные исследования израсходовано 26 млрд. руб.

В годы XI пятилетки осуществляется 171 комплексная научно-техническая программа, охватывающая перспективные направления развития науки, техники и технологии произ-ва и наиболее важные стороны хозяйственной деятельности.

Продолжается плодотворная работа по освоению космоса. Советская космонавтика сегодня — это мощные ракеты, спутники, автоматические межпланетные станции, пилотируемые корабли и орбитальные станции. Это и сверхдальняя радиосвязь, телевидение, навигация, глобальный сбор метеорологической информации, изучение природной среды и природных ресурсов Земли, а также решение многих фундаментальных проблем науки. 15 и 24.ХП 1984 г. запущены автоматические станции «Вега-1» и «Вега-2», к-рым предстоит провести уникальные научные исследования планеты Венера и кометы Галлея. Данные исследования будут использованы учеными СССР, Австрии, Болгарии, ГДР, Польши, Франции, ФРГ и Чехословакии.

В 1984 г. зарегистрировано 15 крупных научных открытий в области ядерной физики, астрофизики, физики твердого тела, химии, геофизики, биологии и медицины; создано 3,8 тыс. образцов новых типов машин, оборудования, аппаратов, приборов и средств автоматизации. В 1984 г. в народном хоз-ве использовано более 24 тыс. изобретений и ок. 4 млн. рационализаторских предложений.

Последовательно используя преимущества социализма, КПСС вывела страну на передовые рубежи экономического и социального прогресса. По сравнению со второй половиной 30-х гг., когда в СССР были построены основы социализма, нац. доход вырос в 21,5 раза, пром, произ-во — в 35 раз.

Темпы прироста осн. экономических показателей в СССР значительно выше, чем в развитых капиталистических странах. Так, пром, произ-во, составляющее основу экономики, удвоилось в СССР за 10 лет, тогда как для достижения такого же прироста Великобритании потребовалось 26 лет, ФРГ и Франции — по 18 лет, США — 17 лет.

Перед советской экономикой стоит задача огромной важности — завершить интенсификацию экономики, добиться эффективного использования всех производственных и финансовых ресурсов на основе значительного ускорения научно-технического прогресса, всестороннего совершенствования и улучшения форм и методов социалистического хозяйствования.

На совещании в ЦК КПСС по вопросам ускорения научно-технического прогресса (июнь 1985 г.) советской экономике задан курс на достижение нового качественного уровня, определена и формируется развернутая программа быстрого продвижения вперед на стратегически важных направлениях, органически увязанная со структурной перестройкой произ-ва, переводом его на рельсы интенсивного развития, с использованием эффективных форм управления.

За 4 года XI пятилетки нац. доход возрос на 59 млрд. руб. Произ-во пром, продукции увеличилось на 101 млрд, руб., или на 15,2%. Валовая продукция сел. хоз-ва возросла за этот период на 10%. Прирост произ-ва обеспечивался в основном за счет роста качественных показателей экономики.

Весомый вклад в общие итоги 4 лет пятилетки получен в 1984 г. Выполняя решения XXVI съезда партии, последующих пленумов ЦК КПСС, трудящиеся страны сосредоточили внимание на ускорении темпов экономического развития, лучшем использовании производственного и научно-технического потенциала. Позитивные перемены произошли во всех сферах общественного произ-ва. Улучшились качественные показатели. Продолжалось повышение благосостояния советских людей.

В 1984 г. продукция пром-сти возросла по сравнению с 1983 г. на 29,7 млрд. руб. и составила 781 млрд. руб. (в действующих оптовых ценах предп-тий соответствующих лет), прирост пром, произ-ва в 1984 г.— 4,2% (3,4%—в 1981 г., 2,9% — в 1982 г., 4,2%—в 1983 г.). При этом продукция группы «Б» пром-сти возросла на 4,3%, а группы «А»—на 4,1%.

В 1984 г. вступило в строй ок. 200 новых гос. пром, предп-тий. Начали давать электроэнергию Калининская и Запорожская АЭС, новые мощные турбины на Саяно-Шушенской ГЭС. За год произ-во электроэнергии увеличилось на 5% и достигло 1493 млрд. кВт.ч.

Ускоренно развивались территориально-производственные комплексы: Западно-Сибирский, Канско-Ачинский, Южно-Якутский, Пав-лодар-Экибастузский, Южно-Таджикский и зоны Курской магнитной аномалии.

В 1984 г. добыто нефти, включая газовый конденсат, 613 млн. т, угля — 712 млн. т. Наиболее быстро развивалась газовая пром-сть. За год сданы в эксплуатацию новые месторождения газа и участки магистральных газопроводов общей протяженностью ок. 11 тыс. км. Объем добычи газа вырос на 10% и достиг 587 млрд. м3. Крупные мощности по добыче железной руды введены на Криворожском Центральном горно-обогатительном комбинате им. 50-летия Советской Украины, по произ-ву железорудного концентрата на Стойленском горно-обогатительном комбинате. Добыча железной руды достигла 247 млн. т. В 1984 г. выплавлено стали 154 млн. т, произведено проката черных металлов 123 млн. т.

Высокими темпами развивались отрасли пром-сти, обеспечивающие ход научно-технического прогресса. Произ-во химических волокон и нитей увеличилось за 1984 г. на 4%. Продукция машиностроения и металлообработки возросла на 7%. Металлорежущих станков выпущено на 9% больше, в т. ч. с числовым программным управлением— на 28%. Автоматических манипуляторов с программным управлением произведено 13,7 тыс. шт., или на 25% больше, чем в 1983 г., средств вычислительной техники и запасных частей к ним — на 11% больше.

Машиностроители произвели в 1984 г. 571 тыс. тракторов суммарной мощностью 50,9 млн. л. с., зерноуборочных комбайнов — 118 тыс. шт., кукурузоуборочных комбайнов — 2,3 тыс. шт., или на 14% больше, чем в 1983 г.

Значительно увеличен объем произ-ва, повышено качество товаров народного потребления. Выпущено: тканей всех видов — 11,8 млрд, м2, кожаной обуви—-764 млн. пар, швейных изделий — на 25,1 млрд, руб., бельевого и верхнего трикотажа —1,7 млрд, шт., мебели —на 7,5 млрд. руб. Произведено: цветных телевизоров — 3,6 млн. шт. (на 6% больше, чем в 1983 г.), холодильников емкостью 200 дм3 и выше —3 млн. шт. (на 8% больше), стиральных машин—4,5 млн. шт. (на 7% больше, чем в 1983 г.).

Производительность труда в пром-сти возросла за 1984 г. на 3,8% (при плане 3,4%), за счет этого получено 93% прироста продукции. Продолжалось осуществление Продовольственной программы СССР, утвержденной майским (1982 г.) Пленумом ЦК КПСС.

Продукция сел. хоз-ва в 1984 г. составила 135 млрд, руб., или на 7 млрд. руб. больше ее среднегодового произ-ва предыдущих лет пятилетки. Гос. закупки зерна полностью обеспечивают снабжение населения хлебом и хлебопродуктами. Произ-во хлопка-сырца составило 8,6 млн. т, собрано 85,3 млн. т сахарной свеклы (фабричной), 85,3 млн. т картофеля, 30,7 млн. т овощей.

В 1984 г., несмотря на сложные климатические условия, вновь произошли существенные сдвиги в животноводстве. Произведено (во всех категориях хоз-в): мяса—16,7 млн. т (в 1983 г.—16,4), молока —97,6 млн. т (в 1983 г,—96,4), яиц —76 млрд. шт. (в 1983 г —75,1), шерсти (в физическом весе) —463 тыс. т (в 1983 г.— 462 тыс. т). Поголовье продуктивного скота (на 1.1 1985 г., млн. голов): крупный рогатый скот — 120,9 (в т. ч. коровы — 43,5), свиньи— 77,8, овцы и козы— 148,9.

Обеспечена рентабельность произ-ва осн. видов с.-х. продукции. Прибыль колхозов и совхозов по всей деятельности в 1984 г. составила св. 18 млрд. руб. В 1984 г. сел. хоз-ву поставлено 381,7 тыс. тракторов суммарной мощностью 33,3 млн. л. с., 115,5 тыс. зерноуборочных, 2,1 тыс. кукурузоуборочных, 8,5 тыс. картофелеуборочных комбайнов, 10,1 тыс. хлопкоуборочных машин, 35,6 тыс. пресс-подборщиков, 16,4 тыс. дождевальных машин и установок, 3,8 тыс. измельчителей сена и много др. техники. Поставлено (в пересчете на 100% питательных веществ): минеральных удобрений — 23,1 млн. т, химических кормовых добавок — 772 тыс. т. В строй действующих вошли 1,4 млн. га орошаемых и осушенных земель.

Народное хоз-во СССР располагает мощной, динамично развивающейся транспортной системой. В стране действует ок. 144 тыс. км магистральных жел. дорог и 148 тыс. км подъездных путей предп-тий и организаций, 773 тыс. км автодорог с твердым покрытием, 76,2 тыс. км магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопрово-дов, 155 тыс. км газопроводов, 137,9 тыс. км внутренних водных судоходных путей сообщения.

Грузооборот всех видов транспорта в 1984 г.—7,7 трлн, т.км (увеличился против 1983 г. на 2,9%); пассажирооборот — 991 млрд, пас-км (возрос за год на 2,1%).

В 1984 г. досрочно введен в эксплуатацию магистральный газопровод Уренгой — Центр-1. Начато рабочее движение на всем протяжении Байкало-Амурской ж.-д. магистрали.

В 1984 г. капитальные вложения в народное хоз-во за счет всех источников финансирования составили 173,6 млрд. руб. и возросли по сравнению с 1983 г. на 2%.

Внешнеторг, оборот СССР достиг 139,7 млрд. руб. (возрос на 10% по сравнению с 1983 г.). В соответствии с решениями Экономического совещания стран — членов СЭВ на высшем уровне расширилось и углубилось экономическое и научно-техническое сотрудничество со странами социалистического содружества. Ден. единица — рубль.

Высокие темпы развития экономики, увеличение индустриальной мощи страны являются необходимой базой для обеспечения неуклонного последовательного роста благосостояния советского народа. За 4 года XI пятилетки реальные доходы населения возросли на 9%.

В 1984 г. продолжалось осуществление мероприятий по социальному развитию и повышению народного благосостояния. Среднемесячная денежная зарплата рабочих и служащих в народном хоз-ве составила 185 руб. против 168,9 руб. в начале пятилетки. Среднемесячная оплата труда колхозников возросла за год со 138 руб. до 145 руб. Выплаты и льготы населению из общественных фондов потребления составили в 1984 г. 139,5 млрд, руб., или на 4,7 млрд. руб. больше, чем в 1983 г. С учетом этих выплат и льгот зарплата рабочих и служащих увеличилась с 254 руб. до 260 руб. в месяц.
В районах Дальнего Востока и Сибири, в северных районах страны (в Карельской АССР и Коми АССР, Архангельской и Мурманской областях), а также в Вологодской, Новгородской и Псковской областях введена выплата пособий на детей малообеспеченным семьям, имеющим средний совокупный доход на члена семьи не более 75 руб. в месяц.

Улучшены условия содержания воспитанников в общеобразовательных школах-интернатах, детских домах и др. учреждениях подобного типа. Освобождены от платы за содержание детей в школах-интернатах одинокие матери и семьи, в к-рых средний совокупный доход на члена семьи не превышает 60 руб. в месяц.

Введены более высокие нормы питания детей в дошкольных учреждениях, установлены новые размеры платы за содержание детей в них, исходя из дохода на члена семьи. Плата за содержание детей в дошкольных учреждениях не взимается с родителей, в семье к-рых доход на члена семьи не превышает 60 руб. в месяц.

Розничный товарооборот государственной и кооперативной торговли, включая общественное питание, составил в 1984 г. 316 млрд, руб. Продажа мяса и мясопродуктов возросла на 7%, животного масла — на 8, сыра — на 6, стиральных машин — на 7, пылесосов — на 10, телевизоров цветного изображения — на 35, магнитофонов — на 12%.

Примечательной стороной жизни СССР является масштабное жилищное строит-во. В 1984 г. за счет всех источников финансирования построено более 2 млн. новых благоустроенных квартир общей площадью 113 млн. м2, что позволило улучшить жилищные условия 10 млн. чел. Сейчас ок. 80% городского населения живет в отдельных квартирах. В СССР квартирная плата остается неизменной с 1928 г. и составляет, включая коммунальные услуги, в среднем 3% от доходов семей рабочих и служащих. Плата населения за жилье и коммунальные услуги составляет менее 1/з расходов государства на содержание жилищного фонда и коммунального хозяйства.

Дальнейшее развитие получили народное образование и культура. В 1984/85 уч. г. различными видами обучения было охвачено 10.6 млн. чел., из них в общеобразовательных школах обучалось 44,6 млн., в профессионально-технических учебных заведениях — 4,1 млн. (в т. ч. в средних училищах — 2,4 млн.), в средних специальных учебных заведениях — 4,5 млн., в высших учебных заведениях — 5,3 млн. чел. В 1984 г. 4,6 млн. юношей и девушек получили среднее образование, при этом 1,2 млн.— без отрыва от произ-ва. В 1984 г. в народное хоз-во направлено 2,1 млн. специалистов, в т. ч. 0,9 млн. с высшим образованием и 1,2 млн. со средним специальным образованием.

СССР — страна, где забота о детях возведена в ранг гос. политики. Введены в действие общеобразовательные школы на 986 тыс. ученических мест, дошкольные учреждения — на 578 тыс. мест. Ок. 29 млн. детей и подростков провели лето в пионерских и школьных лагерях, на экскурсионно-туристских базах или выезжали на этот период в дачные местности с детскими учреждениями.

Расширились медицинское обслуживание и организованный отдых населения. Численность врачей всех специальностей в расчете на каждые 10 тыс. населения в СССР одна из самых высоких в мире — 41,2 специалиста (1984 г.). В 1984 г. количество врачей возросло на 32 тыс. и достигло 1136,1 тыс. чел. Общие расходы государства на медицинское обслуживание и физкультуру превысили в 1984 г. 16,7 млрд. руб. За счет гос. средств построены новые больницы на 61 тыс. коек, амбулаторно-поликлинические учреждения на 124 тыс. посещений в смену. Увеличилось на 54 тыс. число мест в санаториях, пансионатах, домах и базах отдыха, на туристских базах. В этих учреждениях лечилось и отдыхало 62 млн. трудящихся и членов их семей, из них св. 36 млн.— на туристских маршрутах и базах.

Результаты 1984 г. создают хорошую базу для успешной работы в завершающем году XI пятилетки. Намеченные показатели плана экономического и социального развития на 1985 г. отвечают экономической стратегии партии. Они ориентируют на усиление интенсификации, повышение технического уровня произ-ва, на динамичное, пропорциональное развитие экономики, максимальное использование производственного и научно-технического потенциала, внутрихозяйственных резервов. В центре внимания по-прежнему остаются вопросы повышения материального и культурного уровня жизни народа. Предусматривается все необходимое для поддержания на должном уровне обороноспособности страны.

 

1985. Страны мира

Страны мира: Краткий полит.-экон. справочник. - М.: Политиздат, 1985.



НАВЕРХ

 

Внимание! При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Советика.ру обязательна! При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно! Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов, художников, фотографов и т.д. Желательно, при использовании материалов сайта уведомлять авторов сайта!

 

 

 



Советский Союз


Интересное

Актерская судьба Евгения Урбанского


советские женщины - Т.В. ФЕДОРОВА


Новое на сайте

04.12. новости - Нина Русланова. Жизнь и творчество актрисы, ставшей символом советского и постсоветского кино

30.11. разное - Оформление ипотеки онлайн: просто и быстро

28.11. новости - Вячеслав Невинный - актер, который с легкостью покорил сердца миллионов

27.11. новости - Виктор Астафьев. Писатель, который прожил жизнь, полную испытаний и побед

22.11. новости - Комедия дель арте на сцене московского Театра Мимики и Жеста - «Итак, мы начинаем!»

21.11. новости - Властелин быта - первые шаги советской анимации

15.11. новости - Илья Муромец. Захватывающий фильм-сказка на широком экране

13.11. новости - «Просто о сложном, весело о грустном» - интервью с главным режиссером Московского театра Мимики и Жеста Александром Савельевым

10.11. новости - Советский фильм-опера Хованщина 1959-го года от режиссера Веры Строевой

 


 

© Sovetika.ru 2004 - 2024. Сайт о советском времени - книги, статьи, очерки, фотографии, открытки.

Flag Counter

Top.Mail.Ru