Поиск по сайту


+16
Издание предназначено для лиц старше 16-ти лет.

Культурно-просветительское издание о советской истории "Советика". Свидетельство о регистрации средства массовой информации - Эл№ ФС77-50088.

е-мейл сайта: sovetika@mail.ru

(Дмитрий Ластов)



Посмотрите еще..


Революционная куба (Фотографии Кубы 1963 г.)


У карты мира - Колумбия (1976 г.)




Пластинки, авторская песня, Александр Вертинский

Александр Вертинский

Аленушка, Чужие города, Над розовым морем, Прощальный ужин, Мадам, уже падают листья, Доченьки, В степи молдаванской, Матросы, В синем и далеком океане, Темнеет дорога, Песенка о жене, Пани Ирена, Дорогой длинною, Марлен

Александр Вертинский

 

Александр Вертинский

АЛЕКСАНДР ВЕРТИНСКИЙ "АЛЕНУШКА"

Слова П. Шубина

Музыка А. Вертинского

М. Брохес (ф-но)

Записи из концертных залов 1953-1957 гг.

 

Александр Вертинский

АЛЕКСАНДР ВЕРТИНСКИЙ "ЧУЖИЕ ГОРОДА"

Слова Р. Блох и А. Вертинского

Музыка А. Вертинского

М. Брохес (ф-но)

Записи из концертных залов 1953-1957 гг.

 

Александр Вертинский

АЛЕКСАНДР ВЕРТИНСКИЙ "НАД РОЗОВЫМ МОРЕМ"

Слова Г. Иванова

Музыка А. Вертинского

М. Брохес (ф-но)

Записи из концертных залов 1953-1957 гг.

 

Александр Вертинский

АЛЕКСАНДР ВЕРТИНСКИЙ "ПРОЩАЛЬНЫЙ УЖИН"

Слова А. Вертинского

Музыка А. Вертинского

М. Брохес (ф-но)

Записи из концертных залов 1953-1957 гг.

 

Александр Вертинский

АЛЕКСАНДР ВЕРТИНСКИЙ "МАДАМ, УЖЕ ПАДАЮТ ЛИСТЬЯ"

Слова А. Вертинского

Музыка А. Вертинского

М. Брохес (ф-но)

Записи из концертных залов 1953-1957 гг.

 

Александр Вертинский

АЛЕКСАНДР ВЕРТИНСКИЙ "ДОЧЕНЬКИ"

Слова А. Вертинского

Музыка А. Вертинского

М. Брохес (ф-но)

Записи из концертных залов 1953-1957 гг.

Александр Вертинский

АЛЕКСАНДР ВЕРТИНСКИЙ "В СТЕПИ МОЛДАВАНСКОЙ"

Слова А. Вертинского

Музыка А. Вертинского

М. Брохес (ф-но)

Записи 1927-1957 гг.

Александр Вертинский

АЛЕКСАНДР ВЕРТИНСКИЙ "МАТРОСЫ"

Слова Б. Даева

Музыка А. Вертинского

М. Брохес (ф-но)

Записи 1927-1957 гг.

Александр Вертинский

АЛЕКСАНДР ВЕРТИНСКИЙ "В СИНЕМ И ДАЛЕКОМ ОКЕАНЕ"

Слова А. Вертинского

Музыка А. Вертинского

М. Брохес (ф-но)

Записи 1927-1957 гг.

Александр Вертинский

АЛЕКСАНДР ВЕРТИНСКИЙ "ТЕМНЕЕТ ДОРОГА"

Слова А. Ахматовой

Музыка А. Вертинского

М. Брохес (ф-но)

Записи 1927-1957 гг.

Александр Вертинский

АЛЕКСАНДР ВЕРТИНСКИЙ "ПЕСЕНКА О ЖЕНЕ"

Слова А. Вертинского

Музыка А. Вертинского

М. Брохес (ф-но)

Записи 1927-1957 гг.

Александр Вертинский

АЛЕКСАНДР ВЕРТИНСКИЙ "ПАНИ ИРЕНА"

Слова А. Вертинского

Музыка А. Вертинского

М. Брохес (ф-но)

Записи 1927-1957 гг.

Александр Вертинский

АЛЕКСАНДР ВЕРТИНСКИЙ "ДОРОГОЙ ДЛИННОЮ"

Слова К. Подревского

Музыка Б. Фомина

М. Брохес (ф-но)

Инструментальный ансамбль

Записи 1927-1957 гг.

Александр Вертинский

АЛЕКСАНДР ВЕРТИНСКИЙ "МАРЛЕН"

Слова А. Вертинского

Музыка А. Вертинского

М. Брохес (ф-но)

Записи 1927-1957 гг.

 

 

Первые громкие успехи Александра Вертинского относятся к 1913— 1914 годам. Юноша, пытавшийся стать драматическим актером, пробовавший писать стихотворения и рассказы и даже печатавший свои литературные опыты в киевских газетах и журналах, вдруг начал выступать в концертах с песенками собственного сочинения и быстро прославился. Никто не думал тогда, что успех Вертинского окажется длительным. Но постепенно его песенки завоевывали все большую популярность. Перед началом первой мировой войны и в годы войны Вертинский давал уже сольные концерты и гастролировал в крупнейших городах России. Слава его ширилась. Настроения, которыми окрашены были «ариетки» Вертинского, оказывались созвучными настроениям его аудитории.

Вертинский был совершенно чужд казенному патриотическому воодушевлению и бодряческому духу, которым пытались заразить своих читателей тогдашние верноподданнические газеты. Его песни звучали меланхолично, томно и мечтательно. Подлинной находкой молодого певца явилась необычная форма «ариетки»: маленькие песенки обладали сюжетной законченностью новеллы, сжато и выразительно рассказывали о судьбах сбившихся с пути девушек, о их ненадежных и случайных спутниках, о жестокости больших городов и неизбежности гибели. Мотивы обреченности, покорности судьбе сливались с мечтами о какой-то иной, незнаемой, далекой и красивой жизни. Безрадостной и серой современности противопоставлялась пышная и многоцветная экзотика: «лиловые негры», попугаи, «плачущие по-французски», маленькие креольчики, роскошные яхты и «притоны Сан-Франциско» пленяли воображение слушателей. Пленяла их и манера Вертинского. Он тогда выступал в костюме Пьеро, с набеленным лицом, резко подведенными бровями и умел быть одновременно и грустным, и ироничным, и мечтательным, и насмешливым. Писатель Юрий Олеша впоследствии вспоминал: «Это было оригинально и производило чарующее впечатление».

После Октября Вертинский эмигрировал. Это была трагическая ошибка, и очень скоро Вертинский ее осознал. Чувство отрешенности от Родины стало мучительным. Тоска по России, покинутой и недоступной, придала искусству Вертинского небывалую прежде силу, выразительность и глубину. Проникнутые ностальгией песни «Чужие города», «В степи молдаванской», «Молись, кунак» — едва ли не самые лучшие в обширном репертуаре Вертинского. Он превращал в песни стихи известных русских поэтов — А. Блока («Буйный ветер играет терновником», «В голубой далекой спаленке»), А. Ахматовой («Темнеет дорога приморского сада», «Сероглазый король»), Г. Иванова («Над розовым морем вставала луна»), И. Ан-ненского («Среди миров, в мерцании светил»), С. Есенина («В том краю, где желтая крапива»), охотно исполнял цыганские романсы («Дорогой длинною», «Ах, душа моя, мы с тобой не пара»). Что бы ни пел Вертинский, он оставался самим собой, не подчиняясь ни сильной индивидуальности избранного автора, ни традициям того или иного песенного жанра. В каждом из этих миров он находил свой уголок, свои темы, свои краски. Чаще всего он пел свои собственные песни — такие, как «Танго «Магнолия», «Прощальный ужин», «Мадам, уже падают листья». Он давал концерты в Париже и в Варшаве, в Нью-Йорке и в Шанхае. Он пел в концертных залах, во всевозможных кабаре, а в трудные времена — ив ресторанах. Русская эмигрантская публика обычно встречала Вертинского восторженно. Но уже в 1935 году он впервые исполнил песню, которую вся эмиграция восприняла как оскорбление:

Проплываем океаны,
Бороздим материки
И несем в чужие страны
Чувство русское тоски…
И пора уже сознаться,
Что напрасен дальний путь…

Подавляющее большинство эмигрантов тогда еще в этом сознаваться не хотело. Слова Вертинского о покинутой Родине, которая «цветет и зреет, возрожденная в огне, и простит и пожалеет и о вас, и обо мне», были восприняты как предательские. К тому же стало известно, что певец обращался к советским дипломатическим представителям с просьбой разрешить ему возвращение в СССР. Белоэмигрантские газеты объявили Вертинского «большевистским наемником», писали, что он «продался красным». Но Вертинского это не смутило. В годы Великой Отечественной войны он с гордостью и восхищением воспевал героизм советских солдат, а в 1943 году ему разрешено было вернуться на Родину.

Начался новый, вероятно, самый счастливый период концертной деятельности Вертинского. С изумлением он убедился в том, что Родина его не забыла, что пока он вел горестную, скитальческую жизнь за рубежом, его песни в старых граммофонных записях продолжали звучать. Пришло время новой славы Вертинского, время концертов в переполненных залах, нового удивительного знакомства с отечеством: нередко ему доводилось выступать в огромных городах, которых не было на карте в тот год, когда он покидал Россию. Новый мир, ранее ему неизвестный, восторженно принимал певца. По собственным словам, он ощутил себя «птицей, что устала петь в чужом краю и, вернувшись, вдруг узнала родину свою».

Даже самых искушенных слушателей Вертинский восхищал законченностью отделки каждой песни, виртуозностью и элегантной лаконичностью ее интонационной и пластической партитуры. Ныне сохранился в записях только голос Вертинского, и навсегда исчезло его уникальное пластическое мастерство. Голос теперь как бы отделился от фигуры артиста, высокой, гибкой, от его длинных выразительных рук, от его лица — надменного или нежного, саркастического или трагического. Сегодняшние слушатели должны будут поверить нам на слово, что вся внешняя форма выступлений Вертинского являла собой воплощение и своего рода квинтэссенцию артистичности, что он умел одним движением руки — резким и быстрым — вдруг показать всего человека, рукой «сыграть» гнев, презрение, гордость, покорность судьбе. Но тем не менее искусство Вертинского живет и будет жить в модуляциях голоса — насмешливого или надменного, капризного или холодного, льющегося легко и плавно и вдруг переходящего в резко скандированный речитатив, то нежного, то ироничного, то простодушно-веселого, бравого, удалого, но всегда, неизменно блестяще отшлифованного, восхищающего высокой поэтичностью фразировки и почти неправдоподобной легкостью самых рискованных контрастов и переходов. В этом умении будто шутя играть сменой настроений, легко балансировать между кокетливой позой и естественностью осанки, между искусственностью манеры и подлинностью искусства — весь Вертинский, все обаяние его грациозного дара.

К. РУДНИЦКИЙ

 

Внимание. Для проигрывания пластинки необходимо устновить на Вашем компьютере или устройстве специальный плагин. Если записи не видны в Вашем браузере - попробуйте использовать другой браузер.

 

Пластинка из коллекции пластинок Дмитрия Ластова



НАВЕРХ

Внимание! При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Советика.ру обязательна! При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно! Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов, художников, фотографов и т.д. Желательно, при использовании материалов сайта уведомлять авторов сайта!


Мы в соц. сетях
reddit telegram vkontakte facebook twitter odnoklassniki pinterest tumblr


Пластинки


Интересное

1001 день в Рио-де-Жанейро


По эстонии - 37 маршрутов для туристов (1982 г.)


Новое на сайте

26.08. новые пластинки - Забытые мелодии, ЗИМА - сборник, Мария Кодряну, Заяц и волк - Звуковые страницы детского журнала «Колобок», Сказка Осьминожки, Журнал Колобок № 2 за 1986 г., Журнал Колобок № 4 за 1986 г., Журнал Колобок № 9 за 1989 г.

22.08. новые пластинки - ВИА Веселые ребята, Анне Вески, Музыкальная сказка «Лесной выдумщик», ГОСТИ МОСКВЫ, 1966, Арсен Дедич (Югославия), Журнал «КРУГОЗОР» за 1969 г. № 9. Песенные премьеры, СЕРГЕЙ ЕСЕНИН (Буклет-сувенир (1970 г.))

15.08. новости - За свободную и процветающую Белоруссию!

01.08. новости - История виниловых пластинок и проигрывателей

23.07. Преимущества переводческого агентства и особенности его услуг

15.07. новые пластинки - Двенадцать слонов - Югославская сказка, Музыка из к/ф «БРИЛЛИАНТОВАЯ РУКА», Нани Брегвадзе - старинные романсы, группа «Аракс», Сказка Виталия Бианки «Колобок — колючий бок», В городе Калинине у огня вечной славы

07.07. новые пластинки - Маша и Витя против против Диких Гитар, Голубой вагон, Яак Йоала (Эстонская ССР), АББА (Швеция), Вокально-инструментальный ансамбль ЯЛЛА (Узбекская ССР)

22.06. новые пластинки - Гибкая грампластинка

18.06. новые пластинки - Песни Александра Зацепина

16.06. новые пластинки - Поет Эмиль Горовец, ВИА ГОЛУБЫЕ ГИТАРЫ, Зарубежные гости Москвы - Анна Герман и Джорджи Марьянович, Владимир Высоцкий. Песни, Рада и Николай Волшаниновы, Вокально-инструментальные ансамбли, Владимир Высоцкий, ВИА Веселые ребята, Петра Беттхер, Песни из кинофильма ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ МЕНЯЕТ ПРОФЕССИЮ


 

© Sovetika.ru 2004 - 2020. Сайт о советском времени - книги, статьи, очерки, фотографии, открытки.

Free counters!

Top.Mail.Ru