Элем Климов - настоящий мастер глубоких кинофильмов
Советский и российский кинорежиссер Элем Климов сегодня мог бы отпраздновать свой юбилей, ведь родился он 9 июля 1933-го года – ровно 90 лет назад. Киноленты, над которыми он работал, не отличаются большим количеством, но просто поражают воображение своим посылом, серьезностью раскрываемой темы и глубоким смыслом. Режиссер умудрялся так метко и точно раскрыть глубинные нравственные вопросы в своих работах, как это делают опытные хирурги, когда проводят операцию – очень чувствительно и даже болезненно, но невероятно действенно и исцеляюще в результате. Фильмы, снятые Климовым, и сегодня очень любимы зрителями, и это неудивительно, ведь за каждым из них стоит собственная история, наполненная живыми эмоциями автора, его болью, потерями, радостями и надеждами. Взять, для примера, культовый военный фильм «Иди и смотри», вызвавший просто гигантский общественный резонанс. Вот что говорил режиссер спустя некоторое время после премьеры: У меня после фильма возникло ощущение, что я все могу, в такой я был форме, хотя и тяжелая была работа — я чуть не погиб на этой картине психологически. И еще мне показалось, что я все в кино попробовал. Это было ложное ощущение, но оно было. Документальный фильм снимал, комедию снимал, военную трагедию снимал, экологическую драму снимал, исторический фильм снимал. Захотелось чего-то невозможного».
К слову, киноповесть «Иди и смотри» стала заключительной работой в режиссерской карьере Климова, в то время как дебютными были короткометражка «Жиних», снятая в 1960-м году, и еще одна работа «Смотрите, небо!». В то время Элем Климов еще только был студентом режиссерского факультета ВГИКа, в мастерской Ефима Дзигана. Уже тогда начали проявляться его уникальные творческие черты, такие как удивительная эксцентрика и собственный, четкий и немного сатирический взгляд на вещи.
Если рассматривать картину «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», то этот фильм стал дипломной работой режиссера и его первой полнометражной кинолентой. Эту работу чуть было не «зарубила на корню» строгая цензура, но в результате лента все же получила «зеленый свет» и была показана зрителям, несмотря на свой явно сатирический тонкий посыл.
Дальше были другие режиссерские работы: «Похождения зубного врача» с дебютантом Андреем Мягковым и Алисой Фрейндлих в главных ролях, который после выхода на экраны «положили на полку», и историческая драма «Агония» о России накануне Февральской революции. Обе ленты также столкнулись с цензурой и большими трудностями, но все же вышли в прокат.
Необычный подход использовал режиссер во время работы над фильмом «Спорт, спорт, спорт», который вышел на экраны в 1970-м году, — в нем постановочные сцены перемежаются с документальными. Над этим новаторским проектом Климов работал совместно с братом Германом, который написал сценарий. Картина была высоко оценена на многих фестивалях спортивных фильмов.
Еще одной значимой работой режиссера стал документальный фильм под названием «Лариса». Эту киноленту Элем Климов посвятил своей горячо любимой супруге Ларисе Шепитько, судьба которой оборвалась трагически. Более того, после случившегося он сумел найти в себе силы и поставить начатый ею фильм «Прощание», который супруга так и не успела закончить. Большинство работ Элема Германовича было отмечено престижными наградами на международных кинофестивалях.
Не стало выдающегося режиссера 26 октября 2003-го года.
Светлана Кравцова
Архив новостей за 2024 год (кликните для открытия)
Внимание! При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Советика.ру обязательна! При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно! Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов, художников, фотографов и т.д. Желательно, при использовании материалов сайта уведомлять авторов сайта!