При просмотре многих советских мультфильмов и детских сказок периодически появляется мысль, что эти яркие ленты несут важность и высокий моральный посыл не только для детей, но и по-особенному интересны и полезны для взрослых. А все потому что работали над такими фильмами настоящие профессионалы, такие как советский кинорежиссер и режиссер мультфильмов Александр Лукич Птушко. Неспроста этого незаурядного человека называют мастером сказочного жанра, ведь благодаря ему мы можем наслаждаться замечательными и поучительными работами как мультипликационного, так и киножанра: «Веселые музыканты», «Каменный цветок», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Садко», «Золотой ключик», «Руслан и Людмила», «Сказка о потерянном времени», «Алые паруса», «Сказка о царе Салтане» и многими другими. Для некоторых подобных работ съемочной группе приходилось создавать целые сотни отличных друг от друга и очень характерных кукол, как, например, для полнометражного фильма с объемной анимацией «Новый Гулливер», снятого по мотивам романа Джонатана Свифта. Наряду с настоящими актерами в этом фильме сняли более 1500 кукол, что уже даже звучит весьма внушительно. К слову, Александр Птушко для этой цели сумел объединить усилия практически всех художников, работавших в области объемной мультипликации Советского Союза того времени.
Родился выдающийся режиссер 19 апреля 1900-го года и до своих 27 лет пробовал свои силы в самых разных направлениях, таких как журналистика, актерское искусство и другие. Первой полноценной звуковой работой Александра Лукича стал мультфильм «Властелин быта», который он снял в 1932-м году. И с тех пор режиссер в полной мере осознал, что нашел свое истинное признание.
Каждый новый мультфильм или сказка Птушко были абсолютно авторскими, производство его фильмов стоило огромных средств, но все новые работы без исключения окупались сторицей. Правда был один момент, который очень огорчал выдающегося режиссера – не все его сказочные или анимационные ленты люди понимали так, как он того бы хотел. Его дочь спустя годы вспоминала: «Тогда, в 35-м, когда «Новый Гулливер» вышел на экраны, все вдруг заговорили об актуальности и злободневности. Марширующих лилипутов сравнивали с фашистами, а когда фашист пошел по Европе, фильм обрел второе дыхание; люди отказывались видеть в этом просто сказку…. Отец недоумевал: «Неужели никто не видит главного в моем фильме: человек и кукла - равные партнеры? Я создал новый мир, а они тянут его в свой... Я создал сказку, а вы ищете в ней обычную жизнь. Поймите, что заставить маршировать тысячу кукол сложнее, чем пройтись парадом по Красной площади целой армией»».
А ведь если на полном серьезе вспомнить то, как трудоемко и непросто создавались такие работы, то начинаешь вдвойне восхищаться таланту и изобретательности режиссера. Александр Птушко стал автором огромного множества разных приемов и приспособлений, благодаря которым зрители могли лицезреть на экранах настоящее чудо. Это были и специальным образом установленные зеркала, и причудливые сложные механизмы, и правильно поставленные ветродуи. А ведь многие из этих приемов стали широко использоваться впоследствии и другими режиссерами, причем, не только советскими. Так, зарубежный режиссер Стэнли Кубрик в своей «Космической одиссее» применил некоторые спецэффекты, которые Птушко использовал в «Илье Муромце».
В 1969-м году Александру Лукичу было присвоено звание Народного артиста.
Светлана Кравцова
Архив новостей за 2025 год (кликните для открытия)
Внимание! При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Советика.ру обязательна! При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно! Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов, художников, фотографов и т.д. Желательно, при использовании материалов сайта уведомлять авторов сайта!