В искусстве редко что-нибудь случается «вдруг». Творческий путь Григория Козинцева
Неподражаемый советский режиссер театра и кино Григорий Козинцев родился в Киеве 22 марта 1905-го года. Коллеги по цеху всерьез называли его совестью «Ленфильма», и не просто так. Григорий Михайлович был принципиальным человеком с высокой моральной планкой, поэтому, если дело касалось профессии, то он никогда не шел на уступки и всегда действовал по совести. А в искусстве подобные качества всегда необычайно ценны, будь то кинофильм, театральная постановка или музыкальная композиция. И, к слову, именно с театральных подмостков началась режиссерская карьера Григория Козинцева. Обучаясь в гимназии, вместе с другими единомышленниками, он создал сперва кукольный, а затем и экспериментальный театр, которому было дано название «Арлекин». На сцене «Арлекина» будущий режиссер поставил свое первое творение – спектакль «Царь Максимилиан», причем, пьесу к этой постановке он написал самостоятельно – она называлась «Балаганное представление четырех клоунов». И этот опыт, по словам режиссера, имел огромнейшее значение для всех его последующих работ.
«В искусстве редко что-нибудь случается «вдруг», и я думаю, что, ставя на Киевской площади «Царя Максимилиана» (в полной мере неумело и по-детски), я уже начинал готовиться к работе над «Юностью Максима»; а сцена боя Дон Кихота с мельницами вряд ли могла бы получиться, если бы я не поставил в юности несколько достаточно нелепых эксцентрических постановок» - Вспоминал Козинцев.
Театральные работы Григория Михайловича всегда очень высоко оценивались, а кинофильмы отмечались наградами. Так, кинотрилогия «Юность Максима», «Возвращение Максима» и «Выборгская сторона», снятая в 1930-е годы, по праву вошла в золотой фонд отечественного киноискусства.
И, что немаловажно, Григорий Михайлович сумел быстро и гармонично адаптироваться к весьма резкому переходу от немого кино к звуковому, в то время как многие, очень многие другие режиссеры и артисты такого «революционного» прорыва в кинематографе выдержать не смогли. Но, несмотря ни на что, именно немое кино оставалось для Козинцева тем эталоном, к которому нужно стремиться, о чем он и сам нередко говорил:
«Говоря о том, что кино – явление культуры, я менее всего имею в виду некий аристократизм этого искусства. Наоборот, меня всегда привлекало в кинематографии то, что не было внешне изысканным или нарочито интеллектуальным. Вершиной этого искусства мне до сих пор представляются картины Чаплина. И великая элементарность «Потемкина» вряд ли превзойдена».
Большую славу режиссеру принесли такие фильмы, как «Гамлет», «Белинский», «Дон Кихот», «Пирогов», «Король Лир», «Выборгская сторона», трилогия о Максиме.
Светлана Кравцова
Архив новостей за 2024 год (кликните для открытия)
Внимание! При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Советика.ру обязательна! При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно! Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов, художников, фотографов и т.д. Желательно, при использовании материалов сайта уведомлять авторов сайта!