Поиск по сайту


+16
Издание предназначено для лиц старше 16-ти лет.

Культурно-просветительское издание о советской истории "Советика". Свидетельство о регистрации средства массовой информации - Эл№ ФС77-50088.

е-мейл сайта: sovetika@mail.ru

(Дмитрий Ластов)



Посмотрите еще..


Анна Герман (фотографии)


ИСЛАНДИЯ в тени империалистической политики




Советская жизнь, Советские женщины, Т.В. Федорова


"МЕТРОСТРОЙ - МОЯ СУДЬБА"

Татьяна Викторовна Федорова — заместитель начальника Метростроя, заслуженный строитель РСФСР, Герой Социалистического Труда

Татьяна Фёдорова


Сегодня невозможно представить себе Москву без подземной железной дороги, так же как и Метрострой без воспитанницы Ленинского комсомола Татьяны Викторовны Федоровой.

Первая комсомолка, выдвинутая Москвой в Верховный Совет СССР, она четырнадцать лет была депутатом верховного органа страны, избиралась депутатом Моссовета, членом МГК КПСС, делегатом съездов партии и комсомола. Татьяна Федоровна бессменный член Комитета советских женщин.

В один из майских дней у Татьяны Викторовны было особенно многолюдно... Кавалер ордена Ленина, двух орденов Трудового Красного Знамени, Отечественной войны I степени, Красной Звезды, «Знака Почета», она была удостоена высокого звания Героя Социалистического Труда. Поздравить спешили метростроевцы, бывшие воспитанники подшефного детского дома, друзья-комсомольцы, ветераны и молодежь. Цветы, объятья, воспоминания... Пользуясь этим, просим Татьяну Викторовну вспомнить, как начинался ее трудовой путь.

 

Метрострой — моя судьба!

В тридцатые годы Москва буквально задыхалась от пешеходов. Выполняя наказ партии, комсомол бросил клич: «Даешь метро!»

В числе первых комсомольцев и я пришла строить эту полную романтики и трудностей «подземку».

За границей в то время над нами посмеивались: «Они провозятся там у себя под землей, как кроты, год, другой, но в конце концов сдадутся и призовут на помощь настоящих строителей из иностранных фирм...»

А приезжавший в 1934 году в СССР Герберт Уэллс посоветовал тогда: «Лучше купите в Англии одну тысячу автобусов».

Но метростроевцы не сдавались, наоборот с каждым днем обретали уверенность и силу. Мы пробившись сквозь скальные грунты, вели тоннели через зыбкие пески, подземные реки.

Нас заливало водой, заваливало в забоях, а мы — всем смертям назло - пели веселые песни и как наяву уже видели будущие дворцы-станции с лестницами-чудесницами и голубые молнии-поезда...

Мы твердо верили, знали — как ни трудно, а метро построим. Порукой тому энтузиазм метростроевцев, умноженный на опыт лучших горняцких бригад страны, страстное стремление с честью выполнить задание партии, Ленинского комсомола.

Это было незабываемое время. В те дни совершил свой трудовой подвиг донецкий шахтер Алексей Стаханов. Ему ответили Иван Гудов, Петр Кривонос, Мария Демченко... Стахановское движение разгоралось и ширилось с каждым днем. У нас на Метрострое рекордных показателей добились проходчики бригад Николая Краевского, Федора Ракитина, Дмитрия Пимакина. В числе первых получила звание стахановской и наша комсомольско-молодежная бригада.

— Молодежь Метростроя, как известно, ставила рекорды не только под землей?

- Да. В тридцатые годы все мы грезили небом. Каждая шахта посылала своих ребят и девчат учиться летному мастерству. Наша 55-я шахта на премиальные деньги купила самолет У-2. Были у нас и планеры, и самолеты. Наш аэродром в деревне Вяземы скоро вырос в настоящий авиагородок. Здесь я и поднялась впервые в воздух. Многие наши метростроевцы стали летчиками, инструкторами парашютного спорта.

Со Всесоюзного слета парашютистов в Туле я привезла приз — большущий самовар.

Метрострою были нужны квалифицированные кадры. И вместе с другими стахановцами я поступила учиться на новый факультет тоннельщиков-метростроевцев в Московский институт инженеров транспорта. В 41-м получила диплом инженера. В войну строила объекты оборонного значения. А потом - опять под землю. Начальником смены и четырнадцать лет начальником шахты...

«Новослободская», «Киевская-кольцевая», «Проспект Мира», «Первомайская», «Кутузовская» — мои родные станции.

И я горжусь теперь, что мое Московское метро, самое красивое в мире, ежедневно перевозит более пяти миллионов человек.

Опыт метростроевцев помог создать замечательные подземные дороги в Ленинграде, Киеве, Тбилиси, Баку, Харькове, Ташкенте.

И уже не в первый раз к нам обращаются за советом зарубежные друзья.

Метрострой всегда был ударной комсомольской стройкой, и сейчас он является замечательной школой воспитания гражданского мужества.

Сколько прекрасных девчат и ребят трудятся сегодня в нашем многотысячном коллективе! В них я узнаю своих боевых сверстников тридцатых годов, таких же одержимых, готовых на подвиг во имя Родины.

Интервью провела Н. Янина

В дореволюционной России среди всех работающих по найму женщин 80 процентов работали домашней прислугой или батрачили, 13 процентов использовались на предприятиях и стройках и только 4 процента в учреждениях просвещения и здравоохранения.

92,5 процента всех трудоспособных женщин в СССР заняты общественно полезным трудом или учатся в различных учебных заведениях.


По книге: 100 интервью с советскими женщинами. М., 1975.



НАВЕРХ

 

Внимание! При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Советика.ру обязательна! При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно! Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов, художников, фотографов и т.д. Желательно, при использовании материалов сайта уведомлять авторов сайта!

 

 

 



На главную страницу раздела Советская жизнь


Интересное

Актерская судьба Евгения Урбанского


Настоящий отдых для души, или советская трагикомедия Карнавал


Новое на сайте

04.10. новости - Александр Яковлевич Михайлов. Талантливый актер и режиссер советского кино

03.10. разное - Погружение в мир веб-разработки: как курс HTML и CSS открывает новые горизонты

29.09. наука и космос - ОТТО ЮЛЬЕВИЧ ШМИДТ

27.09. новости - Ираклий Андроников. Несколько слов о советском писателе и литературоведе и его бесценном творческом наследии

21.09. новости - Историческое страноведение - надежный путеводитель по стремительно изменяющемуся миру

15.09. новости - Георгий Менглет. Творческий путь, пройденный на сцене и оставивший след в сердцах зрителей

11.09. разное - Технические условия на примыкание автомобильных дорог Мосавтодор: особенности и требования

09.09. новости - Александр Довженко. Жизнь, посвященная искусству

04.09. новости - Смелые люди - первый советский фильм с конными трюками

29.08. новости - Владимир Герасимов. Голос, который знаком каждому, разное - Перевозка грузов из Турции с гарантией

 


 

© Sovetika.ru 2004 - 2024. Сайт о советском времени - книги, статьи, очерки, фотографии, открытки.

Flag Counter

Top.Mail.Ru