Поиск по сайту


+16
Издание предназначено для лиц старше 16-ти лет.

Культурно-просветительское издание о советской истории "Советика". Свидетельство о регистрации средства массовой информации - Эл№ ФС77-50088.

е-мейл сайта: sovetika@mail.ru

(Дмитрий Ластов)



Посмотрите еще..


Ричард Бертон. Звезды и фильмы. Статья 1966-го года.


1001 день в Рио-де-Жанейро




КНДР, о конституции КНДР 1972 г.

О конституции Корейской Народно-Демократической Республики 1972 г.

 

1. Освобождение Кореи Советской Армией в августе 1945 года от многолетнего японского колониального господства сыграло решающую роль в создании на Севере Кореи народно-демократического государства. Трудящиеся страны приступили к коренной перестройке общественных отношений. 10 октября 1945 г. было учреждено Северокорейское бюро компартии, которая вскоре объединилась с близкой по своим целям Новой народной партией. Так была образована Трудовая партия Кореи (ТПК). Под ее руководством стали действовать и Демократическая партия, профсоюзы, крестьянский союз, организации женщин и молодежи, которые объединились затем в Единый демократический отечественный фронт (ЕДОФ). На Севере Кореи сформировались народные комитеты. В Южной Корее революционные преобразования были прерваны в результате оккупации Юга американскими войсками и последовавшего затем создания здесь в мае 1948 года сепаратного режима.

К началу 1947 года народно-демократическая революция в Северной Корее практически решила антифеодальные, общедемократические задачи.

В августе 1948 года по всей Корее были проведены выборы в Верховное
Народное Собрание. На своей 1-й сессии Верховное Народное Собрание
приняло 8 сентября 1948 г. Конституцию КНДР, которая вступила в силу 9 сентября — день провозглашения Республики.

2. Конституция 1948 года отразила основные черты общественного строя КНДР на этапе строительства основ социализма.

По своей направленности Конституция 1948 года была социалистической, хотя и не содержала упоминания о социализме и диктатуре пролетариата. Она юридически оформила переход власти в руки трудового народа в лице его представительных органов, непосредственно избираемых народом и несущих перед ним ответственность.

В Конституции нашла отражение существовавшая в то время много-укладность экономики — наличие государственного, кооперативного, частнокапиталистического и мелкотоварного секторов. Однако основные средства производства были объявлены собственностью государства, что определяло ведущую роль социалистического уклада в экономике страны.

Закрепляя результаты проведенной реформы, основной закон зафиксировал передачу земли в руки крестьянства. Гражданам разрешалась частная предпринимательская деятельность, ограниченная сферой мелкой и средней промышленности и торговли.

Конституция предоставила гражданам широкие демократические права и свободы, закрепив гарантии их осуществления, провозгласила равноправие граждан КНДР независимо от пола, национальности, вероисповедания, профессии, имущественного положения, образовательного уровня во всех областях государственной, политической, экономической, общественной и культурной жизни.

Гражданам гарантировались свободы слова, печати, объединений, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, свобода вероисповедания и отправления религиозных культов, а также право на создание демократических политических партий, профессиональных союзов и других общественных организаций. Социально-экономические права, гарантированные Конституцией 1948 года, явились одним из крупных завоеваний корейского народа.

Наряду с провозглашением широких демократических прав и свобод Конституция определила обязанности граждан, и в первую очередь обязанность строго соблюдать основной закон и другие законодательные акты государства. Устанавливалось, что наивысшим долгом граждан является защита Родины, революционных завоеваний народа; граждане КНДР обязаны трудиться — труд является основой развития народного хозяйства и культуры.

Конституция определила систему государственных органов КНДР, построенную на принципах демократического централизма, их структуру и компетенцию. Основу системы государственных органов образовали представительные органы — Верховное Народное Собрание и местные Народные комитеты, избиравшиеся гражданами на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Верховное Народное Собрание избирало из своего состава Президиум Верховного Народного Собрания, выполнявший в период между сессиями ряд его функций, и образовывало Кабинет Министров. Исполнительными и распорядительными органами Народных комитетов были избираемые ими президиумы. Конституция устанавливала основные принципы организации и деятельности суда и прокуратуры. В 1954 и 1956 годах в текст Конституции вносились изменения, касавшиеся структуры государственных органов, норм представительства при выборах депутатов в Верховное Народное Собрание. В частности, Народные комитеты были переименованы в Народные собрания, а президиумы — в народные комитеты.

3. За период, прошедший после принятия первой Конституции, в КНДР произошли качественные изменения в экономической, политической и культурной областях. В стране были построены основы социализма. Укрепилось государство диктатуры пролетариата. Все эти факторы обусловили принятие нового основного закона Республики. Для подготовки проекта Конституции была создана комиссия. Проект обсуждался на Пленуме ЦК ТПК и на заседании Единого демократического отечественного фронта Кореи. 27 декабря 1972 г. Верховное Народное Собрание единогласно приняло новый основной закон, названный Социалистической конституцией КНДР.

Конституция состоит из 11 глав и 149 статей.

Отражая происшедшие в стране изменения, Конституция 1972 года закрепила политические, экономические, идеологические основы политической системы КНДР на современном этапе. Она определила форму и классовую сущность государства, сформулировала его цели и задачи, основные принципы политики, экономики и культуры, внесла важные изменения в систему государственных органов, закрепила основные права и обязанности граждан и их материальные и правовые гарантии.

Характеризуя сущность корейского государства, Конституция провозгласила КНДР суверенным социалистическим государством, представляющим интересы всего корейского народа. Конституционно закреплены суверенитет корейского народа и принадлежность государственной власти народу. В ст. 2 основного закона отражена основа народной власти — союз рабочего класса и крестьянства, руководимый рабочим классом. Народ провозглашается единственным источником государственной власти. Власть в Корейской Народно-Демократической Республике принадлежит рабочим, крестьянам, солдатам и трудовой интеллигенции. Характер власти в стране определен Конституцией как диктатура пролетариата. Основной формой осуществления государственной власти в КНДР является представительная демократия. В ст. 7 записано, что «трудовой народ осуществляет власть через свои представительные органы — Верховное Народное Собрание и местные Народные собрания всех ступеней».

Особенностью политической системы КНДР является многопартийность. Кроме Трудовой партии Кореи, которая является руководящей силой корейского общества, в КНДР действуют Социал-демократическая партия и религиозная партия Чондоге — Ченудан. Эти партии признают руководящую роль ТПК в политической системе и стоят на позициях строительства социализма. В стране действует такой важный политический институт, как Единый демократический отечественный фронт (ЕДОФ), в котором объединены под руководством ТПК все политические партии и общественные организации в целях достижения мирного демократического объединения Кореи.

Конституция 1972 года законодательно закрепила экономическую систему социалистического государства и общества, определила формы собственности, а также основные задачи и принципы деятельности корейского социалистического государства в области экономики.

Социалистическая Конституция КНДР подчеркивает роль труда в обществе, закрепляет принцип распределения в соответствии с количеством и качеством труда. Она устанавливает основные принципы трудового законодательства, в частности, 8-часовую продолжительность рабочего дня. В развитие конституционных положений о труде в апреле 1978 года Верховное Народное Собрание приняло новый Закон о социалистическом труде, действие которого распространяется на все категории трудящихся.

В отличие от Конституции 1948 года в основной закон 1972 года и Закон о социалистическом труде 1978 года включено положение о том, что в КНДР последовательно претворяется в жизнь программа ликвидации существенных различий в труде.

Значительное место в Конституции 1972 года отводится характеристике основ социальной политики корейского социалистического государства. В ст. 23 записано, что «государство считает высшим принципом своей деятельности неуклонное повышение материального и культурного уровня жизни народа». В КНДР принят также ряд законов, направленных на конкретизацию и претворение в жизнь конституционных принципов социальной политики.

В основном законе 1972 года отражены принципы деятельности корейского социалистического государства в области культуры. Развивая социалистическую культуру, государство охраняет национальное культурное наследие, выступает против экспансии империализма в области культуры.

В главе 4 зафиксированы основы политико-правового статуса корейских граждан. Новая Конституция расширяет в сравнении с предыдущей юридические гарантии социально-экономических прав и политических свобод корейских граждан, подчеркивает неразрывную связь прав и обязанностей. Основной закон 1972 года придает высшую юридическую силу таким положениям, как бережное отношение к государственной и общественной собственности, борьба с явлениями расхищения и расточительства.

Конституция КНДР формулирует главные принципы внешней политики. Корейская Народно-Демократическая Республика на основе полного равенства, самостоятельности, взаимного уважения и невмешательства во внутренние дела, взаимной выгоды устанавливает государственные, политические, экономические и культурные отношения со всеми странами, которые дружественно относятся к КНДР. В основном законе подчеркивается, что КНДР на основе принципов марксизма-ленинизма и пролетарского интернационализма крепит сплоченность с социалистическими странами, сплачивается с народами всех стран, выступающими против империализма, оказывая всемерную поддержку их национально-освободительной и революционной борьбе.

Центральное место в международной деятельности корейского социалистического государства занимает сотрудничество с социалистическими странами. С Советским Союзом и Китаем КНДР заключила Договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, с ГДР, НРБ и СРР — Договоры о дружбе и сотрудничестве.

КНДР, как подчеркивается в ст. 5 основного закона, ведет борьбу за мирное демократическое объединение страны. Конструктивные предложения КНДР пользуются активной поддержкой СССР.

Конституция 1972 года внесла существенные изменения в систему и полномочия высших и местных органов государства. Вместо Президиума Верховного Народного Собрания и Кабинета Министров, действовавших в соответствии с основным законом 1948 года, учреждены новые государственные органы — Постоянный Совет Верховного Народного Собрания, Президент КНДР, Центральный Народный Комитет и Административный Совет. Постоянный Совет, Президент, Центральный Народный Комитет и Премьер Административного Совета избираются Верховным Народным Собранием, остальные члены Административного Совета — Центральным Народным Комитетом. Изменен характер народных комитетов. Местные исполнительно-распорядительные органы общей компетенции стали именоваться административными комитетами.

Отличительной особенностью государственного механизма КНДР, закрепленного Конституцией 1972 года, является наличие своеобразной подсистемы органов государственной власти в лице народных комитетов, формируемых представительными органами — Народными собраниями. По Конституции народные комитеты являются местными органами власти в период между сессиями сформировавших их Народных собраний. Премьер и некоторые члены Административного Совета на практике избираются в состав Центрального Народного Комитета, а председатели и некоторые члены местных исполнительных и распорядительных органов — в состав местных народных комитетов.

В отличие от прежней Конституции в ныне действующем основном законе не предусмотрено создание органов народного представительства в низовых административных единицах — рабочих поселках, селах и приравненных к ним населенных пунктах. Административно-хозяйственные функции в этих единицах выполняют руководители кооперативных хозяйств, промышленных предприятий, на территории которых они располагаются.

В основу построения системы государственных органов положен принцип демократического централизма, закрепленный в ст. 9 Конституции.

В мае 1985 года в КНДР произведена реорганизация местных органов власти. Вместо административных комитетов провинций (городов центрального подчинения), городов и уездов созданы административно-экономические комитеты. Ответственные секретари провинциальных, городских и уездных комитетов ТПК совмещают должности председателей соответствующих народных комитетов*.

Система судебных органов возглавляется Центральным Судом, а система органов прокуратуры — Центральной Прокуратурой. Эти центральные органы ответственны в своей деятельности перед Верховным Народным Собранием, Президентом КНДР и Центральным Народным Комитетом.
Таким образом, КНДР отличается своеобразием конкретных форм политической и экономической организации социалистического общества.

* См.: Нодон синмун, 1985, 11.V.

 

В.И. Денисов
(Конституции социалистических государств. Т. 1. М., 1987.)

 



НАВЕРХ

Внимание! При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Советика.ру обязательна! При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно! Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов, художников, фотографов и т.д. Желательно, при использовании материалов сайта уведомлять авторов сайта!


Мы в соц. сетях
reddit telegram vkontakte facebook twitter odnoklassniki pinterest tumblr


На главную страницу раздела о КНДР


Интересное

Коллекия моделей ГУМА 1966 года


Эва Демарчик (Польша) - пластинка


Новое на сайте

27.09. новые пластинки - Сочи 67 - Международный фестиваль молодежной песни, Алла Баянова - старые песни и романсы, Hit Parada — хиты из Югославии, ПЕСНИ МАКСИМА ДУНАЕВСКОГО ИЗ К/Ф КАРНАВАЛ

26.09. новые пластинки - Журнал Колобок № 7 за 1990 г., Журнал Колобок № 11 за 1991 год, Журнал «Кругозор» № 3 за 1967 г. (5-6), Журнал «Кругозор» № 3 за 1967 г. (7-8), Журнал «Кругозор» № 3 за 1967 г. (9-10), Журнал «Кругозор» № 3 за 1967 г. (11-12), Сочи 67 - Международный фестиваль молодежной песни

26.08. новые пластинки - Забытые мелодии, ЗИМА - сборник, Мария Кодряну, Заяц и волк - Звуковые страницы детского журнала «Колобок», Сказка Осьминожки, Журнал Колобок № 2 за 1986 г., Журнал Колобок № 4 за 1986 г., Журнал Колобок № 9 за 1989 г.

22.08. новые пластинки - ВИА Веселые ребята, Анне Вески, Музыкальная сказка «Лесной выдумщик», ГОСТИ МОСКВЫ, 1966, Арсен Дедич (Югославия), Журнал «КРУГОЗОР» за 1969 г. № 9. Песенные премьеры, СЕРГЕЙ ЕСЕНИН (Буклет-сувенир (1970 г.))

15.08. новости - За свободную и процветающую Белоруссию!

01.08. новости - История виниловых пластинок и проигрывателей

23.07. Преимущества переводческого агентства и особенности его услуг

15.07. новые пластинки - Двенадцать слонов - Югославская сказка, Музыка из к/ф «БРИЛЛИАНТОВАЯ РУКА», Нани Брегвадзе - старинные романсы, группа «Аракс», Сказка Виталия Бианки «Колобок — колючий бок», В городе Калинине у огня вечной славы

07.07. новые пластинки - Маша и Витя против против Диких Гитар, Голубой вагон, Яак Йоала (Эстонская ССР), АББА (Швеция), Вокально-инструментальный ансамбль ЯЛЛА (Узбекская ССР)

22.06. новые пластинки - Гибкая грампластинка


 

© Sovetika.ru 2004 - 2020. Сайт о советском времени - книги, статьи, очерки, фотографии, открытки.

Free counters!

Top.Mail.Ru