Советское военное обозрение (журнал №1 за 1988 год)
С момента совещания Политического консультативного комитета (ПКК) государств—участников Варшавского Договора в Берлине прошло полгода, а интерес в мире к принятому на нем документу «О военной доктрине государств—участников Варшавского Договора» не ослабевает. Политические и военные деятели многих стран отмечают его новаторский характер. Оживленно дискутируется, в частности, положенный в основу строительства Объединенных вооруженных сил стран Варшавского Договора принцип разумной достаточности сил для обороны. Мы попросили поделиться своими мнениями на этот счет группу видных советских ученых — специалистов в области разоружения и безопасности.
«СОВЕТСКОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ». Большинство исследователей относят выдвижение принципа разумной достаточности к числу важнейших политических установок нового мышления в военной области. В чем суть этой концепции?
ЛЕВ СЕМЕЙКО. Принцип разумной достаточности — это прежде всего политический принцип, ибо он отдает приоритет политическому решению международных вопросов. В его основе лежит идея предотвращения войны. Смысл ее — в радикальном понижении уровня военного противостояния до разумных пределов, обеспечивающих интересы исключительно обороны. ИДЕАЛ разумной достаточности военной мощи — это минимум обычных вооруженных сил и вооружений без опасных наступательных систем оружия, без ядерных и других средств массового уничтожения.
«СВО». Как известно, о достаточности можно говорить как на глобальном, так и на региональном уровнях. Каковы особенности ее обеспечения в обоих случаях?
РАЙР СИМОНЯН. Действительно, это разные категории. ДОСТАТОЧНОСТЬ НА ГЛОБАЛЬНОМ УРОВНЕ означает военно-стратегический паритет, который представляет собой полное или примерное равенство сторон в сфере стратегических средств вооруженной борьбы. Здесь учитываются количество и качество носителей ядерного оружия, численность и мощность боеголовок, их базирование.
Нельзя не принимать во внимание и возможность создания принципиально нового оружия, приближающегося по своим параметрам к оружию массового поражения или даже превосходящего его.
При рассмотрении паритета в стратегических наступательных вооружениях важно говорить не только о равенстве сил сторон, но и об уровне этого равенства. Ныне потолок ядерного противостояния таков, что дальнейшее его повышение может свести на нет значение паритета как фактора предотвращения войны. Ведь чем больше ядерного оружия, тем меньше шансов на его ,,послушное поведение». Именно с целью исключения каких- либо инцидентов с ракетно-ядерным оружием созданы советско-американские центры по уменьшению ядерной опасности.
РАЗУМНАЯ ДОСТАТОЧНОСТЬ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ — это наличие такого состава сил и средств в регионе, которого достаточно для обороны, но недостаточно, чтобы осуществить наступательные действия, и прежде всего внезапное нападение.
«СВО». А если США и их союзники не захотят заключить договоренность о соблюдении принципа разумной достаточности?
ВАДИМ МАКАРЕВСКИЙ. В таком случае разумная достаточность Вооруженных Сил СССР и его партнеров по ОВД будет обеспечиваться в соответствии с потребностями надежной обороны стран социалистического содружества. Иными словами, уровень достаточности будет колебаться в зависимости от позиции и действий другой стороны. В документах ПКК прямо говорится, что вооруженные силы союзных государств поддерживаются в боеготовности, достаточной для того, чтобы не позволить застигнуть себя врасплох, а в случае нападения дать сокрушительный отпор агрессору.
«СВО». И все же каким образом можно определить, сколько сил и средств необходимо тому или иному государству для обороны?
РАЙР СИМОНЯН. Ответ на этот непростой вопрос зависит от конкретных условий военно политической обстановки, уровня военной угрозы, положения данного государства в мировом сообществе, мощи и структуры вооруженных сил противостоящей стороны, сущности ее военно-политических и военно-стратегических установок и практических действий по их реализации, особенностей ТВД и т. п. Главный критерий здесь — гарантировать надежную безопасность сторон.
ЛЕВ СЕМЕЙКО. Для определения достаточности военных потенциалов нельзя пользоваться критерием «наихудшего варианта», принятым в США. В соответствии с ним потенциальная угроза противника заранее многократно преувеличивается, что приводит к созданию избытка вооружений по принципу «чем больше, тем лучше». К примеру, для обеспечения стратегической стабильности на глобальном уровне, по подсчетам советских и американских ученых, вполне достаточно 5 процентов всех ядерных вооружений США и СССР. «Мы же считаем, — заявил М. С. Горбачев, — что и 5 процентов не надо оставлять». К сожалению, администрация США не желает расставаться с пресловутой стратегией «ядерного сдерживания».
«СВО». Каким образом предполагается разграничить оружие на наступательное и оборонительное, если четкой грани между ними нет?
ВАДИМ МАКАРЕВСКИЙ. Когда мы говорим о наступательном оружии, имеются в виду самые опасные виды вооружений, обладающие наибольшей мощностью, дальностью и точностью поражения, обеспечивающие внезапность нападения. Если оставить в стороне ядерные средства, то это будут прежде всего тактическая бомбардировочная авиация большого радиуса действий, оперативнотактические и тактические ракеты, дальнобойная артиллерия, крупные танковые группировки.
«СВО». Предположим, что СССР и США, ОВД и НАТО сократили вооруженные силы и вооружения до минимума. Хватит ли этого для реализации принципа достаточности?
ЛЕВ СЕМЕЙКО. Думаю, что нет, хотя разумный минимум вооруженных сил и вооружений — важнейший показатель достаточности. Необходим целый комплекс мер, чтобы исключить не только внезапное нападение, но и сами импульсы к агрессии. Здесь и оборонительный характер структуры и дислокации вооруженных сил, и оборонительная направленность военной доктрины, боевой и оперативной подготовки войск, военных учений, и надежный взаимный контроль.
РАЙР СИМОНЯН. Добавлю к этому необходимость повсеместного утверждения нового политического мышления, создания всеобъемлющей системы международной безопасности, которая могла бы охватить военную, политическую, экономическую, гуманитарную сферы.
Было бы целесообразным установить регулярные контакты между главнокомандующими ОВД и НАТО, создать специальные международные органы, которые занимались бы сопоставлением военных доктрин противостоящих группировок, искали бы пути реализации тезиса достаточности.
«СВО». Какое время, на ваш взгляд, может понадобиться для реализации принципа достаточности?
ЛЕВ СЕМЕЙКО. Процесс этот будет, безусловно, длительным уже потому, что не так-то легко будет избавиться от старого политического мышления с его опорой на силу в решении спорных международных проблем. Ведь безопасность, построенная на страхе перед возмездием, ненадежна. За минувшие 20 лет только с американским ядерным оружием произошло более 600 инцидентов. Неужели они ничему не научили?
СССР предложил сделать мир безъядерным уже к 2000 году. Думается, что этот срок при наличии доброй воли Запада мог бы стать и сроком обеспечения разумной достаточности военных потенциалов сторон и в области обычных вооружений.
«СВО». Все большую известность на Западе сейчас приобретает концепция «ненаступательной обороны», или «неспровоцированной обороны». Насколько она созвучна идее разумной достаточности?
ВАДИМ МАКАРЕВСКИЙ. Действительно, эта концепция, разрабатываемая в странах Запада неправительственными организациями, отдельными представителями оппозиционных партий и учеными, заслуживает серьезного внимания. Она, в частности, предусматривает отказ от применения ядерного оружия первыми и вообще отказ от него, вывод из зоны соприкосновения вооруженных сил стран Варшавского Договора и НАТО наиболее опасных наступательных видов оружия.
Эта концепция созвучна предложению государств Варшавского Договора создать безъядерный коридор вдоль линии соприкосновения вооруженных сил блоков — по 150 километров в каждую сторону, а также «плану Ярузельского», направленному на сокращение вооружений в Центральной Европе, а затем и на всем континенте от Атлантики до Урала.
«СВО». На Западе существует мнение, что осуществление принципа достаточности является делом исключительно США и СССР, НАТО и ОВД. Так ли это?
РАЙР СИМОНЯН. Конечно же, нет. Во-первых, проблема предотвращения войны касается всех народов. Во-вторых, между разоружением и развитием существует прямая зависимость. Советский Союз, как известно, выступил с предложением создать за счет средств, сэкономленных в результате свертывания гонки вооружений, международный фонд «Разоружение для развития», открытый для всех государств.
«СВО». Особую остроту в случае практической реализации принципа достаточности сил для обороны и связанного с нею сокращения вооруженных сил приобретает проблема проверки. Как намечается ее решить?
ВАДИМ МАКАРЕВСКИЙ. Действительно, без строгого, всеобъемлющего непрерывного контроля за соблюдением договоренностей о сокращении вооружений ни у одной из сторон не будет уверенности в своей безопасности, а значит, и соглашения не выполнят своего предназначения. Уже в тексте договоренностей о контроле должны быть исключены все неопределенности, двусмысленности, позволяющие обойти соглашения. Что касается форм и методов контроля, то они могут быть самыми различными: двусторонними и многосторонними, с использованием национальных технических средств, с проведением проверок на местах, с привлечением к ним нейтральных стран. Продвижением вперед в этом плане является Итоговый документ Стокгольмской конференции (1986 г.), пример строгой реализации которого подает Советский Союз.
ЛЕВ СЕМЕЙКО. СССР уже сделал дополнительные крупные шаги в данном направлении, заявив о своей готовности к инспектированию на местах как при сокращении (ликвидации) ядерных, химических вооружений, так и при сокращении обычных вооружений. «В общем, — заявил Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев во время визита в США в декабре прошлого года, — мы за любой контроль, самый строгий, когда это — контроль за разоружением, за уничтожением вооружений и когда соблюдаются и реализуются принципы взаимности».
«СВО». Редакция сердечно благодарит вас за участие в беседе за «круглым столом».
Участие в беседе принимали:
Полковник в отставке Семейко Лев, ведущий исследователь Института США и Канады АН СССР, доктор исторических наук.
Генерал-майор в отставке Симонян Райр, научный сотрудник Центрального института военно-технической информации Министерства обороны СССР, доктор военных наук.
Генерал-майор в отставке Макаревский Вадим, старший научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений АН СССР, кандидат военных наук.
Советское военное обозрение (журнал №1 за 1988 год)
Внимание! При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Советика.ру обязательна! При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно! Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов, художников, фотографов и т.д. Желательно, при использовании материалов сайта уведомлять авторов сайта!