Советский экран (журнал №15 за 1973 год)
В далекие незабвенные годы «Чапаева», «Огней большого города», «Тринадцати», «Цирка» мы, крымские мальчишки, частенько смотрели кинокартины с деревьев, окружавших летние киноплощадки. Восьмилетний человек после крайне напряженного дня сидел на ветке почти до полуночи, и практически не было случаев, чтобы кто-нибудь засыпал и валился вниз. Согласитесь, это веское свидетельство интересиости старых лент. Вспоминая страсть детства, я и теперь кой-когда иногда задаюсь вопросом: а смог бы пересмотреть данную ленту с тополевой ветки — и не заснуть, не грохнуться оземь? Подчас делается страшновато, и радуешься откидному креслу.
Хожу в кино по преимуществу в селах — в командировках. Сельскую зрительскую аудиторию хвалят: точная, объективная, впечатлительность не затерта… Вероятно, все так, я лишь скажу о двойственности ее подхода к фильмам: к одним она добра, все принимает на веру, другие проверяет со строгостью вахтера у проходной.
В целинные годы на Кулундинском элеваторе работала весовщицей тетя Соня. На уборку она брала себе помощницу из московских студенток, работой не мучила, но заставляла читать вслух. Из литературы признавала лишь «Графа Монте-Кристо» и районную газету. «Графа» слушала с наслаждением и утверждала: «Все правда. Так оно и было!» Районку же воспринимала субъективнее: с одним соглашалась, другое опровергала, бранясь. На своем бойком месте—все дороги ведут на элеватор — она знала о кулундинцах всю подноготную и о передовике могла сказать: «Он, бес, на год хлеба натаскал, с полным бункером домой прет»,— а фельетон, случалось, перечеркивала фразой: «Брехня, он Тиняков, а все Тиняковы — трудяги».
Думаю, нечто подобное есть и в восприятии кино сельской аудиторией. Известно, активность зрителя прямо пропорциональна осведомленности. Но колхозный клуб в делах житейских вообще не промах, фильмы Гайдая со всеми невероятностями принимает как правду, а потянулись поля, трактора, «газики» — и он — доверяя, проверяет.
Сколько сеялок может тащить К-700, сколько — «Беларусь»? Что прежде кладут в борщ — свеклу или фасоль? Что раньше зацветает — подсолнух или гречиха? Все это тесты, каким подвергается сценарист со стороны миллионов возможных экзаменаторов. А еще важней, понятно, точность в характерах. При внешней стабильности сельской жизни быстротекущее время меняет и расстановку фигур и их вес, что отражается и процессом, называемым научно-технической революцией на селе.
Так вот, о себе. Детством во мне была воспитана стихийная боязнь киноскуки. Сельское производство — крайне азартное занятие вообще, и нудное повествование о нем противоестественно. От сельского же клуба приобрел привычку «свое суждение иметь» в тех случаях, когда касается дело знакомых тебе сфер. Занимаюсь экономикой сельского хозяйства, потому и прикладываю свой аршин. Ясное дело, искусство экономикой не измеришь. Но для жизни как минимум нужен дом. А «экономика» в переводе на наш с вами язык и значит «наука вести дом». Общий наш с вами дом.
ВАРИАНТ ТОРОЙ СЕРИИ
Это веселая лента. Смех достигается подчас отходом от привычной логики. Что же, Гете, кажется, сказал: «Поступать логично — скучно»…
Семен Иванович Бобров, молодой симпатичный инженер, любитель мотоспорта, гитарист, во всех отношениях приятный малый, сам предложил свою кандидатуру на должность председателя колхоза. Партбюро думало было рекомендовать одного, а Сеня Бобер, как склонна звать его родная деревня, воспротивился дескать, достойнее.
Это прежде прочего занимало многих, видевших картину «Мосфильма» «Человек на своем месте» (сценарии В. Черных, режиссер А. Сахаров). И шокировало и настроило на прению.
И заставило, значит, забыть, что не так уж давно тридцать тысяч горожан сказали то же самое («Я буду лучше, посылайте в колхоз»). Герои Овечкина, идя поднимать село «своими руками», имели ту же смелость. И Трубников поступил, в сущности, так же.
Нет, сцена с самовыдвижением в основе своей правдива. И иные действия председателя при внешней эксцентричности внушают доверие.
Да и в самом характере Боброва (играет его Владимир Меньшов) черты, без которых нынешний сельский вожак немыслим. Первая — ощущение себя выбраннымм, значит, подверженным переизбранию. Может несколько декларативно, но зато методически главный герой говорит о «мнении народном» как о решающей силе колхоза. Затем —незамкнутость внутри хозяйства: Бобров, своего рода, министр иностранных дел, он связан и со стройкой, и с институтом… Наконец, азарт. Из трех слагаемых любого свершения (материал, энергия, информация) второе Бобров имеет в избытке.
Сама же картина вот про что. В первый день своего председательства новый хозяин улетает глядеть Кузнецовский свиноводческий комплекс (кстати, заметьте такое обстоятельство, что эта реальная фабрика мяса построена под Москвой по зарубежному проекту, стоимость ее превышает 30 миллионов рублей, перерабатывает она государственные корма).
Возвращается Семен Иванович с решением строить комплекс в колхозе а заодно соединить в крупный поселок мелкие деревни. Трудности? К колхозу не протянута дорога, не завезешь материал да и проекта ждать долго. О такой детали, как десяток-другой миллионов рублей, нужных для стройки, речь не заходит.
А всю проектную документацию он заказал… студентам архитектурного института. (Архитектор, даже зрелый, не возьмется проектировать индустриальное предприятие, чем является свинофабрика, ибо тут в основе технология. Да будущие Растрелли в фильме и не касаются переделки кормов в свинину, они рисуют эскизы возможного агрогорода). Контакт с институтом помогает герою встретить хрупкую, острую на язык студентку Клару. Действуя, как почти всегда, «от противного», председатель не таит своей сердечной болезни, а объявляет о скорой женитьбе по радио, отмечая, что колхоз заполучит себе архитектора. Собрание, где решается, дадут ли колхозники «добро» циклу резких перемен, остается за кадром. Но «добро» дают, и в финале — счастливая пара.
Бобров многим подкупает, и не хочется, чтобы он споткнулся. Нам интересно следить за его судьбой? Да, интересно — и горожанину с его причастностью к сельским делам и тем более современному колхознику, который к экрану предъявляет требование быть зеркалом жизни. Закроем глаза на смешные частности (колхозный вожак так преуспел в «стирании граней меж городом и деревней», что ребята-архитекторы, по воле авторов никак не могут узнать в нем сельского человека; диспетчерскую службу, крайне напряженную и тяжелую, Семен отдает для отдыха заболевшей доярке и т.д.) Но заявлен образ современного председателя, продолжателя галереи сельских организаторов, родившихся в былые годы. Среди тех, прежних, были Егоры Трубниковы, был и незабвенный «Кавалер Золотой звезды». Чей род продолжает Бобров?
Фильм односерийный. Как обернулся бы сюжет, решись сценарист В. Черных дописать еще серию?
Линия личная. Хрупкая Клара полна серьезных намерений, но оказалось, архитектор нужен колхозу не чаще, чем геолог. Избы (красивые, вполне экономичные) рубят сами, а для прочив объектов есть типовые объекты.
Далее — линия общественная. Комплекс построен. Пусть Бобров возвел не целый Кузнецовский, а только четверть его. И в этом случае ему понадобится минимум полтораста тысяч центнеров концкормов в год. В средней полосе хозяйств такой зерновой мощности нету и в помине.
Разрушить деревни удалось, но люди неожиданно оказались не в поселке у комплекса, а на стройке, у того директора. Там реальные квартиры, зарплата, здесь — эскизы и закредитованное хозяйство: все ведь берется из земли, и, увы, не по щучьему велению.
Финал все же оптимистичный: незадачливую свинофабрику передают «Скотооткорму», колхоз преобразован в совхоз, долги списаны. Бобров радостно летит на мотоцикле…
«Хочется «Кавалера Золотой звезды», только получше написанного»,— едко замечал на последних страницах «Трудной весны» В. Овечкин, имея в виду людей, какие вот так же: «что нам стоит дом построить—нарисуем, будем жить». Семен Бобров написан, конечно, получше «Кавалера»…
Строят в стране комплексы? Еще какие. Сселяют деревни? Всюду, где можно. Легко это дается? Неимоверно трудно.
У всякой революции, есть свой Зимний. В том числе и у научно-технической. Оплоты старого сами не падают. И это требует особого типа людей, их характеры соразмерны трудностям, на какие они поднялись.
Тринадцать лет я знаю Артура Петровича Майорова. Он тоже строит комплекс — на сто тысяч свиней в год. Строит для переработки своих кормов: под Омском Майоров мощно развил зерновое хозяйство. И на свои, в сущности, деньги: он регулярно, лет уже десять, отчисляет в бюджет по три миллиона рублей прибыли. Самое ценное в Майорове — ум специалиста, интеллект человека, стоящего в своих вопросах «на уровне глобуса». Девяносто бюллетеней и журналов получает его совхоз, особая служба фильтрует для него и его коллег весь мировой поток информации. Совхоз знает все, что (в его сфере) делается на пяти континентах. Майоров строит прочные ступени и затем восходит на них.
Недавно на базе того совхоза основана фирма «Омский бекон», ее годовая мощность — 200 тысяч центнеров свинины и 300 тысяч центнеров молока на своих кормах. Генеральным директором утвержден тихий, будто книжный по натуре Артур Петрович. Из трех компонентов творимого (информации, энергии, материала) Майоров на первый план ставит информацию. Не боится поступать логично. Его решения можно прогнозировать, но сбить его с достигнутых позиций нельзя.
ХОЛОДНЫЙ ОГОНЬ
Когда-то был холодный огонь. Во всяком случае, я в это верил. Цирк в нашей жизни занимал большее, чем теперь, место, и фокусник с пламенем изо рта потрясал. Но не пугал: мы знали, что огонь безопасный.
Одна из недавних картин заставила вспомнить то ребячье суеверие. На экране горел хлеб, да выразительно, синим пламенем, а мне не было страшно. На целине случалось видеть пшеницу, горящую на токах и в вагонах. Пламени, понятно, никакого — самосогрев, плесень, острый запах силоса, но когда отодвинешь дверь полного пульмана, а зерно не сыплется, держится белой стеной, тебя берет оторопь. Ну, а тут только эффектно: огонь холодный.
Старый добряк Кримулден спроектировал сушилку со складом. В расчетах он силен не был, на ленте и загорелось. А старик-то хороший, вот председатель колхоза Арнольд и спрятал концы в воду: вывалили самосвал обугленного зерна в реку. Студент-практикант доложил об этом ЧП — кому 6 вы думали? — доценту своего института. А доцент был тупой. Не знал, что типовых проектов нет, а сушка зерна—узкое место. Дело могло обернуться худо. Но — все в руках сценариста! — доцент умер, не успев принять мер. По-человечески его жаль, но тем и достигнут счастливый конец фильма «Ель во ржи» (Рижская студия, сценарий В. Лоренца, режиссер И. Кренберг).
А пошел я смотреть картину потому, что интересует Прибалтика. В научно-техническом прогрессе она лидер. Только и слышишь: «Вот в Эстонии я видел…», «Латыши так бы не поступили…», «Литва решает это таким путем…» Миллион гектаров закрытого (самого дорогого и совершенного) дренажа в Литве — не великая ли стройка? Высший мелиоративный класс, эстонской дренажной трубки добивается Швеция! В считанные годы урожай трех республик утроился, культурные пастбища стали тучными плантациями трав и сельское хозяйство совершило скачок, какой был немыслим в годы буржуазной власти. Могучий разряд энергии… Его будут ощущать и внуки сегодняшних прибалтийских колхозников, что они, сегодняшние, отлично сознают: на краях преображенных полей оставляют валуны со словами, когда и кем массивы подарены народу.
Не мне судить о типичных конфликтах Елгавы и Пярну, я лишь уверен, что они соразмерны содеянному и весомы, как литовский мелиоративный миллион. Мне, как и псковскому, новгородскому, галичскому агроному, интересно: как они это сумели? Ведь нелегко было стране дать Прибалтике те миллиарды? Нужен рассказ о социальном сдвиге!
Фильм «Ель во ржи» с деревьев смотреть опасно: скучен.
Но фильм «Наследники военной дороги» (сценарий и постановка В. Круминьша), тоже рижский, перемежает действие то взрывом, то античной трагедией. Это эффектные, но накладные расходы. Вникнем в суть.
Новый секретарь сельского райкома Дунав изучает методы работы двух председателей. Первого представляют нам спящим на поле в разгар посевной. Секретарь подъезжает и — среди кинотрюков это самый невероятный! — говорит: «Не надо будить его. Весной в поле хорошо спится». Работается тоже, между прочим, хорошо, но Церниек стар, и дальше, вплоть до финала, все к тому говорится, что можно бы ветерану и на пенсию. Он, собственно, и сам подводит черту: «Что обещали — все сделали!» Но молодежь из колхоза уходит, остались одни старики…
Другая же фигура полна энергии. У председательницы Винупе «мертвая хватка» в сфере доставания, и уж тут-то она все свои обещания отнюдь не считает исполненными, хотя колхоз многолюден, процветает. Из сцены на бюро райкома мы узнаем: «Все, что делает товарищ Винупе, приносит колхозу доход… Колхозники у нее живут лучше, чем в любом другом месте… как сыр в масле катаются, ни в чем нужды нет!»
Ну, вот, кажется, и самая суть. «Мертвую хватку» председателя в материальном снабжении любой из мало-мальски осведомленных зрителей осуждать не станет: под лежачий камень вода не течет, всякий руководитель процентов семьдесят энергии тратит на добывание, да и урожаи не из воздуха взялись, а из добытых тракторов, туков, капиталов.
Но Винупе, оказывается, «не поняла, где дело, а где делячество». Она развивает кустарные промыслы. Эти предприятия дают большие деньги, люди заняты, остаются в колхозе, но секретаря тревожит иное: промыслы «не имеют никакого отношения к сельскому хозяйству».
То, что промысел финансирует сельское хозяйство, Дунав отношением не считает. Что тысячи зимних человеко-дней, не потерянных благодаря промыслам, летом всходят сортовым ячменем, выбегают породистыми телятами и гудят новыми тракторами, Дунав намеренно не принимает в счет. Развитие подсобных предприятий узаконено Директивами XXIV съезда КПСС, ряд правительственных постановлений обязывает советские и хозяйственные органы развивать вспомогательную отрасль.
Правда, Винупе не овощи консервирует, не выпускает хрустящий картофель, как знаменитый колхоз «Адажи» под Ригой, а сувениры делает.
И плохие, безвкусные (уверяют нас) сувениры. Их покупают, но потребитель не тот: Дунав даже говорит, что вез в «слаборазвитые страны»…
Волей сценариста автора В. Круминьша деловая председательница назывными предложениями обращается в объект придирок да и просто травли. «От полных кошельков душа богаче не станет», — упрекает ее комсомольский секретарь.
А от пустых как? Некий колхозник с бородой (так он и обозначен) высказывается еще глубже: «Противно видеть, как она рублем развращает людей». Зритель, впрочем, никакого разврата не видит: колхоз за товарищеским ужином поет, на столах вино—вот и предел разложения.
Но уж на самой Винупе отыгрались. Она, готовясь добывать цемент, требует от портнихи глубокого декольте… Она ловит в сети своей привлекательности строгого Дунаев и даже уводит его вечером в яблоневые кущи… Право, охота сказать: «Нельзя ли тактичнее с женщиной?»
Да, материальный достаток не самоцель, лишь условие для полнокровной жизни человека. Но необходимое, обязательное, и когда 2 126 метров пленки отданы на то, чтоб внушить отвращение к высокой оплате труда, делается странно. Рвачество — порок, нетрудовые доходы — род воровства, но тогда и показывать надо это, если есть подобное.
Колхозы соединяют, и под конец мы узнаем, что Церниеку так и не удалось уйти на пенсию: Винупе отстраняют, старикан поставлен главою хозяйства. «Такой воз никому, кроме вас, не вытащить»,— уверяет его Дунав. Надо чтить возраст, нельзя не уважать старость. Но не уверяйте нас, что преображена земля спящими весной на севе!
Это перемещение председателей — единственное дело, каким представлен нам Дунав. Пост обязывает его разбираться в делах района и отдавать отчет в своих словах. Но послушайте, как он говорит в райкоме.
«Так, депутаты мандаты получили?» — вопрошает Дунав. Ему отвечают положительно. Что за бессмыслица? Делегаты (не депутаты) районных конференций действительно получают мандаты, но никакой конференции нет, а депутаты — они в Советах, да и тут мандаты ни при чем. Но дальше: «Вопрос о «Сельхозтехнике» вынесем на бюро. Пусть, кстати, доложат, почему во время сева опять не хватило крепежных болтов для рессор»,— серьезно продолжает бедный Дунав. (Сеют сеялками, на них, право же, нет никаких рессор…) Это не текст, это «рыба». Бывает, что у композитора-песенника уже готова мелодия, а стихов еще нет, он и сочиняет музыку на условный текст так называемую «рыбу». Временно. А в фильме получилось окончательно.
Организаторы преобразования Прибалтики — целенаправленные, точные в делах и словах люди. Про то свидетельствуют факты, статистика, урожаи. Фильм про Дунава, Цер-ниека и Винупе вряд ли способен подтвердить это.
* * *
Так что же стоит дом построить? Дорого стоит. Люди лучшие годы, энергию, все думки свои этому oтдают. И если правду о себе — «да была б она погуще, как бы ни была горька» — увидят на экране, аккумулятор их заряжается.
И что такая правда, крупная и гордая, прозвучит с экранов, помогая селу брать новые рубежи, — несомненно. А когда — увидим.
Автор — Черниченко Ю.
Советский экран (журнал №15 за 1973 год)
Внимание! При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Советика.ру обязательна! При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно! Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов, художников, фотографов и т.д. Желательно, при использовании материалов сайта уведомлять авторов сайта!