Поиск по сайту


+16
Издание предназначено для лиц старше 16-ти лет.

Культурно-просветительское издание о советской истории "Советика". Свидетельство о регистрации средства массовой информации - Эл№ ФС77-50088.

е-мейл сайта: sovetika@mail.ru

(Дмитрий Ластов)



Посмотрите еще..


Анна Герман (фотографии)


Александр Белявский. Разноплановый актер, что совсем не любил скуку




ГДР, о Конституции ГДР 1968 г.


О Конституции Германской Демократической Республики 1968 г.

 

 

1. Одним из крупнейших изменений, происшедших на политической карте Европы после второй мировой войны, явилось образование Германской Демократической Республики — миролюбивого демократического государства на немецкой земле.

Образование ГДР было подготовлено всем ходом общественного развития послевоенной Германии. В результате разгрома гитлеризма при решающей роли Советского Союза фашистский государственный аппарат на Востоке Германии был разрушен до основания. В полном соответствии с Ялтинскими и Потсдамскими соглашениями великих держав в Восточной Германии были последовательно осуществлены меры по демилитаризации, денацификации и демократизации страны.

Разгром фашизма означал одновременно раскрепощение демократических сил немецкого народа. Уже в июне 1945 года в Восточной Германии начали свою деятельность Коммунистическая и другие демократические партии, а затем и массовые общественные организации. В 1946 году на базе объединения Коммунистической и Социал-демократической партий была создана Социалистическая единая партия Германии (СЕПГ). Началось строительство нового, антифашистско-демократического аппарата управления, который формировался из представителей прогрессивных сил населения. Его организационные формы воспроизводили систему представительных и административных органов, существовавшую по конституции 1919 года. Крупными вехами на пути демократического развития явились проведенные в 1945—1946 гг. глубокие социально-экономические преобразования — земельная реформа, ликвидация монополий и передача крупной промышленности в собственность народа.

2. В сентябре — октябре 1946 года состоялись первые всеобщие выборы в Народные представительства общин, городов, районов (уездов)* и земель. В декабре 1946 — феврале 1947 года ландтагами (местными парламентами) были приняты конституции земель Восточной Германии. Они отразили общие антифашистские, демократические принципы, закрепляя проведение денацификации, демилитаризации и коренных социально-экономических преобразований. Конституции земель фиксировали создание демократических органов власти, обеспечивали основные демократические права граждан, открывали путь к широкому участию народных масс в управлении общественными делами.

Разгром германского фашизма, а также принятие в Ялте и Потсдаме согласованных решений великих держав, направленных на превращение Германии в демократическое и миролюбивое государство, открывали перед всей страной перспективы мирного и демократического развития. Однако вопреки согласованным решениям империалистические круги западных держав отказались от политики демилитаризации и демократизации Германии и вступили на путь раскола страны, приведший к образованию сепаратного западногерманского государства.

Империалистическая политика раскола Германии вызвала решительный протест широких слоев немецкою народа. В стране возникло движение Немецкого народного конгресса за единство и мирный договор, на базе которого сформировался Национальный фронт демократической Германии. Объединившиеся в Национальном фронте демократические и патриотические силы провозгласили 7 октября 1949 г. создание Германской Демократической Республики — государства мира и прогресса на немецкой земле.

3. Образование ГДР — поворотный пункт в истории немецкого народа. На немецкой земле возникло новое государство, ставшее важным фактором мира и противостоящее агрессивным планам империализма.

Общественный строй ГДР в первые годы после ее образования базировался на принципах, закрепленных в Конституции ГДР 1949 года. Эта Конституция разрабатывалась еще до образования Республики как платформа борьбы всех демократических сил Германии за единство, мирное и демократическое развитие страны. Впервые в истории Германии в создании Конституции приняли участие широкие слои немецкого народа.

Практическую работу по подготовке проекта Конституции проводил конституционный комитет Немецкого народного совета, избранного в марте 1948 года вторым Немецким народным конгрессом за единство и мирный договор. В основу работы конституционного комитета были положены предложения СЕПГ по конституционным вопросам.

Подготовленный конституционным комитетом проект был опубликован для всенародного обсуждения. В адрес Немецкого народного совета и его конституционного комитета поступило более 15 тыс. резолюций, в подавляющем большинстве которых выражалось единодушное одобрение проекта. Вместе с тем было предложено свыше 500 поправок и дополнений, с учетом которых конституционный комитет доработал 52 из 144 статей проекта. Подведя итоги народного обсуждения, Немецкий народный совет одобрил проект Конституции, текст которой затем был утвержден 30 мая 1949 г. третьим Немецким народным конгрессом за единство и мирный договор. С образованием ГДР Конституция была введена в действие.

4. Характерной чертой Конституции ГДР 1949 года являлся ее ярко выраженный демократический, антифашистский характер. Как указывалось в Конституции, государственная власть должна служить благу народа, свободе, миру и демократическому прогрессу. Подчеркивалась миролюбивая внешняя политика нового германского государства.

Конституция ГДР закрепила итоги таких революционных преобразований, как ликвидация помещичьего землевладения и передача земли крестьянам, ликвидация монополий и передача ключевых позиций экономики в руки народа. Были зафиксированы создание сектора народных предприятий, принцип планового ведения народного хозяйства.

В Конституции ГДР провозглашался принцип народного суверенитета. Вся государственная власть, согласно Конституции, исходит от народа. Принцип народного суверенитета подкреплялся конституционным установлением ряда демократических принципов организации и деятельности государственного аппарата. Осуществление верховной власти в Республике поручалось Народной Палате, избираемой населением путем всеобщих и прямых выборов. Конституция учредила институт единоличного Президента, однако ограничила его права полномочиями конституционного главы государства, не имеющего самостоятельной власти. Правительство Республики образовывалось Народной Палатой и несло перед ней парламентскую ответственность.

Отражая сложившееся деление страны на земли и опыт государственного строительства в Восточной Германии в первые послевоенные годы, Конституция ГДР 1949 года закрепила существование земель с их собственными конституциями, парламентами и правительствами. Размежевание компетенции между Республикой и землями было осуществлено таким образом, чтобы обеспечить единство Республики и интересы государства как целого.

В связи с существованием земель Конституция предусматривала наряду с Народной Палатой создание Палаты Земель для представительства интересов последних. При этом взаимоотношения между палатами строились так, что Палата Земель не могла противопоставлять себя Народной Палате — верховному органу народного представительства.

Конституция содержала широкие демократические права и свободы граждан. Она не только формально провозгласила эти права и свободы, но и предусмотрела ряд важных гарантий их осуществления.

Конституция ГДР, принятая в 1949 году, отразила завоевания анти-фашистско-демократического этапа революции. Закрепив факт создания рабоче-крестьянского государства и народного сектора в экономике, Конституция открывала перспективы перехода к строительству социализма.

5. Образование ГДР положило начало новому важному этапу общественного развития. «Создав Германскую Демократическую Республику, — говорится в Программе СЕПГ, — рабочий класс в союзе с крестьянами и другими трудящимися установил и укрепил свое политическое господство. Он построил социалистическое государство рабочих и крестьян как форму диктатуры пролетариата»**.

Переход к строительству социализма в ГДР поставил новые важные задачи перед органами государственной власти. Этим новым задачам не соответствовало старое административно-территориальное деление Республики и старые формы организации и деятельности местных органов власти.

Народная Палата 23 июля 1952 г. приняла Закон о дальнейшей демократизации структуры и порядка работы государственных органов в землях ГДР. В соответствии с ним земли были разделены на 14 округов, упразднены государственные органы земель и вместо них созданы окружные государственные органы. Одновременно были разукрупнены районы и перестроены государственные органы в районном звене. В результате проведенной реформы из децентрализованного государства ГДР превратилась в демократически централизованное унитарное государство.

Совершенствование работы государственных органов на основе принципа демократического централизма, укрепление связи местных органов с центральными неизбежно приводили к отмиранию старого принципа представительства мест в центре: отпали основания для существования Палаты Земель. В связи с этим 8 декабря 1958 г. был принят закон об ее упразднении.

Большое значение в государственной жизни имело принятие 12 сентября 1960 г. Закона об образовании Государственного Совета ГДР. На его основе Президент как единоличный орган был заменен коллегиальным органом государственной власти — Государственным Советом. Это было логически обусловлено развитием государственно-правовых институтов ГДР, созданных в ходе социалистического строительства.

6. В 60-х годах Германская Демократическая Республика вступила в новый этап общественного развития. После победы социалистических производственных отношений строительство развитого социалистического общества стало главным содержанием деятельности рабочего класса, всех трудящихся.

Огромным событием в жизни Германской Демократической Республики на этом этапе развития явилось принятие новой, социалистической Конституции. Как в создании, так и в содержании этой Конституции нашел свое отражение процесс широкого развертывания социалистической демократии.

1 декабря 1967 г. верховный орган власти — Народная Палата ГДР образовала комиссию по разработке Конституции. Комиссия подготовила проект, который 31 января 1968 г. был одобрен Народной Палатой и затем вынесен на всенародное обсуждение. Около двух месяцев продолжалось широкое обсуждение проекта, в ходе которого состоялось более 7 тыс. собраний и конференций с участием около 11 млн. человек — почти всего взрослого населения Республики. Всенародное обсуждение проекта протекало в обстановке большого политического и трудового подъема.

Проект Конституции получил единодушную поддержку народа ГДР, увидевшего в нем отражение своих интересов и чаяний. Вместе с тем в конституционную комиссию, редакции газет поступали многочисленные письма с различными предложениями, дополнениями и поправками. Всего от населения поступило 12,5 тыс. сформулированных предложений. Внимательно изучив и обобщив их, конституционная комиссия внесла в первоначальный проект 118 изменений, которые коснулись преамбулы и 55 (из 108) статей. Доработанный с учетом итогов всенародного обсуждения проект Конституции 26 марта 1968 г. был одобрен Народной Палатой и поставлен на всенародное голосование.

В голосовании приняло участие 11 970 889 граждан (98,05%). За принятие Конституции высказалось 11 536 803 человека, т.е. 94,45% граждан, имевших право голоса. 9 апреля 1968 г. новый основной закон вступил в силу. Как отмечалось на VIII съезде СЕПГ, разработка Конституции, ее всенародное обсуждение и референдум явились выдающимся фактом демократического самоопределения народа ГДР***.

7. Конституция ГДР 1968 года отражает важнейшие итоги проведенных в Республике социалистических преобразований, она фиксирует победу социалистических производственных отношений, предусматривает задачи строительства развитого социалистического общества.

Закрепляя социалистический характер государственной власти, Конституция указывает на руководящую роль рабочего класса и его партии в обществе и государстве, подчеркивает, что в Республике осуществляется тесный союз рабочего класса, кооперированного крестьянства, интеллигенции и других слоев народа. Организационным выражением этого союза является Национальный фронт ГДР, объединяющий все политические партии и общественные организации Республики.

Отражая итоги борьбы трудящихся за ликвидацию системы монополистического капитализма, Конституция определяет, что народное хозяйство Республики базируется на социалистической собственности на средства производства, формулирует как принцип сегодняшней социалистической действительности положение: «То, что создается руками народа, принадлежит народу».

В центре внимания социалистического общества и государства находится человек. Уважение и защиту достоинства и свободы личности Конституция ГДР провозглашает законом для всех государственных органов, всего общества и каждого гражданина. В разд. II закреплен широкий круг социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан, обеспеченных разнообразными гарантиями. Отражая положение личности как сознательного и равноправного участника общественных преобразований, Конституция провозглашает принцип: «Совместно трудись, совместно планируй, совместно управляй!»

Новым является закрепление в основном законе ГДР прав коллективов и объединений граждан. Это отражает повышение роли трудовых коллективов и общественных организаций трудящихся в политической системе Республики, расширение прав предприятий, городов и общин в решении вопросов производственной, социальной и культурной жизни. На предприятиях, деятельность которых является основой создания и увеличения общественного богатства, обеспечивается широкое участие трудящихся в управлении социалистическим производством. Города, общины и общинные союзы призваны создавать необходимые условия для все большего удовлетворения материальных, социальных, культурных и других коллективных потребностей граждан.

В Конституции зафиксированы основные права профсоюзов. Им гарантируется, в частности, участие в управлении экономикой и ее планировании, в определении условий труда и быта рабочих и служащих, предоставляется право законодательной инициативы. За профсоюзами закреплено право руководить социальным страхованием. Предусмотрены также права производственных кооперативов.

Конституция закрепляет и развивает сложившиеся в ходе государственного строительства демократические принципы организации и деятельности государственного аппарата, обеспечивая трудящимся широкие возможности участия в управлении делами государства.

8. Придавая огромное значение повышению активной роли основного закона, его действенности и соответствия достигнутому уровню общественного развития, СЕПГ в 1974 году выступила с инициативой внесения дополнений и изменений в Конституцию 1968 года. Эта инициатива была поддержана всеми партиями и организациями Национального фронта. Выступая перед Народной Палатой с обоснованием Закона о дополнении и изменении Конституции, Первый секретарь ЦК СЕПГ Э. Хо-неккер подчеркнул: «Как основной закон нашего общества и нашего государства, Конституция должна отразить качественно новую ступень в формировании развитого социалистического общества и одновременно подвести итог достижениям на пути закономерного продвижения Германской Демократической Республики в коммунистическое будущее»****.

Единодушно принятый Народной Палатой 27 сентября 1974 г. Закон о дополнении и изменении Конституции ГДР (вступил в силу 7 октября 1974 г. и датируется этим днем) коснулся преамбулы и более 40 статей. В нем нашли отражение установки СЕПГ по актуальным проблемам общественного и государственного развития Республики.

В новой преамбуле зафиксирован факт осуществления народом ГДР своего права на социально-экономическое, государственное и национальное самоопределение и выражена решимость народа ГДР неуклонно следовать далее по пути социализма и коммунизма, мира, демократии и дружбы между народами.

В уточненных статьях Конституции обобщены важные результаты сплочения социалистической семьи народов и отражены дальнейшие перспективы их сотрудничества. В новой редакции ст. 6 подчеркивается, что ГДР является неотъемлемой составной частью содружества социалистических государств, развивает отношения с ними на основе принципов социалистического интернационализма, что она связана вечными и нерушимыми узами дружбы с СССР. ГДР поддерживает государства и народы, борющиеся за национальную свободу и социальный прогресс, и выступает за мирное сосуществование государств с различным общественным строем.

В начале 70-х годов в Республике были достигнуты новые успехи в укреплении социалистических производственных отношений: сохранявшиеся до того времени небольшие частные и полугосударственные предприятия были преобразованы в социалистические. Это потребовало изменения ст. 14 Конституции. В новой редакции статья допускает существование лишь мелких ремесленных и других кустарных предприятий, базирующихся преимущественно на личном труде их владельцев.

СЕПГ подчеркивает важность органического соединения научно-технической революции с преимуществами социализма. Этот принцип возводится в конституционный в новой редакции ст. 17 основного закона. Она определяет, что государство стимулирует развитие науки, исследований и образования в интересах прогресса всего общества и граждан. Система образования позволяет каждому получить необходимые знания, чтобы оказаться на высоте требований научно-технической революции.

С учетом новых требований, выявившихся в процессе государственного строительства на современном этапе, Законом о дополнении и изменении Конституции внесены некоторые уточнения в полномочия государственных органов, порядок их взаимоотношений. Эти уточнения направлены на укрепление демократических основ организации и деятельности государственного аппарата, повышение его эффективности, еще более широкое привлечение трудящихся к управлению государством.

Ведущий принцип государственной организации ГДР — суверенитет трудового народа. Свою политическую власть трудящиеся ГДР осуществляют через демократически избранные Народные представительства, которые образуют основу системы государственных органов. «Социалистическая единая партия Германии руководствуется тем, — говорится в Программе СЕГТГ, — что роль народных представительств как выборных органов власти возрастает. Характерным для их деятельности является все более широкое и компетентное участие трудящихся и их коллективов в управлении и планировании экономического, социального и культурного развития, в подготовке и реализации законов и государственных решений и в контроле за их выполнением»*****.

Народные представительства ГДР образуются путем демократических выборов. Правом избирать и избираться обладают граждане, достигшие 18 лет. Кандидаты в депутаты, предлагаемые комитетами Национального фронта, предварительно выставляются собраниями избирателей в трудовых коллективах на основе тщательного и широкого обсуждения. В списках фигурирует большее число кандидатов, чем необходимо избрать от данного избирательного округа (от каждого округа избирается по нескольку депутатов). Так, на выборах 1986 года в Народную Палату баллотировалось 703 кандидата на 500 мест, а в Окружные собрания — 4363 кандидата на 3235 мест******. Если все кандидаты получают большинство голосов избирателей, то депутатами становятся согласно очередности первые по списку кандидаты, а остальные считаются резервными депутатами.

Избирательные кампании в ГДР, как и в других странах социализма, проходят в обстановке высокой трудовой и политической активности граждан. Так, в выборах 1986 года в Народную Палату участвовало 99,74% избирателей, за кандидатов Национального фронта голосовало 99,94% граждан, участвовавших в выборах. Сотни тысяч избирателей работают в избирательных комиссиях. В ходе предвыборных кампаний широко обсуждаются вопросы государственной политики.

Главенство в системе государственного руководства принадлежит Народной Палате — верховному представительному и единственному законодательному органу Республики. Деятельность Народной Палаты увязывается с прямым участием граждан в обсуждении важнейших государственных дел. Проекты основополагающих законов перед их принятием Народной Палатой выносятся на всенародное обсуждение. Народная Палата может принять решение о проведении всенародного голосования (референдума).

Большое значение придает СЕПГ повышению роли местных Народных представительств. Они выступают как важнейшее средство привлечения трудящихся к участию в демократическом управлении государством. Более 200 тыс. граждан избрано депутатами местных Народных представительств, свыше 60 тыс. — являются резервными депутатами, более 180 тыс. привлекаются к работе Народных представительств в качестве активистов-общественников, почти 390 тыс. — занято в комитетах Национального фронта, активно сотрудничающих с местными органами власти*******.

Местные Народные представительства ГДР, действуя в рамках демократического централизма, осуществляют функции государственного руководства на своей территории. В своей деятельности они обеспечивают единство экономической и социальной политики. Как указывается в Законе о местных Народных представительствах 1985 года, эти органы заботятся о постоянном улучшении условий социалистического производства на местах и все более полном использовании местных ресурсов в интересах роста производительности и повышения эффективности народного хозяйства. Проводя социалистическую коммунальную политику, местные Народные представительства обеспечивают все более полное удовлетворение материальных и культурных потребностей граждан. В частности, они отвечают за развитие жилищного хозяйства и сферы услуг, стабильное снабжение населения товарами народного потребления.

В интересах комплексного экономического и социального развития округов, районов, городов и общин местные Народные представительства разрабатывают программы территориальной рационализации, сотрудничая с комбинатами, предприятиями, организациями республиканского подчинения. Здесь местными Народными представительствами ГДР накоплен интересный и разносторонний опыт. Их исполнительные органы — советы — заключают с комбинатами, предприятиями, организациями коммунальные договоры и соглашения. На их основе объединяются материальные и финансовые средства, трудовые ресурсы для строительства жилья, транспортных коммуникаций, предприятий обслуживания, культурных учреждений.

Одно из важных направлений государственного развития ГДР — совершенствование системы государственного и хозяйственного управления. «Социалистическая единая партия Германии, — говорится в ее Программе, — выступает за дальнейшее повышение качества и общественной эффективности государственной управленческой деятельности в соответствии с возрастающими задачами в деле строительства развитого социалистического общества»********.

Эта задача отражена в положениях Конституции о Совете Министров и других органах государственной администрации. Совершенствованию деятельности последних способствует народный контроль — Рабоче-крестьянская инспекция, в органы которой избрано более 260 тыс. активистов-общественников.

Охрана социалистической законности и правопорядка — важнейшая задача органов суда и прокуратуры. Для судебной системы ГДР характерно участие общественности в отправлении правосудия. Дела в первой инстанции рассматриваются коллегией в составе судьи и двух заседателей. В судебном процессе могут участвовать уполномоченные трудовых коллективов и общественных организаций. При рассмотрении дел, касающихся трудового права, участие представителей профсоюзных организаций обязательно. В ГДР действует целая система общественных судов — конфликтных комиссий на предприятиях, в учреждениях и третейских комиссий в кооперативах, жилых районах и общинах. В состав этих органов избрано более 300 тыс. граждан.

9. Принятие Конституции ГДР в 1968 году и ее новеллизация в 1974 году органически связаны с совершенствованием всей системы законодательства Республики. В последние 15—20 лет оно существенно обновилось: принят ряд новых кодексов и других законов, соответствующих современному этапу общественного развития. Среди них акты, кодифицировавшие на социалистических основах брачно-семейное (1965 г.), уголовное и уголовно-процессуальное (1968 г.), гражданское (1975 г.), трудовое (1977 г.) законодательство. Приняты новые законы о выборах в Народные представительства (1976 г.), о местных Народных представительствах ГДР (1985 г.). Развитие социалистического законодательства Республики свидетельствует об укреплении власти трудящихся во главе с рабочим классом и его авангардом — марксистско-ленинской партией.

И. П. Ильинский
(Конституции социалистических государств. Т. 1. М., 1987.)

 

* Термин «Kreis» может переводиться и как район, и как уезд. Поскольку в общественно-политической литературе устоялся термин «район», он использован при переводе Конституции ГДР. Соответственно термин «Stadtbezirk» (буквально — городской округ) переводится «городской район».

** IX съезд Социалистической единой партии Германии. М., 1977, с. 214.

*** VIII съезд Социалистической единой партии Германии. М., 1972, с. 57.

**** Neues Deutschland, 28.IX.1974.

***** IX съезд Социалистической единой партии Германии, с. 245.

****** Neues Deutschland, 19.VI.1986.

******* Neues Deutschland, 7.V.1986.

******** IX съезд Социалистической единой партии Германии, с. 245—246.



НАВЕРХ

 

Внимание! При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Советика.ру обязательна! При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно! Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов, художников, фотографов и т.д. Желательно, при использовании материалов сайта уведомлять авторов сайта!

 

 

 



На главную страницу о ГДР


Интересное

Валентина Теличкина - детская мечта, воплощенная в жизнь


Блюда грузинской кухни (Советский ОБЩЕПИТ)


Новое на сайте

23.04. новости - Фильм Каменный цветок. Развитие цветного кинематографа в Советском Союзе

17.04. новости - Первый советский цветной фильм Адмирал Ушаков - история создания

16.04. новости - В мире животных. Легендарная передача, объединившая поколения

15.04. новости - Кинотеатр "Москва". От грандиозного открытия до забвения и возможного возрождения

09.04. новости - “Синяя Птица”: удивительный мост между культурами и волшебством кинематографа

08.04. новости - Кинематографический взгляд на Великую Отечественную войну: «Иван Никулин – русский матрос»

28.03. разное - Российская ОС для компаний и организаций , Отечественная СУБД онлайн , Прогнозы на волейбол онлайн

26.03. новости - Соня Тимофеева. Вспоминаем яркую актрису советской эпохи и ее исключительный талант

24.03. новости - "Русские приключения Синерамы" - уникальный советско-американский панорамный документальный фильм, разное - Какие плюсы можно получить вместе с образованием в режиме онлайн

21.03. новости - Борис Сичкин. Тернистый путь и невообразимая харизма

 


 

За малые деньги агентство переводов для вас совсем недорого.

© Sovetika.ru 2004 - 2024. Сайт о советском времени - книги, статьи, очерки, фотографии, открытки.

Flag Counter

Top.Mail.Ru