Звезды и фильмы, 1966 г.
КАНДИД
Род. 27.VII.1932 г. Париж (Франция). Актер театра и кино. Театральный дебют — 1953. В кино 1960: ЛЮБОВНЫЕ ИГРЫ — реж. Ф. де Брока. Затем — ОСТРЯК — реж. Ф. де Брока; КАНДИД — реж. Н. Карбонно; ЛЮБОВНИК НА ПЯТЬ ДНЕЙ — реж. Ф. де Брока; СЕМЬ СМЕРТНЫХ ГРЕХОВ (новелла "Скупость") — реж. К. Шаброль; КАПРАЛ В ЗАПАДНЕ — реж. Ж. Ренуар; АРСЕН ЛУПЭН ПРОТИВ АРСЕНА ЛУПЭН А — реж. Э. Молинаро; СИРАНО И Д'АРТАНЬЯН — реж. А. Ганс; НИЧЕГО НИКОГДА НЕ СЛУЧАЕТСЯ — реж. X. А. Бардем.
Он излучает радость жизни. Его оптимизм не лишен иронии, а иногда и капли горечи, исходящей из невеселых событий нашей эпохи, но даже этот оптимизм — как бодро звучит он на фоне пессимистического тона стольких современных фильмов! Артист театра, Жан-Пьер Кассель в самом первом своем фильме ЛЮБОВНЫЕ ИГРЫ уже завоевал успех у зрителей, а затем комедии представителя „новой волны" Филиппа де Брока сделали его ведущей звездой французской кинокомедии. Он подкупающе симпатичен, полон стихийного задора. Это прирожденный танцор и акробат, „первый любовник", оружием которого является отнюдь не его внешность, а внутреннее личное очарование, ум и юмор. У него прекрасная профессиональная подготовка комического актера: с театральных подмостков он принес свободу движений и тонкую мимику, танцуя как Фред Астер, играя на рояле и жонглируя с кошачьей ловкостью. Вот он удирает по крыше от мужа своей любовницы, направляясь к другой женщине... пока еще сам не зная — к какой. Все хороши, все красивы для этого насмешника, безустанно ищущего лишь светлые стороны жизни (ОСТРЯК). Проворен и ловок он в фильме ЛЮБОВНИК НА ПЯТЬ ДНЕЙ. Но ни флирт, ни танец, ни буффонада не ослабляют лирической атмосферы, создаваемой Касселем именно благодаря его юношескому упоению жизнью, искренности его чувств, а временами — философской задумчивости. А вот Кассель — волшебник. Чтобы овладеть сокровищем, он поочередно перевоплощается в помощника оценщика, в. иллюзиониста, чиновника, архитектора, бандита, метр-д'отеля, — не забывая на пути к успеху и о важной роли любви (АРСЕН ЛУПЭН ПРОТИВ АРСЕНА ЛУПЭНА).
ОСТРЯК
Но Кассель бывает и совершенно иным. Тогда стихийная радость жизни окрашивается ироническими, с интонациями сарказма, тонами. Тогда поступки его героев приобретают философский смысл, а сам он становится мягче, тоньше, мечтательнее, как бы удаляясь от реального мира. Хиросима, жертвы атомной бомбы, гитлеризм, война, концентрационные лагеря, расизм, религиозный фанатизм, диктатура Пэ-рона в Аргентине, бои в Индонезии, колониализм, линчевание негров в Америке, черный рынок, гестапо, коллаборационисты, — таков фон киноприключений Касселя — Кандида XX века.
Современный мир, увиденный глазами Вольтера, сильно встревожил цензоров. Был запрещен показ этого фильма за границей, а разрешение на показ фильма на французских экранах КАНДИД получил большинством в один голос. Когда же фильм появился на экранах, министерство обороны серьезно обеспокоил в нем диалог на тему о колониальной армии. Выразили свой протест и церковные власти (их встревожили сцены обстрела церковных владений). Американцам не понравились сцены линчевания, англичанам — британские колонии. Режиссер Карбонно вырезывал из фильма метр за метром. Так изуродованный КАНДИД получил, наконец, иностранные визы. В свою очередь Жан Ренуар также столкнул этого весельчака с серьезными проблемами XX века, с его обществом и отдельными личностями в общем человеческом сборище. КАПРАЛ В ЗАПАДНЕ с Касселем в главной роли — это фильм о солидарности людей, объединенных общим несчастьем. Некоторые критики отметили в этом фильме лишь еще одну попытку раскрыть тему бегства из лагеря для военнопленных, тему, которую тот же Ренуар уже расрыл более четверти века тому назад в ТОВАРИЩАХ ПО ОРУЖИЮ. Правы, однако, критики, указывающие на различия в основных принципах, которыми руководствовался в этих фильмах великий кинореалист.
КАНДИД. Жан-Пьер Кассель и Пьер Брассер
В ТОВАРИЩАХ ПО ОРУЖИЮ мы видим две воюющие между собой нации, которые объединяет одна и та же цивилизация, одни и те же критерии моральных ценностей. Речь там шла о первой мировой войне. КАПРАЛ В ЗАПАДНЕ рассказывает о второй мировой войне. Тут военнопленные не могут найти общий язык со своими победителями — верными слугами фашистской системы. Бегство из лагеря здесь становится неизбежно вопросом жизни и смерти. И капрал предпринимает одну за другой попытки вырваться из лагеря. Каждая из неудавшихся попыток становится уроком. Капрал делает для себя открытие: бегство только тогда имеет смысл, если весь мир вокруг свободен. В символической сцене удачной, шестой, попытки бегства капрал со своим товарищем присоединяется к похоронной процессии.
ЛЮБОВНИК НА ПЯТЬ ДНЕЙ. Жан-Пьер Кассель и Жанна Себерг.
В финале, в искрящейся горьким юмором сказке об эпопее беглеца-рецидивиста, мы встречаем капрала в Париже, где он найдет себе место среди борцов со злом. Ренуар призывает своим фильмом: каждый гражданин нашего мира обязан найти в себе те ценности, которые помогут ему включиться в общее дело создания новой, действительно гуманной цивилизации. К красочному оптимизму Касселя обращаются и другие режиссеры -— от самых молодых представителей „новой волны", таких, как Шаброль (САМОЕ БОЛЬШОЕ МОШЕННИЧЕСТВО ЭТОГО МИРА) и Годар, — до ветерана костюмированного фильма старика Абеля Ганса (СИРАНО И Д'АРТАНЬЯН). Все более популярным становится у зрителей этот пританцовывающий весельчак и философ, который создал свой собственный индивидуальный стиль, весьма "французский".
Артур Кальтбаум "Звёзды и фильмы", Лодзь, 1966 г.
Внимание! При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Советика.ру обязательна! При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно! Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов, художников, фотографов и т.д. Желательно, при использовании материалов сайта уведомлять авторов сайта!