Тарасов К.С.
У карты мира - Колумбия (1976г.)
Природные условия и географическое положение этого приморского района с давних пор предопределили экспортную направленность его тропического плантационного хозяйства. И ныне входящие в него департаменты Магдалена, Атлантико, Сукре, Сесар, Боливар, Гуахира и Кордова производят хлопок, бананы, табак, сахарный тростник, кофе главным образом на экспорт. В меньших масштабах культивируют кунжут, оливковые деревья, выращивают масличную пальму. Саванны служат естественными пастбищами для крупного рогатого скота. Животноводческие хозяйства не создают запасов фуража и не применяют концентрированных кормов, в результате чего скот в сухой период сильно теряет в весе и нередко гибнет. Слабое развитие транспорта вынуждает скотоводов перегонять стада на большие расстояния, что приводит к значительной потере веса скота.
Население в Северном районе традиционно тяготеет к немногочисленным портовым городам, возникшим еще в XVI—XVII вв. (Барранкилья, Картахена, Санта-Марта, Рио-Ача) и одно время остро соперничавшим друг с другом, а также городам, расположенным на идущих к ним из внутренних районов удобных путях сообщения (Монтерия на реке Сину; Синселехо, лежащий на торговой дороге из департамента Антьокия в порт Толу в заливе Морроскильо, и т. д.). В составе населения района чувствуется значительный негритянский элемент, их называют в Колумбии «костеньо» (от испанского «ко-ста» — берег). Житель побережья — костеньо существенно отличается от жителей андийских районов особенностями быта, рационом питания, культурными навыками. Негритянский элемент проявляется в местной музыке, фольклоре, изобразительном искусстве. Здесь родился один из самых популярных танцев Колумбии — кумбиа, своеобразный, бурный, полный страсти, как говорят, «конголезский огонь на карибском берегу». Очень красочно проходят карнавалы в Картахене и Барранкилье, посмотреть которые приезжают даже из соседних стран.
Крепость Сан-Фелипе-де-Барахас в Картахене
Индейцы в этом районе либо были истреблены, либо оттеснены в малопригодные для жизни места. Испанские колонизаторы с особым рвением истребляли воинственных и свободолюбивых карибов, которые с удивительным упорством отстаивали свою свободу в неравной борьбе с превосходящим противником, часто нанося ему поражения. В центральной и западной частях департамента Магдалена все еще обитают потомки карибского племени чимила (около 1 тыс. человек). Некогда чими-лэ занимали огромную территорию, но теперь они загнаны в непроходимые болота.
На засушливом и пустынном полуострове Гуахира живет аравакское племя гуахиро. Его численность составляет около 50 тыс. человек, и, следовательно, это самое значительное индейское племя современной Колумбии. Гуахиро — скотоводы, и основу их питания составляют маис, молоко и молочные продукты, дикие фрукты, просо и изредка мясо. Живут гуахиро семейными группами в хижинах, отстоящих друг от друга на 200—300 м. Частная собственность на землю у гуахиро отсутствует.
К югу от полуострова Гуахира обитают карибы юко (их насчитывается немногим более 1 тыс.). Живут они в труднодоступных местах, покрытых тропическим лесом, в горах Сьерра-де-Периха (на границе с Венесуэлой). Трудно представить себе, что в Колумбии наших дней все еще имеется индейское племя, ревниво сохраняющее свою независимость и с отчаянным героизмом сражающееся за нее! Именно им и является карибское племя юко, которых местные реакционеры в бессильной ярости упорно именуют мотилонами (по-испански — «лысый» или «плешивый») за их короткие прически. Изучены юко очень плохо, живут они охотой и собирательством диких плодов, хотя и имеют небольшие участки под маисом, фасолью, юккой, бататом, сахарным тростником, табаком и перцем ахи. В качестве оружия используют небольшой лук, дубинку и копье, которыми владеют в совершенстве.
Региональным экономическим и культурным центром района является быстро растущий город и порт Барранкилья. Своим ростом Барранкилья обязана удобнейшему положению: она лежит на левом берегу Магдалены, недалеко от ее устья, и вплоть до середины XX в. через нее проходило до трех пятых внешнеторгового оборота Колумбии. Долгие годы Магдалена являлась единственной транспортной артерией, связывающей внутренние районы Анд с карибским побережьем. Положение начало меняться лишь после завершения нефтепроводов от мест добычи к портам вывоза нефти: из Эль-Сентро в Мамонал (у Картахены) длиной 538 км и из Тибу в Ковеньяс (в заливе Морроскильо) длиной 409 км, а также после пуска в эксплуатацию железной дороги из Боготы в другой карибский порт — Санта-Марту.
Тем не менее Барранкилья и в наши дни сохраняет за собой титул первого морского порта Колумбии. Нынешний порт не справляется с объемом операций, и в помощь ему построены два порта-спутника на побережье: Пуэрто-Колумбия и Пуэрто-Сальгар. Грузооборот порта Барранкилья составил в 1975 г. 1,4 млн. т. Очень рано в Барранкилье стала развиваться и промышленность (главным образом на базе импортного сырья). Ближе к порту расположены многочисленные предприятия химической, фармацевтической, текстильной, кожевенно-обувной, цементной, металлообрабатывающей и пивоваренной промышленности. По стоимости промышленной продукции Барранкилья — четвертый город Колумбии.
В последние годы порты Барранкилья, Картахена и в меньшей степени Санта-Марта превратились в перевалочный пункт мировой торговли наркотиками. Сюда они поступают из Перу, Боливии, Бразилии и Парагвая и затем перебрасываются в США. Широко налаживается их производство и в самой Колумбии. Несколько лет назад колумбийская полиция захватила в Картахене пока самый большой груз наркотиков (героин и кокаин) на сумму 25 млн. долл.
Современная Барранкилья—административный центр департамента Атлантико, город, уступающий по численности своего населения (720 тыс. человек, 1975 г.) лишь Боготе, Медельину и Кали. Но даже и среди этих городов Барранкилья явно выделяется своим современным видом. Ее центральные кварталы застроены высотными зданиями многочисленных торговых и промышленных компаний, отелей, гостиниц, торговыми центрами, магазинами со сверкающими, красочными витринами.
Совершенно иной облик у соперника Барранкильи, второго по значению карибского порта страны — Картахены. В Колумбии можно часто услышать шутку, что Картахена более «испанский город», чем в самой Испании. И в этом есть доля истины. Основанная в 1533 г. Педро де Эредиа на месте сожженного поселения карибов Картахена-де-Лас-Индиас быстро превратилась в оплот испанского владычества в Вест-Индии.
Место для города было найдено изумительное: Кар-тахенская бухта, имеющая до 14,5 км длины при 5 км ширины, легко вмещала все флоты того времени. С другой стороны, бухта удачно прикрывалась островами, где уже в XVI в. возникли мощные крепости, и среди них самая мощная, как считали, крепость Нового Света— знаменитая Сан-Фелипе-де-Барахас. Старый город находился на острове Тьерра-Бомба, соединенном с материком множеством мостов. Раньше осгров, служивший своеобразным защитником превосходной Картахенской бухты, оставлял два входа в бухту— Бока-Чика и Бока-Гранде. Но после знамениюй осады Картахены адмиралом Верноном в 1741 г. (в осаде, длившейся 56 дней, участвовала 23-тысячная армия) испанцы перегородили Бока-Гранде стеной, и ныне остался лишь один вход в бухту—Бока-Чика.
Город быстро разбогател на работорговле и вывозе в Европу «колониальных товаров» — золота, индиго, табака, хлопка, драгоценных камней. Богатства Картахены неоднократно привлекали алчных пиратов, и тогда она превращалась в арену ожесточенных битв. Картахена внесла также свой вклад в борьбу колумбийцев за независимость. Она первой из колумбийских городов провозгласила 11 ноября 1810 г. свою независимость от Испании. «Героическим городом» назвал Картахену Симон Боливар, и это название осталось за ней в истории. Празднование дня 11 ноября — самый важный праздник в Картахене, он включен в число важнейших общенациональных праздников Колумбии. В Картахене в этот день проводится красочный карнавал, не уступающий карнавалам в Рио-де-Жанейро.
Картахена особенно посещаема туристами. Она поражает их воображение удивительным синтезом красот природы, суши и моря, радостным ощущением солнечного дня, сохранившимся почти в неизменном состоянии архитектурным обликом XVII—XVIII столетий и особым доброжелательством и оптимизмом его жителей. Город расположен на островах, полуостровах, перешейках, среди глубоко врезавшихся в берег голубых заливов, прекрасных лагун и протоков. «Латиноамериканская Венеция», как иногда справедливо называют Картахену, имеет столько прекрасных дворцов, церквей, уникальных и многочисленных крепостных сооружений, что их с избытком хватило бы на десяток иных городов. Своеобразие многим ее зданиям, церквам и монастырям придает ярко-желтый камень ракушечник, добываемый на острове Тьерра-Бомба.
Среди наиболее интересных зданий Картахены можно назвать Кафедральный собор, архитектурные комплексы монастырей Сан-Франсиско и Сан-Диего, церкви Ла-Компаньиа (XVII в.), Ла-Мерсед, Ла-Тринидад и Сан-Педро-Клавер, госпиталь Сан-Ласаро, Монетный двор, Дворец инквизиции и дом маркиза де Вальдеойос. В старых зданиях Картахены сказалось сильное влияние знаменитой архитектуры «мудехар», принесенной в Колумбию арабскими мастерами, переехавшими в XVI— XVII вв. из Севильи (Испания).
Этот стиль, представленный в Картахене в удивительно чистом его виде, характеризуется богато изукрашенными кирпичными порталами домов и деревянными консолями под навесами их крыш, резными балконами на консолях, причудливыми решетками из балясин на окнах, наборными ярко окрашенными потолками — «ар-тесонадо», яркими черепичными крышами.
Сейчас Картахена по численности населения (340 тыс. жителей) занимает пятое место в стране. В городе имеется развитая промышленность — нефтеперерабатывающая, пищевкусовая, текстильная, химическая, цементная, кожевенно-обувная и другие. Расположенный в нем нефтяной порт Мамонал служит конечным пунктом нефтепроводов из месторождений долины реки Магдалены и департамента Северный Сантандер. Грузооборот порта Картахены все время снижается и сейчас составляет около 0,6 млн. т в год.
Из Картахены в Монтерию лучше всего добираться самолетом. Внизу можно увидеть все типичные для Прикарибской низменности ландшафты. Проплывают мимо под крылом самолета мангровые заросли побережья, слегка всхолмленная саванна с бродящими стадами скота, обширнейшее болото Сьенага-Гранде. Монтерия (160 тыс. жителей) —речной порт, лежащий на правом берегу реки Сину, в 60 км от места ее впадения в залив Морроскильо. Порт соединен шоссе с автомагистралью Картахена — Медельин. Монтерия выросла как центр района пастбищного животноводства; земледелие в департаменте Кордова играет подсобную роль. В городе развита пищевкусовая промышленность, а также цементная, строительных материалов, кожевенно-обувная. Любопытна весьма строгая и типичная для испанских городов планировка Монтерии. С самолета отчетливо видно центральную площадь (Пласа-де-армас) и перпендикулярно пересекающиеся улицы: идущие с севера на юг карреры (от испанского «каррера»—путь) и идущие с запада на восток калье (по-испански «улица»).
После завершения в 1961 г. железной дороги «Фер-рокариль Атлантико» новые хозяйственные импульсы обрел самый старый в Колумбии город (основан в 1525 г. Родриго де Бастидасом) и порт — Санта-Марта. Дорога предоставила столице и другим важным городам в восточной части Анд выход к морю. Это резко увеличило грузооборот порта и одновременно позволило создать ряд промышленных комплексов по переработке поступающего из внутренних районов сырья. До этого Санта-Марта выполняла роль торгово-распределительного центра «банановой зоны». Грузооборот порта быстро увеличивается и в настоящее время составляет 1,2 млн. т в год. Город быстро растет, сейчас в нем уже живет 140 тыс. жителей, но он все еще в значительной мере сохранил очарование далеких времен. Частично порт используется и рыболовецкими судами.
Недалеко от города на плантации «Сан-Педро-Але-хандрино» прошли последние дни жизни Симона Боливара. Симон Боливар (1783—1830)—один из самых популярных и выдающихся руководителей борьбы за независимость испанских колоний в Америке, принимал непосредственное участие в освобождении Венесуэлы, Колумбии, Эквадора, Перу и Боливии (названной так в его честь). В городах Колумбии существует бесчисленное количество памятников, площадей, парков, улиц, названных в честь Освободителя (так называют Боливара в народе). Сейчас на плантации создан мемориальный музей.
Административный центр департамента Гуахира Рио-Ача — маленький романтический городок в устье реки Рио-Сесар, основанный в 1545 г. Николасом Фидерма-ном. В XVI—XVIII вв. он был известен как центр добычи жемчуга и привлекал в этой связи большое внимание пиратов. Сейчас город живет за счет рыбной ловли, производства дубильных экстрактов и вывоза других товаров лесных промыслов (орехи тагуа, диви-диви, древесина).
Тарасов Константин Сергеевич - КОЛУМБИЯ (У карты мира)
Москва. Издательство «Мысль», 1976 г..
Внимание! При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Советика.ру обязательна! При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно! Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов, художников, фотографов и т.д. Желательно, при использовании материалов сайта уведомлять авторов сайта!