В то время, как множество русских авторов старались взять основу своих произведений из фольклора и народного творчества, Николай Носов использовал в составлении своих сюжетов два основных элемента – рассказ о повседневном, и юмор. Во многом это выразилось благодаря советской эпохе, в период которой были написаны все произведения Носова.
Как уже было сказано выше, отличительная особенность произведений данного автора заключается в полном отсутствии какой-либо сказки и фантастики. Тут нет говорящих животных, легендарных королевств и сказочных созданий. Все максимально реалистично, и описывает классические бытовые ситуации. Эта самая «жизненность» вкупе с юмором и привлекают читателей, которым гораздо легче ассоциировать себя с героями. Многим даже знакомы ситуации, в которые они попадают – и именно так легче всего передавать авторскую идею и мысли.
Очень ярко это выражается в рассказе «Заплатка», который говорит о том, что к любому делу следует подходить аккуратно и с умом. Благодаря жизненной ситуации Носову даже не приходится прямым текстом подводить итог – поскольку он ясно понимает, что рано или поздно любой ребенок столкнется с проблемой, с которой столкнулся Бобка.
Еще один важный элемент – это юмор, который также строится на обыденных вещах. Все рассказы Носова высмеивают различные негативные стороны личности – такие как, например, ложь, лень. В них смешные ситуации всегда происходят из-за самих героев, и являются своеобразным откликом на проявление негативных качеств. Например, в рассказе «Манная каша» попытка героя обмануть мать выливается в юмористическую сцену, которая, тем не менее, поучает, а не просто развлекает. То же самое можно сказать и о упомянутой выше «Заплатке», где попытка сделать все на скорую руку выливается в большую сцену, с подробным описанием того, как гордость Бобки – его штаны – превратилась в предмет его стыда.
Подобным подходом отсутствия сказки характерен также еще один писатель того времени – Михаил Зощенко. Однако его рассказы рассчитаны на более взрослую аудиторию, что очень хорошо видно при детальном разборе его произведений.
Дело в том, что даже используя такие приемы как юмор, рассказы Зощенко рассказывают печальные истории, демонстрируя реальные повседневные проблемы людей того времени. Например, в рассказе «Нервные люди» за нелепой ситуацией драки стоит целая историческая проблема Советского Союза 20х годов – нехватка квартир. Иными словами – там, где Носов использует юмор для вынесения урока детям, Зощенко использует комичное для подчеркивания трагического – повседневных проблем обычных людей.
И таких примеров очень много. Рассказы Зощенко http://vseskazki.su/rasskazi-zoschenko.html в отличие от авторов, использующих сказки, содержат в себе более понятные и взрослые образы, которые не встретишь даже у того же Носова. Это архетипы людей, которые проживали в современности писателя – нэпманы, рабочие, простые обыватели.
Даже при всей своей схожести подходов – отсутствие сказки и упор на повседневность, Носов и Зощенко полярны по своей сути. Это и делает каждого из них уникальными писателем, со своим подходом к созданию литературного мира и его описанию.