Поиск по сайту


+16
Издание предназначено для лиц старше 16-ти лет.

Культурно-просветительское издание о советской истории "Советика". Свидетельство о регистрации средства массовой информации - Эл№ ФС77-50088.

е-мейл сайта: sovetika@mail.ru

(Дмитрий Ластов)



Посмотрите еще..


Заслуженный артист России Александр Барыкин


Александр Дольский - пластинка 1981 года




СОВЕТСКИЕ ЖУРНАЛЫ, Авиация и космонавтика (журнал №2 за 1970 г.), И снова в бой летят штурмовики (Емельяненко В.)

И снова в бой летят штурмовики (Емельяненко В.)

 

«Авиация и космонавтика (журнал №2 за 1970 г.)

Навстречу леденящему ветру, со­гнувшись и увязая в сугробах, с аэродрома к деревне шли трое в про­масленных, из «чертовой кожи» курт­ках, в огромных кирзовых сапогах. Ушанки опущены на самые глаза, ворот­ники поднять.

Брели они молча один за другим, при­крывая рукавицами задубевшие лица. Каждый думал: зачем это командир полка вызывает к себе, в штаб?

В штаб шли лучшие техники полка. Сколько пятитонных штурмовиков они подняли на ноги, сколько бомб пере­таскали своими руками! Уставшие лет­чики ночью все же могли выспаться, а техникам отходить от самолетов не приходилось ни днем, ни ночью. И как они держались на ногах, уму непости­жимо.

Впереди шагал Максим Шум. В полку его все называли не иначе, как «про­фессор» Шум. Называли только за глаза, уважительно, без издевки, а при самом Максиме Ивановиче так величать не ре­шались, чтобы обиды не было. Чело­век он в возрасте, молчаливый, медли­тельный, а в работе спорый. Он всех поражал удивительной способностью на слух безошибочно определять скрытые дефекты в моторе. Закапризничает, бы­вало, на штурмовике АМ-38, ковыряют­ся в нем с утра до вечера, а толку ника­кого. Мотор трясется, коптит, недодает оборотов. Тогда уже зовут на консили­ум «профессора».

Подойдет Максим Иванович к само­лету — все почтительно расступятся. Он молчком влезет на центроплан, уберет с сиденья парашют (чтобы не испачкать). Свернет брезентовый чехол тючком, положит на сиденье, а потом уже по-хозяйски усядется в кабине, запустит двигатель и долго «молотит» на малом газу — прогревает да прослушивает. Потом выведет на средние обороты, а если нужно, то и на форсажный режим. Выключит зажигание. Велит снять капо­ты с двигателя, заглянет для порядка во асе люки, а потом уже сделает за­ключение: «Думаю, придется снимать головку блока. Клапаны седьмого и чет­вертого цилиндров прогорели». И пой­дут после этого разговоры: «Опять наш профессор угадал…»

Вслед за Шумом по сугробам шагали старшие техники эскадрильи Калюжный и Лиманский — непревзойденные мас­тера по восстановлению аварийных са­молетов и эвакуации их с мест вынуж­денной посадки.

Все трое добрались, наконец, до де­ревни. На крыльце крайней избы долго громыхали окостеневшими на морозе сапогами, хлопали друг друга рукави­цами, стряхивая забившийся во все складки одежды мелкий сухой снег. Ввалились в жарко натопленную комна­ту вместе с клубом морозного пара и принесенным с собой запахом бензина.

Подполковник Гетьман поздоровался с каждым за руку, усадил против себя на лавку, озабоченно посмотрел на са­поги техников.

— За ноги-то крепко хватает? — спро­сил он.

— Терпимо… — степенно ответил за всех рассудительный Максим Иванович, приглаживая заскорузлой пятерней жид­кие волосы. — Мы побольше портянок наматываем, обувка у нас просторная, позволяет.

— С обувью беда, — сокрушается командир. — Хлопочем, а толку ника­кого. На складе валенок нет. Вы уж там почаще в теплушку бегайте, портянки хорошенько сушите, ног не приморозь­те.

Не столько от жары, расходившейся по комнате от огромной печи, сколько от сочувственных слов командира у техников потеплело на душе. Что же им дальше скажет Семен Григорьевич? Ведь не затем вызвал, чтобы об обувке погоревать. А тот уставился глазами в пол и не спеша пощипывал рыжеватую бровь. Позади командира сидел инже­нер Митин и посматривал на своих тех­ников непроницаемым взглядом.

Гетьман вынул из кармана записную книжечку, с которой никогда не расста­вался, полистал и заговорил о деле.

— Самолетов у нас совсем мало оста­лось, а не время сейчас отправляться в тыл для пополнения. Надо бы полку еще продержаться. Скоро штурмовики бу­дут очень нужны пехоте. Операция готовится. Мы вот с инженером ломаем го­лову, как бы своими силами пополнить эскадрилью самолетами. А наша сила а этом деле — вы, технический состав, вот и хотим послушать вашего совета.

Техники задумались. Первым загово­рил Калюжный:

— Если так обстоят дела, то не следу­ет отправлять в мастерские «единицу» и «семерку». Сами можем восстановить не хуже, чем в мастерских, и гораздо бы­стрее.

— Хорошо… — одобрительно протя­нул командир и, хотя с Митиным они это уже заранее предусмотрели, все же в своей записной книжечке отметил га­лочкой самолеты с хвостовыми номера­ми 1 и 7.

— А что, если командировать в мас­терские наших людей на подмогу? — подал голос Лиманский. — Может быть, еще и там удастся заполучить несколько самолетов.

— Из мастерских мы свои самолеты уже забрали, а от других полков нам не дадут, — ответил Митин.

Настала очередь говорить Максиму Ивановичу. Он для порядка откашлял­ся в кулак и будто продолжил мысли предыдущих:

— Самолеты видели летчики и в сте­пи на вынужденной. Лежат они, снегом их заметает. Так и останутся там до весны, пока снег не сойдет. По бездо­рожью их не вывезти. Можно попробо­вать восстановить их на месте и летом перегнать на аэродром. А чьи это само­леты, неважно. Для общего дела пой­дут.

Предложение Шума посчитали дель­ным. Было решено организовать поис­ковые экспедиции на нескольких само­летах У-2. Во второй кабине полетят опытные техники, чтобы на месте определить возможность восстановления штурмовиков.

Одели техников в теплые комбинезо­ны, обули в меховые унты; снабдили консервами, хлебом, крупой. Инженер полка выдал каждому сумку с комплек­том инструмента да еще для «сугреву» по фляге спирта.

…Первый «беспризорный» самолет а тот же день был обнаружен Лиманским на окраине маленького селения Аксай.

У-2 на лыжах приземлился рядом с за­несенным снегом штурмояиком, Раздо­были лопаты, откопали его. Оказывается, самолет стоял «на ногах» и внешних повреждений совсем не имел. В кабине тоже все приборы были на месте, за исключением, конечно, часов (их лет­чики обычно не оставляли, а забирали с собой). Бензиновые и масляные баки nycтыe. А как мотор? Лиманский налег плечом на лопасть винта, а она ни с места. Причина — обрыв шатуна.

У жителей узнали, что самолет этот стоит здесь с осени. «Летчик, — расска­зывали они, — приземлился в степи, приволок самолет к крайнему дому трактором. Масло и бензин отдал трактористу, а сам с парашютом ушел на железнодорожную станцию». С тех пор за самолетом никто так и не приезжал. Лиманский на клочке бумаги нацарапал: «Нужен мотор, подъемник, бензин и масло». Летчик отвез записку а полк и вскоре вернулся в Аксай.

Не теряя времени, полетели на даль­нейшие поиски. На железнодорожной станции Себряково увидели в тупике платформы с погруженными на них тре­мя «илами». Техник тронул летчика за плечо, тот понимающе кивнул, сделал круг и пошел на посадку. Разыскали на­чальника станции. Он обрадовался лет­чикам, как сынам родным. Самолеты, оказывается, стоят на платформах около месяца. Военные, погрузившие их, куда-то уехали, а станцию назначения скоро занял противник. Шлет началь­ник в разные концы депеши, а куда те­перь отправлять самолеты, так и не зна­ет.

— Будем отправлять в мастерские, — сказал Лиманский. Он знал, что под­вижные авиаремонтные мастерские на­ходятся недалеко — на одном из разъ­ездов у Морозовской. Полетели туда. На запасных путях стояло несколько то­варных вагонов, а около них в засне­женной степи — с полсотни всяких са­молетов.

Лиманский говорит начальнику мас­терских:

— Три самолета прибудут к вам по железной дороге… Принимайте!

— Принять-то можно, — отвечает на­чальник, — да простоят они у нас дол­го. Видите, какая армада выстроилась в очередь. Не справляемся…

— А мы пришлем своих техников.

— Ну что ж, тогда везите…

Шума и Калюжного с несколькими тех­никами перебросили в мастерские, а Лиманский снова отправился на У-2 в Аксай восстанавливать найденный штурмовик. Прилетели туда к вечеру. Мороз крепчал. Усилившийся ветер гнал по степи седые гривы поземки. При­швартовали маленький и безотказный У-2 с полотняными крыльями у крайне­го сарая, пошли по поселку искать се­бе место для ночлега.

Поселок этот — всего два ряда доми­ков. Заходили в каждый дом подряд. «С дорогой бы душой, но сами види­те»… — извинялись хозяйки, разводя руками. Техник и летчик действительно видели, что в каждом доме такое ско­пище людей, какое доводилось видеть перед войной, может быть, на деревен­ских свадьбах. Но теперь здесь сидели дряхлые старики и старухи, да копоши­лись на полу ребятишки. Их сюда сог­нала война из тех мест, где все дотла сожжено.

Вот и последний дом левого ряда улочки. Неказистый такой, с подпорка­ми у покосившейся стены. Даорик не огорожен, забор, должно быть, на топку пошел. Сугробы намело под самые окна, к закрытым ставням. У крыльца раскачиваются на веревке и гремят одубевшие на морозе пеленки, да платья в Красную полосочку. В этот дом даже не решились войти.

Быстро надвигались сумерки, а в сне­гу да на морозе ночевать не будешь. Перешли к другому ряду домов. Лет­чик что-то приуныл.

— Не горюй! — решил приободрить его Лиманский. — Не может быть тако­го, чтобы для двоих во всем поселке места не нашлось.

А летчик ему отвечает:

— Да я сейчас совсем о другом ду­маю. Вот увидел на веревке платье и про жену вспомнил. Тоже в красную по­лосочку любила…

Идут от дома к дому, а летчик все рассказывает да рассказывает о своей жене Лизе. Женился перед самой вой­ной в Виннице. В субботу собирались в кино, а тут прибежал посыльный: «Тревога!». Уехал на аэродром. На рассве­те бомбежка… С того дня ничего не знает о Лизе. Куда только ни писал!

Рассказ этот был бы долгим, да кон­чилась улица, а с ночлегом так и не ус­троились. Оставалось только постучать­ся в крайнюю хибарку с подпорками у покосившейся стены. На стук вышла старушка.

— Ну, что ж, заходите, в тесноте, да не в обиде…

В дальнем углу перед образами теп­лилась лампадка. На скамье у стены си­дело несколько стариков и старух. Кто-то спал на полу у перегородки. Трое ребятишек возились с черепками у стола, придумав какую-то игру.

Авиаторы стянули с ног унты, выбра­лись из меховых комбинезонов, доста­ли из вещмешка снедь. Разогрели кон­сервы, оттаяли хлеб. К столу пригласи­ли всех, а ребятишек оделили еще и сахаром. Только за перегородкой дол­го плакал ребенок.

После ужина гостям нашлось местеч­ко на полу за перегородкой. Улеглись на комбинезонах рядышком и мгновен­но уснули крепким сном.

Утром Лиманского разбудил приглу­шенный плач. Продрал глаза, плохо со­ображая, где он находится. В окно про­бивался утренний свет. Осмотрелся и увидел сидевшую на кровати с грудным ребенком на руках ждищину. Она всхлипывала, уронив голову иа грудь военному, и повторяла: «Нашелся, на­шелся наш родной…»

За перегородкой перед образами с лампадкой стояла старушка. Сложив руки иа животе, она шептала: «Дал им Бог свидеться…» Женщиной с ребен­ком оказалась Лиэа из Винницы. На руках у нее сын, которого впервые уви­дел летчик в маленьком, занесенном снегом поселке Аксай.

…Уже установили на штурмовик дру­гой мотор, заправили бензином, на У-2 доставили и летчика Смурыгова для пе­регона в полк восстановленного само­лета.

Казалось, все тяжелое теперь поза­ди. Но это только казалось до того мо­мента, пока дело не дошло до запуска мотора. Для его прогрева н заливки системы охлаждения нужна горячая вода — ведер двадцать, не меньше. А где ее взять? Долго совещались с пред­седателем колхоза. В одном месте отыс­кали сани, в другом — лошадь со сбру­ей. Потребовались еще две деревянные кадки для воды. Выделил председатель для помощи сведущего в технике ин­валида— бывшего танкиста. С вечера пошли с председателем по всем избам заказывать на утро воду. Норма каждо­му дому — ведро кипятку.

Утром, в назначенный час, подвода двинулась по селу. Из домов выносили дымящуюся и быстро остывавшую во­ду. Сливали в кадки и прикрывали их брезентовым чахлом, обкладывали рез­ным тряпьем, какое только нашлось в поселке. Самолет быстро заправили водой и подогретым маслом, и самое главное — мотор запустился с первой же попытки.

Пока техник газовал и регулировал обороты, Смурыгов в последний раз ос­мотрел расчищенную от сугробов поло­су для взлета. Все было готово. Летчик надел парашют, сел в кабину, а горизонт уже затянуло белой пеленой. Не успел вырулить, как налетела шальная пурга. О взлете в такую погоду не могло быть и речи.

Как теперь поступить? Если ждать улучшения погоды, то надо часто за­пускать мотор для прогрева, расходо­вать горючее. А его только и есть, что в баке. Другой выход — слить воду и масло, но тогда надо будет начинать все сначала: с вечера заказывать воду, а утром собирать по избам. Решили слить. И не ошиблись. Вьюжило весь день.

Три дня подряд собирали по домам горячую воду, запускали мотор и от­кладывали взлет из-за плохой погоды. Лишь на четвертое утро из-за засне­женного горизонта показался красный солнечный диск. В это морозное и ти­хое утро из изб вышли все, кто был в состоянии держать в руках лопату. За­кипела работа по расчистке полосы. Ребятишки грузили на розвальни глыбы снега, отвозили в сторону.

Наконец Смурыгов вырулил. Он на­двинул над головой колпак фонаря и не видел, как ему приветливо махали жи­тели маленького поселка. Раскатисто взревел двигатель, тронулся спущен­ный с тормозов штурмовик. Позади не­го вспенилась степь. Снежная пыль больно стеганула по лицу стоявшего сзади Лиманского. Он прикрыл глаза ла­донью. Лишь в начале разбега техник видел только покачивавшиеся, словно не волнах, консоли крыльев, а потом и они исчезли за огромным снежным веером, поглотившим даже гул двига­теля.

Далеко от Аксая темный штурмовик будто взмыл на гребне пенистой волны и, развернувшись, взял курс на запад.

…На помощь Шуму и Калюжному в мастерские прилетел Лимаиский. Его друзья ремонтировали самолеты, до­ставленные со станции Себряково. Ра­ботать приходилось на ветру н морозе. Шуруп, болтик, шплинтик, гаечку мож­но взять только голыми руками, а не то уронишь в снег и ищи, как иголку в стогу сена. А есть такие места, куда ключом не подберешься. Тогда послю­нит техник кончик пальца, приложит его к гайке и она прилипнет. Так удобно на­живлять ее на резьбу болта. Потом по­трет руки рассыпчатым снегом, согре­ет горячим дыханием. А когда уже на­чнет коченеть весь, то бежит в вагон, где пышет жаром раскаленная докрасна «буржуйках — железная бочка на кир­пичах с приделанной трубой. Поближе подсядешь—того и гляди вспыхнет про­питанная бензином куртка, отодвинешь­ся подальше — не греет.

Лимаиский нашел своих друзей за сборкой самолета. Один, упершись в консоль, покачивал крыло; другой, со­гнувшись в три погибели под центропла­ном, кувалдой забивал стыковочный болт. Лимаиский подошел близко и все же не сразу узнал: ушанки опущены на самые глаза, воротники подняты, а дав­но не бритые лица стали чернее земли. Тот, который бил кувалдой, с трудом разогнул онемевшую спину, увидел по­дошедшего и тоже долго всматривался. Потом двинулся навстречу. Опухшие губы Шума не складывались в улыбку, и он Лиманскому только зубы показал.

— Вот так мы, Андрюша, куем здесь победу… На нашей пехоте под огнем да в снегу по шею — еще труднее. По­можем ей с воздуха, как умеем.

Обнялись трое, топчутся на снегу, по­качиваясь, будто медведи. Лимаиский говорит Шуму:

— Максим, поздравляю тебя с награ­дой — медалью «За отвагу».

«Профессор» перестал топтаться, оза­даченно уставился на него, спрашивает:

— А может, недоразумение какое вышло?

— Сам командир просил поздравить.

— Так я же ни одного фашиста не уничтожил, а тут вдруг в отважные по­пал…

Друзья хлопали его по плечу, приго­варивали: «По заслугам тебе, Максим, даже и «звездочка» подошла бы».

Шум неловко увернулся от такой не­привычной нежности, побрел к штурмо­вику. Уткнулся головой в кромку крыла, стоял так некоторое время, не двигаясь. А потом, не оборачиваясь к друзьям, залез под центроплан и принялся за ра­боту…

Автор — Емельяненко В.

«Авиация и космонавтика (журнал №2 за 1970 г.)

 



НАВЕРХ

Внимание! При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Советика.ру обязательна! При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно! Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов, художников, фотографов и т.д. Желательно, при использовании материалов сайта уведомлять авторов сайта!


Мы в соц. сетях
reddit telegram vkontakte facebook twitter odnoklassniki pinterest tumblr


Советские журналы


Интересное

Афанасий Кочетков. Жизненный путь от увлечения геологией до актерского искусства


Коллекия моделей ГУМА 1966 года


Новое на сайте

26.01. гостиная - Неслучайная случайность, или удивительная встреча Алексея Грибова с любовью всей жизни, Как и почему Леонида Ярмольника вырезали из фильма «Кин-дза-дза!, Правда ли, что вовремя сказанная шутка помогла Леониду Утесову получить звание Заслуженного артиста, «Слово собака пишу большими буквами». Невероятная любовь к животным и полный провал на вступительных экзаменах в МГУ Беллы Ахмадулиной, Захватил опорный пункт обороны немцев и командовал батареей. Военные подвиги Владимира Басова, Двухчасовой концерт Аркадия Райкина на немецком языке…. без знания языка, разное - Как начать писать курсовую

25.01. гостиная - Кто является автором известных строк «И когда на море качка и бушует ураган. Приходи ко мне, морячка, я любовь тебе отдам»?, Озвучил «Бременских музыкантов» почти в одиночку, или один случай из творческих будней Олега Анофриева, От розыгрыша до свадьбы. Воспоминания супруги Евгения Моргунова о необычном знакомстве с актером, Почему Георгию Милляру для роли Кощея почти не потребовался грим, Розыгрыши бывают разные…. За что Олег Даль и Михаил Кокшенов получили 10 суток ареста, С доброй шуткой и жить веселей. Армейская история из жизни Юрия Никулина, Александр Панкратов-Черный «Что, опять сегодня будем милицию вызывать». Воспоминания актера о ресторане Дома кино, «Новенький! Новенький!». Забавный случай с Юрием Никулиным, который потерялся в школе

23.01. разное - Почему все покушения на первых лиц СССР оказывались неудачными?

18.01. новости - Фильму Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потемкин» 96 лет

11.01. наука и космос - ГЕОРГИЙ ЭРИХОВИЧ ЛАНГЕМАК

10.01. новости - Валентина Теличкина - детская мечта, воплощенная в жизнь

06.01. новости - Адриано Челентано - уникальное явление в кино и на эстраде

04.01. разное - Кофемашины: устройство, принцип работы и частые неисправности

31.12. новости - С Новым 2022-м годом!

25.12. разное - Число молодых инвесторов стремительно растет

 


 

© Sovetika.ru 2004 - 2022. Сайт о советском времени - книги, статьи, очерки, фотографии, открытки.

Flag Counter

Top.Mail.Ru