Поиск по сайту


+16
Издание предназначено для лиц старше 16-ти лет.

Культурно-просветительское издание о советской истории "Советика". Свидетельство о регистрации средства массовой информации - Эл№ ФС77-50088.

е-мейл сайта: sovetika@mail.ru

(Дмитрий Ластов)



Посмотрите еще..


Ленин. У руля Страны Советов - По воспоминаниям современников и документам


Коллекия моделей ГУМА 1966 года




Великобритания, Великобритания (Страны и народы, книга 1979-го года), Промышленность — Великобритания (Страны и народы (Западная Европа), книга 1979-го года)


Промышленность — Великобритания (Страны и народы (Западная Европа), книга 1979-го года)

 

Промышленность Великобритании дает 1/3 валового национального продукта, на нее приходится более 1/3 всех занятых. Она использует в основном привозное сырье и все более ориентируется на внешний рынок. С одной стороны, для Великобритании характерен быстрый рост современных отраслей, использующих прогрессивную технологию производства и организацию труда, новейшее оборудование и совершенные методы управления, с другой — отставание старых традиционных отраслей. К первой группе относятся электроника, новейшие отрасли общего и точного машиностроения, большинство отраслей химической промышленности, ко второй — добыча угля, хлопчатобумажная и шерстяная промышленность, судостроение, черная металлургия.

Процесс концентрации производства в промышленности Великобритании привел к созданию во многих отраслях, особенно современных, крупнейших объединений промышленников. Небольшое число огромных компаний контролирует в них практически все производство. Самые крупные промышленные монополии страны — «Империал кемикал индастриз», или ИКИ, «Юнилевер», «Бритиш Лейланд» и «Дженерал электрик компани», в которых занято по 200 тыс. человек.

Основная часть промышленных предприятий Великобритании сконцентрирована в густонаселенном промышленном поясе, включающем графства от Лондона до Ланкашира и от Западного Йоркшира до Глостершира. Крупнейшие промышленные районы за пределами этого пояса — южный Уэльс, северо-восток Англии и центральная часть Шотландии.

Те районы, в которых развивались старые производства и традиционные отрасли, стали отстающими, или депрессивными. Это большая часть Шотландии, Северная Ирландия, почти весь Уэльс, крайний северо-восток и часть юго-запада Англии.

В течение 40 последних лет британское правительство стремится проводить региональную политику, направленную, с одной стороны, на некоторое сдерживание концентрации населения и промышленности в чрезмерно разросшихся конурбациях, а с другой— на содействие подъему старых промышленных районов с большой долей традиционных отраслей, переживающих упадок. Для привлечения в отстающие районы промышленных фирм предпринимателям предоставляются государственные кредиты, льготные условия аренды промышленных зданий, выплаты налогов и т. д.

Все эти меры несколько уменьшили территориальную концентрацию промышленности. Благодаря разгрузке столичных агломераций, прежде всего Большого Лондона, и конурбации Западный Мидленд, а также развитию новейших отраслей в отстающих районах несколько изменилась и территориальная структура промышленности.

Однако в целом региональная политика не принесла ожидавшихся результатов из- за самой сущности стихийного капиталистического производства. Экономические трудности в отстающих районах остались в основном прежними. Не удается остановить сдвиг населения и производительных сил на юг. Региональная политика не может также решить острых социальных проблем отстающих районов, и прежде всего сократить безработицу. В 1970-х годах все больше усиливается борьба рабочего класса за свои права. Несколько крупнейших забастовок докеров и шахтеров в этот период показали, что при решении региональных проблем интересы трудящихся отстающих районов стоят далеко не на первом месте.

Главная отрасль горнодобывающей промышленности Великобритании — добыча каменного угля. Она ведется уже три столетия. Вплоть до 1910 г. британский уголь господствовал на мировом рынке. Однако с 1913 г., когда его было добыто рекордное количество — 287 млн. т, добыча неуклонно снижается. Лишь с 1970 по 1977 г. она уменьшилась со 140 до 119 млн. т.

Добыча угля в течение столетий полностью обеспечивала хозяйство Великобритании топливом. Каменный уголь шел и на экспорт. Угольные бассейны стали ядрами формирования большинства промышленных районов страны. В то время как новейшие отрасли промышленности развивались на основе последних достижений науки и техники, угольная продолжала выдавать миллионы тонн старыми методами. Нефть становилась все более серьезным конкурентом угля. Кроме того, совершенствовались методы использования самого угля. Все это приводило к уменьшению его потребления. Использование природного газа, новых методов выплавки стали и электрификация транспорта привели к еще большему сокращению потребления этого вида топлива. Старые шахты закрываются. На новых— добыча механизируется, увеличивается производительность труда и уменьшается число требуемых рабочих. Страдают от этого в первую очередь шахтеры, среди которых особенно высок уровень безработицы.

Тем не менее уголь все же остается одним из ведущих видов топлива в стране. Он дает у3 потребляемой в Великобритании энергии, уступая только нефти, дающей почти половину ее. Самый крупный угольный бассейн на Британских островах — Йоркширский, где в 1975 г. было добыто 28 млн. т угля. За ним следует Нортумберленд-Даремский и Северо-Западный.

Потребление угля в Великобритании несколько увеличилось в последние годы в связи с повышением мировых цен на нефть, но в будущем его использование едва ли вырастет, поскольку нефть уже с 1972 г. прочно заняла первое место по объему потребления. Британская нефтеперерабатывающая промышленность пока еще зависит от импорта сырой нефти и нефтепродуктов. Скважины в Восточном Мидленде дают ежегодно менее 100 тыс. т, но месторождения, разведанные в Северном море, в 1978 г. уже дали 50 млн. т. По расчетам английских экономистов, в начале 1980-х годов в Северном море будет добываться 100—125 млн. т нефти в год.

До начала 1950-х годов внутренний спрос на нефтепродукты оставался небольшим и выгоднее было их ввозить, чем перерабатывать сырую нефть в стране. Но в последние десятилетия потребность в нефтепродуктах увеличилась и рентабельнее оказалось импортировать сырую нефть, увеличив строительство в стране нефтеперерабатывающих заводов. В настоящее время их общая мощность составляет около 150 млн. т в год. Сырая нефть ввозится из Саудовской Аравии, Кувейта, Ирана и Ливии, нефтепродукты — из Италии, Нидерландов и Венесуэлы.

Крупнейшие нефтеперерабатывающие заводы расположены у глубоководных морских портов: у Саутгемптона, в Чешире, в устьях Темзы, Трента и Тиса. Пять заводов южного Уэльса соединены с портом Энгл-Бей нефтепроводом. Есть также крупный завод в Шотландии на побережье залива Ферт-оф-Форт. От месторождений Северного моря к нефтеперерабатывающим заводам в устье р. Тис и в заливе Ферт-оф-Форт проведены нефтепроводы.

Когда в 1959 г. в Северном море были открыты месторождения природного газа, Великобритания получила право добывать его в западной части. В 1965 г. в 70 км к востоку от Клинторпса дала газ первая скважина, которая положила начало его промышленной добыче. По проложенному на дне Северного моря газопроводу газ достигает восточного побережья острова Великобритания в районе Исингтона в Йоркшире. В британской зоне эксплуатируются пять основных месторождений природного газа, которые дают 1/6 потребляемой в стране энергии.

Ныне почти весь газ поступает из природных источников.

Разработка железной руды ведется в сравнительно узком поясе, который начинается у города Сканторпа в Йоркшире на севере и тянется через весь Восточный Мидленд до города Банбери на юге. Руда здесь низкого качества, кремнеземистая и содержит всего 33% металла. Более качественная, гематитовая руда добывается в Озерном округе, но это месторождение уже сильно истощено. В 1977 г. в Великобритании было добыто всего 0,8 млн. т железной руды против 4,7 млн. т в 1960 г. И объем добычи с каждым годом сокращается, так как низкокачественной местной руде трудно конкурировать с более богатой привозной. Ввозится железная руда из Канады, Либерии и Мавритании.

В последние годы Великобритания возобновила разработку оловянной руды.

С 1970 по 1974 г. ее добыча увеличилась втрое— до 10 тыс. т в год, причем у4 дают четыре изахты Корнуолла.

Потребности страны в электрической энергии удовлетворяются полностью за счет внутренних источников. В 1975 г. 86% электроэнергии было произведено тепловыми электростанциями, 12% — атомными и 2%— гидроэлектростанциями. Подавляющее число ТЭС работает на угле, однако в последние годы часть из них переходит на нефть. Наиболее крупные ТЭС (мощностью более 1 млн. кВт) находятся на р. Трент и около Лондона.

В последние два десятилетия введены в действие 13 атомных электростанций, суммарная выработка которых более 30 млрд. кВт. ч. Строятся еще пять АЭС. По производству электроэнергии на АЭС Великобритания занимает первое место в Зарубежной Европе.

Гидростанции, как правило, небольшие, расположены они в основном на Шотландском нагорье. Еще в 1930-х годах в Великобритании была создана первая электросеть («грид»), которая имела большое значение для развития промышленности, особенно в тех районах, где не было месторождений угля. А в 1970 г. в Великобритании закончено строительство единой системы электропередач («Супергрид») с большим напряжением.

Больше всего энергии потребляет одна из ведущих отраслей британской промышленности — черная металлургия. Великобритания занимает восьмое место в мире по выплавке чугуна и стали, которая в 1977 г. составила соответственно 13 и 20 млн. т. Почти вся сталь страны производится государственной корпорацией «Бритиш стил».

Металлургия Великобритании развивалась в благоприятных условиях. Страна богата углем, в том числе коксующимся. Железную руду часто содержали сами угольные пласты, либо она добывалась поблизости. Третий компонент, необходимый для металлургии — известняки имеются на Британских островах почти везде. Угольные бассейны, вблизи которых развивались металлургические центры, расположены сравнительно недалеко друг от друга и от крупнейших морских портов страны, что облегчает доставку из других районов страны и из зарубежных стран недостающего сырья и вывоз готовой продукции.

Поскольку большинство металлургических предприятий работает теперь на привозной руде, металлургические центры, как правило, смещаются в сторону побережий.

Сталеплавильная индустрия Великобритании все больше использует в качестве сырья металлолом, поэтому современные сталеплавильные заводы обычно «привязаны» к основным промышленным центрам как к источникам сырья и рынкам сбыта готовой продукции.

Ведущим металлургическим районом Великобритании XIX в. была «Черная страна», расположенная на Мидлендском угольном плато, где одновременно работало 170 доменных печей. В наши дни первенство перешло к южному Уэльсу, металлургические заводы которого дают 30% всего производства чугуна и стали и обеспечивают практически всю потребность страны в листовом железе. Почти столько же продукции дают металлургические заводы Йоркширского угольного бассейна, но она значительно разнообразнее. Предприятия Шеффилда, работающие в основном на стальном ломе и привозном чугуне, славятся производством высококачественных сортов легированной и нержавеющей стали; завод в Корби специализируется на выпуске стальных труб, а три крупных завода полного металлургического цикла Сканторпа производят главным образом тяжелое стальное литье. Металлургический комплекс Тиссайда, который дает 1/6 выпускаемых в стране чугуна и стали, преобразуется в крупнейший в Зарубежной Европе сталеплавильный центр. Шотландские заводы в долине р. Клайд дают 1/8 всего производства чугуна и стали. Заводы Тиссайда и Шотландии выпускают в основном прокат и тяжелые стальные конструкции для судоверфей.

Британская цветная металлургия — одна из крупнейших в Европе. Она работает почти целиком на привозном сырье, поэтому выплавка цветных металлов тяготеет к портовым городам. Экспорт цветных металлов по стоимости намного превысил экспорт чугуна и стали. Великобритания— также один из основных поставщиков таких металлов, как уран, цирконий, бериллий, ниобий, германий и др., которые используются в атомной промышленности, в самолетостроении и электронике. Главные покупатели британских цветных металлов — США и ФРГ. В то же время отечественная промышленность удовлетворяет только часть потребностей страны в ведущих цветных металлах: на 1/4 — медью и цинком и на 2/3— алюминием.

Главный район цветной металлургии — Западный Мидленд, где много мелких предприятий специализируется на производстве проката, литье и обработке цветных металлов. Другие центры — южный Уэльс, Лондон и Тайнсайд. Две огромные фирмы концентрируют 2/3 всего производства алюминия. Это «Алкан индастриз» и «Бритиш алюминиум». Три крупнейших завода по выплавке алюминия расположены на острове Англси, у города Инвенгордона (Шотландия) и на северо-востоке Англии. Они обеспечивают более половины потребности отрасли в первичном алюминии. Центры по производству алюминия в Мидленде и южном Уэльсе тесно связаны с американскими и канадскими алюминиевыми компаниями.

В самой крупной отрасли британской промышленности — машиностроении работает 1/4 всех занятых в обрабатывающей промышленности. Преобладает транспортное машиностроение. Около 1/3 капитала, затрачиваемого на производство средств транспорта, принадлежит американским компаниям, которые закрепились на Британских островах после второй мировой войны. Предприятия этой отрасли имеются практически во всех районах и в большинстве городов Великобритании.

До 1972 г. британская автомобильная промышленность развивалась очень быстро. Ей принадлежало третье место в мире после США и ФРГ по числу выпускаемых автомобилей. Однако в последние годы темпы производства снижаются. Экономический кризис 1974—1975 гг. отбросил автомобильную промышленность Великобритании на несколько лет назад: в 1977 г. с конвейеров автозаводов сошло около 1,7 млн. автомашин, т. е. на 400 тыс. меньше, чем в 1972 г. В среднем на экспорт идет 2/5 продукции автомобилестроения. Великобритания — самый крупный в мире экспортер грузовых автомашин. Широко известна серия машин повышенной проходимости марки «Лендровер». Главные покупатели английских автомобилей — США, Новая Зеландия, Иран и ЮАР.

Почти все серийные легковые и грузовые автомашины выпускаются несколькими крупнейшими автомобильными фирмами «Бритиш Лейланд», заводами международной американской компании «Крайслер Ю. К.» и дочерними американскими фирмами «Воксхолл» и «Форд». Первым крупным районом автомобилестроения на Британских островах стал Западный Мидленд с центром в Бирмингеме. Этому способствовало его центральное положение, которое облегчало не только получение деталей и вспомогательных материалов от расположенных вокруг многочисленных промышленных предприятий, но и сбыт готовой продукции на внутреннем и внешнем рынке — через Ливерпуль и Лондон. Вторым районом автомобилестроения стал юго-восток Англии (с центрами в Оксфорде, Лутоне и Дагенеме), где имелись в избытке рабочие руки. В 1960-х годах в связи с проведением правительственных мер по децентрализации промышленности три новых автомобильных завода были построены в Мерсисайде и два — в Шотландии (в окрестностях Глазго и Эдинбурга).

Одна из наиболее быстро развивающихся отраслей машиностроения — самолетостроение. Доминирует здесь одна государственная крупнейшая фирма — «Бритиш эйрспейс». Вертолеты производятся другой большой фирмой «Уэстленд эркрафт». Почти все производство авиамоторов в стране сосредоточено в руках национализированной компании «Роллс-Ройс», которая имеет заводы в Дерби, Бристоле, Ковентри, а также в Шотландии.

По выпуску самолетов Великобритания уступает в зарубежном мире лишь США. Она выпускает около 20 типов машин: военные, пассажирские, грузовые и несколько типов самолетов небольших размеров для специальных целей. Совместно с французским правительством на государственные средства создан первый в капиталистическом мире сверхзвуковой пассажирский лайнер «Конкорд». Выпускаются и продаются различные типы ракет и суда на воздушной подушке.

Англичане говорят, что они стали судостроителями чуть ли не с момента образования Британских островов. Вплоть до 1955 г. Соединенное Королевство было крупнейшим в мире поставщиком судов, но в последующие годы на первое место вышла Япония, а Великобритания оказалась уже на пятом месте. Море у южных берегов Великобритании обмелело, и бывшие центры судостроения Рай и Винчесли сейчас находятся на расстоянии полутора километров от берега. Дувр сохранил свои верфи только благодаря строительству искусственной гавани. В Лондоне больше не строят морских судов. Судостроение постепенно передвинулось на север. Когда стали строить стальные суда, верфи появились в устьях Клайда, Тайна, Уира и Тиса с их местными ресурсами угля, железной руды и развивающейся металлургией. Судостроительная промышленность Великобритании отличается разнообразием и высоким качеством выпускаемой продукции, но англичане строят суда медленно и обходятся они дорого. Со стапелей британских судоверфей сходят танкеры, пассажирские лайнеры, баржи, землечерпалки, траулеры, подводные лодки, ледоколы и установки для бурения морского Дна.

Самый крупный центр судостроения на Британских островах — устье р. Клайд в Шотландии. Два других крупных центра расположены на реках Уир и Тайн. В Северной Ирландии на острове Куинз построена самая большая верфь в Зарубежной Европе, однако в последние годы в связи с развитием кризисных явлений в британской экономике, а также осложнением общей политической ситуации в Ольстере владельцы верфи терпят убытки, а рабочие находятся под постоянной угрозой увольнения.

К растущим и развивающимся производствам относится электротехника, занимающая второе место среди отраслей обрабатывающей промышленности по числу занятых. Господствуют в электротехнике несколько очень крупных компаний.

Продукция «тяжелой» электротехники — электромоторы, мощные генераторы, трансформаторы и турбины — производится практически одной крупнейшей монополией «Дженерал электрик», с которой в последние годы слились две другие большие электротехнические фирмы— «Инглиш электрик» и «Ассошиэйтед электрикал индастриз».

Особенно быстро развивается электроника. Политика диверсификации промышленности привела к тому, что одним из основных районов размещения современных предприятий электроники стала центральная Шотландия, где таким путем предполагалось решить проблему занятости населения. Однако число рабочих мест на предприятиях электронной промышленности растет медленнее, чем число безработных в традиционных и других отраслях. Более мощные, чем английские, американские корпорации электронной промышленности прочно обосновались в Великобритании. Чтобы оградить национальную электронику, правительство Великобритании способствовало объединению нескольких мелких и средних электронных компаний в одну крупную — «Интернэшнл компьютера», став ее акционером и предоставляя ей ежегодно крупные ссуды. По стоимости экспорта электротехника и электроника стали относиться к ведущим отраслям обрабатывающей промышленности.

К числу быстро развивающихся отраслей относятся и новейшие производства химической промышленности. Около 1/3 продукции основной химии составляют неорганические химикаты — серная кислота и окислы металлов и неметаллов. Более 4/5 продуктов органической химии составляют главным образом этилен, пропилен и бензол, превращаемые в пластмассы, различные растворители, синтетический каучук, химические волокна и моющие средства. Другие основные отрасли химической промышленности— производство синтетических материалов и пластмасс, удобрений и гербицидов, красителей, парфюмерии и фармацевтических препаратов.

90% всей продукции основной химии контролируется гигантским транснациональным концерном ИКИ. Он владеет крупнейшими химическими заводами Севернсайда и Хамберсайда, растянувшимися на десятки километров, новым нефтехимическим комплексом Уилтона — Биллингема, нефтехимическим центром по производству ароматических углеводородов в Норт-Тисе и многими другими предприятиями. Ему же принадлежат 15 крупных научно-исследовательских центров. За пределами Великобритании в 55 капиталистических странах функционирует более 350 дочерних предприятий ИКИ.

Помимо этого гигантского концерна и нескольких других, менее крупных на производстве разнообразной химической продукции специализируется множество мелких фирм во всех районах страны. Особенно их много в парфюмерии, производстве красителей, синтетических материалов и пластмасс.

Предприятия неорганической химии расположены в основном в таких старых промышленных районах, как Ланкашир, в котором химическое производство было связано с текстильной промышленностью и местными ресурсами соли, а также на северо-востоке, где в устье р. Тайн химические заводы используют местную каменную соль, ангидрит и морскую воду, а также продукты коксования, поступающие с местных металлургических заводов. В районе р. Тис создан один из крупнейших в мире центров по выпуску аммиака, азотной и серной кислоты, а также различных органических растворителей.

Новейшая отрасль современной химической промышленности— нефтехимия возникла в Великобритании вслед за широким строительством нефтеперерабатывающих заводов и на их основе. Один из новых центров химической промышленности, в основном нефтехимии, Хамберсайд получает сырье от двух нефтеперерабатывающих заводов у Гримсби общей мощностью около 14 млн. т продукции в год; два других построенных после войны нефтеперерабатывающих завода (мощностью свыше 11 млн. т) в устье р. Тис питают ныне крупнейший в Великобритании центр нефтехимии Уилтона, крекинг-установки которого дают углеводородное сырье для производства разнообразных синтетических материалов.

Старейшая традиционная отрасль Великобритании— текстильная промышленность. В течение всего XIX в. и до первой мировой войны она лидировала среди отраслей обрабатывающей промышленности по стоимости выпускаемой и вывозимой продукции. Однако в связи с ростом текстильной, и в частности хлопчатобумажной, промышленности в Индии, Японии и в других конкурирующих странах рынки сбыта британских текстильных изделий сузились, и началось постепенное сокращение текстильного производства. Так, только с 1970 по 1977 г. производство хлопчатобумажных и шерстяных тканей уменьшилось почти в 1,5 раза. В то же время производство и экспорт искусственных и синтетических волокон и изделий из них быстро увеличиваются. В середине 70-х годов стоимость экспорта изделий из искусственных и синтетических волокон превышала стоимость вывезенных хлопчатобумажных изделий почти вчетверо.

Шерстяные ткани производятся в основном в Западном Йоркшире, производство искусственного шелка преобладает в йоркширском городе Силсдене, а хлопчатобумажных тканей — в Ланкашире, в небольших текстильных городах к северо-востоку от Манчестера.

Производство искусственных и синтетических волокон, пряжи и тканей монополизировано тремя огромными концернами. ИКИ изготавливает химикаты, необходимые для производства вискозных, полиакрило-нитриловых и других волокон и поставляет их фирме «Кэртолд», которая вырабатывает искусственные волокна (в том числе разработанные в Великобритании терилен и куртель), пряжу и ткани. Нейлон производится фирмой «Бритиш найлон спиннерз». Предприятия этих концернов разбросаны по всей стране, но особенно их много в Северной Ирландии.

Производство шерстяных тканей, изделий, пряжи — самое древнее на Британских островах. Шерстяные изделия британских текстильщиков и в наши дни высоко ценятся на внешних рынках. Хлопчатобумажные же изделия все чаще уступают место хотя и менее качественным, но более дешевым хлопчатобумажным изделиям зарубежных стран. Британская хлопчатобумажная промышленность теряет свои международные рынки. В целом экспорт продукции текстильной промышленности, особенно хлопчатобумажной, сокращается. Сказывается техническая отсталость текстильных предприятий по сравнению с зарубежными фирмами; среди занятых в текстильном производстве растет безработица. Заработки, как правило, здесь низкие, поэтому квалифицированные рабочие нередко переходят в другие отрасли или переезжают в иные районы.

В то же время происходит некоторая модернизация текстильной промышленности. Идут концентрация и интенсификация производства, переоборудование фабрик и их укрупнение.

Шевченко Л.М., Гроздова И.Н., Рогов Е.Ф.



НАВЕРХ

 

Внимание! При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Советика.ру обязательна! При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно! Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов, художников, фотографов и т.д. Желательно, при использовании материалов сайта уведомлять авторов сайта!

 

 

 



Советские журналы


Интересное

Творческий путь Франсуа Трюффо


Ленин. У руля Страны Советов - По воспоминаниям современников и документам


Новое на сайте

28.03. разное - Российская ОС для компаний и организаций , Отечественная СУБД онлайн , Прогнозы на волейбол онлайн

26.03. новости - Соня Тимофеева. Вспоминаем яркую актрису советской эпохи и ее исключительный талант

24.03. новости - "Русские приключения Синерамы" - уникальный советско-американский панорамный документальный фильм, разное - Какие плюсы можно получить вместе с образованием в режиме онлайн

21.03. новости - Борис Сичкин. Тернистый путь и невообразимая харизма

19.03. новости - Выдающийся пианист и талантливый дирижер Святослав Рихтер, разное - Хозтовары и сантехника онлайн

18.03. новости - «Ромео и Джульетта» - советский балетный шедевр на экране

09.03. новости - Валентин Черных. Мастер сценария, сотворивший шедевры советского и российского кино

08.03. новости - Георгий Георгиу. Харизматичный и невероятно талантливый актер советского кино

07.03. новости - «Иллюзион». История легендарного кинотеатра

27.02. новости - «Широка страна моя...» - инновационный фильм советской эпохи

 


 

© Sovetika.ru 2004 - 2024. Сайт о советском времени - книги, статьи, очерки, фотографии, открытки.

Flag Counter

Top.Mail.Ru