Поиск по сайту


+16
Издание предназначено для лиц старше 16-ти лет.

Культурно-просветительское издание о советской истории "Советика". Свидетельство о регистрации средства массовой информации - Эл№ ФС77-50088.

е-мейл сайта: sovetika@mail.ru

(Дмитрий Ластов)



Посмотрите еще..


советские женщины - Надежда МАКСИМОВА


Кристель Боденштейн. Звезды и фильмы. Статья 1966-го года.




СФРЮ, Факты о Югославии, Общественная и политическая система


 

ОБЩЕСТВЕННАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

 

КОНСТИТУЦИЯ. Конституция СФРЮ была принята в апреле 1963 года. Этой конституции предшествовали Конституция 1946 и Конституционный закон 1953 года.

С помощью поправок к Конституции, принятых в 1967 и 1968 годах, были произведены лишь незначительные конституционные изменения. Произведенные в 1971 году конституционные изменения, по своему существу, более глубоко затронули нормативную часть Конституции СФРЮ и предшествовали ее комплексному пересмотру и принятию нового интегрального текста Конституции СФРЮ, которого следует ожидать в конце 1973 года.

В течение 1963 года все социалистические республики приняли свои конституции, и впоследствии, по мере внесения изменений в Конституцию СФРЮ и сами принимали поправки к своим конституциям. Социалистические автономные края приняли, на основании Конституции 1963 года, уставы, которыми регулировались внутренние отношения, а после принятия поправок к Конституции в 1969. году, приняли конституционные законы в качестве своих основных актов.

Уставы общин, уставы организаций объединенного труда и договоры об их объединении, уставы самоуправляемых отраслевых объединений, местных и других самоуправляемых содружеств являются составной частью конституционной системы Югославии.

ОБЩЕСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ И ОТНОШЕНИЯ СОБСТВЕННОСТИ. Все средства производства в сфере общественного труда находятся в СФРЮ в общественной собственности и используются для удовлетворения личных и общих потребностей и интересов трудящихся, для развития материальных основ всего общественного содружества и социалистических общественных отношений. Общественный характер этих средств проявляется в том, что всеми средствами в общественной собственности управляют самостоятельно и непосредственно трудящиеся, руководствуясь при этом собственными интересами и интересами общественного содружества в целом, а не частный собственник или государство посредством своих органов.

Особенность общественной собственности в Югославии заключается в том, что собственническими правами на средства производства, находящиеся в общественной собственности, никто не обладает — ни общественно-политическое содружество или, соответственно, государство, независимо от уровня и вида, ни организация объединенного труда (хозяйственная организация, банк, учреждение и пр.), ни человек как индивид. В таких условиях труд человека является единственной основой на которой осуществляется присвоение продукта общественного труда, а также основой для получения права управлять общественными средствами. Кроме того, он является основой для права на личную собственность, которая служит для удовлетворения личных потребностей каждого человека.

В СФРЮ гарантируется свобода осуществления гражданами самостоятельного труда с использованием личных средств производства во всех областях, в которых имеются материальные основы и возможности для личного труда. Граждане, которые самостоятельно осуществляют деятельность с использованием личных средств производства (в сельском хозяйстве, кустарных промыслах, ресторанном обслуживании и пр.), находятся, в принципе, в таком же общественно-экономическом положении и обладают такими же правами, как и граждане, которые трудятся в организациях объединенного труда.

Эти граждане могут объединяться в кооперативах и других подобных организациях, объединяя при этом свой труд и средства, а также устанавливать разные формы кооперации и производственного сотрудничества с организациями объединенного труда, участвуя одновременно в управлении общими делами и распределении полученного дохода. Точно также, они могут в ограниченном объеме и при соблюдении условий, предусмотренных законом, принимать рабочих на работу, если для выполнения самостоятельной деятельности с использованием личных средств производства требуется дополнительный труд.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННОГО ТРУДА. На основании изменений в производственных отношениях имевших место в связи с введением самоуправления, происходили изменения в общественном положении рабочего класса, да и вообще трудящихся. Рабочее самоуправление было введено в 1950 году, притом на первых порах только в трудовых организациях народного хозяйства; затем самоуправление распространилось и на трудовые организации общественных служб, а также на трудовые коллективы государственных органов и т.п. Согласно Конституционному закону 1953 года, система самоуправления стала основой организации власти и управления общественными делами в общине, как основном общественно-политическом содружестве, а также в более широких общественно-политических содружествах. Впоследствии это положение получило свое полное подтверждение в Конституции 1963 года. Наиболее широкие права рабочих в управлении производством, результатами своего труда и вообще общественным воспроизводством гарантируются поправками к Конституции, принятыми в 1971 году.

В рамках объединенного труда рабочие осуществляют свои права, проистекающие из самоуправления, в организации объединенного труда. Существуют разные формы объединения.

„Основная организация объединенного труда — это основная ячейка, в которой рабочие на основании своего труда непосредственно и равноправно регулируют взаимоотношения в сфере труда, управляют делами и средствами общественного воспроизводства, решают вопросы о распределении дохода а также другие вопросы, касающееся их общественно-экономического положения. Основная организация объединенного труда — это основная ячейка, в которой происходит объединение труда, и на ней основаны все остальные виды объединения труда и средств. „Трудовая организация" — это наиболее частая форма организации. Она состоит из нескольких основных организаций, за исключением тех случаев, когда речь идет о небольшом количестве занятых рабочих. В этом случае в ее составе нет основных организаций, а рабочие в ней осуществляют все свои права таким же образом, как и в основной организации. Рабочие некоторой части трудовой организации вправе организовать основную организацию, если эта ее часть представляет собой трудовое целое, в котором результаты их общего труда могут быть самостоятельно выражены в качестве стоимости либо на рынке, либо в пределах самой трудовой организации. В рамках трудовой организации несколько основных организаций объединенного труда могут создать „содружество основных организаций". Помимо указанных выше, могут создаваться и различные более широкие объединения трудовых организаций в целях осуществления общих интересов в сфере производства и сбыта (например, комбинаты, хозяйственные объединения, производственно--коммерческие объединения и т.д.) В таких объединениях отношения регулируются основанными на самоуправлении соглашениями об объединении, которые неизменно должны быть поддержаны рабочими в основных организациях объединенного труда.

В организациях объединенного труда рабочие управляют делами, принимая решения непосредственно (на собраниях, референдумах и т.п или же через органы управления, которые избираются ими, ответственны перед ними и могут сменяться. В уставах и других актах этих организаций определяются, как правило, вопросы, которые должны решаться непосредственно рабочими, а в уставах и соглашениях об объединении предусматриваются порядок избрания и компетенции органов управления, формы рабочего контроля и пр.

Основной орган управления — это рабочий совет, или же, в зависимости от характера деятельности организации, другой соответствующий ему орган управления, который утверждает планы и программы работы и развития трудовой организации, принимает устав и другие общие акты, а также решения по всем основным вопросам труда и деятельности определенной организации. Члены рабочего совета избираются на два года. Их избрание и отзыв осуществляются всеми рабочими данной организации. Определенные исполнительные функции в сфере управления организацией (подготовка и внесение в рабочий совет проектов решений принятие решений о хозяйствовании организации и пр.) возлагается на комитет управления или хозяйственный комитет, директора или другие органы, избираемые рабочим советом и несущие перед ним ответственность за свою работу. По мере развития процессов интеграции и объединения организаций объединенного труда в более сложных организациях, объединениях и пр. — в них создавались скупщины в качестве органов самоуправления, осуществляющих определенные права и несущих ответственность в связи с вопросами, представляющими общий интерес.

САМОУПРАВЛЯЕМЫЕ ОТРАСЛЕВЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ И МЕСТНЫЕ СОДРУЖЕСТВА. Рабочие, состоящие в организациях объединенного труда в сфере общественной деятельности (в области образования науки, культуры, здравоохранения и т. д.). совместно с теми, кто пользуется услугами, учреждают самоуправляемые отраслевые объединения, предусматривая в соглашениях и договорах, заключаемых на основе самоуправления, свои взаимоотношения, права и обязанности. Самоуправляемые отраслевые объединения могут создаваться и одними пользователями в целях удовлетворения определенных личных и общих потребностей и интересов. Поскольку в некоторых областях удовлетворяются и такие потребности, которые имеют большое общественное значение (начальное образование, основные виды социального обеспечения, обеспечение по инвалидности или старости и т. п.), — в законе может быть предусмотрено обязательное создание определенных отраслевых объединений, их организаций, обязательное отчисление средств в фонды этих объединений и т. п. В отраслевых объединениях функционируют собрания и другие органы управления, избираемые и распускаемые членами этих объединений в соответствии с уставом и другими актами объединения.

Местное содружество — это самоуправляемое содружество, в котором объединяются трудящиеся и граждане по территориальному принципу, — в населенном пункте, части населенного пункта или нескольких объединенных населенных пунктах, — в целях принятия решений об удовлетворении общих потребностей в области благоустройства населенного пункта, детской и социальной охраны, охраны потребителя, в области образования, народной обороны и в связи с другими условиями жизни и труда. Через местное содружество они участвуют в выполнении общиной общественных функций и принятии решений по вопросам, представляющим общий интерес. В уставе местного содружества определены его организация, права и обязанности органов управления, взаимоотношения с другими организациями и содружествами и т.д.

ОБЩЕСТВЕННО - ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ. В политической системе Югославии важное место отведено роли Союза коммунистов, который является не классической политической партией, а классовым революционным авангардом, общественно-политической организацией, деятельность которой направлена в первую очередь на идейную и политическую мобилизацию трудящихся в деле строительства социалистических общественных отношений. Совместно с Социалистическим союзом трудового народа Югославии, профсоюзами и и другими общественными организациями Союз коммунистов Югославии содействует обеспечению руководящей роли рабочего класса как основной силы общества, содействует развитию социалистической революции и социалистической демократии, основанной на самоуправлении.

По своей сущности и тенденциям своего современного развития Союз коммунистов и все указанные выше организации уже не являются факторами непосредственного осуществления политической власти, они не берут на себя ее функции и выступают, прежде всего, как факторы, формирующие общественное сознание и указывающие на направления и пути социалистического развития общества. Точно также, своей деятельностью в органах власти и самоуправления Союз коммунистов воздействует на то, чтобы принимаемые ими решения соответствовали линии строительства социалистических отношений самоуправления.

Здесь необходимо особо отметить роль Социалистического союза трудового народа Югославии и профсоюзов, как самых широких организаций трудящихся и граждан, посредством которых осуществляется взаимное воздействие между разнохарактерной общественной и политической деятельностью людей и такими ведущими идейными силами, как Союз коммунистов. Поэтому функции этих и других организаций являются составной частью функционирования югославской политической системы в целом.

ОБЪЕДИНЕНИЯ ГРАЖДАН И РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ. Гарантируется свобода объединения граждан в целях осуществления определенных частных взаимных интересов (профессиональные объединения, спортивные, альпинистские и пр.). Любое политическое объединение, организация и деятельность, направленные против социалистического строя самоуправления, антиконституционные.

Вероисповедание в Югославии является свободным и частным делом каждого человека. Религиозные объединения отделены от государства и могут свободно и беспрепятственно заниматься религиозными вопросами и выполнять культовые обряды, учреждать религиозные школы и для подготовки и образования священнослужителей, а также обладают правом собственности на недвижимое имущество в тех пределах, которые определены союзным законом.

В настоящее время в Югославии наиболее влиятельны три религиозных объединения: православное, католическое и мусульманское. Кроме того, в стране существуют со своими церквами и священнослужителями еще еврейское, старокатолическое, протестантское, назаренское и некоторые другие малочисленные религиозные объединения.

По данным за 1968/69 год в Югославии существует 21 среднее религиозное учебное, заведение, в которых насчитывается 2 544 учащихся и 7 высших религиозных учебных заведений с 1 113 студентами.

Религиозные объединения издают свои газеты, журналы, книги и брошюры.

Высшее и низшее духовенство, а также все работники религиозных объединений, пользуются социальным страхованием и пенсионным обеспечением.

Злоупотребление религией и религиозной деятельностью в политических целях рассматривается как антиконституционная деятельность.

ОБЩИНЫ. Община является самоуправляемым, основным общественно-политическим содружеством, в котором трудящиеся осуществляют и обеспечивают условия для своей жизни и труда, направляют общественное развитие, осуществляют и согласовывают свои интересы, удовлетворяют общие потребности, выполняют функции власти и управляют общественными делами. В общине трудящиеся выполняют функции власти и осуществляют все другие общие интересы, за исключением тех, которые согласно конституции республики или конституционному закону края осуществляются в более широких общественно-политических содружествах.

В частности, в общине создаются и развиваются материальные и другие условия жизни и труда, условия для удовлетворения материальных, социальных, культурных и других общих потребностей трудящихся, направляется и согласовывается хозяйственное и общественное развитие, регулируются отношения, представляющие прямой интерес для трудящихся и граждан в пределах общины, организуется выполнение дел, представляющих совместный и всеобщий интерес, создаются органы самоуправления и власти для выполнения этой деятельности, обеспечивается непосредственное выполнение законов, если их выполнение не отнесено законом к компетенции органов более широких общественно-политических содружеств, обеспечивается осуществление и охрана свобод, прав и обязанностей и ответственности человека и гражданина, охраняются законность и безопасность людей и имущества, регулируется пользование земельными участками и объектами общего пользования, регулируются отношения в жилищно-коммунальной области, организуется народная оборона и общественная самозащита, организуется и обеспечивается общественный контроль.

Общины осуществляют взаимное сотрудничество на принципах добровольности, объединяя в этих целях средства и создавая общие органы, организации и службы для выполнения деятельности, представляющей общий интерес. Общины могут объединяться в региональные и другие содружества. Точно также, общины могут объединяться в городские или региональные содружества, являющиеся общественно-политическими содружествами, которым республика или сами общины могут передавать определенные полномочия в рамках своих компетенций.

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЕ РЕСПУБЛИКИ. Уже в конституционных актах 1943 года, а впоследствии и в Конституции 1946 года было определено, что новая Югославия строится как федеративное содружество, основанное на полном равноправии народов и народностей, входящих в его состав. В целях как можно более широкого осуществления каждым народом своих суверенных прав, а также своих обязанностей и ответственности за социалистическое развитие югославского содружества на основах самоуправления, в ходе минувшего развития направлялись усилия на обеспечение как можно большей самостоятельности и укрепление республик в качестве общественно-политических содружеств, и наряду с этим, на устранение на уровне федерации тех элементов, которые придавали ей характер сверхнациональной и обособленной от республик государственной структуры.

В Конституции заложен принцип, согласно которому суверенные права осуществляются трудящимися, народами и народностями в республиках и, конечно, в краях в соответствии с их конституционными правами, а в федерации лишь в тех случаях, когда это в общих интересах прямо предусмотрено Конституцией СФРЮ. Республики определены как государства, которые основаны на суверенности народов, на власти и самоуправлении рабочего класса и всех трудящихся, а также, как социалистические, самоуправляемые и демократические содружества трудящихся, граждан и равноправных народов и народностей.

К правам и обязанностям, вернее общим интересам, которые осуществляются в каждой республике, относятся развитие социалистических общественно-экономических и политических отношений самоуправления, осуществление единства югославского рынка в пределах республики, суверенность, национальная свобода и равноправие, территориальная целостность республики, народная оборона, охрана установленного Конституцией конституционного строя, общественная безопасность и общественная самозащита, демократические свободы и права человека и гражданина, солидарность и социальная безопасность трудящихся и граждан, конституционность и законность, сотрудничество республик с другими государствами и международными организациями.

В соответствии с этим каждая республика планирует и направляет свое хозяйственное развитие, проводит самостоятельную экономическую политику в рамках совместно принятой в федерации экономической политики и обладает самостоятельностью в области образования, науки, культуры, здравоохранения и социальной политики.

Каждая республика самостоятельно организует и учреждает органы власти, руководствуясь едиными основами системы скупщин и политической системы. Во всех республиках, как и во общинах, краях и федерации, учреждаются скупщины в качестве высших органов власти и органов общественного самоуправления, а также ответственные перед ними политико-исполнительные и административные органы. В рамках политической системы самостоятельностью обладают суды, в том числе и конституционные суды.

АВТОНОМНЫЕ КРАЯ. Народности (национальные меньшинства) пользуются в югославском содружестве полным равноправием в качестве активных факторов общественно-политических отношений. Прогресс, достигнутый в плане более широкого и полного равноправия, последовательного соблюдения и осуществления народностями своих прав, находит свое проявление во всех общественных содружествах — от общины до федерации, а также в трудовых организациях и других самоуправляемых организациях.

Положение и права народностей находят свое особое проявление в пределах автономных краев как общественно-политических содружеств. В ходе совместной борьбы народов и народностей Югославии на протяжении социалистической революции и на основании волеизъявления населения, были образованы автономные края Воеводина и Косово, вошедшие в состав Социалистической Республики Сербии. Вместе с тем, они являются элементом югославской федерации, поскольку в ней они наделены определенными правами, выполняют определенные обязанности и несут определенную ответственность, помимо осуществляемых ими в рамках Социалистической Республики Сербии. Края являются автономными социалистическими, самоуправляемыми и демократическими содружествами, в которых трудящиеся, народы и народности осуществляют свои суверенные права. Если это представляет общий интерес республики в целом и предусмотрено в ее конституции, то они осуществляют некоторые права и в пределах Социалистической Республики Сербии.

Автономные края проявляются как элементы югославского федерализма в том смысле, что на них возложены определенные, утвержденные Конституцией права и ответственность за общую политику в рамках федерации, причем они участвуют в ее принятии и проведении, а также вследствие того, что они самостоятельно представлены во всех основных организациях федерации, которые формируются на основании равноправной представленности республик и соответствующей представленности краев.

ФЕДЕРАЦИЯ. Югославскую федерацию характеризуют два компонента: союзное государство и социалистическое, самоуправляемое, демократическое содружество. Благодаря конституционным изменениям, принятым в 1971 году, внесены значительные изменения в характер федерации как содружества народов и народностей, их республик и краев, ее функции сужены и осуществляются иным способом. В соответствии с этим, в Конституции указывается, что СФРЮ — это союзное государство добровольно воссоединившихся народов и их социалистических республик, а также социалистических автономных краев Воеводины и Косово, входящих в состав Социалистической Республики Сербии, которое основано на власти и самоуправлении рабочего класса и всех трудящихся, это и социалистическое самоуправляемое демократическое содружество трудящихся и граждан, равноправных народов и народностей. Необходимость определения СФРЮ именно таким образом проистекает из того положения, что она развивается как функция государственности республик и автономности краев, как суверенное многонациональное государство, осуществляющее общие интересы народов и народностей, их республик и краев.

К числу общих интересов, осуществлямых в СФРЮ народами и народностями, а также всеми трудящимися, относятся суверенность, равноправие и национальная свобода, независимость, территориальная целостность, безопасность, общественная самозащита, народная оборона, международное положение и взаимоотношения с другими государствами и международными организациями, система социалистических общественно-экономических отношений самоуправления, единые основы политической системы, основные демократические свободы, права человека и гражданина, солидарность и социальная безопасность трудящихся, единый югославский рынок.

Эти общие интересы осуществляются посредством органов и организаций федерации, при равноправном участии и ответственности республик и краев в плане определения и проведения политики федерации, в рамках непосредственного сотрудничества между республиками и краями, в рамках достижения договоренности на основах самоуправления, заключения общественных договоров и организаций и объединении, в рамках деятельности объединения организаций объединенного труда и других общественно-политических организаций и объединений, а также свободной и всесторонней деятельности граждан.

СИСТЕМА СКУПЩИН. В рамках югославской системы скупщин, функции власти и управления другими общественными делами осуществляются скупщинами, как высшими представительными органами и органами общественного самоуправления общественно-политических содружеств, а также ответственными перед ними органами.

Скупщины состоят в плане организационной структуры из ряда палат, называющихся вечами. Организационная структура скупщин в определенном общественно-политическом содружестве зависит прежде всего от двух основных факторов: во-первых, от того, какие основные самоуправляемые организации и содружества (на более высоких уровнях и общественно-политические содружества) должны быть представлены в ее структуре и, во-вторых, в зависимости от прав и обязанностей данного общественного содружества.

Скупщины общин, как правило, состоят из ряда веч трудовых содружеств, в которых представлены трудящиеся, работающие в организациях объединенного труда по отдельным областям деятельности (народное хозяйство, социальная политика и здравоохранение, просвещение и культура) и общинного веча, в котором представлены граждане в пределах общины.

Каждая из республиканских скупщин имеет в своем составе республиканское вече, в составе которого, как это имеет место и в общинном вече, представлены организованные на основах самоуправления граждане республики и их интересы и потребности вне пределов объединенного труда. Эти веча состоят из депутатов, представляющих граждан. Все скупщины республик
имеют, кроме того, в своем составе три веча трудовых содружеств — по экономическим вопросам, по вопросам просвещения и культуры, по вопросам социальной поли-, тики и здравоохранения. Кроме того, в социалистических республиках Сербии и Хорватии имеется и пятое вече — по организационно-политическим вопросам, являющееся вечем объединенного труда в целом на территории республики, а в социалистических республиках Боснии и Герцеговине, Македонии и Черногории, вместо веча по организационно-политическим вопросам учреждено новое вече, в состав которого входят делегаты из общин; специфика системы скупщин в Социалистической Республике Словении заключается в том, что, вместо особой палаты делегатов общин, применяется более свободная форма объединения — заседания делегатов общин.

В автономных краях структура скупщин постольку отлична, что помимо краевого веча, как представительства граждан, и трех веч трудовых содружеств по упомянутым выше областям объединенного труда, в Скупщине Социалистического автономного края Косово существует еще Вече по организационно-политическим вопросам, а в Скупщине Социалистического автономного края Воеводины — вече, в состав которого входят делегаты от общин.

Союзная Скупщина состоит из представителей трудящихся, участвующих в объединенном труде — Вече по экономическим вопросам, Вече по вопросам просвещения и культуры, Вече по вопросам социальной политики и здравоохранения, представителей республик и автономных краев — Вече национальностей и представителей граждан — Вече по общественно-политическим вопросам.

Каждая скупщина, в соответствии с правами и обязанностями общественно-политического содружества, в котором она действует, определяет политику и принимает акты, представляющие интерес для хозяйственного, политического и общественного развития (общественный план, бюджет, законы и другие общие акты), определяет обязанности политико-исполнительных и административных органов, проводит выборы и освобождает ответственных деятелей от должности, осуществляет политический контроль над деятельностью этих органов и ответственных деятелей и т.д.

Члены веч трудовых содружеств избираются трудящимися территории общины, которые работают в организациях объединенного труда, крестьянами — членами кооперативов или других организаций, а также другими гражданами работающими на территории общины, если это предусмотрено законом. Членом этого веча может быть избран любой трудящийся, участвующий в выборах членов данного веча и обладающий активным избирательным правом. Члены веч трудовых содружеств в составе республиканских, краевых и Союзной скупщин избираются общинными скупщинами и делегатами организаций объединенного труда соответствующей области. Члены общинного, республиканского и, соответственно, краевого веча и Веча по общественно--политическим вопросам Союзной Скупщины избираются непосредственно гражданами, причем в члены этих веч может быть избран любой гражданин, обладающий активным избирательным правом. Члены Веча национальностей Союзной Скупщины (по 20 от каждой республики и по 10 от каждого края) избираются всеми вечами республиканской и, соответственно, краевой скупщины на совместном заседании.

Мандат депутатов всех скупщин продолжается четыре года, и никто не может более, чем два раза подряд, избираться в депутаты одной и той же скупщины. Кроме того, выполнение функций депутата несовместимо с заниманием должностей в государственном, судебном или каком бы то ни было другом органе того же общественно-политического содружества. Отзыв депутатов производится теми же избирателями, которые их и избрали.

ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ И ПРЕЗИДИУМ СФРЮ. На Президента республики возложены две основные функции: главы государства и верховного главнокомандующего Вооруженных сил Югославии. В соответствии с Конституцией, институт Президента республики связан исключительно с личностью Иосипа Броз Тито, так что после того, как он прекратит выполнять эту функцию, данный институт станет излишним.

Как глава государства он представляет Югославию в стране и за границей и выполняет другие функции, непосредственно проистекающие из этой должности (руководит внешней политикой страны, провозглашает военное положение в том случае, если Союзная Скупщина лишена возможности провести свою сессию, предлагает Скупщине кандидатов на пост председателя Союзного Исполнительного Веча, награждает орденами и медалями, принимает решения об амнистии и пр.). Как верховный главнокомандующий, Президент республики командует и руководит Югославской Народной Армией, совместно с Советом народной обороны утверждает основы планов и подготовительных мер по обороне страны, назначает, повышает и освобождает от должности генералов, адмиралов и других военных командиров, назначает судей военных трибуналов и т.д.

Президент республики избирается Союзной Скупщиной на совместном заседании всех веч по предложению скупщин республик и автономных краев сроком на — пять лет. Президент республики ответственен за свою работу перед Союзной Скупщины и периодически информирует ее о проблемах внешней и внутренней политики, может вносить предложения об обсуждении отдельных вопросов или же принятии тех или других решений.

Президиум СФРЮ, образованный в результате конституционных изменений, основывается на равноправном представительстве республик и соответствующем представительстве краев, причем преследуется цель как молено более прямого участия этих содружеств в осуществлении федерацией своих прав и обязанностей. Функции коллективного главы государства и верховного командования вооруженными силами будут полностью приняты Президиумом СФРЮ лишь после упразднения института президента республики. Однако уже в настоящее время Президиум СФРЮ выполняет важную функцию в политической системе, которая заключается в согласовании интересов республик и, соответственно, автономных краев в связи с внесением предложений и утверждением политики на уровне федерации, а также ее осуществлением. Для того, чтобы Президиум СФРЮ мог выполнять эту свою функцию, ему предоставлены широкие права политической и законодательной инициативы по отношению к Союзной Скупщине, право высказывать точки зрения и предлагать Союзному Исполнительному Вечу принимать меры, связанные с проведением политики и решений, принимаемых федерацией.

В состав Президиума СФРЮ входят по три члена от каждой республики и по два члена от каждого автономного края, в том числе преседатели республиканских и краевых скупщин, являющиеся членами Президиума СФРЮ в силу занимаемой ими должности. Продолжительность их мандата — пять лет. Они избираются республиканскими и, соответственно, краевыми скупщинами на совместных заседаниях всех веч, а Союзная Скупщина, не участвующая в их избрании, только сообщает о составе данного органа.

Президиум СФРЮ проводит свою деятельность на принципе согласования мнений своих членов, а его вспомогательными рабочими органами являются советы (по иностранным делам, по делам народной обороны, по вопросам государственной безопасности и пр.). В настоящее время Президент республики выполняет функцию председателя Президиума СФРЮ. После упразднения института Президента республики, Президиум СФРЮ будет возглавляться председателем, на которого будут возлагаться все обязанности, которые по своему характеру не могут выполняться коллегиальным органом в данном составе. Председатель будет избираться из числа членов Президиума СФРЮ, притом каждый год от другой республики. Автономным краям поочередно обеспечивается один мандатный период в течение семи лет.

ПОЛИТИКО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ И ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ. Что касается политико-исполнительных органов скупщины, то здесь применяется принцип создания коллегиальных органов: одного или нескольких; они избираются скупщинами на четырехлетний мандатный период и ответственны перед ними. Помимо основной обязанности заботиться о проведении политики, эти органы наделены и правом вносить в скупщину предложения относительно политики и проекты актов.

В общинах регулярно создаются советы в качестве коллегиальных политико-исполнительных органов скупщин по вопросам народного хозяйства, финансов, сельского хозяйства, по жилищно-коммунальным вопросам, вопросам здравоохранения, науки и т.п. Они избираются общинной скупщинной и ответственны перед нею.

В республиках и автономных краях создается один коллегиальный политико-исполнительный орган скупщины — исполнительное вече. Председатель и члены исполнительного веча избираются и освобождаются от должности республиканской или, соответственно, краевой скупщиной. Они несут коллективную и индивидуальную ответственность за свою работу и работу этого органа перед скупщиной. На исполнительные веча возложены права и обязанности координировать и направлять работу, осуществлять надзор за работой органов управления республики или края. При разработке предложений относительно политики, актов и мер, а также в период их выполнения, исполнительные веча непосредственно ориентируются на соответствующие скупщины и поддерживают с ними связь в ходе своей работы.

Политико-исполнительным органом Союзной Скупщины является Союзное Исполнительное Вече. В ходе прежней практики Президент Республики предоставлял одному из депутатов Союзной Скупщины мандат на формирование этого органа, однако после конституционных (изменений 1971 года мандат на составление этого органа предоставляется Президиумом СФРЮ, причем председатель и члены Союзного Исполнительного Веча теперь не избираются из числа депутатов. На отдельных членов Союзного Исполнительного Веча одновременно с их избранием возлагается должность руководителей отдельных союзных органов управления.

Союзное Исполнительное Вече заботится о воплощении в жизнь политики и выполнении общественного плана союзного бюджета и других актов скупщины, оно обязано вносить проекты общественного плана и бюджета, принимать поставления, решения и другие акты, касающиеся выполнения законов, осуществлять надзор за работой союзных органов управления и вправе аннулировать отдельные акты этих органов, если они противоречат союзному закону и т.п.

Органы управления учреждаются для выполнения административных функций в зависимости от условий и потребностей каждого общественно-политического содружества и в разных содружествах они различны по своему виду и структуре. Таким образом, в зависимости от уровня общественно-экономического развития и потребностей, в их составе создаются секретариаты, управления, институты и другие органы, организации и службы, в области народного хозяйства, финансов, народной обороны, внутренних дел, здравоохранения и социальной политики, имущественно-правовых отношений, образования, просвещения и культуры и тп.

КОНСТИТУЦИОННЫЕ СУДЫ. Конституционный суд Югославии, учрежденный на основании Конституции 1963 года, выносит решения о соответствии законов с Конституцией СФРЮ, о соответствии республиканских законов с союзными, а также других исполнительных актов с Конституцией и союзными законами, решает споры относительно компетенций между федерацией и республиками, а также между другими общественно-политическими содружествами в связи с их правами и обязанностями. Точно также, он выступает арбитром в конфликтах относительно компетенций судов и других государственных органов федерации и других содружеств. Кроме того, он принимает решения об охране прав, проистекающих из самоуправления, других прав и основных свобод граждан, гарантированных Конституцией. Дело по защите конституционности и законности может вестись против Союзной, республиканской или краевой скупщины, их исполнительных веч, судов на уровне федерации, республик и краев а также других органов, организаций объединенного труда и других организаций при соблюдении предусмотренных законом условий.

На этих же принципах определена и компетенция конституционных судов республик и краев, которые оценивают конституционность и законность республиканских или, соответственно, краевых положений и общих актов других общественно-политических содружеств, подразумевая и защиту прав, проистекающих из самоуправления, а также других прав граждан.

Председатели и члены всех конституционных судов избираются на мандатный период в восемь лет, причем они могут быть вновь избраны лишь еще на один мандатный срок. Хотя члены этих судов и избираются Союзной или, соответственно, республиканскими и краевыми скупщинами, эти суды являются независимыми органами и их члены могут быть освобождены от должности лишь в тех случаях, которые предусмотрены законом.

Установив, что союзный республиканский или, соответственно, краевой закон не соответствует Конституции СФРЮ, Конституционный суд Югославии предупреждает Союзную республиканскую или, соответственно краевую скупщину о необходимости его согласования с Конституцией в шестимесячный СРОК. В случае, когда это не будет выполнено, после истечения указанного срока Конституционный суд принимает решение о его несоответствии и аннулировании. Другие акты, в случае их несоответствия Конституции или союзному закону, данный суд тут же аннулирует или упраздняет.

ОРГАНЫ ПРАВОСУДИЯ. Организация судов на принципе выборности судей скупщинами общественно-политических содружеств, в пределах которых учреждаются суды, их независимости в ходе судопроизводства и принятия решения, отсутствия строгой вертикальной и иерархической подчиненности и т.п. Это находит свое проявление и в организации прокуратур как органов преследования в рамках отдельных общественно-политических содружеств.

Верховный суд Югославии, в компетенцию которого входит принятие принципиальных положений и правовое истолкование вопросов, имеющих отношение к единообразному применению союзных законов, выносит решения по решениям республиканских и краевых верховных судов, решает конфликты относительно компетенций между судами в разных республиках и т.п. Кроме того, существует и Верховный хозяйственный суд, выступающий арбитром в спорах между хозяйственными и другими организациями, а также другими субъектами, в связи с облигационными и другими имущественно-правовыми отношениями.

Верховные суды существуют также в республиках и автономных краях; их компетенции определены примерно таким же образом. Общинные суды учреждаются для нужд не одной, а нескольких общин, скупщины которых избирают судей и обеспечивают материальные средства для работы такого суда.

 

Издательство Секретариата Союзного исполнительного веча по информациям.
Редакция Югославия - Газетное издательство "Борба".
Печатает "Культура", Белград, Македонска 4.



НАВЕРХ

 

Внимание! При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Советика.ру обязательна! При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно! Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов, художников, фотографов и т.д. Желательно, при использовании материалов сайта уведомлять авторов сайта!

 

 

 



СФРЮ


Интересное

советские женщины - Ирина БОНДАРЕВА


Михаил Яншин - один из любимейших актеров советского кино


Новое на сайте

23.04. новости - Фильм Каменный цветок. Развитие цветного кинематографа в Советском Союзе

17.04. новости - Первый советский цветной фильм Адмирал Ушаков - история создания

16.04. новости - В мире животных. Легендарная передача, объединившая поколения

15.04. новости - Кинотеатр "Москва". От грандиозного открытия до забвения и возможного возрождения

09.04. новости - “Синяя Птица”: удивительный мост между культурами и волшебством кинематографа

08.04. новости - Кинематографический взгляд на Великую Отечественную войну: «Иван Никулин – русский матрос»

28.03. разное - Российская ОС для компаний и организаций , Отечественная СУБД онлайн , Прогнозы на волейбол онлайн

26.03. новости - Соня Тимофеева. Вспоминаем яркую актрису советской эпохи и ее исключительный талант

24.03. новости - "Русские приключения Синерамы" - уникальный советско-американский панорамный документальный фильм, разное - Какие плюсы можно получить вместе с образованием в режиме онлайн

21.03. новости - Борис Сичкин. Тернистый путь и невообразимая харизма

 


 

© Sovetika.ru 2004 - 2024. Сайт о советском времени - книги, статьи, очерки, фотографии, открытки.

Flag Counter

Top.Mail.Ru