Колония грачей, Зарянка, Певчий дрозд, Зяблик, Серый журавль, Вечер в лесу во время половодье, Колония серых цапель и квакв, Токование чибисов, Пеночка-трещотка, Пеночка-теньковка, Восточный соловей, Дрозд-деряба
ГОЛОСА ВЕСНЫ — Колония грачей
(записи пения и голосов птиц)
Записи Б. Вепринцева
ГОЛОСА ВЕСНЫ — Зарянка
(записи пения и голосов птиц)
Записи Б. Вепринцева
ГОЛОСА ВЕСНЫ — Певчий дрозд
(записи пения и голосов птиц)
Записи Б. Вепринцева
ГОЛОСА ВЕСНЫ — Зяблик
(записи пения и голосов птиц)
Записи Б. Вепринцева
ГОЛОСА ВЕСНЫ — Серый журавль
(записи пения и голосов птиц)
Записи Б. Вепринцева
ГОЛОСА ВЕСНЫ — Вечер в лесу во время половодья
(записи пения и голосов птиц)
Записи Б. Вепринцева
ГОЛОСА ВЕСНЫ — Колония серых цапель и квакв
(записи пения и голосов птиц)
Записи Б. Вепринцева
ГОЛОСА ВЕСНЫ — Токование чибисов
(записи пения и голосов птиц)
Записи Б. Вепринцева
ГОЛОСА ВЕСНЫ — Пеночка-трещотка
(записи пения и голосов птиц)
Записи Б. Вепринцева
ГОЛОСА ВЕСНЫ — Пеночка-теньковка
(записи пения и голосов птиц)
Записи Б. Вепринцева
ГОЛОСА ВЕСНЫ — Восточный соловей
(записи пения и голосов птиц)
Записи Б. Вепринцева
ГОЛОСА ВЕСНЫ — Дрозд-деряба
(записи пения и голосов птиц)
Записи Б. Вепринцева
Это не музыка. Но, может быть, именно эти звуки послужили началом человеческим песням и нынешней музыке. Наверняка все начиналось с этих звуков, которыми и сегодня наполнены леса и рощи. Ничто лучше, чем эти звуки, не может в нас разбудить задремавшую радость. Но часто-ли суета городской жизни отпускает нас в зеленый мир леса, лугов и речек? И вот нашелся охотник, собравший лесные звуки для нашего дома. Стоит мне повернуть ручку у желтого ящика и… сейчас вот кричат лесные лягушки-жерлянки и кричит коростель.
Охотник за голосами — не лесной человек. Последний раз я видел его в городе Пущи но под Серпуховом. Городку суждено стать одним из центров нашей науки. Биофизик Борис Вепринцев приехал сюда из Москвы — получил лабораторию в только что построенных корпусах Института биофизики.
Чужое, модное сейчас слово «хобби» в этом случае не годится. Хобби — увлечение, занятие для себя. Тут же — мечта юности, пронесенная через сложности и i трудности жизни.
Двадцать пять лет назад мальчишка-кюозовец (есть и доныне кружок биологов в зоопарке — КЮБЗ), мальчишка-кюбзовец попал на интересную встречу ученых.- После доклада ныне покойный профессор Прдмтов подошел к старинному граммофону, покрутил ручку, и в переполненном зале… запел соловей. На окнах сверкали морозные росписи, а в зале, хотя и не очень громко, пел соловей. Нам, привыкшим сегодня к магнитофонам, вряд ли показалась бы удивительной эта запись. Но тогда даже видавшие виды ученые поднялись, громко хлопали и, как дети, кричали: «еще, еще!» А в самом заднем ряду сидел мальчишка и ловил каждое слово рассказа об удивительной, из Англии привезенной пластинке. Профессор рассказал: «В Англии живет старик Людвиг Кох, уехавший из Германии от фашистов. Старик на восковые диски пишет голоса птиц. Старика в Англии знает каждый мальчишка. Письма ему пишут по адресу: «Птичий домик, Людвигу Коху». Профессор сказал еще, что и сам попытался делать записи, но неуспешно. «Надо обязательно записать. ..»
Началась война. Какое дело кому было до странной пластинки? Но жил в Москве мальчишка, который помнил песни соловья, странного, почти сказочного деда Людвига Коха и слова: «Надо обязательно записать. . .» Мальчишка потихоньку от матери разобрал по косточкам патефон — пытался сделать «машину для записи». Ничего, понятное дело, не вышло. Но мальчишка имел право на эту попытку. Кроме страстного увлечения птицами, в тринадцать лет он уже мог водить автомобиль, мог починить радиоприемник, в тринадцать лет он поступил работать в госпиталь электромонтером и, к удивлению начальства, привел в порядок высокочастотные грелки и много другой списанной техники. Мальчишки скоро взрослели во время войны…
Весна 1956 года. В звенигородском лесу на просохшей после талой воды лужайке сидит человек со странным ящиком. Что-то у человека не ладится. Он снимает крышку, почти с головой залезает в ящик, проверяет электрический шнур, идущий к домику биостаннии. На березе, где поет зяблик, спрятан еще какой-то прибор. Пастух, издали наблюдавший эту картину, не выдержал, подошел:
— Что делаешь?
— Послушай…
— Чудно. Зяблик, что ли? Зяблик…
Во всяком новом деле от «первого зяблика» очень до-‘ лог путь до победы. Три года студент, а потом аспирант Вепринцев возился с «ящиком». Обычный магнитофон оказался малопригодным для записи. Надо было переделывать, точнее заново конструировать магнитофон. Пригодилась давняя страсть к элетронике. Взялись помогать друзья-инженеры по звукозаписи. К ящику предъявили жесткие требования: чувствительность к малейшим звукам, не рождать шумов, быть легким, со всеми принадлежностями умещаться в рюкзаке, не бояться толчков и сырости, быть абсолютно надежным.
Майская ночь на Оке. Мокрая трава. В темноте в траве кричат коростели. Маленькие птицы пешком пришли с юга на родное болото. И теперь всю ночь кричат, зовут в темноте друг друга. Майский туман над лугом, костер зябнет возле воды. Далеко в темноте петух прокричал. С елки в лужу падают капли: кап-кап… Неслышно крутятся катушки магнитофона. Мокрый от росы человек лежит в траве с наушниками. Ночь со множеством звуков застывает на тонкой узенькой пленке. А утром еще больше звуков. Даже безголосые песней встречают солнце. Дятел выбрал сучок посуше, и частая барабанная дробь покатилась по лесу: дррррр… Маленькая птица бекас поднимается высоко кверху и падает. Крылья от крутого падения блеют барашком — это тоже весенняя песня.
Началась большая охота за голосами. Оказалось, дело это не очень простое и легкое. Самые лучшие песни у птиц — на восходе солнца. Надо загодя являться на место, надо хорошо знать, где держится птица. Борис ночевал на затопленных островах, случалось, в азарте по трое суток не спал. С «ящиком» он исходил все Подмосковье, по многу часов ожидал певцов в болотной воде, лазил на деревья, в шалашах караулил тетеревов. С первых же дней обнаружилось множес во всяких помех: то гармонист в соседней деревне не спит, то пароход на реке стучит и загудел в самый неподходящий момент, то ветер или в деревне петухи разорались, то сам певец никак не хочет подпустить близко. Неожиданно много хлопот доставили соловьи. Куда ни пойди — соловей глушит все звуки. По многу раз из-за помех пришлось переписывать заново — опять куда-то ехать, стоять в воде, искать, подкрадываться, чинить магнитофон в лесу при свете карманного фонаря.. .
На съезде орнитологов было объявлено: «А сейчас послушайте голоса птиц…» В большом зале затоковал глухарь, закуковала кукушка, потом дикие гуси, дрозды… И гром аплодисментов. Ученые восторженно встретили работу аспиранта Вепринцева. Бориса пригласили на студию звукозаписи: «Будем делать пластинку».
В апреле 1960 тода вышла пластинка. В московском магазине на улице Горького она стояла рядом с записями симфоний…
Это был радостный день. Борис разослал пластинки друзьям. Не был забыт и странный адрес старика в Англии — «Птичий домик. Людвигу Коху». «Я, помню, написал адрес и улыбнулся: на деревню дедушке. .. Жив ли старик? Все было почти как в сказке. ..»
Через три недели из Англии пришло письмо. Вверху листа был рисунок: пластинка и на ней птица. Тут же печатная надпись: «Птичий домик». «Мой дорогой друг Вепринцев! — говорилось в письме. — Спасибо за ваши удивительные записи птиц России. Вы не представляете, каким чудесным был для меня день, когда я услышал ваши записи. Мне уже восемьдесят лет. Уже давно я стал стариком в отставке и предоставил записывать голоса птиц и животных более молодым. Я думаю, что выполнил мой долг. Недавно был юбилей. Меня поздравили по всей стране. Пришлось отвечать на множество писем и телеграмм… Благодарю вас за возможность послушать птиц, которые в Англии теперь редки, таких, как черный дятел и особенно перепелка. Благодаря музыкальным занятиям я знаю: многих из композиторов прошлого вдохновляли песни перепелов, особенно Гайдна… Серый журавль у нас в стране уже не встречается. Если бы вы мне прислали записи голоса журавлей… Для меня это один из самых дорогих на земле звуков. . . Очень хорошо, что не забыли старика. Людвиг Кох».
Год 1962. Вышло несколько тиражей первой пластинки. Ободренный успехом охотник теперь каждый свободный день пропадает за городом. Зимой записывал вой волков, в конце февраля лазил с микрофоном по снегу — караулил брачные крики воронов. Он побывал с «ящиком» на птичьих гнездовьях в Кандалакшском заливе, записывал птиц на Дальнем Востоке, на Кавказе, недалеко от Майкопа записывал рев оленей. .. Весною, в разлив, Борис собрался в Мещеру за журавлинными криками. Я попросился поглядеть, «как это делается».
…Вода до самого горизонта. Потопленные деревья. На маленьких островах и корягах от наводнения спасаются зайцы. На большом острове ночью мы охотимся за криком неясыти. Никак не удается подойти близко. Прибегаем к хитрости. Старик Кох из Англии прислал Борису пластинку. На ней — хорошая запись совы. Затихаем в ночном лесу. И как только вдалеке слышим крик — включаем голос из Англии. Это голос соперника, и наша неясыть сразу же принимает вызов. Ближе, ближе. Совсем рядом крик. Птица сидит на темной вербе и вовсю соревнуется с англичанами. А у нас в рюкзаке вертится колесико с пленкой.
…Журавли кричат над затопленным лесом каждое утро. Но остров осторожные птицы минуют, и мы только издали слышим тревожные звуки. Снаряжаем байдарку — разыскать журавлей. Выбираем залитые водою просеки и поляны, кое-где тянем байдарку волоком. С пней и коряг нас провожают настороженные глаза лесных мышей, ужаков, черепах. На одиноких открытых деревьях бормочут тетерева. Я тихо гребу, а Борис надевает на микрофон варежку («отфильтровать» ветер), протягивает длинную палку поближе к певцу, подальше от шороха магнитофона. ..
К вечеру мы находим место журавлиных ночлегов — гриву земли с кустами и прошлогодней травой. Пять журавлей пасутся на мелкой воде. Они тянут головы в нашу сторону и застывают, потом беспокойно начинают ходить. Один не выдержал и полетел с криком. И остальные с криком. .. Но черт бы взял «ящик»! В нем что-то заело…
Утром я проснулся от солнца. Открываю глаза и боюсь шевельнуться — в двадцати шагах, прямо под микрофоном, ходят пять журавлей и два зайца сидят. Журавли на зайцев ноль внимания, ходят, чуть пританцовывают. Шевельнуться нельзя. Борис под полушубком включает «ящик», тихо-тихо надевает наушники. Все равно движение замечено. Журавли с криком взлетают. Один чуть не задел варежку с микрофоном. .. Кажется, все в порядке. Лицо у Бориса сосредоточенное, он смешно закрыл один глаз, наклонил голову — значит, и там, в наушниках, слышно: кричат журавли…
Собираясь лететь в Антарктиду, я спросил у людей знающих: дорога длинная, что купить для подарков? «Значки и, если найдешь, пластинку — голоса птиц». Это был в самом деле лучший подарок. Я видел, как слушали запись наши «посольские», давно не бывавшие дома. Иностранец, получив подарок, счастливый, спрашивал: «Эти птицы поют в Москве?». В Антарктиде радист объявил: «А сейчас — голос родной земли. ..» Представьте занесенный снегом поселок. Все под снегом. Виднеются только антенны, и на столбе из-под снега торчит алюминиевый репродуктор. И запела вдруг над снегами какая-то птица. Весенний гул молодой зелени и потом — мещерские журавли. Всю жизнь буду помнить лица людей, слушавших, как над снегами кричат журавли. Мог ли быть лучший подарок для Антарктиды?
В. Песков В кн.: «Отечество». «Молодая гвардия», 1972.
Внимание! При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Советика.ру обязательна! При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно! Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов, художников, фотографов и т.д. Желательно, при использовании материалов сайта уведомлять авторов сайта!