Поиск по сайту


+16
Издание предназначено для лиц старше 16-ти лет.

Культурно-просветительское издание о советской истории "Советика". Свидетельство о регистрации средства массовой информации - Эл№ ФС77-50088.

е-мейл сайта: sovetika@mail.ru

(Дмитрий Ластов)



Посмотрите еще..


Олег Табаков разыграл Евгения Евстигнеева, но не тут-то было


Отец в семье - сборник статей




Албания, О конституции Албании 1976 г.

О Конституции Народной Социалистической Республики Албания 1976 г.

 

 

1. Основы конституционной системы новой, народной Албании были заложены еще в годы национально-освободительной войны. Созванная по инициативе Коммунистической партии Албании (ныне Албанская партия труда — АПТ) в сентябре 1942 года в д.Пезе конференция представителей патриотических сил страны образовала Национально-освободительный фронт (НОФ), который представлял собой широкое объединение сторонников борьбы за национальное освобождение и опирался на союз рабочего класса и крестьянства. На конференции был избран Генеральный Национально-освободительный Совет, который должен был направлять всю деятельность низовых организаций НОФ. Важное значение имело решение о создании в оккупированных и освобожденных районах страны Национально-освободительных советов как органов объединения и мобилизации народа против оккупантов, а также как органов народной власти.

В условиях, когда внутренняя реакция пыталась захватить политическую власть в свои руки, конференция НОФ, состоявшаяся в начале сентября 1943 года в г.Лябиноте, выдвинула лозунг: «Признать Национально-освободительные советы единственной формой власти народа в Албании». Она утвердила Устав НОФ, регламентировавший административные, хозяйственные, юридические функции Национально-освободительных советов и предусматривавший открытые всеобщие выборы в них и в Генеральный Национально-освободительный Совет. Устав предусмотрел также создание Президиума Генерального Национально-освободительного Совета в качестве его исполнительного органа. Конференция приняла, кроме того, Положение о Национально-освободительных советах. Устав и Положение стали первыми законодательными актами нового, народного государства. Они характеризовали Национально-освободительные советы как основу политической власти албанского народа и устанавливали, что после ликвидации иностранного господства сам народ изберет форму правления.

В ходе успешного развития освободительной борьбы и развертывавшейся в ее рамках революции шел процесс дальнейшего развития и укрепления народной власти.

В мае 1944 года в г.Пермете был созван I Антифашистский Национально-освободительный Конгресс, который избрал Антифашистский Национально-освободительный Совет (АНОС) в качестве высшего законодательного и исполнительного органа, представлявшего суверенную власть албанского народа и государства. Конгресс поручил АНОС образовать Антифашистский Национально-освободительный Комитет для выполнения задач временного народно-демократического правительства. Создав высшие органы народной власти, Перметский конгресс постановил: построить новую, народно-демократическую Албанию согласно воле народа; запретить бывшему королю А. Зогу въезд в Албанию; не признавать никакого другого правительства, которое может быть сформировано в стране или за ее пределами против воли албанского народа; продолжать упорную борьбу с фашистскими захватчиками и албанскими предателями вплоть до их полного разгрома и установления народно-демократической власти во всей стране. На своем первом Заседании АНОС принял ряд важных постановлений, среди которых особое значение имело постановление о расторжении всех политических и экономических соглашений и договоров, заключенных правительством Зогу с иностранными государствами в ущерб интересам албанского народа.

Решения Перметского конгресса считаются в Албании первыми конституционными актами нового народно-демократического государства, а день его открытия — 24 мая 1944 г. — днем рождения народной Албании. Эта дата записана на ее государственном гербе.
На втором заседании АНОС в октябре 1944 года в г. Берате Антифашистский Национально-освободительный Комитет был преобразован во Временное Демократическое Правительство Албании. В своей программе, утвержденной АНОС, правительство обязалось выполнять решения Перметского конгресса, развивать и усиливать борьбу за скорейшее и полное освобождение Албании, укреплять власть Национально-освободительных советов. Его программа предусматривала также установление дипломатических отношений и тесного сотрудничества с Советским Союзом, со всеми участниками антифашистской коалиции.

На заседании АНОС в Берате были приняты Закон о Национально-освободительных советах и Закон о выборах в Национально-освободительные советы, а также Декларация о правах граждан, провозгласившая подлинно демократические права и свободы албанских граждан. Развитие и совершенствование организационных форм народной власти получило отражение в решении о том, что Национально-освободительные советы впредь должны были выполнять только функции органов государственной власти. Массовая политическая работа среди трудящихся возлагалась на местные организации НОФ, действовавшие под руководством Коммунистической партии Албании.

В благоприятных условиях, когда Советская Армия осуществляла свою освободительную миссию на Балканах, регулярные части Албанской национально-освободительной армии перешли в наступление и 29 ноября 1944 г. полностью очистили страну от немецко-фашистских захватчиков. День 29 ноября отмечается ныне как национальный праздник — День освобождения Албании от фашистских оккупантов и победы народной революции.

Особенность развития народно-демократической революции в Албании состояла в том, что вопрос о власти был решен еще до завершения освобождения страны от ига оккупантов. По своему происхождению, характеру, задачам эта власть являлась революционно-демократической диктатурой рабочего класса и крестьянства, руководящая роль в осуществлении которой принадлежала рабочему классу и его Коммунистической партии.

В соответствии с решениями Перметского конгресса АНОС издал в сентябре 1945 года Закон о выборах в Учредительное Собрание. В ноябре 1945 года Советское правительство официально признало Временное Демократическое Правительство Албании и установило с ним дипломатические отношения. Это упрочило позиции народной власти в Албании и укрепило уверенность трудового народа в будущем страны. На выборах 2 декабря за кандидатов Демократического фронта (так с августа 1945 года стал называться НОФ) проголосовало 93% избирателей.

2. 11 января 1946 г. Учредительное Собрание, выражая волю народа, низложило монархию и провозгласило Албанию народной республикой. Важнейшим актом Учредительного Собрания явилось принятие 14 марта 1946 г. после всенародного обсуждения Конституции Народной Республики Албании. После этого Учредительное Собрание было преобразовано в Народное Собрание — верховный орган государственной власти НРА.

Конституция НРА, закрепляя переход государственной власти в руки трудящихся, провозглашала, что вся власть в стране исходит от народа и принадлежит народу, который осуществляет ее через представительные органы. Конституция утверждала принципы всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, устанавливала ответственность народных представителей во всех органах государственной власти перед своими избирателями и право избирателей на досрочный их отзыв.

Наряду с закреплением общенародной собственности и собственности народных кооперативных организаций Конституция фиксировала существование собственности частных физических и юридических лиц, однако предоставляла государству право ограничивать и экспроприировать частную собственность, если того требовали общественные интересы. На этой основе могли быть национализированы целые отрасли хозяйства или отдельные предприятия. Запрещалось создание монополий, трестов и картелей. Конституция провозглашала принцип аграрной реформы, проводившейся в стране на основе Закона от 29 августа 1945 г., согласно которому земля принадлежит тем, кто ее обрабатывает.

Конституция 1946 года юридически закрепила достигнутые в упорной классовой борьбе завоевания албанского народа, преобразования, проведенные в политическом и экономическом строе страны после установления народной власти. Она отражала условия начального этапа развития общества по пути социализма и открывала широкие перспективы для дальнейших прогрессивных социальных преобразований.

3. 4 июля 1950 г. Народное Собрание внесло существенные изменения и дополнения в Конституцию, приняв фактически новую ее редакцию. За четыре года, прошедших со времени принятия Конституции 1946 года, были ликвидированы основные эксплуататорские классы, основные средства производства перешли в руки государства, был создан и укреплялся государственный сектор экономики, развивался кооперативный сектор на селе и в городе. Албания приступила к ведению хозяйства на основе единого государственного плана, предусматривавшего преодоление экономической отсталости страны и ее индустриализацию.

Исходя из сложившейся политической реальности НРА, где рабочий класс в союзе с трудящимся крестьянством составлял социальную базу общества, Конституция в новой редакции охарактеризовала Республику как государство рабочих и трудящихся крестьян и провозглашала, что вся власть в Народной Республике Албании принадлежит трудящимся города и деревни, представленным Народными советами. В измененном тексте Конституции уже конкретно говорилось, что в стране закладываются основы социализма, что государство способствует социалистическому развитию сельского хозяйства путем организации государственных сельскохозяйственных предприятий, машинно-тракторных станций и помощи сельскохозяйственным кооперативам, что осуществляется социалистический принцип: «От каждого — по способностям, каждому — по труду».

Труд характеризовался как основа общественного строя НРА, дело чести и долг каждого гражданина, провозглашался принцип оплаты труда в соответствии с его количеством и качеством.

В новой статье, закрепившей право граждан на объединение в общественные организации, указывалось, что Албанская партия труда (так с 1948 года стала называться компартия) является «организованным, передовым отрядом рабочего класса и всех трудящихся масс в их борьбе за строительство основ социализма» и представляет собой «руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных».

Закрепляя основные права и обязанности граждан, их равноправие перед законом, равноправие женщин и мужчин во всех областях жизни, Конституция гарантировала право на труд, отдых, материальное обеспечение в старости, в случае болезни или потери трудоспособности и т. п. Гражданам вменялось в обязанность беречь и укреплять общественную (государственную и кооперативную) собственность.

Редакционные поправки и изменения были внесены также во вторую часть Конституции, регулирующую государственную организацию Республики.

4. К началу 60-х годов в Албании при братской помощи Советского Союза, других социалистических стран были построены основы социализма. С завершением в 1958 году коллективизации сельского хозяйства в равнинной зоне страны социалистический сектор завоевал господствующие позиции в народном хозяйстве. К концу второй пятилетки (1956—1960 гг.) на него приходилось 99% промышленного производства, 80% сельскохозяйственного производства, 100% объема оптовой и 90% розничной торговли, здесь создавалось 90% национального дохода страны. Состоявшийся в феврале 1961 года IV съезд АПТ констатировал, что с построением экономической базы социализма как в городе, так и в деревне Албания вступила в новый этап своего развития — этап полного построения социалистического общества. В борьбе за претворение в жизнь задач этого этапа страна продвигалась вперед, укрепляя материально-техническую базу социализма, совершенствуя социалистические производственные отношения, повышая материальный и культурный уровень жизни трудящихся.

Происшедшие в стране глубокие экономические и политические изменения нуждались в конституционном закреплении. Принятая на начальном этапе социалистического строительства Конституция 1946 года с поправками и дополнениями, внесенными 4 июля 1950 г. и в последующие годы, не могла больше служить юридической основой дальнейшего развития, так как исходила из многоукладности экономики, характерной для переходного от капитализма к социализму периода. Поэтому на своем VI съезде в ноябре 1971 года АПТ выступила с инициативой подготовки и принятия новой Конституции, которая отвечала бы современному этапу развития страны. VIII Пленум ЦК АПТ обсудил в октябре 1975 года вопрос о тексте новой Конституции и вынес его на обсуждение третьей сессии Народного Собрания восьмого созыва, собравшейся в ноябре того же года. Народное Собрание одобрило решение о разработке новой Конституции и создало для этой цели специальную комиссию в составе 51 депутата. В январе 1976 года проект Конституции был опубликован в албанской печати. После всенародного обсуждения проекта новая Конституция была утверждена Народным Собранием и вступила в силу 28 декабря 1976 г. как Закон №5506 (в Албании принята единая последовательная нумерация всех актов высших государственных органов начиная с момента образования Республики).

Конституция 1976 года, основываясь на принципе преемственности государственно-правовых институтов Республики, учитывает также опыт конституционно-правового развития других социалистических государств. Вместе с тем она отражает сложные и противоречивые социально-политические процессы, происходившие в стране после 1961 года.

По своей структуре Конституция 1976 года отличается от прежней тем, что в ней общественный строй и государственная организация получили более целостное регулирование. В Конституцию включено введение, изменены порядок и названия некоторых глав, ряд глав упразднен, в главу I первой части введен раздел «Образование, наука, культура», а в часть третью — глава «Заключительные предписания». Число статей увеличилось с 97 до 112.

Во введении к Конституции, в котором характеризуется период после получения Албанией национальной независимости в 1912 году, констатируется, что Великая Октябрьская социалистическая революция ознаменовала решительный поворот и в судьбах албанского народа, что после победы революции в Албании для ее народа началась новая эпоха — эпоха социализма, что в условиях народной власти под руководством АПТ были ликвидированы эксплуататорские классы и эксплуатация человека человеком, что рабочий класс является руководящим классом государства и общества, что Албания вступила в этап полного построения социалистического общества. Во введении указываются основные пути социально-политического развития современной Албании, свидетельствующие подчас о своеобразном понимании этого процесса (предусматривается, в частности, «развитие классовой борьбы в интересах социализма»). «Албанский народ.., — говорится во введении, — продвигается вперед по пути строительства социалистического общества, чтобы затем постепенно перейти к коммунистическому обществу».

Конституция 1976 года изменила название государства, которое стало именоваться Народной Социалистической Республикой Албанией. Республика, по Конституции, является государством диктатуры пролетариата, которое выражает и защищает интересы всех трудящихся и опирается на единство народа вокруг Албанской партии труда и союз рабочего класса с кооперированным крестьянством под руководством рабочего класса. В Конституции, отразившей исторически сложившуюся однопартийную структуру, записано, что Албанская партия труда является единственной руководящей политической силой государства и общества. Декларируется, что «господствующая идеология — марксизм-ленинизм», что в строительстве социализма НСРА «опирается главным образом на собственные силы». «Народная Социалистическая Республика Албания, — сказано в ст.4 Конституции, — непрерывно развивает революцию, придерживаясь классовой борьбы, и преследует цель обеспечить окончательную победу социалистического пути над капиталистическим путем, достигнуть полного построения социализма и коммунизма».

Как и в Конституции 1946 года, в новой Конституции указывается, что вся государственная власть в НСРА исходит от трудового народа и принадлежит ему. Она осуществляется рабочим классом, кооперированным крестьянством и другими трудящимися через представительные органы (Народное Собрание, Народные советы), а также непосредственно. Если ранее определялось, что представительные органы избираются гражданами, то теперь — народом. Зафиксировано, в каких случаях избиратели имеют право досрочно отозвать своего представителя, а именно: если тот утратил политическое доверие, не выполняет возложенных на него обязанностей или действует вопреки законам.
В ст. 6 говорится, что представительные органы направляют и контролируют деятельность всех других государственных органов, а в ст. 10 предусматривается также прямой и организованный контроль за деятельностью государственных органов, хозяйственных и общественных организаций и их работников со стороны рабочего класса, кооперированного крестьянства, других трудящихся.

В Конституцию введено положение о должностных лицах, которые, согласно ст. 9, служат народу и отчитываются перед ним, принимают также участие в непосредственном труде на производстве и получают вознаграждение в справедливом соотношении к вознаграждению рабочих и членов кооперативов с тем, чтобы не допускалось возникновение какого-либо привилегированного слоя. Декретом Президиума Народного Собрания № 6808 от 21 июля 1983 г. служащие-мужчины, не занятые физическим трудом, обязаны отработать на производстве 30, а женщины — 15 календарных дней в году. Согласно Закону № 5839 от 20 февраля 1979 г., соотношение между средней заработной платой рабочих и высшим размером оклада служащих не должно превышать 1:2.

В новом основном законе более широко характеризуется положение общественных организаций в политической системе страны, в частности, подчеркивается значение сотрудничества государства с ними, определяются их задачи.

В Конституции провозглашаются принципы внешней политики страны. «Народная Социалистическая Республика Албания, — гласит ст. 15, — во внешних сношениях руководствуется принципами марксизма-ленинизма и пролетарского интернационализма, проводит политику дружбы, сотрудничества и взаимной помощи с социалистическими государствами...». На практике отношения НСРА с большинством социалистических стран ограничиваются в основном торговыми связями. Албания самоустранилась от участия в работе СЭВ, в 1968 году вышла из Организации Варшавского Договора.

Конституция 1976 года закрепляет социалистическую собственность на средства производства в качестве основы общественно-политического строя, запрещает частную собственность и эксплуатацию человека человеком. Основными формами собственности являются государственная, кооперативная (в сельском хозяйстве) и личная собственность. Предусматривается возможность перехода кооперативной собственности в общенародную, а также отдельных предметов кооперативного и личного недвижимого имущества в государственную собственность.

Государство руководит экономической и социальной жизнью при помощи единого и всеобщего плана с целью удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей общества, способствует стиранию различий между городом и деревней, между умственным и физическим трудом, между трудом в промышленности и сельском хозяйстве. В Конституции НСРА устанавливается социалистический принцип распределения по труду, указывается, что граждане не платят никаких налогов и пошлин. Имеется положение о том, что в стране «запрещается предоставление концессий, создание иностранных или совместных с монополиями и капиталистическими, буржуазными и ревизионистскими государствами обществ и других экономических и финансовых учреждений, а также получение от них кредитов».
За годы социалистического строительства в стране введено бесплатное медицинское обслуживание населения, всеобщее обязательное восьмилетнее образование. Образование предоставляется бесплатно и сочетает обучение с трудом на производстве и с физическим и военным воспитанием. В отличие от прежней Конституции, которая гарантировала свободу совести и вероисповедания и даже предусматривала материальную помощь религиозным общинам со стороны государства, в новой Конституции записано положение о том, что «государство не признает никакой религии». В 1967 году в Албании были закрыты все мечети, церкви и другие религиозные учреждения, а большинство священнослужителей направлено в сферу производства.

В Конституции НСРА провозглашаются равенство всех граждан перед законом, национальное равноправие, расширяется круг прав граждан в области социально-экономической, культурной, общественно-политической и государственной жизни, а также в сфере личной жизни и индивидуальной свободы. В ней сформулированы новые обязанности граждан: обязанности уважать и соблюдать Конституцию и другие законы, сохранять и укреплять социалистический строй, соблюдать правила социалистического общежития, обязанность детей заботиться о нетрудоспособных родителях и о родителях, не имеющих достаточных средств к существованию. Одновременно усилены конституционные гарантии в отношении осуществления прав и свобод граждан, подчеркивается единство их прав и обязанностей.

В новом основном законе расширены положения о защите Родины и о Вооруженных Силах. Подчеркивается, в частности, что защита Родины обеспечивается вооруженным народом, организованным в Вооруженные Силы, которые состоят из Народной армии, войск МВД и добровольных сил народной самообороны, что АПТ руководит Вооруженными Силами. Закрепляются особые полномочия Первого секретаря ЦК АПТ, который является Главнокомандующим Вооруженными Силами и Председателем Совета обороны. Ни за кем не признается право от имени НСРА подписывать капитуляцию или соглашаться на оккупацию страны. На территории НСРА не разрешается размещение иностранных военных баз и сил.

Конституция 1976 года не вносит изменений в систему органов государственной власти. Ее предписания, касающиеся порядка формирования, компетенции и форм деятельности государственных органов, развивают положения прежней Конституции и во многом сходны с положениями других конституций социалистического типа. В отличие от прежней Конституции в действующем основном законе сформулированы полномочия Народного Собрания, расширен круг вопросов, входящих в компетенцию Президиума Народного Собрания и правительства. В новом основном законе нет перечня министерств, более подробно характеризуются функции местных органов власти и государственной администрации, суда и прокуратуры.

Высшим органом государственной власти в НСРА является Народное Собрание — носитель суверенитета народа и государства и единственный законодательный орган. Народное Собрание состоит из 250 депутатов и избирается сроком на четыре года. Оно работает в сессионном порядке: созывается на очередные и внеочередные сессии. Для руководства работой Народного Собрания избирается Бюро, а для предварительного изучения и подготовки вопросов, контроля за деятельностью государственных органов — постоянные и временные комиссии. Ныне функционируют девять постоянных комиссий: юридическая; планово-бюджетная; по иностранным делам; по вопросам промышленности; сельского хозяйства; строительства, коммуникаций и почт; просвещения и культуры; торговли; здравоохранения и коммунального хозяйства.

Народное Собрание избирает из своего состава постоянно действующий высший орган государственной власти — Президиум Народного Собрания. Наряду с полномочиями, осуществляемыми постоянно, он замещает по многим вопросам Народное Собрание в период между сессиями. В военное время, если не представляется возможным созвать Народное Собрание, Президиум осуществляет все его функции, за исключением внесения изменений в Конституцию.

Высшим исполнительным и распорядительным органом является Совет Министров, назначаемый Народным Собранием. Ныне действующее правительство, назначенное в феврале 1987 года, состоит из Председателя Совета Министров, четырех его заместителей и министров: внутренних дел, иностранных дел, народной обороны, финансов, промышленности и рудников, энергетики, легкой промышленности, пищевой промышленности, сельского хозяйства, строительства, коммуникаций, внутренней торговли, внешней торговли, коммунального хозяйства, просвещения, здравоохранения. На правах министров в правительство входят Председатели Государственной плановой комиссии и Государственной контрольной комиссии. Согласно Конституции, Председатель Совета Министров и его заместители составляют Бюро Совета Министров.

Местными органами власти являются, согласно Конституции, Народные советы, избираемые сроком на три года. Они руководят всей общественной жизнью в соответствующих административно-территориальных единицах при широком участии трудящихся масс. На основании Закона о Народных советах №6068 от 24 декабря 1979 г. они осуществляют управление в округах, городах, городских районах, объединениях сел и селах. Окружные Народные советы созываются на сессии не менее 4 раз в год, другие Народные советы, избирающие из своего состава исполнительные комитеты, — не менее 6 раз в год, а не избирающие исполкомов — не менее 12 раз в год. Президиум Народного Собрания или вышестоящий Народный совет может распустить нижестоящий Народный совет, назначить временный исполнительный комитет и принять решение о выборах в новый Народный совет.

Правосудие в НСРА осуществляется народными судами, избираемыми сроком на три года, во главе с Верховным Судом, который избирается Народным Собранием. Конституция провозглашает ряд демократических принципов судопроизводства.

Надзор за точным и единообразным исполнением законов министерствами и ведомствами, местными органами, судами, следственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами возлагается на прокуратуру. Генеральный прокурор и его заместители назначаются Народным Собранием, а прокуроры — Президиумом Народного Собрания.

Часть третья Конституции включает главу о гербе, флаге и столице, а также главу, содержащую заключительные предписания, которыми устанавливается подконституционность всего правотворчества и регулируется порядок внесения изменений в Конституцию.

5. Изменение Конституции 1976 года было проведено только один раз. В июне 1983 года Народное Собрание приняло Закон о следственных органах, выведя их из подчинения Министерству внутренних дел и сделав следствие органом Народного Собрания. Законом № 6799 от 29 июня 1983 г., вступившим в силу, как и вышеуказанный закон, с 1 сентября того же года, в Конституцию были внесены изменения, в частности включена новая глава «Следствие» и добавлены две статьи. Согласно Конституции, в задачи следствия как органа, который ведет расследование уголовных дел, входят: защита социалистического правопорядка, раскрытие преступлений и предотвращение уголовных деяний, надзор за воспитанием трудящихся в духе соблюдения социалистической законности. Председатель Генерального следствия и его заместители назначаются Народным Собранием. Окружные следственные органы отчитываются за свою работу перед окружными Народными советами.

Ныне действующая Конституция НСРА, закрепляя социалистические основы общественного и государственного строя страны, в целом служит выражением социалистических идеалов албанского народа, одновременно отражая в отдельных своих положениях своеобразные представления о путях построения социализма.

 

Ю.Н. Тимченко
(Конституции социалистических государств. Т. 1. М., 1987.)

 



НАВЕРХ

Внимание! При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Советика.ру обязательна! При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно! Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов, художников, фотографов и т.д. Желательно, при использовании материалов сайта уведомлять авторов сайта!


Мы в соц. сетях
reddit telegram vkontakte facebook twitter odnoklassniki pinterest tumblr


На главную страницу об Албании


Интересное

Королева комедии Тамара Носова


пластинки - Венгерская эстрада


Новое на сайте

18.01. новости - Фильму Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потемкин» 96 лет

11.01. наука и космос - ГЕОРГИЙ ЭРИХОВИЧ ЛАНГЕМАК

10.01. новости - Валентина Теличкина - детская мечта, воплощенная в жизнь

06.01. новости - Адриано Челентано - уникальное явление в кино и на эстраде

04.01. разное - Кофемашины: устройство, принцип работы и частые неисправности

31.12. новости - С Новым 2022-м годом!

25.12. разное - Число молодых инвесторов стремительно растет

21.12. новости - Вячеслав Шалевич - артист. чья слава выпала на рассвет советского кинематографа, гостиная - «Принуждаю сесть в Москве!». Владимир Этуш не опоздал на спектакль благодаря смекалке, Директор школы поймал врасплох с папиросой или как Лев Дуров избавился от пагубной привычки, Иннокентий Смоктуновский. Роль, которую актер играть не желал

16.12. новости - Классик при жизни Родион Щедрин

15.12. наука и космос - БОРИС ЕВСЕЕВИЧ ЧЕРТОК

 


 

© Sovetika.ru 2004 - 2021. Сайт о советском времени - книги, статьи, очерки, фотографии, открытки.

Flag Counter

Top.Mail.Ru