Поиск по сайту


+16
Издание предназначено для лиц старше 16-ти лет.

Культурно-просветительское издание о советской истории "Советика". Свидетельство о регистрации средства массовой информации - Эл№ ФС77-50088.

е-мейл сайта: sovetika@mail.ru

(Дмитрий Ластов)



Посмотрите еще..


Тексты советских песен


1001 день в Рио-де-Жанейро




Албания, конституция Албании, часть 2.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ


Глава I
ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

А. Народное Собрание

Статья 66. Народное Собрание является высшим органом государственной власти, носителем суверенитета народа и государства и единственным законодательным органом.

Статья 67*. Народное Собрание имеет следующие основные полномочия:
определяет в соответствии с генеральной линией и директивами Албанской партии труда основные направления внутренней и внешней политики государства;

принимает и изменяет Конституцию и законы, решает, соответствуют ли законы Конституции, и дает их толкование;

утверждает план экономического и культурного развития страны и государственный бюджет;

объявляет частичную и всеобщую мобилизацию, чрезвычайное положение, а также состояние войны в случае вооруженной агрессии против Народной Социалистической Республики Албании или когда это необходимо для выполнения обязательств, вытекающих из международных договоров;

ратифицирует и денонсирует международные договоры особой важности;

объявляет амнистию;

принимает решения о народных референдумах;

избирает, назначает и освобождает от обязанностей Президиум Народного Собрания, Совет Министров, Верховный Суд, Генерального прокурора и его заместителей, Председателя Генерального следствия и его заместителей; эти органы ответственны перед Народным Собранием и подотчетны ему;

устанавливает административно-территориальное устройство;

принимает решения об образовании или упразднении министерств.

Статья 68. Народное Собрание состоит из 250 депутатов, которые избираются по избирательным округам с равным числом жителей.

Народное Собрание избирается сроком на четыре года.

Народное Собрание созывается на первую сессию не позднее двух месяцев со дня выборов.

Выборы в Народное Собрание проводятся не позднее трех месяцев со дня истечения срока его полномочий.

В случае войны или в других чрезвычайных обстоятельствах Народное Собрание может продлить свою деятельность сверх установленного срока до тех пор, пока продолжается чрезвычайное положение.

В особых случаях Народное Собрание может принять решение о своем роспуске до истечения срока, на который оно было избрано.

Статья 69. Народное Собрание избирает свое Бюро. Деятельность Народного Собрания осуществляется в соответствии с принятым им Регламентом.

Статья 70. Народное Собрание созывается на очередные сессии два раза в год декретом Президиума Народного Собрания.

Народное Собрание может быть созвано на внеочередную сессию декретом Президиума Народного Собрания или по требованию одной трети депутатов.

Заседания Народного Собрания открываются, когда присутствует большинство депутатов.

Статья 71. Народное Собрание избирает из своего состава постоянные и временные комиссии.

Народное Собрание на первой сессии избирает комиссию для проверки мандатов депутатов. По предложению этой комиссии Народное Собрание утверждает или аннулирует мандаты депутатов.

Постоянные комиссии обязаны рассматривать законопроекты и декреты Президиума Народного Собрания нормативного характера, следить за деятельностью государственных органов по соответствующим секторам и контролировать ее, а также вносить вопросы в Народное Собрание или Президиум Народного Собрания. Временные комиссии создаются по определенным вопросам.

Статья 72. Депутат Народного Собрания обязан добросовестно и преданно служить интересам народа, делу Родины и социализма, поддерживать тесные связи с избирателями и отчитываться перед ними.

Депутат Народного Собрания имеет право требовать объяснений от всех государственных органов и добиваться точного соблюдения ими Конституции и законов.

Государственные органы обязаны рассматривать запросы и предложения депутатов и давать на них ответ согласно установленным правилам.

Статья 73. Депутат Народного Собрания пользуется неприкосновенностью.

Депутат не может быть задержан, арестован или подвергнут уголовному преследованию без согласия Народного Собрания или Президиума Народного Собрания, за исключением случаев, когда он совершает явное и тяжкое преступление.

Статья 74. Законодательная инициатива принадлежит Президиуму Народного Собрания, Совету Министров и депутатам.

Законы и другие акты Народного Собрания считаются принятыми, когда за них проголосовало большинство присутствующих депутатов.

Законы опубликовываются не позднее 15 дней после их принятия и вступают в силу через 15 дней после их опубликования в «Газэта зюртарэ»**, кроме случаев, когда самими законами предусматривается иное.

 

Б. Президиум Народного Собрания

Статья 75. Президиум Народного Собрания является постоянно действующим высшим органом государственной власти.

Президиум Народного Собрания состоит из Председателя, 3 заместителей Председателя, Секретаря и 10 членов.

Статья 76. Президиум Народного Собрания избирается из состава Народного Собрания на первой сессии и продолжает свою деятельность до избрания нового Президиума.

Президиум Народного Собрания принимает решения большинством голосов, когда присутствует большинство его состава.

Статья 77. Президиум Народного Собрания постоянно имеет следующие основные полномочия:

созывает сессии Народного Собрания;

назначает дату выборов в Народное Собрание и Народные советы;

награждает орденами и присваивает почетные звания;

предоставляет албанское гражданство или лишает его и принимает отказ от него;

осуществляет право помилования;

производит деление на административно-территориальные единицы;

заключает международные договоры, ратифицирует и денонсирует те из них, которые не рассматриваются самим Народным Собранием;

по предложению Совета Министров назначает и отзывает дипломатических представителей;

принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей иностранных государств;

опубликовывает законы и объявляет референдумы, решения о которых приняты Народным Собранием.

Статья 78***. Президиум Народного Собрания в период между сессиями Народного Собрания осуществляет следующие полномочия:

контролирует исполнение законов и постановлений Народного Собрания;

контролирует Совет Министров, Верховный Суд, Генерального прокурора, Председателя Генерального следствия и любой другой государственный орган и требует у них отчета;

назначает или освобождает от обязанностей заместителей Председателя Совета Министров или отдельных министров по предложению Председателя Совета Министров; назначает или освобождает от обязанностей отдельных членов или заместителей Председателя Верховного Суда, заместителей Генерального прокурора и заместителей Председателя Генерального следствия; декреты об их назначении или освобождении представляются в каждом случае на утверждение Народного Собрания;

издает декреты и постановления; декреты нормативного характера представляются на утверждение Народного Собрания на его ближайшей сессии;

дает толкование законов и представляет его на утверждение Народного Собрания на его ближайшей сессии;

объявляет, когда невозможно созвать Народное Собрание, частичную и всеобщую мобилизацию, чрезвычайное положение, а также состояние войны в случае вооруженной агрессии против Народной Социалистической Республики Албании или когда это необходимо для выполнения обязательств, вытекающих из международных договоров. Во время войны, если невозможно созвать Народное Собрание, Президиум Народного Собрания осуществляет все полномочия Народного Собрания, за исключением внесения изменений в Конституцию.

Статья 79. Президиум Народного Собрания направляет и контролирует деятельность Народных советов.

Президиум Народного Собрания может распускать Народные советы, назначать соответствующие временные исполнительные комитеты и принимать решение о выборах в новый Народный совет.

Президиум Народного Собрания отменяет незаконные или неправильные акты Совета Министров, Народных советов и исполнительных комитетов.

 

Глава II
ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ

Статья 80. Совет Министров является высшим исполнительным и распорядительным органом.

Совет Министров назначается на первой сессии Народного Собрания.

В состав Совета Министров входят: Председатель, заместители Председателя и министры.

Члены Совета Министров назначаются, как правило, из числа депутатов Народного Собрания.

Совет Министров принимает решения большинством голосов, когда присутствует большинство его состава.

Статья 81. Совет Министров имеет следующие основные полномочия:

руководит деятельностью по осуществлению внутренней и внешней политики государства;

издает постановления, распоряжения и инструкции на основе и во исполнение Конституции и законов;

направляет и контролирует деятельность министерств, других центральных органов государственной администрации, исполнительных комитетов Народных советов и устанавливает их внутреннюю организацию;

разрабатывает проект плана экономического и культурного развития страны, проект государственного бюджета, организует и контролирует выполнение плана и бюджета, направляет и организует финансы государства и денежную и кредитную систему;

руководит деятельностью по выполнению задач в области обороны страны в соответствии с постановлениями Совета обороны;

принимает меры по обеспечению, охране и укреплению социалистического правопорядка и прав граждан;

заключает международные соглашения, утверждает и денонсирует те из них, которые не подлежат ратификации.

Статья 82. Совет Министров отменяет незаконные или неправильные акты министерств и других центральных органов государственной администрации, а также исполнительных комитетов Народных советов.

Совет Министров приостанавливает исполнение незаконных или неправильных постановлений Народных советов и вносит вопрос об их отмене в вышестоящий Народный совет или Президиум Народного Собрания.

Статья 83. Председатель и заместители Председателя Совета Министров составляют Бюро Совета Министров.

Бюро Совета Министров следит за выполнением задач, определенных Советом Министров, контролирует их выполнение и принимает решения для их выполнения.

Председатель Совета Министров представляет Совет Министров, председательствует на его заседаниях и руководит его деятельностью.

Статья 84. Министерства являются центральными органами государственной администрации, специализирующимися в определенных отраслях деятельности, которыми руководят члены Совета Министров.

Статья 85. Министры отвечают за деятельность соответствующих министерств и деятельность Совета Министров, направляют и контролируют подведомственные органы, предприятия, учреждения и хозяйственные организации.

Министры издают по вопросам, входящим в их компетенцию, приказы, положения и инструкции на основании и во исполнение законов, а также распоряжений и постановлений Совета Министров.

Статья 86. Министры отменяют незаконные или неправильные приказы и инструкции подчиненных им органов, предприятий и учреждений и приостанавливают исполнение незаконных или неправильных постановлений исполнительных комитетов Народных советов, касающихся соответствующей сферы деятельности, внося вопрос об их отмене в Совет Министров.

 

Глава III
ЗАЩИТА РОДИНЫ И ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ

Статья 87. Государство охраняет завоевания народной революции и социалистического строительства, защищает свободу, национальную независимость и территориальную целостность страны.

Территория Народной Социалистической Республики Албании неделима, а ее границы неприкосновенны.

Статья 88. Защита Родины и завоеваний социализма обеспечивается вооруженным народом, организованным в Вооруженные Силы, которые состоят из Народной армии, войск Министерства внутренних дел и добровольных сил народной самообороны.

Народная армия, как основная сила в деле защиты Родины, является армией народа и служит народу.

Вооруженными Силами руководит Албанская партия труда.

Статья 89. Для руководства всеми силами и ресурсами страны, их организации и мобилизации в целях защиты Родины образуется Совет обороны.

Первый секретарь Центрального Комитета Албанской партии труда является Главнокомандующим Вооруженными Силами и Председателем Совета обороны.

Состав Совета обороны определяется Президиумом Народного Собрания по предложению Председателя Совета обороны.

Статья 90. Ни за кем не признается право от имени Народной Социалистической Республики Албании подписывать капитуляцию или соглашаться на оккупацию страны. Любой такой акт является изменой Родине.

Статья 91. На территории Народной Социалистической Республики Албании не разрешается размещение иностранных военных баз и сил.

 

Глава IV
МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ

Статья 92. Народные советы являются органами государственной власти, которые осуществляют управление в соответствующих административно-территориальных единицах при широком участии трудящихся масс.

Народные советы руководят всей общественной жизнью в политической, экономической, социально-культурной областях, в деле обороны страны и охраны социалистического правопорядка, согласовывая местные интересы со всеобщими государственными интересами.

Народные советы избираются сроком на три года.

Статья 93. Народный совет утверждает план и бюджет, избирает из своего состава и освобождает от обязанностей исполнительный комитет и комиссии Совета; назначает и освобождает от обязанностей заведующих отделами исполнительного комитета; направляет и контролирует деятельность нижестоящих Народных советов; издает распоряжения и постановления в пределах своей компетенции.

Статья 94. Заседания Народного совета открываются, когда присутствует большинство его членов.

Народный совет принимает решения большинством голосов присутствующих членов.

Статья 95. Вышестоящий Народный совет может распустить нижестоящий Народный совет, назначить временный исполнительный комитет и принять решение о выборах в новый Народный совет.

Вышестоящий Народный совет может освободить от обязанностей исполнительный комитет нижестоящего Народного совета и издать распоряжение об избрании нового исполнительного комитета.

Народный совет отменяет незаконные или неправильные акты своего исполнительного комитета, нижестоящего Народного совета и соответствующего исполнительного комитета.

Статья 96. Члены Народного совета обязаны добросовестно и преданно служить народу, поддерживать тесные связи с избирателями и отчитываться перед ними; они имеют право контролировать государственные органы, предприятия, учреждения и сельскохозяйственные кооперативы и требовать от них точного соблюдения социалистической законности.

Соответствующие государственные органы обязаны рассматривать замечания членов Народных советов и принимать необходимые меры.

Члены Народного совета пользуются неприкосновенностью в пределах административно-территориальной единицы Народного совета. Они не могут быть задержаны, арестованы или подвергнуты уголовному преследованию без согласия Народного совета или исполнительного комитета, за исключением случаев, когда они совершают явное и тяжкое преступление.

Статья 97. Исполнительный комитет является исполнительным и распорядительным органом Народного совета.

Исполнительный комитет продолжает свою деятельность и после истечения полномочий Народного совета, который его избрал, до первого заседания нового Народного совета.

Статья 98. Исполнительный комитет в период между сессиями Народного совета осуществляет права и обязанности Народного совета, за исключением тех, которые законом отнесены к компетенции только Народного совета.
Исполнительный комитет отчитывается перед Народным советом за свою деятельность, представляет на его утверждение свои наиболее важные постановления и докладывает ему о выполнении постановлений Народного совета.

Статья 99. Исполнительный комитет подчиняется Народному совету, который его избрал, и вышестоящему исполнительному и**** распорядительному органу.
Исполнительный комитет вышестоящего Народного совета отменяет незаконные или неправильные акты нижестоящего исполнительного комитета и приостанавливает исполнение таких актов нижестоящего Народного совета, внося вопрос об их отмене в компетентный Народный совет.

Статья 100. Специализированные органы, которые образуются при исполнительных комитетах, подчиняются Народному совету, его исполнительному комитету и вышестоящим органам государственной администрации, отчитываются перед ними, а также перед трудящимися массами.

 

Глава V
НАРОДНЫЕ СУДЫ

Статья 101. Народные суды являются органами, которые осуществляют отправление правосудия.

Народные суды охраняют социалистический правопорядок, борются за предотвращение преступлений, воспитывают трудящиеся массы в духе уважения и соблюдения социалистической законности, опираясь на их активное участие.

Во главе судебных органов стоит Верховный Суд, который направляет и контролирует деятельность судов.

Верховный Суд избирается на первой сессии Народного Собрания. Другие народные суды избираются народом в порядке, установленном законом.

Судебная организация и процедура судопроизводства устанавливаются законом.

Статья 102. Суды рассматривают уголовные и гражданские дела, а также другие дела, которые законом отнесены к их компетенции.

Судебное разбирательство ведется при участии помощников судей и при открытых дверях, за исключением случаев, когда законом устанавливается иное.

Во время судебного разбирательства употребляется албанский язык. Лица, не владеющие албанским языком, могут пользоваться своим языком и говорить с помощью переводчика. Обвиняемый пользуется правом на защиту.

Статья 103. Суд при разбирательстве дела независим, решает только на основании закона и решение выносит именем народа.

Решение суда может быть отменено или изменено только компетентным судом.

 

Глава VI
СЛЕДСТВИЕ
*****

Статья 104. Следствие является органом, который ведет расследование уголовных дел.

Следствие обязано охранять социалистический правопорядок, раскрывать преступления и предотвращать совершение уголовных деяний, следить за воспитанием трудящихся масс в духе соблюдения социалистической законности.

Статья 105. Организация следствия и процедура расследования устанавливаются особым законом.

 

Глава VII
ПРОКУРАТУРА

Статья 106. Прокуратура обязана осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением законов министерствами и другими центральными и местными органами, судами, следственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Прокуратура имеет право опротестовать любой незаконный акт и потребовать от соответствующих органов его отмены или изменения. Требование прокурора должно быть рассмотрено в течение срока, установленного законом, иначе исполнение акта приостанавливается.

Статья 107. Генеральный прокурор вносит представления в Народное Собрание и Президиум Народного Собрания в случаях, когда законы и декреты не соответствуют Конституции, а также в Совет Министров в случаях, когда его постановления и распоряжения не соответствуют законам.

Статья 108. Генеральный прокурор и его заместители назначаются на первой сессии Народного Собрания.

Прокуроры назначаются Президиумом Народного Собрания.

 

* В редакции Закона №6799 от 29 июня 1983 г. о некоторых изменениях в Конституции Народной Социалистической Республики Албании. — Прим. перев.

** «Официальная газета». — Прим. перев.

*** В редакции Закона № 6799 от 29 июня 1983 г. — Прим. перев.

**** Союз «и» в албанском оригинале отсутствует. — Прим. перев.

***** Включена Законом № 6799 от 29 июня 1983 г., который соответственно изменил нумерацию последующих глав и статей. — Прим. перев.

 

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

 

Gazeta Zyrtare e Republikes Popullore Socialiste te Shqiperise, 30 dhjetor 1976, nr. 5; Korrik 1983, nr. 3

Перевод с Албанского Ю.Н. Тимченко
(Конституции социалистических государств. Т. 1. М., 1987.)

 



НАВЕРХ

Внимание! При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Советика.ру обязательна! При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно! Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов, художников, фотографов и т.д. Желательно, при использовании материалов сайта уведомлять авторов сайта!


Мы в соц. сетях
reddit telegram vkontakte facebook twitter odnoklassniki pinterest tumblr


На главную страницу об Албании


Интересное

Jayne Mansfield - открытки


О Франции и французах


Новое на сайте

14.05. новости - Юрий Рытхэу. Жизненный путь от амбициозного юноши до известного писателя

23.04. новости - Лев Прыгунов - актер, который каждую свою роль делал яркой и запоминающейся, разное - Мобильные приложения для ваших животных

15.04. новости - Жизнь и творчество Романа Балаяна, разное - Особенности кредитования малого и среднего бизнеса

08.04.Тотализатор в СССР - билет стоил в 15 раз меньше зарплаты инженера, на скачках ставили сын Сталина и Брежнев

20.03. новости - Игорь Владимиров - человек, который отдавал себя актерскому искусству целиком, Автор пронзительных киноповестей и романов Вера Панова

16.03. Платежная система Visa получила широкое распространение

14.03. новости - Автор любимых советских песен Игорь Шаферан. Доступный отдых и отменные развлечения

18.02. новости - Заслуженный артист России Александр Барыкин, Притягательная сила творчества Евгения Самойлова

11.02. новости - Классика, которая никогда не устареет. Памяти Александра Грибоедова, Советский композитор Матвей Блантер

27.01. новости - Народный артист СССР Всеволод Санаев

 


 

ветклиника видное и видновская ветеринарная станция

© Sovetika.ru 2004 - 2020. Сайт о советском времени - книги, статьи, очерки, фотографии, открытки.

Free counters!

Top.Mail.Ru