Поиск по сайту


+16
Издание предназначено для лиц старше 16-ти лет.

Культурно-просветительское издание о советской истории "Советика". Свидетельство о регистрации средства массовой информации - Эл№ ФС77-50088.

е-мейл сайта: sovetika@mail.ru

(Дмитрий Ластов)



Посмотрите еще..


Блюда молдавской кухни (1981 г.)


Семья Вольприлы




СОВЕТСКИЕ ЖУРНАЛЫ, Советский экран (журнал №15 за 1973 год), В горячем цеху кино (Кулиджанов Л., Шаталин С., Франк Г., Видугирис А.)

В горячем цеху кино (Кулиджанов Л., Шаталин С., Франк Г., Видугирис А.)

 

Советский экран (журнал №15 за 1973 год)

IV Пленум Союза кинематографи­стов СССР был посвящен докумен­тальному кино. Доклад, сделанный одним из ведущих наших режиссеров, Р. Л. Карменом, назывался «Кинопублицистика и современность». И уже одно соединение этих слов может характеризовать дух разговора — многогранный, боевой, проблемный, полемический.

С трибуны говорилось о необходи­мости смелой разведки новых обще­ственных процессов и о месте доку­ментального экрана в идеологических боях нашего века. Отмечалось, что новому климату на земном шаре, сменившему климат «холодной вой­ны», должны помочь кинопублици­сты с их оперативностью, страст­ностью и умением проникнуться за­ботами и тревогами любой точки пла­неты.

Отмечались многие удачи в широ­ком потоке кинопублицистики (300 кинофильмов и 100 телевизионных). Но открыто и озабоченно говорили участники Пленума и о своих бедах, просчетах, нерешенных проблемах.

По-новому выглядит сегодня союз вчерашних «соперников» — кино и телевидения. Благодаря голубым эк­ранам документалисты получили, на­конец, стабильный, гигантский зри­тельный зал. Общие задачи и общая аудитория заставляют искать новые пути: необходима четкая координа­ция планов, новая подвижность, ре­шительная борьба с серостью и главным образом с однообразием тематики в экранной публицистике. Методы длительного наблюдения в гуще жизни, синхронных съемок, ана­литического исследования должны вытеснить из публицистических ра­бот остатки театрализации, «игры в документ».

Сегодняшнее, нерешенное было в центре разговора. Злободневность и актуальность документального кино — залог и его долгожития: все, снятое в гуще сегодняшних строек, сегодняш­него движения, составляет бесценную для будущего летопись великих вре­мен. Именно поэтому документалисты требовали настоящей организации хранения отснятого, создания непри­косновенного кинолетописного фон­да (о чем не раз писал и «СЭ»).

Трудно исчерпать проблематику Двухдневной дискуссии в кратком об­зоре. Была, однако, и точка сращения многочисленных линий. «Только через человека можно говорить о самых сложных и серьезных проблемах современности» — так сказал один из выступавших.

Мы печатаем отрывки из некоторых выступлений, в которых современ­ность кииопублицистики поверялась самым главным — разговором о ге­рое, о советском человеке 70-х го­дов.

СЕГОДНЯ — НАВСЕГДА

Л. КУЛИДЖАНОВ, первый секретарь Правления Союза кинематографистов СССР

Кинопублицистика прямо связана с самой жизнью, со всем тем, что се­годня происходит вокруг нас, с сози­дательной деятельностью наших сов­ременников — строителей коммунизма. И чем оперативнее и точнее от­кликается кинопублицистика на это требование самого жанра, чем подробнее и глубже, я бы сказал, худо­жественнее запечатлевает она облик сегодняшнего человека, его дела, его мечты и чаяния, тем больше шансов получает она на долговечность.

Пройдут годы, и так же, как мы с волнением и трепетом смотрим ста­рую кинохронику, наши дети и внуки будут всматриваться в кадры, снятые сегодня. Нет более яркого свидетель­ства времени, чем живой документ, чем факт, зафиксированный на плен­ке талантливым, вдумчивым и заинте­ресованным художником.

И, конечно, главным условием этой долговечности может быть только смелое вторжение в жизнь, глубокое понимание современной проблема­тики, уважение и любовь к своему герою, внутренняя потребность быть вместе с ним, пробуждать в нем доб­рые чувства и новую энергию. Иначе говоря, бессмертие кинопублицисти­ки — в ее истинной современности, в ее активном участии в сегодняшней жизни народа…

Каждый день, листая газету, мы ра­дуемся новым событиям: трудовую победу одержали строители КамАЗа, рекордный урожай хлопка собрали колхозники Узбекистана, завершено строительство нового завода, открыт новый вуз. Попробуйте соединить эти события в единую картину нашей жизни, и вас поразит значительность, величие свершающегося. Так же, как летопись внешнеполитических акций за истекшее после XXIV съезда КПСС время ясно рисует нам после­довательную, принципиальную и ис­полненную высокого гуманизма ли­нию партии, обеспечившую поворот от напряженности в международной обстановке к сотрудничеству наро­дов.

НЕВИДНАЯ БОРЬБА

С. ШАТАЛИН, доктор физико-математических наук

Профессионализм — каждоднев­ный и четкий — должен быть одной из главных черт советского человека, где бы он ни работал. Сейчас героика в значительной мере, на мой взгляд, связана именно с таким каждоднев­ным, может быть, незаметным, но всегда проявляющимся высокопро­фессиональным отношением к делу. Новое обнаруживается сейчас через новые требования к управлению во всех областях человеческой деятель­ности. И показатель этого — одна из очень важных задач документально­го кино.

Трудно это показать. Чрезвычайно! А особенно трудно показать борьбу старого и нового в сфере управле­ния. Сейчас эти процессы протекают, как никогда, остро, и масса конф­ликтов связана с этой деятельностью. Но именно эта деятельность, мне ка­жется, может стать интереснейшим предметом документального кино.

Хорошо сказал один мой коллега-ди­ректор: я вижу героизм директора в том, чтобы ни один его подчиненный не был вынужден заниматься героической деятельностью. Он имел в виду высокую организованность на пред­приятии.

Я приведу такой пример. Волжский автомобильный завод. Очень много фильмов было посвящено труду его создателей. Но прежде чем начать строить завод, экономисты много ду­мали, где наиболее экономично и эф­фективно расположить его. Было мно­го предложений о месте строитель­ства. Нужно было выбрать такое, что приносило бы верные миллионы руб­лей. Я понимаю, что трудно показать эту, может быть, не героическую деятелность, усилия ума, борьбу реше­ний. Но, вероятно, и понятия героиз­ма меняются, обнаруживаются сегод­ня в более глубинных, сложных пла­стах.

ГВОЗДЬ В ДОСКЕ

Г. ФРАНК, режиссер

Я хотел бы поговорить о человеке на экране, с его чувствами, трево­гами, мыслями.

Вчера вы видели небольшую кар­тину нашей Рижской киностудии — «След души». Мы очень рады, что этот фильм пришелся вам по душе, получил признание в самом колхозе, где он снимался, и у самого героя, председателя колхоза X. М. Каулиня.

Мне говорили: «Как повезло вам с героем, какой замечательный чело­век, где вы его нашли?»

Герой Социалистического Труда, де­путат Верховного Совета СССР, пред­седатель очень крупного и очень бо­гатого колхоза, одного из первых в Латвии, председатель, который оста­вался на своем посту с первого дня и до сегодняшнего, человек, который прошел войну в гвардейской латыш­ской дивизии,— такой человек не мог оставаться 25 лет невидимым для ре­портеров, не мог быть спрятан за де­ревьями своего леса и за стогами се­на. Этот человек был всегда на виду, в центре внимания репортеров — ки­но-, фото-, телерепортеров и прессы.

Почему же до 1973 года этот чело­век никак не вызывал нашего инте­реса на экране? Что, тогда техника была другая?..

Мы с оператором Калвисом Залцманисом начали этот фильм еще до того, как был написан сценарий.

Как-то нам звонит секретарь пар­тийной организации колхоза и гово­рит, что сегодня в 7 часов вечера председателю колхоза Каулиню будут вручать сигнальный экземпляр его книги, написанной вместе с однопол­чанином. Естественно, мы поехали…

Началась церемония вручения сиг­нального экземпляра книги.

Оператор встал неподалеку от Кау­линя. Залцманис был киновооружен, как солдат…

С крутого берега Даугавы спустились девушки в национальных костюмах и запели народные песни… Вы видели на экране то, что происходило: Каулинь откинулся, потом посмотрел на нашего оператора немножко с укором, как бы говоря: вот ты, парень, снимаешь меня в такой момент, когда я могу заплакать, нехорошо ты делаешь. Калвис мне потом рассказывал: был такой момент, когда он хотел бросить камеру, но почувствовал, что в душе председателя происходит нечто неповторимое и что нельзя терять этот момент. Он оказался прав. Когда картина была готова и мы показали ее председателю, он посмотрел на эти кадры и сказал: это прекрасно, если бы я сам не был Каулинем; это для меня слишком тревожно, чтоб пережить все вновь…

В заключение хочу рассказать об уроке, который мне дал в свое время оператор. Мы снимали фильм «Председатель», там был такой эпизод: колхозник забил гвоздь в доску, а забив, проводил по ней рукой, дабы проверить, не повредит ли гвоздь тому, кто сядет на скамейку. Когда я монтировал картину, мне показалось, что эпизод, когда он пробует рукой, вошла ли шляпка, лишний, и срезал этот кадр. «Что же ты наделал? сказал мне оператор… Р. Пик.— Ведь самым главным было именно это прикосновение, а не то, как забивали гвоздь. Ведь человек заботился о том, кто сядет на скамью!..»

Мне кажется, наши потери на пути исследования человека, образно выражаясь, лежат на том участке, где происходит только забивание гвоздей, а находки — там, где увидена рука, проверяющая, хорошо ли это сделано.

«ИСКРИВИТЬ» СРЕДНЮЮ

А. ВИДУГИРИС, режиссер

На участке неприятность: один мо­лодой верхолаз спрыгнул с моста в реку. Девочки, конечно, были в вос­торге, некоторые ребята стали гово­рить, что Федька, мол, у нас герой и т. д.

Собрание по этому поводу. Реши­ли, что Федька не герой, он просто дурак, потому что подвиг должен быть нужен людям, а такое бравиро­вание ни к чему хорошему не при­водит, оно никому не нужно…

Каков же настоящий герой? Ребя­та показали мне даже график. Я уди­вился: понятие героя нельзя выра­зить графиком. Мне ответили: мы по­пытались сделать по-своему. Если по оси координат показать средний уро­вень моральных, духовных качеств советского человека, то те отдель­ные точки, которые лежат ниже этой линии, выявляют людей отрицатель­ных. Точки, которые находятся выше линии, — люди положительные. Но од­на точка, как бы она ни была высока над средним уровнем нынешнего дня, не означает, что человек герой. Почему? Потому, что он едини­ца. Он один. Герой тот, кто может подтянуть окружающих к своему уровню и тем самым искривить среднюю линию, приблизить ее к средней линии будущего дня. Отсюда вывод: то, что было хорошо вчера, недостаточно сегодня, то, что хорошо сегодня, будет недостаточно завтра.

Меня спросили: у тебя есть своя точка зрения? Что есть герой нашего времени? Я сказал: нет. И мне стало стыдно: меня моя профессия, мои долг обязывают ежечасно думать об этом.

Не нужно бояться высказывать свое мнение. Мы должны быть более искренними, не бояться мечтать. Мы долж­ны думать о герое нашего времени, о том, какие его черты сегодня очень важны, должны их знать, о них говорить с экрана.

Советский экран (журнал №15 за 1973 год)

 



НАВЕРХ

Внимание! При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Советика.ру обязательна! При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно! Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов, художников, фотографов и т.д. Желательно, при использовании материалов сайта уведомлять авторов сайта!


Мы в соц. сетях
reddit telegram vkontakte facebook twitter odnoklassniki pinterest tumblr


Советские журналы


Интересное

Галина Баринова - первая среди женщин-скрипачек, кто мог исполнить сразу три концерта


Знакомьтесь с Грузией. Туризм в Грузии, 1979 г.


Новое на сайте

18.01. новости - Фильму Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потемкин» 96 лет

11.01. наука и космос - ГЕОРГИЙ ЭРИХОВИЧ ЛАНГЕМАК

10.01. новости - Валентина Теличкина - детская мечта, воплощенная в жизнь

06.01. новости - Адриано Челентано - уникальное явление в кино и на эстраде

04.01. разное - Кофемашины: устройство, принцип работы и частые неисправности

31.12. новости - С Новым 2022-м годом!

25.12. разное - Число молодых инвесторов стремительно растет

21.12. новости - Вячеслав Шалевич - артист. чья слава выпала на рассвет советского кинематографа, гостиная - «Принуждаю сесть в Москве!». Владимир Этуш не опоздал на спектакль благодаря смекалке, Директор школы поймал врасплох с папиросой или как Лев Дуров избавился от пагубной привычки, Иннокентий Смоктуновский. Роль, которую актер играть не желал

16.12. новости - Классик при жизни Родион Щедрин

15.12. наука и космос - БОРИС ЕВСЕЕВИЧ ЧЕРТОК

 


 

© Sovetika.ru 2004 - 2021. Сайт о советском времени - книги, статьи, очерки, фотографии, открытки.

Flag Counter

Top.Mail.Ru