Советский экран (журнал №15 за 1973 год)
IV Пленум Союза кинематографистов СССР был посвящен документальному кино. Доклад, сделанный одним из ведущих наших режиссеров, Р. Л. Карменом, назывался «Кинопублицистика и современность». И уже одно соединение этих слов может характеризовать дух разговора — многогранный, боевой, проблемный, полемический.
С трибуны говорилось о необходимости смелой разведки новых общественных процессов и о месте документального экрана в идеологических боях нашего века. Отмечалось, что новому климату на земном шаре, сменившему климат «холодной войны», должны помочь кинопублицисты с их оперативностью, страстностью и умением проникнуться заботами и тревогами любой точки планеты.
Отмечались многие удачи в широком потоке кинопублицистики (300 кинофильмов и 100 телевизионных). Но открыто и озабоченно говорили участники Пленума и о своих бедах, просчетах, нерешенных проблемах.
По-новому выглядит сегодня союз вчерашних «соперников» — кино и телевидения. Благодаря голубым экранам документалисты получили, наконец, стабильный, гигантский зрительный зал. Общие задачи и общая аудитория заставляют искать новые пути: необходима четкая координация планов, новая подвижность, решительная борьба с серостью и главным образом с однообразием тематики в экранной публицистике. Методы длительного наблюдения в гуще жизни, синхронных съемок, аналитического исследования должны вытеснить из публицистических работ остатки театрализации, «игры в документ».
Сегодняшнее, нерешенное было в центре разговора. Злободневность и актуальность документального кино — залог и его долгожития: все, снятое в гуще сегодняшних строек, сегодняшнего движения, составляет бесценную для будущего летопись великих времен. Именно поэтому документалисты требовали настоящей организации хранения отснятого, создания неприкосновенного кинолетописного фонда (о чем не раз писал и «СЭ»).
Трудно исчерпать проблематику Двухдневной дискуссии в кратком обзоре. Была, однако, и точка сращения многочисленных линий. «Только через человека можно говорить о самых сложных и серьезных проблемах современности» — так сказал один из выступавших.
Мы печатаем отрывки из некоторых выступлений, в которых современность кииопублицистики поверялась самым главным — разговором о герое, о советском человеке 70-х годов.
СЕГОДНЯ — НАВСЕГДА
Л. КУЛИДЖАНОВ, первый секретарь Правления Союза кинематографистов СССР
Кинопублицистика прямо связана с самой жизнью, со всем тем, что сегодня происходит вокруг нас, с созидательной деятельностью наших современников — строителей коммунизма. И чем оперативнее и точнее откликается кинопублицистика на это требование самого жанра, чем подробнее и глубже, я бы сказал, художественнее запечатлевает она облик сегодняшнего человека, его дела, его мечты и чаяния, тем больше шансов получает она на долговечность.
Пройдут годы, и так же, как мы с волнением и трепетом смотрим старую кинохронику, наши дети и внуки будут всматриваться в кадры, снятые сегодня. Нет более яркого свидетельства времени, чем живой документ, чем факт, зафиксированный на пленке талантливым, вдумчивым и заинтересованным художником.
И, конечно, главным условием этой долговечности может быть только смелое вторжение в жизнь, глубокое понимание современной проблематики, уважение и любовь к своему герою, внутренняя потребность быть вместе с ним, пробуждать в нем добрые чувства и новую энергию. Иначе говоря, бессмертие кинопублицистики — в ее истинной современности, в ее активном участии в сегодняшней жизни народа…
Каждый день, листая газету, мы радуемся новым событиям: трудовую победу одержали строители КамАЗа, рекордный урожай хлопка собрали колхозники Узбекистана, завершено строительство нового завода, открыт новый вуз. Попробуйте соединить эти события в единую картину нашей жизни, и вас поразит значительность, величие свершающегося. Так же, как летопись внешнеполитических акций за истекшее после XXIV съезда КПСС время ясно рисует нам последовательную, принципиальную и исполненную высокого гуманизма линию партии, обеспечившую поворот от напряженности в международной обстановке к сотрудничеству народов.
НЕВИДНАЯ БОРЬБА
С. ШАТАЛИН, доктор физико-математических наук
Профессионализм — каждодневный и четкий — должен быть одной из главных черт советского человека, где бы он ни работал. Сейчас героика в значительной мере, на мой взгляд, связана именно с таким каждодневным, может быть, незаметным, но всегда проявляющимся высокопрофессиональным отношением к делу. Новое обнаруживается сейчас через новые требования к управлению во всех областях человеческой деятельности. И показатель этого — одна из очень важных задач документального кино.
Трудно это показать. Чрезвычайно! А особенно трудно показать борьбу старого и нового в сфере управления. Сейчас эти процессы протекают, как никогда, остро, и масса конфликтов связана с этой деятельностью. Но именно эта деятельность, мне кажется, может стать интереснейшим предметом документального кино.
Хорошо сказал один мой коллега-директор: я вижу героизм директора в том, чтобы ни один его подчиненный не был вынужден заниматься героической деятельностью. Он имел в виду высокую организованность на предприятии.
Я приведу такой пример. Волжский автомобильный завод. Очень много фильмов было посвящено труду его создателей. Но прежде чем начать строить завод, экономисты много думали, где наиболее экономично и эффективно расположить его. Было много предложений о месте строительства. Нужно было выбрать такое, что приносило бы верные миллионы рублей. Я понимаю, что трудно показать эту, может быть, не героическую деятелность, усилия ума, борьбу решений. Но, вероятно, и понятия героизма меняются, обнаруживаются сегодня в более глубинных, сложных пластах.
ГВОЗДЬ В ДОСКЕ
Г. ФРАНК, режиссер
Я хотел бы поговорить о человеке на экране, с его чувствами, тревогами, мыслями.
Вчера вы видели небольшую картину нашей Рижской киностудии — «След души». Мы очень рады, что этот фильм пришелся вам по душе, получил признание в самом колхозе, где он снимался, и у самого героя, председателя колхоза X. М. Каулиня.
Мне говорили: «Как повезло вам с героем, какой замечательный человек, где вы его нашли?»
Герой Социалистического Труда, депутат Верховного Совета СССР, председатель очень крупного и очень богатого колхоза, одного из первых в Латвии, председатель, который оставался на своем посту с первого дня и до сегодняшнего, человек, который прошел войну в гвардейской латышской дивизии,— такой человек не мог оставаться 25 лет невидимым для репортеров, не мог быть спрятан за деревьями своего леса и за стогами сена. Этот человек был всегда на виду, в центре внимания репортеров — кино-, фото-, телерепортеров и прессы.
Почему же до 1973 года этот человек никак не вызывал нашего интереса на экране? Что, тогда техника была другая?..
Мы с оператором Калвисом Залцманисом начали этот фильм еще до того, как был написан сценарий.
Как-то нам звонит секретарь партийной организации колхоза и говорит, что сегодня в 7 часов вечера председателю колхоза Каулиню будут вручать сигнальный экземпляр его книги, написанной вместе с однополчанином. Естественно, мы поехали…
Началась церемония вручения сигнального экземпляра книги.
Оператор встал неподалеку от Каулиня. Залцманис был киновооружен, как солдат…
С крутого берега Даугавы спустились девушки в национальных костюмах и запели народные песни… Вы видели на экране то, что происходило: Каулинь откинулся, потом посмотрел на нашего оператора немножко с укором, как бы говоря: вот ты, парень, снимаешь меня в такой момент, когда я могу заплакать, нехорошо ты делаешь. Калвис мне потом рассказывал: был такой момент, когда он хотел бросить камеру, но почувствовал, что в душе председателя происходит нечто неповторимое и что нельзя терять этот момент. Он оказался прав. Когда картина была готова и мы показали ее председателю, он посмотрел на эти кадры и сказал: это прекрасно, если бы я сам не был Каулинем; это для меня слишком тревожно, чтоб пережить все вновь…
В заключение хочу рассказать об уроке, который мне дал в свое время оператор. Мы снимали фильм «Председатель», там был такой эпизод: колхозник забил гвоздь в доску, а забив, проводил по ней рукой, дабы проверить, не повредит ли гвоздь тому, кто сядет на скамейку. Когда я монтировал картину, мне показалось, что эпизод, когда он пробует рукой, вошла ли шляпка, лишний, и срезал этот кадр. «Что же ты наделал? сказал мне оператор… Р. Пик.— Ведь самым главным было именно это прикосновение, а не то, как забивали гвоздь. Ведь человек заботился о том, кто сядет на скамью!..»
Мне кажется, наши потери на пути исследования человека, образно выражаясь, лежат на том участке, где происходит только забивание гвоздей, а находки — там, где увидена рука, проверяющая, хорошо ли это сделано.
«ИСКРИВИТЬ» СРЕДНЮЮ
А. ВИДУГИРИС, режиссер
На участке неприятность: один молодой верхолаз спрыгнул с моста в реку. Девочки, конечно, были в восторге, некоторые ребята стали говорить, что Федька, мол, у нас герой и т. д.
Собрание по этому поводу. Решили, что Федька не герой, он просто дурак, потому что подвиг должен быть нужен людям, а такое бравирование ни к чему хорошему не приводит, оно никому не нужно…
Каков же настоящий герой? Ребята показали мне даже график. Я удивился: понятие героя нельзя выразить графиком. Мне ответили: мы попытались сделать по-своему. Если по оси координат показать средний уровень моральных, духовных качеств советского человека, то те отдельные точки, которые лежат ниже этой линии, выявляют людей отрицательных. Точки, которые находятся выше линии, — люди положительные. Но одна точка, как бы она ни была высока над средним уровнем нынешнего дня, не означает, что человек герой. Почему? Потому, что он единица. Он один. Герой тот, кто может подтянуть окружающих к своему уровню и тем самым искривить среднюю линию, приблизить ее к средней линии будущего дня. Отсюда вывод: то, что было хорошо вчера, недостаточно сегодня, то, что хорошо сегодня, будет недостаточно завтра.
Меня спросили: у тебя есть своя точка зрения? Что есть герой нашего времени? Я сказал: нет. И мне стало стыдно: меня моя профессия, мои долг обязывают ежечасно думать об этом.
Не нужно бояться высказывать свое мнение. Мы должны быть более искренними, не бояться мечтать. Мы должны думать о герое нашего времени, о том, какие его черты сегодня очень важны, должны их знать, о них говорить с экрана.
Советский экран (журнал №15 за 1973 год)
Внимание! При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Советика.ру обязательна! При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно! Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов, художников, фотографов и т.д. Желательно, при использовании материалов сайта уведомлять авторов сайта!