Советский экран (журнал №15 за 1973 год)
Все-таки трудно понять, почему у нас мало снимается приключенческих фильмов. Не Детективных и не про разведчиков, а именно приключенческих. Типа «Красных дьяволят» или «Детей капитана Гранта». А может быть, с соответствующими поправками на нашу историю и традицию и типа «Трех мушкетеров»…
Хорошие картины об отважных мореплавателях, воинах, путешественниках не только любимы всеми — от школьника до академика. Они и нужны сегодня всем. Одним, чтобы зарядиться энергией. Другим, чтобы несколько ее разрядить. Третьим — для доброго отдыха после трудового дня.
Нет случайности в том, что самые выдающиеся умы нашего времени, занятые сложнейшими формулами и теоретическими выкладками, испытывали и испытывают настоятельную потребность «болеть» за футбол и хоккей и читать, а порою и писать приключенческие романы. К числу энтузиастов этого жанра принадлежал выдающийся советский ученый академик В. А. Обручев. Кто из тех, кому ныне за двенадцать, не читал «Плутоний» и особенно «Земли Санникова»! Популярность его книг не уменьшается с годами. И вот теперь — странно, что не гораздо ранее, — поставлен фильм по прославленному роману. Фильм стал фактически дебютом. Режиссеры A. Мкртчян и Л. Попов, сценаристы М. Захаров и B. Федосеев делают пока первые шаги в большом кинематографе.
От творческой молодости авторов идут как достоинства фильма, так и просчеты. В первую очередь привлекает само обращение к книге почтенного академика и чуть легкомысленная смелость, с какой она экранизирована. В. А. Обручев написал научно-фантастический роман, в котором острый сюжет служил для выражения некоторых волновавших ученого идей, гипотез. В фильме выступает вперед именно приключенческая сторона романа и сведены на нет моменты фантастики, не говоря уже о научности. Трансформированы многие сюжетные мотивировки, возникают порою, правда, напрасно, новые драматургические линии…
Итак, небольшая экспедиция отправляется на поиски новой земли. Финансирует путешественников сибирский купчина, прельщенный слухами о золоте. Вот зачин фильма. Далеко не обручевский, но и не противоречащий ему. Мотив у организатора путешествия самым возвышенный и благородный; открыть для России новые края — остров Санникова, затерянный оазис среди ледяной пустыни, где, как хочется верить, люди живут счастливо и ярко. Там должен обитать таинственный, но исчезнувший народ онкилонов.
Впрочем, загадка онкилонов мало интересует автора фильма. Быт и драмы первобытного народа даются условно, в манере мюзикла. Так появляются в картине экзотичные девушки-омкилонки в исполнении актрис балета из театров Улан-Удэ», Ташкента, Алма-Аты, пластичный и темпераментный Махмуд Эсамбоав — грозный и хитрый шаман.
Пожалуй, наиболее спорно в фильме то, что авторы придали главным героям книги не обручевскне чарты. Вместо серьезных, правильных, спокойных исследователей-путешественников В. Обручева на экране действует весьма пестрая компания. В нее входят: «северный ледовитый соловей» — лихой бродяга, певец и бретер Евгений Крестовский в колоритном исполнении Олега Паля; бегущий с каторги революционер-террорист Губин (Ю. Назаров), характер которого мало выявлен в реальных действиях; трусливый и жалкий купеческий приказчик Игнатий, — в этой роли, как всегда, комичен и интересен Г. Вицин. И наконец, глава экспедиции, политкаторжанин Александр Ильин — Владлена Дворжецкий. Как художественный тип он по замыслу ближе всего романному образу. Герой тяготится повседневностью, хочет дышать воздухом неизведанных стран, бороться и побеждать. Во имя своей романтической мечты он идет на разлуку с любимой. В роли невесты Ильина мы знакомимся еще с одной дебютанткой — А. Чухрай, актрисой, несомненно, одаренной и перспективной.
Сам же Дворжецкий — Ильин понравился мне меньше. Внешний рисунок роли несколько напоминает генерала Хлудова из «Вега», что совершенно неоправданно. Сдержанность актера частенько перерастает в сухость. Он как-то теряется на фоне экзотичных онкилонов и своеобразнейшей, по-моему, впервые показанной в игровом кино камчатской природы, где молодой оператор М. Коропцов снимал «Землю Санникова».
Но не будем ставить в упрек Дворжецкому слишком многое. Образ Ильина крайне невнятно написан в сценарии. Есть в этой роли какие-то досадные пропуски, которые не могут не вызвать недоумения. К примеру, показали Ильина любящим женихом, потом начисто забыли о невесте, герой о ней даже не вспоминает. Что-то заявили о его научных и политических воззрениях, но и эта заявка осталась нераскрытой.
В общем, фильм очень неровен. Есть в нем сцены явно юмористические, — например, эпизод, когда кутила Крестовский на пари влезает с завязанными глазами на головокружительно высокую колокольню. Вряд ли авторы надеялись, что зрители отнесутся к этому его «подвигу» всерьез: эпизод, наверное, тем и хорош, что выдержан в условном комедийном ключе. А вот следующая большая сцена, когда путешественники преодолевают ледяную пустыню и почти погибают от холода и усталости, сделана абсолютно всерьез. И беда, наверное, даже не в том, что зрителю как-то трудно перестроиться с легкого юмора на драму. Беда в том, что и самим авторам тоже трудно перестроиться, поэтому сцена выглядит вялой, длинной, неубедительной. Пожалуй, только художникам удалось избежать подобного стилевого разнобоя. Молодые кинохудожники — Владимир и Валерий Филипповы — обратили на себя внимание уже весьма экспрессивными эскизами, которые были опубликованы в журнале «Советский экран». Все декорации фильма — трактир, пристань, жилища онкилонов — выполнены добротно и с выдумкой. Разве что избыточна бутафория в доме купца Перфильева…
Да, фильм «Земля Санникова» мог бы быть лучше, совершеннее. Но хорошо, что он есть. Надо восстанавливать и утверждать традиции приключенческого фильма, что и пытаются сделать режиссеры А. Мкртчян и Л. Попов. Я думаю, что их фильм, несмотря на все его недостатки, будет смотреться с интересом. Непохожий на роман, он близок ему по духу. Близок своей романтичностью, любовью к путешествиям. Хочется надеяться, что в скором времени появятся новые приключенческие картины, которых так ждет наш зритель, наша молодежь.
Автор — Громов Е.
Советский экран (журнал №15 за 1973 год)
Внимание! При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Советика.ру обязательна! При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно! Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов, художников, фотографов и т.д. Желательно, при использовании материалов сайта уведомлять авторов сайта!