Советский экран (журнал №15 за 1973 год)
После моей первой значительной кинороли — Иоганна Штрауса в картине «Прощание с Петербургом» — приглашение сниматься в заглавной роли в фильме «Петерс» было для меня более чем неожиданностью: после короля вальса — профессиональный революционер, человек железной воли и дисциплины.
Правда, работу над образом заместителя председателя ВЧК Якова Христофоровича Петерса я начал не «с нуля». Меня всегда интересовала история красных латышских стрелков. Не раз я задумывался над судьбами этих простых, необразованных парней с рижских окраин, которые грудью своей защищали завоевания революции, вдоль и поперек исходили дороги гражданской войны, сложили свои головы у Каховки, Перекопа, Волги, о Сибири, на Дальнем Востоке. С жадностью зачитывался я великолепными стихами латышского попа Александра Чака, посвященными латышским стрелкам.
В честь 50-летия Великой Октябрьской революции мы, комсомольцы театра, самостоятельно работали над вечером поэзии «Земля красных стрелков». Позже я участвовал в радиопостановке по пьесе Михаила Шатрова «Шестое июля» — и все эти годы незаметно и неосознанно накапливался какой-то материал для размышлений.
И вот мне предстояло вжиться в образ замечательного человека, одного из бескорыстных рыцарей революции, прожившего короткую, но яркую, полную огромного напряжения, героическую жизнь. Человека, которому приходилось работать и мыслить круглосуточно, а жить впроголодь и в постоянной опасности: враги были за каждым углом. Понять все это было мало. Я должен был найти и перебросить через пространство, отделяющее меня от него, какой-то мостик, нащупать его жизненный ритм, ход мыслей, зажить его чувствами.
Как всегда в подобных случаях, первым делом я взялся за изучение материалов, документов, воспоминаний соратников и современников Петерса. Но как это ни парадоксально, «официальная» часть работы над образом помогла меньше всего. А перебросить первый мосток к образу помог мне член парторганизации нашего театра Эмиль Тизенберг, соратник Петерса. От него я многое узнал о жизни, работе, о характере моего будущего героя. Узнал о железной безошибочности решений и действий Якова Христофоровича в том концентрированном процессе мышления, во время которого с молниеносной быстротой сопоставлялись и взвешивались всевозможные варианты «за» и «против», пока в один момент не выкристаллизовывалось окончательное решение. Притом ему не были чужды и сомнения. Это мне хотелось подчеркнуть, ибо человек, который не ведает сомнений, страшен.
Но до конца понять моего героя помогла вдова Якова Христофоровича — Антонина Захаровна Петерс, с которой я встречался дважды. Поначалу я чувствовал себя немного скованно: неловко было задавать вопросы, которые по моей неосведомленности легко могли задеть и какие-то болезненные раны, разбередить личные воспоминания о столь ей дорогом и близком человеке. Но потом чувство неловкости прошло: Антонина Захаровна понимала, что дело, за которое мы взялись, нужное, и очень хотела помочь нам. Представление о «железном чекисте» Петерсе все больше уступало место живому, согретому теплым дыханием образу человека, с только ему присущим взглядом на жизнь, на людские отношения, на житейские мелочи. Для меня гораздо более решающее значение сыграли, казалось, такие незначительные, в сценарии даже и не затронутые стороны характера Петерса, как его нелюбовь к шумным сборищам, склонность к одиночеству во время отдыха — прогулки по лесу или рыбалка.
Работа над образом Петерса, коммуниста великой ленинской гвардии, стала для меня школой человечности, оставила неизгладимый след в моей душе.
Автор — Яковлев Г.
Советский экран (журнал №15 за 1973 год)
Внимание! При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Советика.ру обязательна! При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно! Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов, художников, фотографов и т.д. Желательно, при использовании материалов сайта уведомлять авторов сайта!