Поиск по сайту


+16
Издание предназначено для лиц старше 16-ти лет.

Культурно-просветительское издание о советской истории "Советика". Свидетельство о регистрации средства массовой информации - Эл№ ФС77-50088.

е-мейл сайта: sovetika@mail.ru

(Дмитрий Ластов)



Посмотрите еще..


Прославленный русский шансонье Марк Бернес и его бессмертные песни


Крым на открытках 1956 года




СОВЕТСКИЕ ЖУРНАЛЫ, Ровесник (журнал №1 за 1968 год), География престижа (Чубуков А.)


География престижа (Чубуков А.)

Ровесник (журнал №1 за 1968 год)

Сент-Джордж, Носленд, Маллинкродт, Кардинал Ньюмэн, Белграно дэй скул, Сент-Эндрюз скоте, Майкл Хэм. Это названия частных школ в Аргентине. Английские названия служат для того, чтобы подчеркнуть их особую изысканность и недоступность. Что касается недоступности, то космическое путешествие во время отпуска покажется простому аргентин­цу более реальным, чем один год учебы в таком коллеже.

Родители воспитанников должны ежегодно выкладывать от 100 до 400 тысяч аргентинских песо (по данным 1967 года), что составляет от 500 до 2000 долларов. Причем в эту сум­му не входят стоимость школьной формы и питания, транс­портные расходы, на что уходит еще 60 тысяч песо в год (около 300 долларов).

Кроме высокой платы за обучение, есть и еще один барь­ер, преграждающий путь «посторонним» в частный коллеж. Особую роль играют классовые предрассудки, предрассудки отдельных каст и даже фамильных кланов. Нередко случают­ся парадоксы: в стране испанского языка нельзя поступить в тот или иной коллеж только потому, что у претендента ис­панские имя или фамилия. «У нас нет места ни для галисий­цев, ни для итальянцев, — заявляет госпожа Беатрис Цим­мерман, преподавательница коллежа Паула Монталь, — все наши ученицы английского или французского происхождения».

В коллеже Маллинкродт, куда одна недавно разбогатев­шая дама пыталась устроить свою дочь, ей сказали: «Если вы не были в прошлом нашей воспитанницей, у нас нет мес­та и для вашей дочери».

Поль Галахер, директор коллежа Кардинал Ньюмэн, пря­мо говорит, что «частные коллежи предназначены для де­тей только из высших слоев аргентинского общества».

Правила хорошего тона предписывают учащимся в стенах коллежа разговаривать только на английском, французском или немецком языках. Испанский язык сплошь и рядом ока­зывается под запретом. В коллеже Носленд, например, толь­ко в 1964 году, впервые за последние тридцать лет, выпуск­ник Хорхе Луис Борхес отважился нарушить эту традицию, представив свою экзаменационную работу на испанском языке.

Сравнивая организацию и условия обучения в аргентин­ских частных коллежах с привилегированными английскими «паблик скулз», ректор коллежа Сент-Джордж Джонстон видит различие между ними лишь в том, что в Аргентине учеб­ный год делится не на три, а на два семестра. «В этом, — утверждает Джонстон, — собственно, и состоит вся разница, вытекающая из климатических особенностей каждой из этих стран».

Преподавание таких предметов, как математика, литера­тура, история, география, в частных коллежах поставлено значительно лучше, чем в обычных школах. Преподавателей иностранных языков приглашают обязательно из-за границы. Учащиеся могут изучать и дополнительные предметы, напри­мер агрономию или музыку, под руководством лучших пова­ров мира готовят изысканные блюда, осваивают фотографию или знакомятся с основами филателии. К их услугам простор­ные и светлые аудитории, прекрасно оборудованные меха­нические мастерские, лаборатории, спортивные площадки и плавательные бассейны.

В Аргентине есть только одно государственное учебное за­ведение, которое по постановке обучения может сравниться с частными школами, — Национальный коллеж Буэнос-Айре­са. Выпускники этого коллежа даже освобождаются от экза­менов при поступлении в государственный университет.

Национальный коллеж Буэнос-Айреса — исключение, толь­ко подтверждающее правило. Все преимущества при поступ­лении в университеты и при последующем устройстве в жиз­ни у выпускников частных коллежей

Впрочем, учащимся частных коллежей не приходится ду­мать о дальнейшем устройстве в жизни. В этом у них про­сто нет никакой нужды. Ректор коллежа Майкл Хэм госпо­жа Сиприан жалуется, что ее ученицы «освобождены от не­обходимости зарабатывать себе на жизнь: школа для них всего лишь часть среды, формирующей классовое сознание».

«Мы должны воспитать из девушек хороших жен и мам, — рассуждает одна из воспитательниц коллежа Асунсьон. — Подготовкой же к жизненной борьбе пусть занимаются их родители, и дай бог, чтобы у них никогда не было в этом необходимости».

До сих пор мы рассказывали о частных школах Аргенти­ны. В них учатся 8—10 тысяч человек, сливки аристократии и буржуазии страны. А какие возможности для образования у остальных 22 миллионов?

«Путь вверх» у маленького аргентинца начинается в 6—8 лет и зависит от того, в каком квартале он живет, в какую школу пойдет. География престижа дает о себе знать с ран­него детства.

Возьмем для примера столичную школу № 1. Она находит­ся в районе, где поселились преуспевшие в жизни люди. Они в состоянии оплатить и ремонт помещения, где учатся их де­ти, и даже купить нужные приборы. Эта школа, конечно, не может сравниться с частной, но все же с помощью денег родителей ученики могут ставить опыты в лабораториях, изу­чая географию, пользоваться картой.

Основную финансовую помощь школе оказывает родитель­ская комиссия содействия. Еще в 1932 году Национальный совет Аргентины, в чьем ведении находятся все государст­венные учебные заведения, официально разрешил создание таких комиссий. В провинции Буэнос-Айрес, как пишет арген­тинский журнал «Примера Плана», комиссия содействия обя­зана «покупать необходимый инвентарь, ремонтировать помещения, заготавливать топливо».

«Проблем хватает и у нас, — жалуется председатель ко­миссии содействия школы № 1 Хуан Карлос Абба. — Хотя бы ремонт, здание не красилось вот уже 25 лет. Изворачиваться приходится во всем. Ведь государство выделяет нам мизерные суммы: всего 17 тысяч песо (85 долларов) на класс».

Председатель другой комиссии сеньор Корнеро утвержда­ет, что на содержание школы №6 в местечке Санта Рита, где учатся 400 ребят, ежегодно требуется минимум полмил­лиона песо, а государство выделяет 12 тысяч песо, то есть по 30 песо (0,15 доллара) на каждого ученика в год. Иро­низируя по поводу разглагольствований о том, что образова­ние в Аргентине якобы бесплатно, Корнеро не без горечи до­бавляет: «Конечно, бесплатно. Но только не для аргентинцев, а для государства, поскольку оно в самом деле ничего на него не расходует».

В бюджете страны обычно предусматриваются некоторые средства на просвещение. Но они совершенно не соответст­вуют подлинным нуждам и до школ не доходят.

«За чеком на 9 тысяч песо (45 долларов), выделенных на­шей школе по бюджету на 1965 год, — говорит председатель одной из комиссий содействия Хосе Гомес, — мы несколько раз ходили домой к сенатору. Однако чек так и не получили».

Директор школы №17 в местечке Уркис Элиза Рохас ут­верждает, что в последний раз государственная субсидия 80 тысяч песо (400 долларов) была получена в 1964 году. И хотя расходы за один год в четыре раза превышают эту сумму, больше никаких средств ни федеральные, ни муни­ципальные власти не выделяли.

— Если бы не энергия и предприимчивость председателя комиссии содействия Аристидеса Дуранте, нам пришлось бы просто закрыть школу, — говорит Элиза Рохас.

Сам Аристидес Дуранте признает, что его предприимчивость часто шла в обход законов. Комиссия собрала с родителей 400 тысяч песо и на эти деньги подрядилась построить для города дороги, магазины и т. д. Причем контрактов комиссия содействия набрала на полтора миллиона. На эти деньги привели в порядок помещение школы, перекрыли потолки. А теперь члены комиссии должны придумать выход, чтобы не попасть в тюрьму за невыполнение контрактов.

Родители, жильцы соседних со школой улиц, учителя, са­ми дети день и ночь заняты поисками средств на существо­вание школы. Их изобретательность удивляет: благотвори­тельные сборы и вечера, распространение лотерейных биле­тов содействия школам, организация различных фестивалей с пожертвованиями, демонстрации детских мод, продажа с благотворительными надбавками газет, журналов и даже про­дуктов питания.

Когда счастливая мать приводит своего малыша в первый класс, с нее берут 500 песо как вступительный взнос, хотя официально начальное образование бесплатно. Это стало уже повсеместной практикой.

Активная деятельность комиссии содействия, сбор средств среди родителей возможны в районах, где живут более или менее обеспеченные люди. А что происходит в бедных квар­талах района Ла Кава, где стоят лачуги из картона и жес­ти? Там государственную школу можно распознать лишь по национальному флагу, грустно развевающемуся над убогой хибарой. Здесь уже и речи нет о ремонте здания или прибо­рах для лаборатории. Члены комиссии думают о том, чем за­ткнуть дыры в потолке или где достать ящики, которые ис­пользуются вместо парт. Многие школьники не имеют учеб­ников, падают в обморок во время уроков от недоедания. О каком последовательном обучении может идти речь при таких условиях?

Аргентина считается в Латинской Америке одной из самых богатых и просвещенных стран. По-видимому, уровень про­свещения оценивается по тем 10 тысячам счастливцев, кото­рые учатся в частных коллежах. Что же касается осталь­ных — предоставим слово официальной статистике. Она ут­верждает, что 8,6 процента аргентинцев старше 14 лет абсо­лютно неграмотны, 61 процент детей, поступающих в первый класс, бросают учиться, не дойдя и до третьего класса. И если в начальную школу в 1967 году пошло 3 121 981 человек, то на пороге средней школы оказалось только 1 020 130, и неиз­вестно, сколько из них дойдут хотя бы до середины пути, а в специальные школы, ведущие к получению какой-нибудь профессии, поступило только 38 тысяч человек. Так на прак­тике дает себя знать география материального престижа.

Автор — Чубуков А.

Ровесник (журнал №1 за 1968 год)



НАВЕРХ

 

Внимание! При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Советика.ру обязательна! При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно! Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов, художников, фотографов и т.д. Желательно, при использовании материалов сайта уведомлять авторов сайта!

 

 

 



Советские журналы


Интересное

советские женщины - А.Н. ЛИТВИНЕНКО


100 интервью с советскими женщинами


Новое на сайте

28.03. разное - Российская ОС для компаний и организаций , Отечественная СУБД онлайн , Прогнозы на волейбол онлайн

26.03. новости - Соня Тимофеева. Вспоминаем яркую актрису советской эпохи и ее исключительный талант

24.03. новости - "Русские приключения Синерамы" - уникальный советско-американский панорамный документальный фильм, разное - Какие плюсы можно получить вместе с образованием в режиме онлайн

21.03. новости - Борис Сичкин. Тернистый путь и невообразимая харизма

19.03. новости - Выдающийся пианист и талантливый дирижер Святослав Рихтер, разное - Хозтовары и сантехника онлайн

18.03. новости - «Ромео и Джульетта» - советский балетный шедевр на экране

09.03. новости - Валентин Черных. Мастер сценария, сотворивший шедевры советского и российского кино

08.03. новости - Георгий Георгиу. Харизматичный и невероятно талантливый актер советского кино

07.03. новости - «Иллюзион». История легендарного кинотеатра

27.02. новости - «Широка страна моя...» - инновационный фильм советской эпохи

 


 

© Sovetika.ru 2004 - 2024. Сайт о советском времени - книги, статьи, очерки, фотографии, открытки.

Flag Counter

Top.Mail.Ru