Поиск по сайту


+16
Издание предназначено для лиц старше 16-ти лет.

Культурно-просветительское издание о советской истории "Советика". Свидетельство о регистрации средства массовой информации - Эл№ ФС77-50088.

е-мейл сайта: sovetika@mail.ru

(Дмитрий Ластов)



Посмотрите еще..


РОДНОЕ СЛОВО - 2 Учебник по чтению для учащихся 2-го класса четырёхлетней школы (1987 г.)


Фруктовые воды. Советский Общепит




СОВЕТСКИЕ ЖУРНАЛЫ, Ровесник (журнал №1 за 1968 год), Если бы парни… (Прошунина Д.)

Если бы парни... (Прошунина Д.)

Ровесник (журнал №1 за 1968 год)

Новогодний студенческий бал в самом большом в Софии зале «Болгария». Поют известные, популярные певцы. А потом ве­дущий объявляет: «Микрофон ваш. Кто хо­чет петь, читать стихи, пожалуйста». Вышел к микрофону и Бисер Киров, студент хими­ко-технологического института. До этого он пел только дома и перед друзьями. Но именно с этого первого выступления на­чался его путь профессионального певца. Через несколько недель его пригласили в крупнейшую болгарскую фирму грамзапи­си «Балкантон», прослушали и записали три пластинки. А на первом Международ­ном фестивале молодежной песни в Сочи Бисер Киров занял третье место.

Сейчас столько фестивалей, и международных и националь­ных, что не хватит журнальной страницы только перечислить их. Но сочинский особенный: это фестиваль молодежной песни, и многие его участники впервые соревнуются в таком кон­курсе. Но что же представляет сегодня молодежная песня? Ка­кие особые черты и качества отличают ее от всех других?

Для многих скептиков молодежная песня — это только не­умелое треньканье на гитаре, которое можно услышать во дво­рах больших домов и в электричках. Песни, в которых «лав» и «май дарлинг» чередуются с жалобами на несчастную лю­бовь. Сочинский фестиваль был самым ярким и убедительным опровержением такого мнения.

Не случайно разговор о молодежной песне мы начали с рас­сказа о Бисере Кирове. Это певец, который собрал в себе мно­гие черты современной молодежи, ее вкусы, пристрастия. Боль греческих патриотов, чью прекрасную родину топчет са­пог новых фашистов, и счастье влюбленных он воспринимает как свою боль, как свое счастье. И запуск космического ко­рабля, и война во Вьетнаме, и страдания инвалида войны, и радость человека, нашедшего друзей, — это его, личное дело. Именно в этом его лиричность. И такое пристрастное, заинте­ресованное отношение к людям и миру, может быть, самое главное свойство и сегодняшней молодежи социалистических стран и тех песен, которые молодые поют. Равнодушие, безраз­личие чужды тем, кто воспитан в новом обществе. Равнодушие, безразличие и, как их следствие, бездумные, мелкотемные песен­ки неприемлемы для таких певцов, как Бисер Киров. Именно в его исполнении прозвучала «Песнь свободы» греческого ком­позитора Микиса Теодоракиса, награжденная специальным при­зом фестиваля.

Двадцатилетние шестидесятых годов хотят быть «со счасть­ем на «ты», как пел Яцек Лех, сын антифашиста, чудом спас­шегося из Освенцима. Но они знают, что это счастье нужно отстоять и завоевать своими руками, и не только для себя, а для всех парней, которые живут сегодня на пяти континен­тах. И отсюда другая особенность поколения, которое роди­лось уже после второй мировой войны, — ответственность за все, что происходит на планете Земля. Это чувство ответственности звучит и в песне «Ударьте в литавры» чехословацкого композитора Петера Хеннига, которую исполнял Карел Блага, и в песне «Плакат» композитора А. Флярковского на слова Роберта Рождественского, которую пел Анатолий Королев.

И если в исполнении Бисера Кирова самое главное — это лирическое восприятие мира, то Анатолий Королев — это пе­вец, ответственный за все, певец-публицист.

Анатолий Королев завоевал первое место на фестивале в Со­чи. Но ему был присужден и еще один приз. Радиостанция «Юность» проводила плебисцит среди тех счастливцев, кото­рым удалось попасть в театр на концерты Праздника молодеж­ной песни. И больше всех голосов среди зрителей собрал Ана­толий Королев. Все песни, которые он пел, — маленькие пуб­лицистические поэмы, воинственные в самом лучшем смысле этого слова. И именно они завоевали зрителя, именно они на­ходят прямую дорогу к сердцам его сверстников.

Молодежная песня 1967-го, если сказать словами Маяков­ского, — это ласка и лозунг, и штык, и кнут. И может быть, именно поэтому большое значение имеет текст. Как сказал болгарский композитор Борис Карадимчев, мелодия и стихи сегодня вполне равноправны. Но иногда стихи настолько силь­ны, что задача композитора только поддержать их гармонией и ритмом, чтобы лучше донести до слушателя содержание.

Фестиваль показал, что по­явилось и новое направление в сегодняшней молодежной песне — политическое. Самым интересным его представителем на фестивале был Герхард Нееф, певец из ГДР, который за­нял второе место на фестивале и получил приз журнала «Ро­весник» за исполнение песни об Октябрьской революции.

Герхард работает в районном сельскохозяйственном совете в городе Цвиккау и думает стать агрономом. Он член Социали­стической единой партии Герма­нии. Для него петь — это зна­чит говорить о самых острых, самых насущных проблемах языком музыки. Для него петь — часть политической партийной работы. Но не­правильно было бы ду­мать, что вещи, которые он исполняет, — скучные музы­кальные произведения, зарифмованные нотации и параграфы. Нет, такие песни, далекие от искусства, молодежь отвергает как подделку и халтуру. Как го­ворила композитор Александра Пахмутова: «Важно само ис­кусство, талант композитора, поэта, исполнителя. Без этого у песни не будет успеха, ее не спасут самые чистые и благо­родные побуждения».

Те, кто поет, слушает, принимает или отвергает молодежную песню, хорошо образованны и произведение искусства от под­делки всегда сумеют отличить. Поэтому композитор, который пишет для молодежи, должен быть очень талантливым, быть таким же страстным, горячим, непримиримым борцом со всем, что есть плохого на Земле, и также отдавать все свое вдохновение песне, как и большому симфоническому произведению. Только тогда его произведения станут необходимы молодым, как хлеб и воздух, войдут в каждый дом и на праздник и в трудные часы. Песни, которые поет Герхард Нееф, — «Песнь Октября», «Я несу знамя», «Красная роза» и другие, — написа­ны именно такими композиторами и поэтому пользуются огром­ной популярностью в ГДР.

С интересными политическими песнями выступили и пред­ставители Венгрии: самая молодая участница фестиваля Кле­ментина Магай и двадцатилетний студент Петер Мате.

Песня Ференца Флами и Шандора Салкая «Две, одна, по­ловина», которую пела Клементина, — лирический рассказ о любви вьетнамской девушки и венгерского юноши. И все же это политическая песня: так четко и прямо в ней выражена непримиримая позиция молодежи к грязной войне, развязанной американскими империалистами в Индокитае.

Клементина рассказывала, что сейчас в Венгрии самое страш­ное оскорбление среди молоде­жи — назвать кого-нибудь карьеристом. А повинна в этом сатирическая миниатюра о карьеристе, которая была ис­полнена на первом Всевенгерском фестивале политической песни.

В фестивале приняли участие юноши и девушки из девяти стран. И наверное, потому, что они выходили на сцену один за другим, мелодии Поль­ши сменяли кубинские ритмы, монгольская песня чередовалась с румынской, очень наглядно прозвучали национальные осо­бенности и каждого произведе­ния и каждого исполнителя. Сейчас много говорят о том, что земной шар стал меньше, нет границ для радио, в преде­лах континента их нет для те­левидения. Нивелируется все. Лица, одежда, вкусы, характе­ры. Не без помощи буржуазной пропаганды рождаются стереотипы улыбок, причесок, мышления. Уберечь человечество от стандартизации, казалось бы, призвано искусство. Но оно первым в буржуазном мире стало терять свои национальные особенности. Сколько мы все знаем книг, песен, фильмов, про­исхождение которых можно угадать разве лишь по фамилии автора.

Песни, исполненные на фестивале, были ярко национальны по форме, по манере исполнения. Разве можно забыть прекрас­ную песню о родине румынского композитора Джорджи Григориу в исполнении Дойны Бади (певица заняла третье место на фестивале и получила приз газеты «Советская культура» за вокально-художественную культуру исполнения) или спутать ее с «Песней крестьянина», которую пел кубинец Хорхе Луис Пачеко, он же автор слов и музыки?

Сочинский фестиваль стал как бы своеобразным зеркалом, в котором отразились различные черты и направления моло­дежной песни социалистических стран. Каждый новый участ­ник — это и что-то новое в молодежной песне: один радует своим задором и темпераментом, например Маша Кодряну (СССР), другой — арти­стичностью и обаянием: Яцек Лех или Хелена Майданец (Польша), тре­тий — юной непосредствен­ностью и искренностью, как Богдана Карадочева (Болгария). Но была одна черта, свойственная и всем произведениям и всем исполнителям, — оптимизм.

Хорхе Луис Пачеко, моло­дой композитор и певец, оп­ределил истоки этого опти­мизма словами: «Ведь все мы живем в социалистиче­ских странах. И хотя иног­да нам бывает трудно, мы уверены в завтрашнем дне.

Мы знаем дорогу, по кото­рой идем, знаем, куда идем и зачем». Атмосфера празд­ника оптимизма, искреннос­ти, серьезных раздумий при­сутствовала все шесть дней на сочинской встрече моло­дых исполнителей. Общее желание, чтобы такая встре­ча любителей хорошей пес­ни стала традиционной.

Автор — Прошунина Д.

Ровесник (журнал №1 за 1968 год)



НАВЕРХ

Внимание! При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Советика.ру обязательна! При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно! Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов, художников, фотографов и т.д. Желательно, при использовании материалов сайта уведомлять авторов сайта!


Мы в соц. сетях
reddit telegram vkontakte facebook twitter odnoklassniki pinterest tumblr


Советские журналы


Интересное

У карты мира - Колумбия (1976 г.)


Коллекия моделей ГУМА 1966 года


Новое на сайте

27.09. новые пластинки - Сочи 67 - Международный фестиваль молодежной песни, Алла Баянова - старые песни и романсы, Hit Parada — хиты из Югославии, ПЕСНИ МАКСИМА ДУНАЕВСКОГО ИЗ К/Ф КАРНАВАЛ

26.09. новые пластинки - Журнал Колобок № 7 за 1990 г., Журнал Колобок № 11 за 1991 год, Журнал «Кругозор» № 3 за 1967 г. (5-6), Журнал «Кругозор» № 3 за 1967 г. (7-8), Журнал «Кругозор» № 3 за 1967 г. (9-10), Журнал «Кругозор» № 3 за 1967 г. (11-12), Сочи 67 - Международный фестиваль молодежной песни

26.08. новые пластинки - Забытые мелодии, ЗИМА - сборник, Мария Кодряну, Заяц и волк - Звуковые страницы детского журнала «Колобок», Сказка Осьминожки, Журнал Колобок № 2 за 1986 г., Журнал Колобок № 4 за 1986 г., Журнал Колобок № 9 за 1989 г.

22.08. новые пластинки - ВИА Веселые ребята, Анне Вески, Музыкальная сказка «Лесной выдумщик», ГОСТИ МОСКВЫ, 1966, Арсен Дедич (Югославия), Журнал «КРУГОЗОР» за 1969 г. № 9. Песенные премьеры, СЕРГЕЙ ЕСЕНИН (Буклет-сувенир (1970 г.))

15.08. новости - За свободную и процветающую Белоруссию!

01.08. новости - История виниловых пластинок и проигрывателей

23.07. Преимущества переводческого агентства и особенности его услуг

15.07. новые пластинки - Двенадцать слонов - Югославская сказка, Музыка из к/ф «БРИЛЛИАНТОВАЯ РУКА», Нани Брегвадзе - старинные романсы, группа «Аракс», Сказка Виталия Бианки «Колобок — колючий бок», В городе Калинине у огня вечной славы

07.07. новые пластинки - Маша и Витя против против Диких Гитар, Голубой вагон, Яак Йоала (Эстонская ССР), АББА (Швеция), Вокально-инструментальный ансамбль ЯЛЛА (Узбекская ССР)

22.06. новые пластинки - Гибкая грампластинка


 

© Sovetika.ru 2004 - 2020. Сайт о советском времени - книги, статьи, очерки, фотографии, открытки.

Free counters!

Top.Mail.Ru