Поиск по сайту


+16
Издание предназначено для лиц старше 16-ти лет.

Культурно-просветительское издание о советской истории "Советика". Свидетельство о регистрации средства массовой информации - Эл№ ФС77-50088.

е-мейл сайта: sovetika@mail.ru

(Дмитрий Ластов)



Посмотрите еще..


Нонна Мордюкова. Завтра, доченька, ты пойдешь в школу


Анна Герман (фотографии)




СОВЕТСКИЕ ЖУРНАЛЫ, Авиация и космонавтика (журнал №5 за 1968 г.),Читатель ставит вопрос. Первый класс получен. А что дальше? (Каширин С. )

Читатель ставит вопрос. Первый класс получен. А что дальше? (Каширин С. )

 

«Авиация и космонавтика (журнал №5 за 1968 г.)

Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что в наши дни в авиационных частях большинство воздушных бойцов — первоклассные военные летчики. А ведь совсем недавно таких было, как говорится, раз-два и обчелся. Помнится, в свое время у нас в полку знак с цифрой «1» носил лишь один офицер— капитан Евгении Петрович Козлов.

Не буду говорить о том, как мы ему завидовали. И у командования он был на особом счету. Собрание проходит — его непременно в президиум изберут; ответственное задание надо выполнить — его прежде других пошлют.

Вскоре Козлова назначили командиром звена. Он оказался способным инструктором. Евгений Петрович и мне, и многим другим, тогда еще молодым, начинавшим пилотам, помог обрести крепкие крылья.

При всем этом Козлова недолюбливали. Слава что ли вскружила ему голову: уж очень любил он похвастать своими летными успехами. Появится новая отличная оценка в его летной книжке, он тут же покажет ее кому-либо:

Учитесь, юноша, как летать надо! И вдруг, к всеобщему удавлению, покатился наш Евгений Петрович под откос. Сначала у него прямо-таки ни с того, ни с сего появились, как сейчас помню, две «тройки» за расчет и посадку при безоблачной погоде. Потом пошли «четверки», «тройки» и даже «двойки» за выполнение других элементов полетных заданий.

Тут бы и спохватиться человеку, да, видать, уязвленное самолюбие помешало. Не осознал он того, что в совершенствовании боевого мастерства нельзя останавливаться на достигнутом. Сочтя себя обиженным, замкнулся, стал прикладываться к рюмке. Закончилось тем, что при посадке Козлов допустил поломку самолета, а поскольку и после этого вел себя вызывающе, с ним распростились, списав с летной работы, как утратившего навыки в технике пилотирования и боевом применении.

Мне могут возразить — нетипичный случай. И так и не так. Можно привести достаточно примеров, когда летчики, достигнув завидных высот, продолжали с неослабевающей настойчивостью свою выучку, становясь по-настоящему зрелыми мастерами пилотажа и воздушного боя. Вместе с тем на протяжении ряда последних лет мне не раз приходилось сталкиваться и с такими фактами, когда некоторые первоклассные летчики не только не могли подтвердить свою классность, но были списаны с летной работы, так как утратили качества воздушных бойцов и навыки в технике пилотирования.

Конечно, подобные случаи не столь уж часты. Но все-таки они бывают, и их, очевидно, нельзя обойти молчанием. Надо прислушаться к голосу летчиков: «Ну, хорошо, первый класс нами получен. Мы его ежегодно подтверждаем. А дальше что? Вон нас уже молодые догнали».

Такие суждения в последние годы стали довольно распространенными. И не случайно. Сейчас в части уже из училищ стали приходить летчики, подготовленные до уровня третьего класса. Ясно, что они очень быстро догоняют тех, кому пришлось добиваться высшей квалификации весьма продолжительное время.

Вот, к примеру, старшие лейтенанты А. Ткаченко и Ю. Педиков уже спустя год после прихода в эскадрилью сдали экзамены и повысили свою классность.

Что ж, можно только приветствовать, если молодые летчики быстро становятся в ряды первоклассных. Отрадно, что молодая поросль достойна своих старших товарищей, своих учителей и наставников. Но при этом, очевидно, еще острее встает вопрос: «Первый класс получен. А что дальше?»

Поскольку мы вспомнили Ткаченко и Недикова, то нельзя не сказать о том, как складываются их летные биографии дальше. Недиков ушел из эскадрильи в академию, а Ткаченко продолжает службу в части. И от него уже можно услышать сетования на то, что «долго ходит в рядовых».

Естественно, не каждый летчик может быть быстро повышен в должности, стать командиром звена. Это, заметим, разговор особый, ибо для того, чтобы заслужить такое высокое право, летчику надо приобрести не только отточенное профессиональное мастерство, но и необходимые командирские качества, стать организатором и воспитателем. Но каждый летчик прежде всего обязан быть настоящим мастером своего дела, тактически грамотным воздушным бойцом.

Слов нет, прежде чем научиться вести воздушный бой, летчик должен научиться хорошо, уверенно летать. Но ведь ясно и то, что критерий зрелости первоклассного летчика — его тактическое и огневое мастерство.

В последнее время система классной квалификации летчиков была пересмотрена и улучшена, полнее и строже стали ее требования. И все-таки боевому применению в ней уделяется мало внимания.

Тактическая тренировка должна превалировать во всей боевой учебе летчика, на протяжении его становления как воздушного бойца. Ведь военный летчик — не просто хороший пилот. Ему мало уверенно пройти при самых сложных условиях по маршруту или, скажем, зайти на посадку при минимуме погоды. Ему нужно уметь маневрировать, вести бой, метко поражать воздушные и наземные цели. Стало быть, все то, чему он учится, должно быть подчинено требованиям современного боя.

Все хорошо понимают, что классность — не самоцель, а стимул к совершенствованию боевой выучки. При этом подчеркивают, что, дескать, после того как летчик получит первый класс, он и начинает в полную меру совершенствовать свое боевое мастерство.

Да, после получения высшей квалификации перед летчиком, что называется, открываются все возможности для такого совершенствования. Но почему же тогда наблюдаются такие случаи, об одном из которых мы вели речь вначале? Может быть, самоуспокоенность, зазнайство?

Подготовке летчиков, получивших первый класс, надо уделить большее внимание. И вот почему. Система классной квалификации четко определяет восходящие ступени профессионального и боевого мастерства: третий класс, второй, первый. Это хорошо, поскольку конкретно определяет цели, рубежи в учебе и позволяет летчику видеть перспективу, не дает ему останавливаться.

Но вот летчик получил первый класс. Что дальше? Какова программа его учебы, дальнейшего становления?

Здесь предполагается многое: и шлифовка техники пилотирования, и совершенствование бомбо-стрелкового мастерства, и тактической выучки, и, конечно же, морально-психологическая закалка, и повышение технической грамотности. А как все это определено конкретно? Да никак. Чтобы, скажем, в последующем году летчику подтвердить первый класс, он, по сути, должен повторить пройденное. Это расслабляет летчиков, является причиной самоуспокоенности.

Как мы уже убедились, некоторые офицеры именно по этой причине теряли свою квалификацию.

Бывают случаи, когда некоторые летчики подтверждают классификацию едва ли не в самом начале учебного года. Так, в одной из частей в прошлом году буквально за несколько месяцев звание первоклассных подтвердили семь летчиков.

Впрочем, может, в этом ничего плохого и нет. Возможно, это даже закономерно: в части летчиков много, и если все будут готовиться подтверждать классность лишь к концу года, то в последние месяцы трудно будет даже спланировать и провести для них полеты. Да и проверяющих не всегда дождешься в нужный срок.

Но процесс боевого совершенствования должен быть непрерывным. А все ли летчики из подтвердивших классность в начале года будут с полным напряжением летать и в дальнейшем? И не станут ли их «притормаживать», чтобы дать возможность продвинуться другим?

Очевидно, в таком важном деле, как подготовка летчика к подтверждению классной квалификации, должны быть свой порядок, своя система, своя определенная программа. Думается, программа эта должна быть более сложной, чем при подготовке к сдаче экзамена на первый класс. Это диктуется логикой, необходимостью стимулирования учебы летного состава.

Не случайно, наверно, в иных частях самодеятельно разрабатываются методы стимулирования дальнейшей подготовки первоклассных летчиков. Так, в одной части многие летчики готовились и сдавали экзамены на звание классных техников. Там же в минувшем году авиаторы боролись за право заслужить звание снайперов бомбового и пушечного удара.

Было бы неправильным отрицать такие стимулы, ибо они дают хороший эффект в боевом совершенствовании. Быть технически грамотным, быть мастером маневра и огня — это основное требование к летчику, имеющему первый класс.

Именно такими зарекомендовали себя первоклассные воздушные бойцы В. Романов, В. Моисеев, В. Новиков, чей ратный труд в связи с 50-летием Вооруженных Сил отмечен высокими правительственными наградами.

И еще одно. У ракетчиков, танкистов и артиллеристов есть звание «мастер», а для летчиков такого рубежа почему-то не определено.

Могут сказать, что у нас есть звание «заслуженный военный летчик СССР». Ни эта ступень весьма высока и для большинства пока что недосягаема. А звание «мастер» или что-то в этом роде, думается, следовало бы ввести, определив соответствующую программу. Необходимость этого диктуется уже и тем, что в некоторых подразделениях первоклассными стали все летчики. Такова, в частности, эскадрилья, которой командует офицер Д. Тарасенко, недавно награжденный орденом Красного Знамени.

Боевые возможности современных самолетов и вертолетов открывают широкие перспективы для непрерывного повышения профессиональной и тактической выучки летчиков. Справедливо говорится, что в совершенствовании боевого мастерства пределов нет. Но но достижении определенного рубежа, скажем, после получения первого класса, каждый очередной шаг летчика должен быть таким же целеустремленным, как и на предыдущих этапах.

Подполковник Каширин С.

«Авиация и космонавтика (журнал №5 за 1968 г.)

 



НАВЕРХ

Внимание! При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Советика.ру обязательна! При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно! Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов, художников, фотографов и т.д. Желательно, при использовании материалов сайта уведомлять авторов сайта!



Советские журналы


Интересное

К юбилейной дате советского художественного фильма Офицеры


Анна Герман (фотографии)


Новое на сайте

03.08. новости - Памяти талантливого советского актера Вацлава Дворжецкого

01.08. новости - К юбилею Эдиты Пьехи. Любимые песни, что греют сердце

28.07. новости - Легендарной картине «Офицеры» 51 год

21.07. разное - Кредит без справок

20.07. новости - Владимир Володин - добрые роли и доброе сердце выдающегося актера, Выдающийся деятель отечественной культуры Алексей Герман

16.07. новости - Михаил Кононов - любимый Нестор Петрович советского кино

13.07. новости - Памяти Владимира Захарова. Когда поет сердце, В День Рождения Михаила Пуговкина - искрометного актера советского кино

09.07. новости - Бруно Фрейндлих - «патриарх Александринского театра»

04.07. новости - Памяти Людмилы Целиковской - очаровательной актрисы театра и кино

02.07. наука и космос - НИКОЛАЙ ГЕННАДЬЕВИЧ БАСОВ

 


 

© Sovetika.ru 2004 - 2022. Сайт о советском времени - книги, статьи, очерки, фотографии, открытки.

Flag Counter

Top.Mail.Ru