Поиск по сайту


+16
Издание предназначено для лиц старше 16-ти лет.

Культурно-просветительское издание о советской истории "Советика". Свидетельство о регистрации средства массовой информации - Эл№ ФС77-50088.

е-мейл сайта: sovetika@mail.ru

(Дмитрий Ластов)



Посмотрите еще..


пластинки - Венгерская эстрада (миньон)


Притягательная сила творчества Евгения Самойлова




СОВЕТСКИЕ ЖУРНАЛЫ, Авиация и космонавтика (журнал №5 за 1968 г.), В грозовом небе 42-го (Пшеняник Г., Шулейко Л.)

В грозовом небе 42-го (Пшеняник Г., Шулейко Л.)

 

«Авиация и космонавтика (журнал №5 за 1968 г.)

В середине 1942 г. в целях более гибкого оперативного применения авиации к наращивания ее ударной силы ВВС фронтов были объединены в воздушные армии. В составе Южного фронта была создана 4-я воздушная армия (позже, в июле 1942 года, она находилась в составе Северо Кавказского фронта, а затем, в августе, была включена в состав Закавказского фронта). Командующим армией был назначен генерал К. А. Вершинин.

В эту армию вошли части и соединения, начавшие свой боевой путь с первых дней Великой Отечественной войны — на реке Прут, у государственной границы нашей страны. В боевом арсенале летного состава этих частей уже были опыт и поучительные примеры боевых действий по мотомеханизированным вражеским колоннам; по танковым колоннам Клейста в период их продвижения от Днепра к Донбассу и Ростову; по вражеским переправам на Днепре; но железнодорожным узлам и аэродромам в Донбассе и др.

Летчики этих частей и соединений, сорвав планы противника по уничтожению в первые дни войны авиации на аэродромах и действуя в исключительно сложной обстановке, сумели оказать эффективную поддержку нашим наземным войскам в тяжелых оборонительных боях и нанесли серьезные потери вражеской авиации.

И если здесь нельзя сказать, что к этому времени на Южном фронте мы уже имели господство в воздухе, то с полным основанием можно утверждать, что советская авиация, несмотря на превосходство противника в силах, а порой еще и в тактико-технических данных самолетов, смело придерживалась наступательной тактики. Наши летчики вылетали на задания в глубокий тыл противника, штурмовали его аэродромы, мужественно вели неравные воздушные бои и выходили из них победителями. Важное значение имела также непрерывная воздушная разведка районов сосредоточения живой силы и техники врага.

Ударами с воздуха авиаторы 4-й воздушной армии помогли нашим наземным войскам героически отстоять оборонительные рубежи на р. Терек, подготовиться и накопить силы для успешного зимнего наступления в январе — марте 1943 года, которое привело к разгрому и полному изгнанию гитлеровцев из пределов Северного Кавказа и большей части Кубани.

Наша авиация явилась той силой, которая затем нанесла жесточайшее поражение крупной фашистской воздушной группировке на Кубани и сыграла большую роль в завоевании господства в воздухе на советско германском фронте. При самом активном участии 4-й воздушной армии на заключительном этапе боев за Кавказ враг был вышвырнут с низовьев Кубани и с Таманского полуострова.

Сражаясь за свободу и независимость нашей великой Родины, советские авиаторы проявляли беспредельное мужество и стойкость в боях с ненавистным врагом.

Генерал-майор авиации Пшеняник Г., доктор военных наук, профессор

* * *

ИЗ БОЕВЫХ ДОКУМЕНТОВ 4-й ВОЗДУШНОЙ АРМИИ

19 мая 1942 года четверка И-16 40 иап 217 иад, возглавляемая лейтенантом Ковалевым, прикрывала свои войска. Вдали появилась группа самолетов противника. Не упуская их из виду, советские летчики пошли на сближение. Численное превосходство было на стороне врага; восемнадцать МЕ-109 против четырех И-16! Наши летчики дрались упорно. В ожесточенной схватке они сбили один МЕ-109, затем второй. И только когда кончался бензин, начали выходить из боя. Гитлеровцы бросились на самолет ведущего. «Командир в опасности«, — увидел лейтенант Шуйцов. И он, заслонив своей машиной самолет ведущего, принял удар на себя. На боевом счету отважного пилота было шесть сбитых самолетов врага.

На следующий день четверка истребителей этого же полка, возглавляемая лейтенантом Гуляевым, совершила четыре успешных боевых вылета. Летчики сопровождали бомбардировщики и сами штурмовали войска противника. В последнем, четвертом, вылете истребители барражировали над полем боя. Вскоре они заметили корректировщик ХБ-126, который шел курсом 180° на высоте 1500 метров. Лейтенант Гуляев первым атаковал «хеннкеля». Враг открыл пулеметный огонь и сразу перешел в крутое пикирование. Тогда в атаку устремился сержант Степнчев и преследовал врага до тех пор. пока тот не врезался в землю. Через несколько ми нут на встречных курсах появились два Ю-88. Юнкерсы делали заход, намереваясь бомбить наши войска. Лейтенант Гуляев и сержант Степнчев атаковали один Ю-88 в лоб, а младший лейтенант Байдов добил его. Второй вражеский бомбардировщик также не ушел: он был сбит на глазах у наших пехотинцев.

* * *

Высокое умение и стойкость проявляли в бою летчики истребители 131 ИАП на самолетах ЛАГГ-3. Сопровождая штурмовиков, они обеспечивали им свободу действий даже тогда, когда противник пытался атаковать превосходящими силами.

Однажды пара истребителей этого полка, ведомая его командиром майором В. Давидковым, сопровождала штурмовиков. На подходе к цели по нашим самолетам открыла огонь вражеская зенитная артиллерия. Сплошная стена рвущихся снарядов преграждала путь. Потом появились истребители противника. Два МЕ 109 пошли в атаку на наших штурмовиков. По сигналу командира летчик Назаренко бросился на выручку боевых товарищей. Майор Давидков вступил в бой с двумя другими истребителями. Но на помощь гитлеровцам подоспели еще два МЕ-109. Отважный советский летчик продолжал бой один против четырех. Неравной была борьба, но Давидков не дрогнул, нс отступил. Улучив момент, он меткой очередью сбил МЕ-109. Это была тринадцатая победа бесстрашного воздушного бойца.

* * *

В период с 12 по 17.7.42 года части 4-й воздушной армии действовали по Кантемировской группировке противника, которая, выйдя на оперативный простор, быстро продвигалась на юг в направлении Мнллерово—Каменск. Основными целями для нашей армии были колонны мотомехчастей и автомашин противника. Боевые действия проходили в сложной обстановке, н важное значение приобретала воздушная разведка. Наши авиаторы доставляли командованию не только данные о войсках про тивника, но и систематически уточняли местонахождение своих наземных частей, которые, отступая, вели тяжелые бои. Причем для точного определения принадлежности своих войск разведку нередко приходилось вести с высоты бреющего полета, а в отдельных случаях боевые самолеты садились на площадках в расположении наших войск, и летчики устанавливали принадлежность частей.

В одном из таких вылетов старший лейтенант Петр Селиверстович Середа на самолете И-16 произвел посадку вблизи дороги, по которой двигалась группа пехотинцев. Не выключая мотора, летчик вылез из кабины и пошел в их сторону. Но приблизившись к дороге на 25—40 метров, он услышал выкрики: «Товарищ летчик, спасайтесь, мы пленные!« И как только прозвучало это предупреждение, конвой открыл огонь из автоматов по советскому летчику. Старший лейтенант бросился к самолету. На бегу он был ранен навылет в грудь и в ногу. Несмотря на страшную боль, Петр Середа добежал до самолета и вскочил в кабину. Когда он дал газ, гитлеровцы уже были от самолета в нескольких метрах. Резко развернувшись в их сторону, летчик сбил автоматчиков с ног и беспрепятственно взлетел. Превозмогая боль и истекая кровью, он привел машину на свой аэродром и, собрав последние силы, доложил о результатах разведки. За героизм, проявленный в боях с немецко-фашистскими захватчиками. Петр Селиверстович Середа был удостоен звания Героя Советского Союза.

* * *

23 июля 1042 года враг настойчиво пытался форсировать реку Дон. Близился вечер. В воздух поднялись 5 штурмовиков 7-го гвардейского штурмового полка. Группу самолетов вел гвардии старший лейтенант Илья Петрович Мосьпанов. Приказ был краток: во что бы то ни стало разрушить вражескую переправу через Дон. Мосьпанов скрытно подошел к цели, развернулся и бомбардировал переправу; за ним последовали Руденко, Олейник и Букреев. Бомбы легли точно в цель. Переправа взлетела на воздух. С земли зенитные орудия вели интенсивный огонь, небо было густо усеяно разрывами вражеских снарядов. Но командир умело вывел группу из зоны зенитного огня и проштурмовал вражеские войска, сосредоточившиеся у берега реки. Задание было выполнено отлично.

Так же отважно действовали летчики бомбардировщики. Звено 366 го бомбардировочного авиаполка во главе со старшим лейтенантом Озеровым вылетело на бомбардировку скоплений автомашин, танков и живой силы противника в районе переправ через Дон. У цели бомбардировщиков встретили вражеские истребители. Старший лейтенант Озеров был ранен в правое плечо, его правая

рука перестала действовать, но он продолжал вести самолет. Увидев, что командир истекает кровью и с большим трудом управляет самолетом, штурман Лепешинский сказал стрелку-ради сту: «Отражай атаки один. Я буду помогать летчику». Комсомолец Беспалов мужественно и умело отбивал атаки истребителей, наседавших на бомбардировщик со всех сторон. Экипаж вышел на цель, метко сбросил бомбы и взял курс на свою базу. Когда линия фронта осталась позади, Озеров потерял сознание. За штурвал взялся Лепешинский. При подходе к аэродрому летчик пришел в сознание и благополучно посадил самолет.

21 июля группа бомбардировщиков 288 бал под командованием старшего лейтенанта Капустина получила боевое задание — бомбить скопление вражеских танков и автомашин, сосредоточившихся у переправы в районе Цимлянская на Дону. Умело маневрируя в зоне зенитного огня, наши экипажи вышли на цель и сбросили бомбы на скопление вражеской боевой техники. На обратном пути бомбардировщиков атаковали три МЕ 109. Вначале два из них напали на самолет Степочкина, но экипаж отбил вражеские атаки. Тогда гитлеровцы набросились на самолет Потапова. Штурман Довтян открыл огонь, но врагу все-таки удалось сильно повредить бомбардировщик. Были перебиты руль поворота, тяги левого элерона и триммера руля высоты. Потапова ранило в левую руку. Подбитая машина пе решла в пикирование, но летчик сумел выровнять ее и пристроился к своей группе. Когда наши самолеты стали разворачиваться, Потапову этого не удалось сделать. Подбитая машина не слушалась. Видя отставший от группы самолет, истребители противника решили его уничтожить. Но на выручку товарищей пошли все экипажи группы. Они атаковали истребителей. От метких пулеметных очередей штурманов и стрелков один «мессершмитт» загорелся. Вскоре вышли из боя и два других истребителя противника. Группа наших бомбардировщиков без потерь вернулась на свой аэродром.

* * *

С 26 июля в связи с форсированием противником р. Дон в районе Ростова и на других участках, а также с началом его выдвижения на юг большая часть нашей авиации была привлечена для действий по наступающим войскам врага. За короткий срок с 20 по 28 июля 1942 года наша авиация уничтожила до 100 танков. 800 автомашин, десятки арг- орудий и до сотни гитлеровцев.

Наши летчики непрерывно наносили удары по врагу, стараясь задержать его перед промежуточными рубежами обороны, на переправах и маршах. Борьба с колоннами противника на марше была возложена исключительно на авиацию. В Донских, Сальских степях, на полях Ставрополыцины, в районах Армавира и Невинномысска танковые колонны противника и его наступающие войска подвергались непрерывным штурмовым и бомбардировочным ударам.

Сосредоточив в районе Минеральных Вод и Пятигорска крупные танковые и механизированные силы, противник намеревался на плечах наших отходящих войск захватить Нальчик, обойти с запада естественный оборонительный рубеж — р. Терек, чтобы получить свободу маневра для действий по тылам войск Северной группы Закавказского фронта, оборонявшей рубеж по р. Терек.

Части 4-й ВА к тому времени перебазировались на аэродромы южнее р. Терек, между Терским, Сунтенским и Главным Кавказским хребтами, и, по* лучив пополнение личным составом и боевой техникой, вели активные боевые действия по уничтожению мотомехча- стей противника, выдвигавшихся в направлении Нальчика, Пятигорска. Авиация оказала содействие войскам 37-й армии, которым удалось занять прочную оборону на рубеже рек Баксан и Баксаненок и тем самым сорвать планы противника — с ходу овладеть г. Нальчиком.

Героические действия советских летчиков сыграли большую роль в срыве планов фашистов, пытавшихся ударом из района южнее Моздока в направле

нии Вознесенской прорвать оборону наших войск и выйги в долину Алхан- Чурт, являвшуюся воротами к Грозному и Владикавказу. В непрерывных воздушных боях, нередко с численно пре восходящим противником, наши летчи ки дрались дерзко и отважно.

* * *

В этот напряженный период боев на Северном Кавказе действовали две воздушные армии: 4-я воздушная армия а составе Северной группы войск ЗКФ и 5-я воздушная армия в составе Черноморской группы войск. Общее руководство и координацию действий этих воздушных армий осуществлял командующий ВВС Закавказского фронта. В сентябре 1942 года на эту должность был назначен генерал К. А. Вершинин, а в командование 4-й ВА вступил генерал Н. Ф. Науменко.

Наша авиация, активно действовавшая по объектам в тактической глубине, не оставляла в покое также и более глубокий тыл противника. Вот лишь одлн из многих фронтовых примеров. 12 сентября 1942 года группа летчиков- истребителей на самолетах ЛАГГ-3 во главе с гвардии капитаном Сиговым вылетела на сопровождение штурмовиков. На подходе к цели патрулировали вражеские истребители. Обнаружив противника, восьмерка ЛАГГ-3 вступила в бой с 15 МЕ-109Ф. В неравном бою на ши летчики сбили 3 МЕ-109Ф, одного из которых сразил гвардии капитан Сигов. Наши штурмовики отлично выполнили боевое задание и, не имея потерь, под прикрытием истребителей возврати лись на свой аэродром.

Капитан Сигов смело водил в бой с во их однополчан. Несмотря на количественное превосходство противника, они выходили победителями. И этим победам во многом способствовали боевой опыт и тактическое мастерство командира группы, который в воздушном бою проявлял образцы героизма и мужества. В одной из неравных схваток, сбив два МЕ-109, капитан Сигов пал смертью храбрых. Родина высоко оце нила подвиги своего крылатого сына. За героизм и мужество, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, он посмертно был удостоен высшей награды — звания Героя Советского Союза.

Материал подготовила к печати Шулейко Л., старший научный сотрудник архива МО СССР

«Авиация и космонавтика (журнал №5 за 1968 г.)

 



НАВЕРХ

Внимание! При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Советика.ру обязательна! При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно! Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов, художников, фотографов и т.д. Желательно, при использовании материалов сайта уведомлять авторов сайта!


Мы в соц. сетях
reddit telegram vkontakte facebook twitter odnoklassniki pinterest tumblr


Советские журналы


Интересное

советские женщины - Н.Д. ЛЕОНТЬЕВА


советские женщины - А.Н. ЛИТВИНЕНКО


Новое на сайте

18.01. новости - Фильму Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потемкин» 96 лет

11.01. наука и космос - ГЕОРГИЙ ЭРИХОВИЧ ЛАНГЕМАК

10.01. новости - Валентина Теличкина - детская мечта, воплощенная в жизнь

06.01. новости - Адриано Челентано - уникальное явление в кино и на эстраде

04.01. разное - Кофемашины: устройство, принцип работы и частые неисправности

31.12. новости - С Новым 2022-м годом!

25.12. разное - Число молодых инвесторов стремительно растет

21.12. новости - Вячеслав Шалевич - артист. чья слава выпала на рассвет советского кинематографа, гостиная - «Принуждаю сесть в Москве!». Владимир Этуш не опоздал на спектакль благодаря смекалке, Директор школы поймал врасплох с папиросой или как Лев Дуров избавился от пагубной привычки, Иннокентий Смоктуновский. Роль, которую актер играть не желал

16.12. новости - Классик при жизни Родион Щедрин

15.12. наука и космос - БОРИС ЕВСЕЕВИЧ ЧЕРТОК

 


 

Переоборудование микроавтобуса из грузового в пассажирский master-bus.ru.

© Sovetika.ru 2004 - 2021. Сайт о советском времени - книги, статьи, очерки, фотографии, открытки.

Flag Counter

Top.Mail.Ru