Поиск по сайту


+16
Издание предназначено для лиц старше 16-ти лет.

Культурно-просветительское издание о советской истории "Советика". Свидетельство о регистрации средства массовой информации - Эл№ ФС77-50088.

е-мейл сайта: sovetika@mail.ru

(Дмитрий Ластов)



Посмотрите еще..


Блюда украинской кухни (Советский ОБЩЕПИТ)


Роман Кармен - Дыхание Мадрида - очерки об Испании 1936-1937 годах




ОТКРЫВАЯ СОВЕТСКОЕ КИНО, У них есть Родина, фильм 1949 г. - статья Риты Шевченко


Открывая советское кино

У них есть Родина, фильм 1949 г. - статья Риты Шевченко

 

У них есть Родина, фильм 1949 г.

Фильм «У них есть Родина» снят по пьесе Сергея Михалкова «Я хочу домой». Режиссеры фильма Владимир Легошин, Александр Файнциммер. Сценарист: Сергей Михалков. Композитор: Арам Хачатурян. Фильм снят на киностудия им. Горького в  1949 году. Премьера фильма состоялась 20 марта 1950 года. В главных ролях актеры: Наталья Защипина, Леонид Котов, Павел Кадочников, Вера Марецкая, Всеволод Санаев, Лидия Смирнова, Фаина Раневская, Владимир Соловьев, Михаил Астангов, Виктор Станицын, Геннадий Юдин, В. Рэнин, Ю. Глизер. Жанр: военный фильм, драма. Фильм был награжден Государственной премией СССР (1951 г.).

Позади осталась Великая Отечественная война. Однако не все советские люди смогли вернуться на Родину. Советские дети, угнанные фашистами в Германию, всё ещё находятся в детских приютах, размещённых на территории Западной Германии. Советские представители подполковник Добрынин и майор Сорокин разыскивают советских детей, пытаясь вернуть их на Родину. Однако, вчерашние союзники англичане не заинтересованы в возвращении советских детей на Родину и всячески препятствуют этому.

Для детей в СССР снималось много фильмов. Однако, среди фильмов для детей и о детях новый художественный фильм «У них есть Родина» выделяется именно  острой политической темой. Показывая борьбу за возвращение советских детей на Родину,  авторы фильма воплотили в ярких и правдивых художественных образах два мира – социалистический, представленный советскими людьми, и капиталистический с его реакционной человеконенавистнической идеологией. Фильм снят был в 1949 году через четыре года после войны, но свежи были ещё раны нанесённые войной. Фильм воспитывает горячую любовь к Родине, вызывает ненависть к гитлеровским последователям, волнует каждого зрителя чудовищностью раскрываемых в нём фактов.

У них есть Родина, фильм 1949 г.

Фильм «У них есть Родина» возник в памяти как давно забытый сон. Отдельные кадры рвали душу, но я никак не могла вспомнить название фильма. Помогла фильмография Павла Кадочникова. Прошло много лет с тех пор, когда я впервые увидела фильм. И вот почему-то он возник в моей памяти. Возник во время, когда я, как и советские дети, герои фильма, живу в капиталистическом мире. Возник, когда в моей памяти пытаются стереть все воспоминания о моей РОДИНЕ. Разворовывают всё, что было создано несколькими поколениями советских людей. Очерняют подвиги советских людей, называя их рабами. Сколько грязных лживых слов используют для этого. Сколько сил тратят на то, чтобы убить СССР, убить даже память о нём.

Но нельзя убить мою РОДИНУ – СССР. Она возвращается вместе с советскими фильмами такими как «У них есть Родина». Она возвращается с книгами советских писателей. Она возвращается с подвигами советских людей. Она возвращается с достижениями советских людей. Она возвращается с Лениным. Она возвращается с генералом Карбышевым. Она возвращается с «Молодой гвардией». Она  возвращается с Юрием Гагариным. Она возвращается с красными звездами над Кремлём.

Родина – это земля, где ты родился, земля твоего отца и твоей матери. Там люди говорят и думают на одном с тобой языке. У каждого человека есть Родина.  Но твоя Родина самая прекрасная, самая лучшая – Советская Родина.

У них есть Родина, фильм 1949 г.

Среди фильмов для детей и о детях новый художественный фильм «У них есть Родина», выпущенный киностудией им. М. Горького, выделяется острой политической темой.

Показывая борьбу за возвращение на Родину советских детей, попавших в руки англо-американских оккупационных властей в Западной Германии, авторы фильма воплотили в ярких и правдивых художественных образах лицо двух миров — мира социалистического, представленного советскими людьми, и мира империалистического с его реакционной человеконенавистнической идеологией.

Фильм воспитывает чувства горячей любви к Родине, вызывает ненависть к новым гитлеровским последователям, волнует каждого зрителя чудовищностью раскрываемых в нём фактов.

Фильм основан именно на фактах. Отличное знание фактов лежит в основе сценария, написанного Сергеем Михалковым. На эту тему С. Михалков, как известно, написал пьесу «Я хочу домой». По сравнению с пьесой в фильме острее и полнее показаны причины невозвращения советских детей на Родину и установлена связь этого преступления против человечности со всей политической деятельностью поджигателей войны. В фильме глубже и резче, чем в пьесе, очерчены образы лицемерных агентов мирового империализма.

В пьесе «Я хочу домой» американская журналистка Додж показана мимоходом. В приюте для советских детей она фабрикует слащавый фоторепортаж: «Сиротки-бэби и великодушная Англия». Этот эпизодический образ поднят в фильме до крупного обобщения. В блестящем реалистическом исполнении Ю. Глизер – это уже не мелкий тип лживого репортера, а образ позволяющий видеть лицо всей американской буржуазной прессы – циничной и продажной.

У них есть Родина, фильм 1949 г.

Наряду с этим в фильм введена небольшая сцена, где в словесном поединке между советским и британским членами комиссии разкрываются благодарная прямота и правдивость нашей большевистской печати.

В пьесе нет представителей новой демократической Германии, не показаны новые прогрессивные силы, поднимающиеся в немецком народе. Этот существенный пробел частично устранен в фильме, где введена роль молодого немца – шофера Курта, хорошо сыгранная артистом Г. Юдиным. Немец как будто покорно служит британским хоязевам, но действия оккуупантов открывают ему глаза, пробуждают ненависть к поработителям, и он постепенно, но неизбежно переходит в лагерь борцов против поджигателей новой войны.

Таким образом огромные возможности кино использованы автором и постановщиками не только для того, чтобы расширить на экране рамки сценического действия, но еще более того, чтобы поднять общественное значение фильма.

Сюжет картины прост и ясен. Кинематографический язык режиссуры точен, образен и скуп. Изложение не загромождено излишними словами, ненужными подробностями и бытовыми деталями.

Фильм умело показывает напряженную борьбу, которую приходится вести советским представителям с английскими властями за розыск и возращение детей. Британские власти затягивают переговоры и разыгрывают гнусную комедию обмана советских уполномоченных, прячут от них советских детей, переводя приют в неизвестное место, меняют детям фамилии. Советские люди, преодолевая множество препятствий, разоблачают обман. Артист П. Кадочников создает замечательный образ полковника Добрынина, вынужденного бороться с врагами коварными, прикрывающимися масками дипломатов и союзников.

У них есть Родина, фильм 1949 г.

На заседании смешанной англо-советской комиссии по репатриации, Добрынин представляет неопровержимое доказательство, что у Саши Бутузова есть мать в Советском Союзе. Он представляет ее фотографию. Саша обрадован и потрясен, его губы восторженно шепчут непозабытое в неволе слово «Мама… моя мама!»

Эта сцена может взволновать и каменное сердце. Но у твердолобого лорда Кука (его мастерски играет А. Хохлов) нет сердца, когда дело идет об эгоистических классовых интересах и о борьбе во имя их. Он злобно упорствует даже перед лицом фактов. Он отказывается возвратить детей родителям и продолжает отрицать существование Сашиной матери.

Поведение Кука вызывает сомнения даже у его соотечественницы, сидящей с ним в комиссии за одним столом. На её вопрос, зачем надо, чтобы каждый ребенок, даже этот мальчик Саша, которого ждёт мать, оставался у нас, Кук, матерый волк британского империализма, в свою очередь спрашивает с грубой откровенностью:

– А вы что предпочли бы, чтобы ваш сын служил в иностранном легионе? Или хотели бы, чтобы ваш сын прыгал с парашютом в тылу врага?

Фильм убедительно вскрывает подлинные причины невозвращения советских детей на Родину. Воспитание бесправных, безродных детей под руководством британских военных разведчиков является частью тщательно разработанного плана подготовки новой войны. Даже тех детей, которые не годятся прямо для военных целей, британские власти не хотят выпустить из своих рук и, стремясь превратить их в покорных рабов, отправляют в муштру к «надёжным» немцам. Такова судьба советской девочки Иры. Её, рассматривая по статьям, как лошадь, выбирает жадная, грубая немка, хозяйка пивной (артистка Ф. Раневская).

У них есть Родина, фильм 1949 г.

В образе начальника приюта Скотта (артист М. Астангов) правдиво отображены черты английского буржуазного лицемерия. Это хитрый и жестокий враг, умело носящий личину «демократа». Его истинное лицо раскрывается не сразу. В фильме живо, правдиво показано, как обманутая лицемерным английским «демократизмом» вступает в откровенный разговор со своим начальником воспитательница Смайда. Латышка Смайда (артистка Л. Смирнова) – честная, простая и сердечная девушка. Она смело высказывает свои убеждения Скотту. Скотт уверяет девушку, что он ценит ее прямоту. И тут же хладнокровно приказывает своему подручному убить Смайду.

Эта сцена – одна из лучших в фильме. М. Астангов уверенно, с тонким мастерством создает отталкивающий, вызывающий гадливость и презрение образ опасного и сильного врага и срывает с него маску фарисейского демократизма.

Глубокое раскрытие характеров, умение в каждом образе и в каждом эпизоде найти и показать самое важное, самое нужное для основной идеи произведения свидетельствуют об уверенном и зрелом режиссёрском мастерстве постановщиков – А. Файнциммера и В. Легошина.

Особенно следует отметить чудесную игру детей. В роли Иры Наташа Защипина создала трогательный, скромный, обаятельный образ простой, милой русской девочки, страдающей в чужеземной неволе. Хорош в своей искренности и непосредственности Саша в исполнении Лени Котова.

Недостатком фильма – это относится прежде всего к сценарию – является незначительное место, уделённое родителям детей. В особенности это надо сказать о матери Саши, которую играет выдающаяся актриса В. Марецкая. У неё в фильме, по существу, нет роли. Между тем не может быть сомнения, что Марецкая могла бы создать замечательный образ советской матери, нашедшей в английском плену своего ребенка.

Фильм «У них есть Родина» – глубоко впечатляющее художественное произведение советского киноискусства, сочетающего большую идейность с полнокровным реалистическим мастерством.

Впечатление от фильма несколько снижается лишь в последней части. Заключительные эпизоды возвращения Саши и других детей на Родину, их встреча с близкими сделаны несколько поверхностно и поспешно. Эти важные события фильм показывает, но не раскрывает всей их значительности.

У них есть Родина, фильм 1949 г.

Но это не умаляет большого общественного значения и художественных достоинств фильма, гневно клеймящего тех, кто хочет ввергнуть человечество в огонь новой войны, кто делает даже детей орудием для осуществления своих чёрных замыслов.

Фильм «У них есть Родина» – это открытый общественный суд над преступниками из англо-американского лагеря поджигателей войны, суд, на котором будут присутствовать миллионы зрителей.

Рита Шевченко

 

 

 



НАВЕРХ

 

Внимание! При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Советика.ру обязательна! При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно! Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов, художников, фотографов и т.д. Желательно, при использовании материалов сайта уведомлять авторов сайта!

 

 

 



Новости


Интересное

Ленин. У руля Страны Советов - По воспоминаниям современников и документам


советские новогодние открытки 1990-го года


Новое на сайте

16.04. новости - В мире животных. Легендарная передача, объединившая поколения

15.04. новости - Кинотеатр "Москва". От грандиозного открытия до забвения и возможного возрождения

09.04. новости - “Синяя Птица”: удивительный мост между культурами и волшебством кинематографа

08.04. новости - Кинематографический взгляд на Великую Отечественную войну: «Иван Никулин – русский матрос»

28.03. разное - Российская ОС для компаний и организаций , Отечественная СУБД онлайн , Прогнозы на волейбол онлайн

26.03. новости - Соня Тимофеева. Вспоминаем яркую актрису советской эпохи и ее исключительный талант

24.03. новости - "Русские приключения Синерамы" - уникальный советско-американский панорамный документальный фильм, разное - Какие плюсы можно получить вместе с образованием в режиме онлайн

21.03. новости - Борис Сичкин. Тернистый путь и невообразимая харизма

19.03. новости - Выдающийся пианист и талантливый дирижер Святослав Рихтер, разное - Хозтовары и сантехника онлайн

18.03. новости - «Ромео и Джульетта» - советский балетный шедевр на экране

 


 

Эскизный проект стоимость эскизного проекта SNI-project.

© Sovetika.ru 2004 - 2024. Сайт о советском времени - книги, статьи, очерки, фотографии, открытки.

Flag Counter

Top.Mail.Ru