Поиск по сайту


+16
Издание предназначено для лиц старше 16-ти лет.

Культурно-просветительское издание о советской истории "Советика". Свидетельство о регистрации средства массовой информации - Эл№ ФС77-50088.

е-мейл сайта: sovetika@mail.ru

(Дмитрий Ластов)



Посмотрите еще..


Автор пронзительных киноповестей и романов Вера Панова


У карты мира - Колумбия (1976 г.)




СОВЕТСКИЕ ЖУРНАЛЫ, Советское фото (журнал №01 за 1961 год), Против штампа и украшательства (Ющенко Л.)


Против штампа и украшательства (Ющенко Л.)

 

«Советское фото (журнал №01 за 1961 год)

У фотовитрин «Известий» на Пушкинской площади в Москве всегда многолюдно. Редкий прохожий не задержится у ярко освещенных стендов с фотографиями: что сегодня нового, где побывали корреспонденты «Известий» — на Алтае, в Конго, Нью-Йорке, в институте ядерной физики, на приеме иностранной делегации в Кремле? Фотография подчас рассказывает о событиях и героях красноречивее очерков и статей.

Года два назад я, бывало, задумывался у витрин «Известий»: — Вот настоящая фотопублицистика — актуальная и зоркая. В умелых руках эти снимки — сильное оружие. Почему же их почти нет в газете? Ведь на витрине их увидят только тысячи, а в газете — миллионы…

Откройте «Известия» сегодня: отличные снимки перешли с витрины на газетную полосу и стали достоянием миллионов. Крупноформатная фотография заняла прочное место на всех страницах: портрет ударника коммунистического труда, траулеры в бушующей Атлантике, демонстрация борцов за мир на улицах Лондона, строительство Братской ГЭС. Фотопублицистика заявляет свои права. В известной «Неделе» снимки занимают, пожалуй, половину площади.

Новые принципы использования фотографии сыграли важную рода в перестройке газеты, завоевавшей у читателя популярность. И остановившись у фотовитрин «Известий», теперь уже не скажешь с досадой:

— Ах, почему этих снимков нет в газете!

Они есть, газета поднимает целину фотопублицистики.

Шире открыла дорогу фоторепортажу, улучшила подачу снимков и «Комсомольская правда».

Отрадно, что и во многих других центральных и республиканских газетах фотопублицистика выходит на передние рубежи. Однако еще не везде подхвачено это требование времени.

Так, например, фотография на страницах «Казахстанской правды» сама по себе не несет пропагандистского, публицистического заряда. Создается впечатление, что необходимость того или иного снимка на полосе определял скорее дежурный секретарь, а не редактор.

Фоторепортажу в «Казахстанской правде» доверяют, словно малоспособному подмастерью, в основном второстепенные темы. Он чувствует себя свободно только на четвертой полосе, де и то не в каждом номере. Но даже на такой маленькой площади удается разверстать неплохие фоторепортажи, — например, «Город юности» (фото И. Будневича), «3опотые панты» А. Егорова, «Лаборатория на джайляу» (авторы В. Борисович и Е. Филипенко). Это скромный праздник фотопублицистики. Однако на первые полосы ее по-прежнему не пускают. Хороший репортаж И. Будневича «На первой коммунистической» (о бригадах коммунистического труда на одной из фабрик Алма-Аты) опубликован тоже на четвертой полосе. Вероятно, по мнению редакции, фотоочеркам место всегда на последней полосе — независимо от их темы и качества. Но разве за фотографией в газете признаются только развлекательные функции?

И фотопублицистика неизменно оказывается ахиллесовой пятой «Казахстанской правды» в тех случаях, когда важная политическая кампания требует от газеты мобилизации всех ее сил и средств.

Осенью 1960 года на целинных землях Казахстана собирали богатый урожай. Только в Кустанайской области работало более 50 тысяч уборочных машин и сотни тысяч человек. Сколько событий и ярчайших эпизодов трудового героизма мог увидеть журналист в те дни на целине!

Газете опубликовала много вопросов очерков и корреспонденций с целины, написанных с огоньком, с журналистской страстью. А снимки с целины? Увы, они бледны и однообразны. Преобладают два штампа: во-первых, в высоких хлебах: идет комбайн; во-вторых, в автомашину ссыпается (или из автомашины высыпается) зерно нового урожая. В августе газета дала более десяти таких снимков-близнецов. Разница только в подписях: сегодня комбайн идет в Кустанайской области, завтра — в Кокчетавской; сегодня автомашина стоит на току, завтра — около элеватора. Если собрать снимки за месяц, то все равно трудно представить себе жизнь на целинных землях Казахстана.

В сентябре газета держала другой серьезный экзамен — «День мира». На развороте «День Советского Казахстана» 28 сентября опубликовано немало интересных очерков и корреспонденций — «Человек родился», «Дозоры слушают тишину», «В саду имени Ленина», «К берегам Африки», «Адрес университета — завод», «1300 дней не леднике», «Ровесник первого Дня мира», «Серебряная свадьба», «Новые экспонаты колхозного музея». Много событий произошло в День мира в Казахской ССР — на ее полях, комбинатах, заводы, рыбных промыслах, горных рудниках, в городах и селах. А как тускло отразилась эта жизнь в фотографиях «Казахстанской правды»! Фото не связаны ни с событиями, ни с материалами на развороте. Объектив не увидел примет Дня мира, не подметил характерные черты нашего времени. По фотографиям невозможно представить даже внешний облик Казахстана осенью 1960 года.

Вот снимок на третьей полосе (фото П. Кудряшова). В подписи говорится, что 27 сентября перед избирателями Балхаша выступил Герой Социалистического Труда Ж. Беисов. Отличная тема для создания облика современника в День мира: рабочий на трибуне перед народом. А на фото мы видим совершенно другое: Ж. Беисов сидит с дочкой на балконе своего дома. Публицистика из темы исчезла. Облик современника остался нераскрытым.

27 сентября «Казахстанская правда» воспроизвела интересный снимок из книги «День мира» и рассказала его историю. В 1935 году, накануне первого Дня миря, фотокорреспондент Е. Лангман неделю добирался до строительства Ульбинской ГЭС — одной из первых высокогорных электростанций Казахстана. Журналист сфотографировал экскаватор и строящуюся плотину на фоне горного хребта. По тем временам это было событие. И снимок этот вошел в книгу «День мира», в летопись Советского Казахстана, в историю.

Жаль, что спустя 25 лет, 28 сентября 1960 года, в «Казахстанской правде» не появилась подобная фотография, отражавшая героику наших 60-к годов, — снимок политически зрелый, изобретательный, творческий.

Думается, что такой снимок мог бы появиться, если бы редакция воспитания фотопублицистов, разведчиков нового, мастеров своего дела.

Задача газеты — показать современникам, людей наших дней. В большом очерке «Родина 16 Героев Социалистического Труда» 30 октября газета рассказывает, что в селе Чубар Алма-Атинской области 16 колхозников удостоены звания Героя, а почти полторы тысячи их односельчан награждены орденами, медалями и почетными грамотами. Фото к очерку изображает центральную усадьбу колхоза, но на снимке не видно ни одного человека. Судя по этой фотографии, Чубар — не родина Героев, е совершенно безлюдное пустынное село… Фотографически тема осталась нераскрытой, хотя, как видно из очерка, в селе Чубар можно было сделать отличные снимки.

Небрежная, неряшливая печать подчас портит «Казахстанской правде» неплохие работы. 7 октября, например, дан снимок, показывающий обмолот хлебов в ночное время. Но вместо фото читатель видит на полосе неясное пятно с серыми тенями. И непонятно — то пи это очень темная осенняя ночь, то ли явный типографский брак. Не спасает такой снимок и актуальность темы.

Фотография в «Казахстанской правде» частенько чувствует себя инородным телом: она не входит в полосу органически, не сливается с очерками и статьями, не дополняет их. Снимок к очерку или статье — явление редкое. За последние месяцы газета опубликовала много критических материалов и фельетонов и ни одного снимка к ним, ни одного фотообвинения. Здесь объектив не приравнен к перу. А такой снимок просится, например, к корреспонденции В.Кирпичникова «Завод на свалке», рассказывающей, как гибнет ценное оборудование.

Или вот репортаж М. Кима «Завод завтрашнего дня» — о превращении полукустарных мастерских в современное предприятие с конвейером и поточными линиями. Репортаж бы выиграл, будь к нему два-три снимка, он стал бы публицистически более глубоким.

А ведь «Казахстанская правда» может давать хорошую фотопублицистику. Пример этому — первополосные портреты молодого шахтера Юрия Шкуренко (фото Ю. Немова), ударника коммунистического труда комбайнера А. Беркумбаева (фото В. Давыдова), снимок Б. Иванова — демобилизованные воины Советской Армии на целинных землях… Кстати, все эти фотографии -крупноформатные.

Лишний раз подтверждается старые истины: снимок в газете требует своего места, простора, воздуха. Стоит уменьшить формат, и фотография теряет выразительность.

Стремясь лучше оформить полосы, редакция иногда «оживляет» их множеством заголовков, подзаголовков, рубрик, заставок, а мелкоформатные снимки превращает в зрительные «пятна». Но такое украшательство не помогает читателю. Полосе постриг, читатель теряется и не может уловить, что в ней самое главное, основное.

Подлинная фотопублицистика не нуждается в украшательстве. Являясь таким же необходимым и самостоятельным газетным жанром, как очерк или статья, актуальная по теме и емкая по мысли фотография несет в газету сильный заряд публицистики. «Известие» и «Комсомольская правда» публикуют иной раз на полосе одну крупноформатную фотографию — и как она смотрится, как волнует читателя!

В практике газеты «Известие» можно встретить и такой новый публицистический прием — в передовую статью заверстывается несколько снимков, иллюстрирующих текст статьи. Сочетание текста и фото в передовой статье усиливает пропагандистское звучание материала.

Когда в планировании и оформлении газеты есть такая главная направляющая идея, мысль, она заставляет работать в нужном направлении все жанры журналистики, в том числе и фотопублицистику. Верный замысел объединяет все элементы газетной полосы, и она читается и смотрится как единое целое, выраженное словом и изображением. Фото но полосах «Казахстанской правды» надлежит стать тем, чем ему надо был — боевой публицистикой, искусством!

Ющенко Л.

«Советское фото (журнал №01 за 1961 год)

 



НАВЕРХ

 

Внимание! При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Советика.ру обязательна! При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно! Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов, художников, фотографов и т.д. Желательно, при использовании материалов сайта уведомлять авторов сайта!

 

 

 



Советские журналы


Интересное

Роман Кармен - Дыхание Мадрида - очерки об Испании 1936-1937 годах


Блюда молдавской кухни (1981 г.)


Новое на сайте

17.04. новости - Первый советский цветной фильм Адмирал Ушаков - история создания

16.04. новости - В мире животных. Легендарная передача, объединившая поколения

15.04. новости - Кинотеатр "Москва". От грандиозного открытия до забвения и возможного возрождения

09.04. новости - “Синяя Птица”: удивительный мост между культурами и волшебством кинематографа

08.04. новости - Кинематографический взгляд на Великую Отечественную войну: «Иван Никулин – русский матрос»

28.03. разное - Российская ОС для компаний и организаций , Отечественная СУБД онлайн , Прогнозы на волейбол онлайн

26.03. новости - Соня Тимофеева. Вспоминаем яркую актрису советской эпохи и ее исключительный талант

24.03. новости - "Русские приключения Синерамы" - уникальный советско-американский панорамный документальный фильм, разное - Какие плюсы можно получить вместе с образованием в режиме онлайн

21.03. новости - Борис Сичкин. Тернистый путь и невообразимая харизма

19.03. новости - Выдающийся пианист и талантливый дирижер Святослав Рихтер, разное - Хозтовары и сантехника онлайн

 


 

© Sovetika.ru 2004 - 2024. Сайт о советском времени - книги, статьи, очерки, фотографии, открытки.

Flag Counter

Top.Mail.Ru