Поиск по сайту


+16
Издание предназначено для лиц старше 16-ти лет.

Культурно-просветительское издание о советской истории "Советика". Свидетельство о регистрации средства массовой информации - Эл№ ФС77-50088.

е-мейл сайта: sovetika@mail.ru

(Дмитрий Ластов)



Посмотрите еще..


Валентина Теличкина - детская мечта, воплощенная в жизнь


Олег Табаков разыграл Евгения Евстигнеева, но не тут-то было




СОВЕТСКИЕ ЖУРНАЛЫ, Советский экран (журнал №15 за 1973 год), «Понимаешь, я сниматься ездил» (Свободин А.)


«Понимаешь, я сниматься ездил» (Свободин А.)

 

Советский экран (журнал №15 за 1973 год)

А будет это так. Выйду я из дому в двадцать три десять, подниму во­ротник плаща — когда поднимаешь воротник плаща, чувствуешь себя увереннее, — увижу лимонные круги под фонарями, и в этот момент за­ноет под ложечкой, кольнет мысль, что смущает всех покидающих ночью дом свой: ах, как хорошо, как тепло и светло было там, дома! На «Белорус­ской» пересяду на кольцевую линию и войду под своды вокзала, когда на электрических световых часах его, что повисли над поездами, зажгутся цифры: двадцать три тридцать пять. Всегда двадцать три тридцать пять.

Потом, перемолвившись словом с проводницей в чуть сдвинутой пилотке и в белых перчатках, пройду в узкий, освещенный театральным све­том люминесцентных ламп коридор, там, покуривая, будут тесниться к ок­нам пассажиры, подчиняясь празд­ничному волнению от стука колес, от белого внутреннего света и света Москвы за окнами. Я отворю дверь своего купе, и там, уже покойно устроившись, будет сидеть Евгений Лебедев. Он не удивится мне, втя­нет крупную голову в свои прочные плечи, пригласит сесть и скажет:

«Ты понимаешь, я сниматься ез­дил!..»

Он мог бы и не говорить этого, я знаю это и так, как знаю и то, что не раз уже повторявшаяся наша слу­чайная встреча в купе вовсе не слу­чайна и нет в ней мистики, а есть судьба. Его судьба много снимающе­гося актера, моя — критика, ездяще­го смотрегь новые ленинградские спектакли.

«Красная стрела» — движущееся по рельсам свидетельство взаимной любви и зависимости театра и кино. Это есть как бы своеобразный клуб актеров, место их короткого ночного отдыха, а нередко и работы. Если возле «Красной стрелы» на Ленин­градском вокзале Москвы или на Мо­сковском вокзале в Ленинграде вы увидите молодого актера или актри­су с выражением неумело скрывае­мого страха и надежды на лице,— знайте: их вызвали на «пробу» на «Ленфильм» или на «Мосфильм». Ес­ли же на их лицах этакая бравада, а разговор возле подножки вагона ле­гок и игрив, знайте: «проба» вышла неудачной и начало кинокарьеры от­кладывается.

Здесь встречаются друзья и парт­неры, и даже актеры одного театра, жертвуя сном, часами обговаривают дела в труппе, потому что там, у се­бя, они разведены по разным спек­таклям и встретиться им для душев­ной беседы почти невозможно…

Бывает, здесь встречается чуть ли не половина какой-нибудь труппы, и это никого не удивляет, потому что в понедельник в театре выходной день, а это для многих известных или приближающихся к известности ак­теров не более чем синоним съемоч­ного дня…

Много узнал я о Лебедевк в «Красной стреле», узнал такого, что в другое время и не открылось бы мне. Блаженны часы, когда исчезает привычное тяготение донельзя забытых будней и мы отпускаем себя, поручая баллистике ночного, покойно качающегося на рессорах поезда.

Много лет я знаю его. Резкий, смелый, неожиданный по своим ходам ветер. Из той группы артистических индивидуальностей, что составляют и и силу и славу мужской труппы Большого драматического театра имени Горького, театра Товстоногова. Народный артист СССР. Все это так, все это так… Однако же из тех редких артистов, у которых их человеческое столь сильно и непохоже, что как-то и не вспоминаешь про звание, про полученные премии. Он Лебедев, этого довольно.

Мужик крупный, хоть и роста невысокого, основательный, но жадный до движения, все рвущийся куда-то. Можно во всеоружии выработанных критикой приемов описывать его роли, странные стыки его жестов, «подтексты», гротескные эскапады… Но главный-то вопрос: откуда? Где? В чем этот моторчик его? Каково про­исхождение угловатости, взвинченно­сти, обнаженности, что присущи его образам, его актерской манере?

В каждом талантливом актере при­сутствует «это». Марк Твен обронил в записной книжке: «Человек как лу­на, у него есть сторона, которую он никому не показывает». Надо найти эту сторону! Может и так статься, что откроется незаживающая душев­ная рана, тот пункт духовной жизни, где прорабатывает художник свой вечный вопрос.

«Спокойствие — душевная подлость», — говорил Толстой. Важно по­нять, в чем оно, НЕСПОКОЙСТВИЕ именно этого актера.

…А он говорит о Распутине.

Режиссер Элем Климов начал фильм об этом мрачном эпизоде агонии русского царизма, предложил ему подумать. Может быть, он и не будет сниматься в этой роли, но раз­думья захватили его.

— Понимаешь, это надо по До­стоевскому, здесь наваждение, цари­ца верила, он, понимаешь, останавли­вал кровь у больного гемофилией наследника, я читал… (Тут он сыграл сцену, как «святой старец» останав­ливает текущую кровь. Стал гладить меня по голове, успокаивать, засмат­ривать в глаза. Мне сделалось не по себе…) Вот так. И они считали, что Распутин чудо делает… Но здесь вопрос глубже, я вот думаю, пони­маешь, был Гришка Отрепьев, при­шел откуда-то из бездны, захватил и все поломал, Годунов вот… Это одно, это карнавал, конец…

И он еще долго говорит о русской истории, рубя рукой, волнуясь, под­бираясь к Распутину.

Однажды в купе я узнал от него, что он пишет книгу о том, как играет свою знаменитую театральную роль Бессеменова в горьковских «Меща­нах». Теперь эту его работу многие знают по телефильму, поставленно­му Товстоноговым.

В вагоне он впервые прочитал за­писи, которые делал сразу после спектакля. Он замахивался на рабо­ту бога, старался остановить мгно­вение, записывал внутренний моно­лог, то есть психологическое и собы­тийное содержание поведения его героя в каждый данный момент пре­бывания на сцене.

Бессеменов смешон в упрямом нежелании замечать движение времени, но смешон нам, зрителям, а не себе. Актер играет драму героя. Его внутренний монолог трагичен. Тут, забегая вперед, должен сказать, что у Лебедева безграничная парти­тура жеста, тонкий его отбор, шли­фовка. Он может играть трагедию на комически согнутых ногах. Ред­кое, странное качество. Он предрас­положен к трагикомедии. Неотрази­мая иллюстрация этого его умения — роль вроде бы «никудышного» му­жичка Броньки Пупкова в «Странных людях», фильме Шукшина.

…В купе Лебедев прочитал из бу­дущей книги разговор со своим сы­ном, которому хотел передать опыт собственной трудной молодости. В ней были и голод, и холод и без­отцовщина, и унижения, но и великая жажда во что бы то ни стало выучиться на актера. Он рассказы­вал сыну, как ночевал на московских скверах и вокзалах, как в начале три­дцатых зимой украли у него, еще мальчишки, хлебные карточки… Ны­нешняя молодежь просто не знает, что это такое…

Разговор этот и реакцию своего сына он вспомнил однажды на спек­такле в тот момент, когда Бессеме­нов защищал свою жизнь и свое добро в споре с детьми, Нилом, Те­теревом, Перчихиным. Это н прида­ло исступленную и какую-то абсурд­ную страстность его речам.

Внутренний монолог превращался в человеческую исповедь. Словно ог­ромные и тяжелые камни ворочал он в себе, уясняя сущность главных по­нятий, таких, как «мать», «отец», «де­ти», «совесть», «добро», «жизнь»… Не только старшина малярного цеха Бессеменов, сам он продумывал все это сызнова.

В его чтении открывались мне исто­ки и самой совершенной его кине­матографической работы — роли от­ца в фильме «Последний месяц осе­ни». Уверенное, естественно кине­матографическое бытие, ис­тинная «песнь без слов» (у героя поч­ти нет текста) строились на крупных планах, проходах, тонкой прорисовке линий корпуса, походки, сменах рит­ма, на долгом молчании, на жизни глаз.

Это был гимн человеческой кон­тактности. Он сумел показать такие, казалось бы, чисто духовные, статич­ные понятия, как мудрость, взаи­мопонимание,— сделать их сюжетны­ми.

Он читал мне о своем отце-священнике, об укладе дома в его да­леком детстве, об отношении отца к детям, о своей любви к отцу и стра­хе перед ним, и, слушая его, я все больше понимал, что где-то здесь его «трагическая точка» и отсюда бе­рут свое начало не только черты Бессеменова, но и та, например, житейская наполненность и страшная точность образа белогвардейского полковника, созданного им на столь малом пространстве в фильме «В ог­не брода нет».

Удивительная своей исторической верностью фигура, в ней все релик­товой достоверности: и походка, мяг­ко пружинистая, и прическа, и бо­родка несколько старообрядческая, крестьянская. Это было типично для потомственного военного дворянства неистребимо монархического строя мысли.

Есть в этой лебедевской роли один «поворот», свидетельствующий о его абсолютном слухе на характер. Полковник, еще не отошедший от рас­правы с красным командиром, им­пульсивно стреляет в Таню Теткину, появившуюся на пороге избы с бу­лыжником в руке и словами нелепы­ми в этой ситуации и оттого жутко­вато действенными: «Сдавайся, гад!»

Уже в момент выстрела и паде­ния девушки он понял, что в руке ее не граната, а булыжник, и что мо­жно было и не стрелять. Полковник пожалел о том, что сделал, но тут же сказал себе: так тому и быть — не мы их, так они нас… И все это он сыграл не в секунду, в десятую долю секунды.

…Он все читал, а я вдруг вспомнил: — А осмелюсь ли, милостивый го­сударь мой, обратиться к вам с раз­говором приличным?

Это произнес бывший титулярный советник Мармеладов в начале фильма «Преступление и наказание». Изломанная, вычурная изгородь слов выдавала здесь уникальное умение автора романа характеризовать ге­роев разрывающейся изнутри фра­зой. Игравший Мармеладова Лебе­дев понял это, и грохот, обвал пер­вой фразы фильма ввел зрителя в напряженный мир его проблем…

Потом он стал рассказывать о фильмах, в которых будет сниматься или где ему предложили сниматься, все больше обнаруживая непонят­ную для меня долгое время черту характера наших больших театраль­ных актеров, для которых непрерыв­ная работа в кино сделалась потреб­ностью, пламенной страстью, без которой они просто не могут жить. Потому что это и есть тот вечный мотор, который держит их в постоян­ной творческой готовности, а эта го­товность и есть для них жизнь.

Роль может оказаться проходной или неудачной, что и у него случа­ется, но мотор никогда не работает вхолостую!

…А потом, утром мы приедем в Ленинград, и будет это так: «Красная стрела» бесшумно прислонится и пер­рону Московского вокзала, когда на электрических световых часах его, что повисли над поездами, зажгутся цифры: восемь двадцать пять. Мы по­едем к нему на трамвае. Он очень лю­бит ездить на трамвае. Дома скажет:— Понимаешь, я на час съезжу, костюм примерить в театр, а ты пока вот тут посмотри…

И исчезнет.

Я останусь один, осмотрюсь и уви­жу старинное бюро, а на нем бронзо­вый канделябр, собранный им, руко­писи его рассказов, сценарий «Под­виг Ленинграда» по роману А. Чаковского «Блокада», отпечатанный в ленфильмовской типографии, «Правила дорожного движения» (он никак их не может выучить), лекарство под наз­ванием «Денамевит» и еще рукопись рассказа «Приключения рыболова», стакан с двадцатью ручками, фламастерами и кистями, верстку книги «Мой Бессеменов», галстук с завязан­ным узлом, тетрадь в клеточку с наб­росками сценария по чеховскому «Злоумышленнику», свидетельство на собаку породы шотландский терьер по кличке «Мавр», которая за «пород­ность, конституцию и экстерьер по­лучила оценку «отлично» (свидетель­ство с края обрызгано той же соба­кой), текст роли из спектакля «Об­щественное мнение», последней его работы в театре, тетрадочку с запи­сями к «Бессеменову». Еще увижу верстак с двумя тисками, круглым то­чильным намнем, множество инстру­ментов, морсную гальку, разбросан­ную повсюду. Переведу взгляд на сте­ну, где висят гитара, мадонна, бок­серские перчатки, пейзажи, портреты, полочки с фигурками из дерева, лап­ти, рога, изделия из соломы и прочее. Еще я увижу, что третью стену за­крывает собой буфетик с черным бронзовым бюстом Пушкина на нем… Двигаться в этой комнате негде, здесь можно только работать.

Через час он, конечно, не вернет­ся, и в следующий раз мы, по всей вероятности, встретимся в «Красной стреле»…

Автор — Свободин А.

Советский экран (журнал №15 за 1973 год)

 



НАВЕРХ

 

Внимание! При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Советика.ру обязательна! При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно! Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов, художников, фотографов и т.д. Желательно, при использовании материалов сайта уведомлять авторов сайта!

 

 

 



Советские журналы


Интересное

Александр Белявский. Непревзойденный Фокс из культового фильма Место встречи изменить нельзя


Народный артист СССР Всеволод Санаев


Новое на сайте

17.04. новости - Первый советский цветной фильм Адмирал Ушаков - история создания

16.04. новости - В мире животных. Легендарная передача, объединившая поколения

15.04. новости - Кинотеатр "Москва". От грандиозного открытия до забвения и возможного возрождения

09.04. новости - “Синяя Птица”: удивительный мост между культурами и волшебством кинематографа

08.04. новости - Кинематографический взгляд на Великую Отечественную войну: «Иван Никулин – русский матрос»

28.03. разное - Российская ОС для компаний и организаций , Отечественная СУБД онлайн , Прогнозы на волейбол онлайн

26.03. новости - Соня Тимофеева. Вспоминаем яркую актрису советской эпохи и ее исключительный талант

24.03. новости - "Русские приключения Синерамы" - уникальный советско-американский панорамный документальный фильм, разное - Какие плюсы можно получить вместе с образованием в режиме онлайн

21.03. новости - Борис Сичкин. Тернистый путь и невообразимая харизма

19.03. новости - Выдающийся пианист и талантливый дирижер Святослав Рихтер, разное - Хозтовары и сантехника онлайн

 


 

© Sovetika.ru 2004 - 2024. Сайт о советском времени - книги, статьи, очерки, фотографии, открытки.

Flag Counter

Top.Mail.Ru