Поиск по сайту


+16
Издание предназначено для лиц старше 16-ти лет.

Культурно-просветительское издание о советской истории "Советика". Свидетельство о регистрации средства массовой информации - Эл№ ФС77-50088.

е-мейл сайта: sovetika@mail.ru

(Дмитрий Ластов)



Посмотрите еще..


Блюда грузинской кухни (Советский ОБЩЕПИТ)


Советский путешественник и режиссер Владимир Шнейдеров




ФРГ, Федеративная Республика Германия (ФРГ) (Страны и народы, книга 1979-го года), Хозяйство — Федеративная Республика Германия (ФРГ) (Страны и народы (Западная Европа), книга 1979-го года)


Хозяйство — Федеративная Республика Германия (ФРГ) (Страны и народы (Западная Европа), книга 1979-го года)

Федеративная Республика Германия (ФРГ) (Страны и народы, книга 1979-го года)

Федеративная Республика Германии — страна современной высокоразвитой индустрии. На фабрцках и заводах работает каждый ее второй житель, занятый в хозяйстве. Промышленность дает более половины валового национального продукта, ее продукция составляет почти весь экспорт, от нее зависит экономическое положение страны. Заводы и фабрики есть в ФРГ повсюду. Это и крупные индустриальные скопления, такие, как задымленный Рур или гигантские верфи и нефтеперерабатывающие заводы Гамбурга, и новые предприятия электроники и химии в сельской местности, или, как говорят в ФРГ, «на зеленом лугу». В конце 70-х годов в ФРГ выпускали в 5 раз больше промышленной продукции, чем в 1950 г.; мощность индустрии и ее структура коренным образом изменились за эти годы. Особенно быстро эти изменения происходили в 50-х — начале 60-х годов, в период так называемого «экономического чуда». Темпы развития были тогда высокими, страна не знала массовой безработицы. Об «экономическом чуде» были написаны горы пропагандистской литературы, восхвалявшей жизнеспособность капитализма и, некие «особые качества» западных немцев.

На самом же деле никакого чуда не произошло, было просто стечение очень благоприятных обстоятельств. США нуждались тогда в возрождении и укреплении западногерманского империализма — оплота антикоммунизма в капиталистической Европе. Американская помощь по «плану Маршалла» дала Западной Германии кредиты и все необходимое для восстановления хозяйства, для начала его перестройки. Были сохранены западно-германские монополии, а их экономическая база почти не пострадала от военных действий. Быстро снимались всякие ограничения на производство стали, алюминия, техники. Для возрождаемой индустрии нужны были рабочие руки, и их оказалось более чем достаточно: в страну прибывали миллионы немцев из западных областей Польши, Чехословакии и других стран. Наконец, в это время уже была возможность использовать достижения американской и английской техники, строить более совершенные заводы, применять современные технологические схемы. Создавались также благоприятные условия конкуренции на внешних рынках: в 50-х годах США, Великобритания и Франция были охвачены гонкой вооружений, вели войны в Корее и Вьетнаме; в ФРГ же тогда почти отсутствовала военная индустрия, и западногерманские товары хлынули на внешние рынки. Новым импульсом стало создание в 1957 — 1958 гг. «Общего рынка», где ФРГ быстро стала главной промышленной силой, использовала все выгоды снятия таможенных барьеров.

Промышленность не просто росла, она существенно изменялась. Символами былой индустриальной мощи здесь были домны и закопченные цехи машиностроительных заводов; сегодня же ими становятся серебристые корпуса атомных электростанций, легкие конструкции заводов электроники, лабиринт трубопроводов на почти безлюдных предприятиях нефтепереработки или нефтехимии. В настоящее время основным фактором развития и «преобразователем» стала научно-техническая революция. Она проявляется во всем: в ломке промышленной структуры, в индустриализации сельского хозяйства, в резком увеличении затрат на науку и образование, в росте престижа и притягательности центров научно-технического прогресса. Но процесс этот сложный. Научно-техническая революция началась в ФРГ на 10—15 лет позже, чем в США. Поздний старт заставлял монополии Западной Германии перестраиваться быстрее и позволял использовать опыт других стран. До середины 60-х годов развитие индустрии можно было назвать «наукоэкономящим», затраты на науку и образование были небольшими, набор экспортной продукции оставался более или менее традиционным: станки, электрооборудование, автомашины. Самым типичным примером этой традиционности был гигантски выросший экспорт почти не измененной модели автомашины «Фольксваген». С середины 60-х годов развитие индустрии стало более интенсивным, происходят быстрые перемены в структуре промышленности и экспорта.

Однако отнюдь не все отрасли индустрии находились «на волне»; энергично развивались новые и новейшие, многие же старые переживали мучительный кризис и свертывались. В Западной Германии 50-х годов еще доминировали угольно-металлургический комплекс и тяжелое машиностроение. Но за 1950 — 1970 гг. во много раз выросли нефтепереработка, химическая промышленность, автомобилестроение, электротехника. Были созданы совершенно новые отрасли — электроника, авиаракетная, атомная техника и атомная энергетика. Доля новых и новейших отраслей выросла с 1950-х до начала 70-х годов почти вдвое. Лицо западногерманской индустрии определяют теперь нефтепереработка, нефтехимия, электроника, электротехника и автомобилестроение.

От этих отраслей зависит ныне и положение ФРГ на внешних рынках. На экспорт идет более 40% автомобилей, 30% химикатов, более 20% изделий электротехники и электроники. По вывозу автомобилей и многих электротехнических изделий ФРГ занимает первое место в мире. Зависимость автосборочного завода в Эмдене от экспорта в США настолько велика, что его продукция сокращалась во время забастовки докеров Нью-Йорка.

Наряду с динамично развивающимися перспективными отраслями есть и бедствующие, в которых выпуск продукции сокращался, заводы закрывались и происходили массовые увольнения трудящихся. Это угольная и железорудная, текстильная и обувная промышленность. Естественно, что там, где были сконцентрированы предприятия этих старых отраслей, масштабы бедствия проявляются ощутимее всего.

Научно-техническая революция усилила концентрацию производства: выживали в конкурентной борьбе лишь сильнейшие монополии. Каждый четвертый рабочий и служащий зайят на предприятии, принадлежащем какой-либо из 25 ведущих монополий ФРГ. Четыре концерна — Тиссена, Гёша, Круппа и «Зальцгиттер АГ» — контролируют ныне 9/10 оборота черной металлургии. «Большая четверка» в автомобилестроении («Фольксваген», «Даймлер-Бенц», «Опель» и «Форд») дает около 9/10 автомашин. За 1950 — 1970 гг. исчезло два десятка фирм автомобилестроения; чем больше машин становилось на автобанах, тем меньше оставалось их производителей.

И так во всем: 15 концернов универмагов контролируют 1/3 всего оборота торговли, они захватили лучшие места на торговых улицах каждого западногерманского городка, построили «супермаркеты» у автострад. Семь монополий пищевой промышленности оставили своим конкурентам на рынке «мини-часть», равную 7%. Мелкий производитель в сельском хозяйстве кончает свое существование: он полностью зависит от химических, пищевых, торговых концернов.

На верхушке монополистической лестницы стоит финансовая олигархия — несколько групп крупнейших банков и монополий. Монополиям активно помогает государство. Оно владеет наименее прибыльными секторами хозяйства, зачастую приносящими убытки: добычей бурого угля и железной руды, производством электроэнергии, железными дорогами. А монополиям предоставляются на льготных условиях необходимые им сырье, электроэнергия, транспортные услуги. Государство за счет налогоплательщиков финансирует дорогостоящие научно-исследовательские работы, важные для индустрии, созданиещелых новых отраслей — «атомные программы», программы производства ЭВМ, космические программы. Оно активно поддерживает экспорт западногерманской продукции. В целом доля государственных капиталовложений в производство достигает 1/3.

Научно-техническая революция изменила многое в снабжении ФРГ сырьем, а значит, и в размещении промышленности. Страна потребляет 10 % горнодобывающей продукции капиталистических и развивающихся стран, а сама дает лишь 1 % добычи сырья этих государств. Импортные нефть и газ потеснили местный уголь; вместо местной руды из рудников Зигерланда или «соседней» руды из французской Лотарингии начался массовый импорт более качественной заморской руды из Либерии и Бразилии. Если в 1950 г. в ФРГ было 65 рудников, то в середине 70-х годов их осталось менее десятка.

Близость к углю, к Руру раньше была чуть ли не важнейшим фактором размещения производства. Сегодня условия снабжения топливом изменились: уголь уже не главный вид топлива; вся территория страны пересечена нефтепроводами, цены на мазут практически одинаковы везде. Для развития промышленности стала важнее близость к путям доставки сырья и топлива извне. Индустрия в последние годы двигалась к морю, навстречу потокам импортного сырья, и в сельскую местность — в поисках наиболее дешевой рабочей силы.

На размещении промышленности сказалось и создание новых центров науки и образования, к которым тяготеют новейшие отрасли. Кроме старинных университетов в Гамбурге, Кёльне, Мюнхене или традиционных тихих университетских городов Геттингена, Гейдельберга, Тюбингена появились новые центры образования: Рурский университет в Бохуме, университеты в Дюссельдорфе, Касселе, Констанне; возникло несколько научно-исследовательских центров монополий.

От всех этих изменений больше всего выиграли Юго-Запад и частично Юг — районы с наиболее современной промышленной структурой в ФРГ. В сумме они дают уже более половины промышленной продукции страны, а по новым отраслям доля одного Юго-Запада превышает 2/5. В этих районах размещается и основная часть военно-промышленного комплекса. Баден-Вюртемберг стала сейчас самой индустриальной из земель ФРГ.

Однако в стране остается еще немало «белых пятен», не затронутых научно-техническим прогрессом, где индустриализация еще слаба. Север и часть Юга, а также восточные пограничные районы теряют население и отличаются высоким уровнем безработицы.

С другой стороны, агломерации Запада страдают от перенасыщенности хозяйством, от транспортной перегрузки, от загрязнения природной среды. Индустриальное сердце страны — Рур — поражено кризисом угольной промышленности, процесс обновления его структуры идет медленно.

Итак, отдельные отрасли хозяйства развивались неравномерно; в результате имеются высокоразвитые и бедствующие районы, в стране существуют большие контрасты и сложные проблемы. Ныне уже никто не говорит об «экономическом чуде». С 1967 г. экономика ФРГ стала испытывать сильный спад, больших размеров достигла безработица. Еще сильнее подорвал экономику страны экономический кризис 1973—1976 гг., когда слились воедино энергетический, экологический кризисы и кризис городов. Промышленное производство резко сократилось; число безработных в 1976 г. достигало 1,3 млн. человек; резко подорожали жилье, продукты, бензин и многие товары первой необходимости. Западногерманская экономика развивается неравномерно, со спадами и подъемами. Проблемы ее можно понять лучше, ознакомившись с основными и наиболее типичными отраслями хозяйства.

Большие изменения претерпело топливно-энергетическое хозяйство. Если раньше топливной базой в ФРГ служил уголь, то в настоящее время свыше половины всего потребляемого топлива составляет нефть. Более чем на 9/10 это импортная нефть из Ливии, Саудовской Аравии, Алжира и других стран. Она поступает по нефтепроводам от Роттердама и Вильгельмсхафена к Кёльну и от средиземноморских портов на Юго-Запад и Юг ФРГ. Собственная добыча нефти составляет ныне всего 5 млн. т.

Более 70% нефтепереработки контролируется американскими и английскими монополиями. Мощность нефтеперерабатывающих заводов достигла в 1975 г. 155 млн. т. Старый центр нефтепереработки— Гамбург, а новые возникли во внутренних районах — Рейнско-Рурском, Юго-Западе и в Баварии (Инголыптадт). Однако потребности страны все равно не удовлетворяются, поэтому часть нефтепродуктов ввозится.

Энергетический кризис подчеркнул неустойчивость такого топливно-энергетического хозяйства, основой которого является импортная нефть. Западная Германия пытается вести поиски нефти в своем секторе Северного моря, но ее часть континентального шельфа невелика — всего 30 тыс. кв. км.

Свои источники газа в ФРГ также невелики — лишь в районе Эмсланда на северо-западе. Когда-то газовое хозяйство базировалось на каменном угле, но теперь происходит его перестройка на природный газ, а это означает увеличение импорта. Построен газопровод из Нидерландов, от Гронингена. С конца 1973 г. начал поступать в Баварию более калорийный, чем голландский, газ из Советского Союза. В 1976 г. по проведенному газопроводу к Эмдену пришел газ из норвежской части шельфа Северного моря.

Резко сократилась в ФРГ добыча каменного угля — с 142 млн. т в 1960 г. до 84 млн. т в 1977 г. Потеряло работу 300 тыс. шахтеров, закрыты многие вполне рентабельные шахты. В связи с топливными трудностями такая энергетическая политика кажется особенно нелогичной. Угольный концерн «Рурколе Атомная АГ», в руках которого почти вся добыча в Руре, работает, однако, с убытком.

Довольно стабильной остается добыча бурого угля, которая достигает 120 — 130 млн. т. Бурый уголь имеет надежных потребителей — электростанции и брикетные фабрики, а главное, это самый дешевый вид топлива в ФРГ. Основная часть его добывается в четырех карьерах Нижнерейнского (Кёльнского) бассейна. Добыча ведется открытым способом и полностью механизирована.

Каменный и бурый уголь — основа электроэнергетики Рейнско-Рурского района, на который приходится около половины всех мощностей электростанций. Линии электропередач идут отсюда во все концы страны: на север, юго-запад и юг. Только в Баварии работают гидростанции на альпийских реках — Инне и других притоках Дуная.

Перспективы электроэнергетики — в строительстве атомных станций. В 1979 г. эксплуатировалось 15 АЭС общей мощностью 8 млн. кВт; строится несколько более крупных станций, их доля в общем приросте мощностей будет составлять до 40 %, так что, как планируется, в 1980 г. мощность АЭС в ФРГ достигнет 20 млн. кВт. Атомная энергетика — типичнейший пример отрасли, созданной государством.

Сложны в настоящее время проблемы черной металлургии, дающей примерно 40 млн. т стали в год. Ее производственная база перестроена: господствующим стал кислородно-конверторный способ выплавки стали, выросло производство электростали, идут работы по прямому восстановлению металла из руды. Однако размещение металлургических заводов в основном в Руре и Сааре при огромном импорте руды стало маловыгодным. Приморские заводы имеют преимущество: они могут использовать и дешевый американский уголь. Рур получает импортную руду (из Швеции, Бразилии, Либерии и Канады) двумя путями: главным — по Рейну и вторым — по каналу Дортмунд— Эмс. Еще сложнее положение «сухого» района — Саара, который вынужден использовать лотарингские руды. Третий район — Зальцгиттер базируется на своей руде, но и он уже переключается на более дешевую и качественную привозную. Единственный крупный приморский металлургический завод в ФРГ — в Бремене, где к «Везерпорту», к его домнам, подходят рудовозы.

С черной металлургией связаны старые, наиболее металлоемкие отрасли машиностроения. Производство оборудования для шахт рудников, для самих металлургических заводов сосредоточено в Руре, здесь же и в Баден-Вюртемберге делают станки. В Зальцгиттере строят вагоны, производят оборудование для химических заводов.

Металлист — ведущая профессия западногерманских рабочих: во всем комплексе металлообработки (включая электротехническую промышленность) занят каждый третий работающий в промышленности; на этой отрасли приходится 1/3 всей промышленной продукции и почти половина экспорта.

Новые отрасли машиностроения в меньшей степени зависят от очагов металлургии. Автомобильной столицей ФРГ называют Вольфсбург — небольшой городок на северо-востоке страны, где находится головной завод концерна «Фольксвагенверк». Почти двадцать лет после войны он выпускал одну и ту же модель машины — компактную, несколько старомодную. В ФРГ ее называют «жучок». Эта машина оказалась очень выгодной и конкурентоспособной. Заводы концерна могут производить до 2 млн. машин в год, «жучки» экспортируются в 100 стран мира, в том числе и в США. От гигантского завода в Вольфсбурге «отпочковалось» несколько филиалов — в Ганновере, Брауншвейге и Касселе. Специально для экспорта за океан был построен автосборочный завод в Эмдеке.

Другой гигант автомобилестроения — «Даймлер-Бенц» возник в 20-х годах в результате слияния двух фирм. Его легковая машина «Мерседес» — одна из самых дорогих в мире, она доступна лишь самым обеспеченным людям. Головной завод концерна размещается в Штутгарте, а несколько филиалов, которые производят и грузовые машины, — в его пригородах.

Две крупнейшие фирмы автомобилестроения принадлежат американскому капиталу. «Форд» еще до войны обосновался в Кёльне, а «Дженерал моторе» полностью владеет фирмой «А. Опель» с заводами в Рюссельгейме (у Франкфурта) и Бохуме. Американские автомобильные концерны, производя машины на этих заводах, как бы обходят таможенные пошлины: они могут продавать их на рынке ФРГ, а также в других странах «Общего рынка».

Автомобилестроение ныне уже не процветающая отрасль. Внутренний рынок близок к насыщению, содержание автомобиля обходится все дороже, сильно выросли цены на бензин. К тому же как на внутреннем, так и на внешнем рынках усилилась конкуренция японских и других иностранных фирм. Спады в автомобилестроении сказываются на работе огромной массы людей — считается, что от него прямо или косвенно зависят 12 млн. жителей ФРГ.

На одном из первых мест в мире находится западногерманское судостроение. Оно выпускает и крупные танкеры, и контейнеровозы, и целые  рыболовные флотилии, и так называемые рейнские суда для внутренних путей. Главные судоверфи расположены в Гамбурге и Киле.

Весь научно-технический прогресс в промышленности, ее переоснащение были бы немыслимы без развития электротехнической промышленности, и в частности электроники. ФРГ сильнее других стран в области старой, «классической» электротехники: она остается первым в капиталистическом мире экспортером этой продукции. Но ФРГ заметно отстает от США по электронике, а по радиоэлектронике уступает и Японии. Американский концерн ИБМ владеет самым крупным в Европе заводом электронно-вычислительных машин в городе Майнце и доминирует на западногерманском рынке, а японские радиоприемники и телевизоры успешно конкурируют с западногерманскими внутри страны.

Быстрое развитие электротехники и электроники в ФРГ связано с переоснащением ее хозяйства (путем внедрения ЭВМ, создания атомной промышленности, и прежде всего строительства реакторов) и с заказами военно-промышленного комплекса. Традиционные районы электротехнической промышленности — Юго-Запад и Юг. Здесь находятся штаб- квартиры крупнейших концернов — «Сименс» «АЭГ—Телефункен» и «Бош», их основные научно-исследовательские центры и головные предприятия. Сюда же незаконно были переведены, многие заводы из Западного Берлина. Крупными центрами электротехники и электроники являются Мюнхен, Нюрнберг, Эрланген, Франкфурт-на-Майне, Штутгарт. Радиотехнический концерн «Грундиг» с основными предприятиями в крупных баварских городах вынес свои филиалы в сельскую местность, что связано с использованием дешевой рабочей силы, особенно женской.

В последние годы в ФРГ расширились старые и возникли новые предприятия военно-промышленного комплекса. Преобладать стали новые отрасли — авиаракетная, электроника; возрождена танковая промышленность. Если в прошлом главным арсеналом страны был Рур, то теперь предприятия военно-промышленного комплекса развиваются в основном на Юге. В Баварии, в частности в Мюнхене, размещены научно-исследовательские центры, полигоны и заводы авиаракетного концерна «Мессершмитт-Бёльков-Блом» и фирмы «Дорнье», танковые заводы «Краус-Маффей», крупный производитель двигателей «Моторентурбинен-унион». Другое звено военно- промышленного комплекса — Север, где размещаются судостроение и авиаракетная промышленность.

Мировую известность имеет химическая промышленность ФРГ. В ней занят каждый десятый рабочий и служащий страны. В послевоенные годы произошла серьезная перестройка этой отрасли. Она выражалась в бурном развитии химии органического синтеза, в переключении ее с угольной на нефтяную и газовую базу. Это обеспечило быстрый рост и модернизацию всей отрасли; основой ее экспорта стали пластмассы, синтетические волокна, фармацевтические изделия. Из старых традиционных отраслей экспортное значение имеет производство удобрений, особенно калийных (2,3 млн. т), по которому ФРГ занимает пятое место в мире.

«Осью» химической промышленности издавна был Рейн, где размещались основные центры гигантского концерна «ИГ Фарбениндустри», ликвидированного после войны. Теперь «концерны-наследники» сосредоточили в своих руках химическую промышленность трех основных районов по Рейну — Рейнско-Рурского, Рейнско-Майнского и Людвигсхафена — Мангейма. Развитие химии органического синтеза мало изменило ее географию: ко всем трем главным очагам проложены нефтепроводы от портов, вблизи каждого из них возникли нефтеперерабатывающие заводы. Нефтепереработка была как бы «подведена» под сложившуюся ранее схему размещения основных заводов. Это усилило загрязнение Рейна, увеличило массу отходов, сбрасываемых в реку.

Потребность химических концернов в большом количестве импортного сырья, и прежде всего в нефти, необходимость экспортировать свою продукцию и, наконец, загрязнение ими Рейна вынуждают их искать новые варианты размещения. Наиболее удаленный от моря гигантский концерн БАСФ построил несколько новых заводов в портах Нидерландов и Франции.

Легкая промышленность ФРГ намного уступает тяжелой. ФРГ вынуждена ввозить ткани и обувь в большем количестве, чем любая другая капиталистическая страна Европы. Продукция старинных текстильных районов и центров вокруг Рура (Крефельд, «Бергишес Ланд», Мюнстерланд) и на Юге (Аугсбург и северо- восток Баварии) оказалась под давлением конкуренции тканей «из реторты»— из химических, и прежде всего синтетических, волокон. Большое влияние оказывает и конкуренция импортных тканей стран «Общего рынка». Обувная промышленность в значительной степени перешла на искусственную кожу; рынок ФРГ наводняет более дешевая итальянская обувь.

Широко известны традиционные отрасли страны— пивоварение и виноделие. Если верить рекламе, в ФРГ производится около 4 тыс. сортов пива; пивоваренные заводики есть во многих мелких городах. ФРГ держит и мировой рекорд потребления пива — 150 литров на душу населения в год. Пивные погребки и залы — любимое место встреч и бесед. Около трети пива идет на экспорт.

Рейнские и мозельские виноградные вина известны и за пределами страны. Долину Мозеля со знаменитыми виноградниками называют «винной дорогой».

Сильно изменилось за последние десятилетия сельское хозяйство. Научно-техническая революция проявилась и здесь: происходит индустриализация сельского хозяйства, оснащение его техникой, электроэнергией, химикатами. На полях работает 1,5 млн. тракторов (на единицу площади это в 4 раза больше, чем в США), на каждый гектар удобрений вносится больше, чем в Англии, Франции и США. И земля платит высокими урожаями: более 40 ц/га пшеницы, 36 — ржи, 270 — картофеля. Собственное производство пшеницы удовлетворяет внутренний спрос на 80 %, сахара — на 85, мяса — на 90 %, молока — на 100 %.

Особенно развито животноводство, которое дает 4/5 всей продукции сельского хозяйства. Благоприятные условия для молочного животноводства имеются в предгорьях Альп, где на альпийских лугах содержится около 1/3 всех молочных коров страны. Молочное направление преобладает и на Севере, в приморских районах с их сочными лугами и пастбищами. Средний надой молока от одной коровы — свыше 4000 кг в год. Повсеместно распространено свиноводство: по поголовью свиней (21 млн.) страна занимает первое место в капиталистической Европе. Свинина— любимое и распространенное кушанье.

Растениеводство «помогает» животноводству — везде возделываются рожь, овес, картофель, кормовые культуры, а на луга и пастбища приходится 2/5 всей сельскохозяйственной площади.

Основной зерновой культурой стала пшеница, после войны занятые ею площади сильно выросли. Особенно это заметно в «зерновом поясе» от восточного побережья Шлезвиг-Гольштейна до Кёльнско-Ахенской «бухты» на западе. В этом поясе особенно высокие урожаи собирают на островках плодородных черноземных почв у Ганновера и Брауншвейга. Другой пшеничный район — Дунайская равнина в Баварии. Из технических культур наиболее типична для ФРГ сахарная свекла. Она возделывается в самых теплых и плодородных районах — у Ганновера-Брауншвейга и в Кёльнско-Ахенской «бухте».

Знаменитое западногерманское пивоварение было бы невозможно без ячменя и хмеля. Яровые сорта ячменя, предназначенные специально для пивоварения, возделываются в Баварии и на Юго-Западе; в этих же районах можно увидеть плантации хмеля, который вьется по особым подпоркам. ФРГ — крупнейший производитель хмеля в капиталистическом мире. В пригородных зонах развито овощеводство, на Юге и Юго-Западе много фруктовых садов.

Общая картина успехов сельского хозяйства не может скрыть сложных и тяжелых проблем крестьянина. Крестьянстве ФРГ живет хуже других слоев населения: только каждое пятое хозяйство в деревне дает его владельцу такой же заработок, как у промышленного рабочего. Для того чтобы закупать машины и удобрения, нужно иметь все больше земли, урожаев и денежных средств. А земельная реформа 1947—1948 гг. не уничтожила крупного землевладения, не дала земли мелкому крестьянину. Весь послевоенный период шла концентрация сельского хозяйства. За 1949—1970 гг. число хозяйств уменьшилось на 700 тыс., миллионы людей ушли из деревни в города, в промышленность и сферу обслуживания. В сельском хозяйстве осталось лишь 1% активного населения.

Средний размер хозяйства в ФРГ — всего 15 га. И видимо, еще многим крестьянам предстоит разорение. Эксперты «Общего рынка» считают, что выжить в конкурентной борьбе могут лишь крупные современные хозяйства площадью 80 га, с 40 молочными коровами или 10 тыс. голов птицы. Для ФРГ это означает, что выживет лишь половина существующих ныне сельскохозяйственных предприятий.

Все эти проблемы особенно обострились после создания «Общего рынка». По индустрии ФРГ превосходит своих партнеров в ЕЭС, и здесь интеграция — импульс развития, а по сельскому хозяйству она слабее других. Объясняется это тем, что доля его в ФРГ ниже, а в связи с этим меньше и удельный вес страны в аграрной продукции «Общего рынка». Кроме того, ФРГ зависит от импорта продукции сельского хозяйства больше других стран. И наконец, еще важнее то, что издержки производства многих продуктов в ФРГ выше, чем в других странах «девятки», выше и цены. Поэтому введение единых цен на зерно, свинину, говядину и птицу в «Общем рынке» ставит сельское хозяйство ФРГ под сильнейшую угрозу. Больше всего бьет по мелким и средним хозяйствам. Страдают в первую очередь горные районы Юго-Запада, где средняя площадь хозяйств составляет ныне всего 5—6 га.

Шевченко Л.М., Гроздова И.Н., Рогов Е.Ф.

Федеративная Республика Германия (ФРГ) (Страны и народы, книга 1979-го года)



НАВЕРХ

 

Внимание! При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Советика.ру обязательна! При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно! Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов, художников, фотографов и т.д. Желательно, при использовании материалов сайта уведомлять авторов сайта!

 

 

 



Герб ФРГ


Интересное

Неудержимый Ролан – человек-стихия


Одна из красивейших женщин советского кинематографа Эльза Леждей


Новое на сайте

16.04. новости - В мире животных. Легендарная передача, объединившая поколения

15.04. новости - Кинотеатр "Москва". От грандиозного открытия до забвения и возможного возрождения

09.04. новости - “Синяя Птица”: удивительный мост между культурами и волшебством кинематографа

08.04. новости - Кинематографический взгляд на Великую Отечественную войну: «Иван Никулин – русский матрос»

28.03. разное - Российская ОС для компаний и организаций , Отечественная СУБД онлайн , Прогнозы на волейбол онлайн

26.03. новости - Соня Тимофеева. Вспоминаем яркую актрису советской эпохи и ее исключительный талант

24.03. новости - "Русские приключения Синерамы" - уникальный советско-американский панорамный документальный фильм, разное - Какие плюсы можно получить вместе с образованием в режиме онлайн

21.03. новости - Борис Сичкин. Тернистый путь и невообразимая харизма

19.03. новости - Выдающийся пианист и талантливый дирижер Святослав Рихтер, разное - Хозтовары и сантехника онлайн

18.03. новости - «Ромео и Джульетта» - советский балетный шедевр на экране

 


 

© Sovetika.ru 2004 - 2024. Сайт о советском времени - книги, статьи, очерки, фотографии, открытки.

Flag Counter

Top.Mail.Ru